Мем при вирусном маркетинге
Всего материалов: 711
Профессор Иона Бергер (Jonah Berger) из Пенсильванского университета со своими коллегами проанализировал, как часто и какие материалы New York Times посылают друг другу пользователи, и пришел к следующему выводу относительно того, какими качествами обладает вирусный (быстро распространяюшийся) материал:
- Удивляющий
- Интересный
- Впечатляющий
- Позитивный
- Имеющий практическую пользу
В то время, как интенсивность эмоций была напрямую связана с тем, будут ли люди делиться данным материалом или нет, самые распространяемые статьи включали в себя сильные позитивные эмоции, такие, как благоговение, или практические советы.
На самом деле, сила благоговения была настолько велика, что один тип статей обогнал все остальные: к всеобщему удивлению самыми популярными оказались научные статьи.
При этом историями, вызывающими чувство печали, делились немного реже.
Мэтью Инман вывел следующую формулу популярности материала:
- Выбирайте тему, близкую вашей аудитории;
- Создавайте легко потребляемый материал: много картинок, не очень много текста;
- Создавайте инфографику;
- Используйте популярные мемы;
- Подстрекайте эмоции.
А если вы создадите список из 10 случайных слов и соедините их с еще каким-нибудь словом, то наверняка получите идеальный заголовок (подробнее об этом в обучающей презентации от The Outmeal):
I can has cheezburger?
Он начал сайт в январе, а к маю число уникальных посетителей достигло 1,5 миллионов. Инвесторы приобрели сайт за 2 млн. долларов в 2007 году.
Успех кота с чизбургером был большим сюрпризом для всех, в том числе и для самого Эрика, который, впрочем, был уверен, что причиной успеха стало сообщество – читатели оценивали и комментировали посты в блоге, так же, как и создавали свои собственные мемы.
Сообщество – это одна из основных причин распространения мемов.
Но это не все, что делает мем мемом. Согласно исследованию видео на YouTube, мемы обычно:
- Фокусируются на простых людях
- Затрагивают гендерные аспекты
- Смешные
- Простые
- Повторяющиеся
- Причудливые
Оригинальное изображение
Мем
Но если мемы невозможно контролировать, а вирусные статьи должны быть веселым, удивительными и впечатляющими, возможно ли вообще создание релевантного вирусного материала?
Вот некоторые советы, которые могут помочь вам в этом:
- Создавайте материал, относящийся к более широкой аудитории, чем ваша.
- Будьте креативными и удивляйте.
- Рассказывайте истории (помните, что истории, рассказанные от первого лица, захватывают больше).
- Будьте забавными.
- Возмущайте и пугайте (но не переусердствуйте с этим).
- Будьте вдохновляющими.
Наконец, создавайте имеющий практическое значение материал:
- Решайте проблемы ваших читателей.
- Будьте уверены, что вы хорошо знаете тему (проведите исследование).
- Объясните читателям, как они могут использовать эту информацию.
- Старайтесь избегать неясностей.
- Указывайте источники информации.
- Еще раз – решайте проблемы ваших читателей.
На самом деле, даже потенциально вирусный материал может не стать таким до тех пор, пока не достигнет кого-нибудь влиятельного – известную в Интернете личность. Самый простой способ сделать это – быть связанным с такими влиятельными людьми.
Вот несколько советов, которые помогут вам построить взаимоотношения с такими людьми:
- Ищите Twitter, Facebook, LinkedIn, forums, Google+ и другие сети людей с большой аудиторией.
- Прогуглите вашу тему и найдите наиболее влиятельных блоггеров, которые пишут об этом.
- Подумайте, что может быть нужно этим людям, и как вы им в этом можете помочь.
- Контактируйте с людьми напрямую.
- Не скрывайте своих мотивов, иначе вы будете выглядеть манипулятором.
- Лесть может помочь, но начинайте все же не с нее, а с вашего вопроса.
- Обратите внимание на то, что вы занимаетесь одними и теми же вещами. Можете рассказать о предыдущих своих проектах.
- Не будьте слишком формальным. Не шлите писем, которые выглядят как реклама.
- Включайтесь в проекты, которые полезны вам обоим.
- Вовлекайте известных людей в создание вирусного материала и указывайте их.
- Оставайтесь на связи.
Про мемы же следует помнить то, что лучше их вообще не использовать. Поскольку, контролировать их невозможно, вы никогда не сможете предугадать, к чему все это приведет.
И, наконец, вы можете посмотреть видео, в котором Кевин Аллокка, тренд-менеджер YouTube, философствует о нелепых Интернет-видео. В своем выступлении он рассказывает о четырех причинах, способствующих вирусному распространению видео.
Рассказываем о том, почему юмор в маркетинге — к лучшему, как он помог нам значительно снизить стоимость клика и при чем тут Кокорин.
Как должна выглядеть рекламная публикация? Не на какой-то конкретной площадке, а в принципе? Любой скажет, что она должна быть цепляющей, креативной, интересной (нужное подчеркнуть), и будет абсолютно прав. Никому не нужны скучные, банальные визуалы.
Но в большинстве своем, когда речь заходит о необходимости создания рекламных объявлений, мы начинаем думать определенными рамками, которые нам дают тренды. Тренд 2018 — изометрия и градиенты? Отлично, давайте использовать их! О, а давайте заложим в картинку метафору, типа взлетающей ракеты! Отлично! Здорово! Круто! Только так думают почти все. И мы думали.
Как раньше мы делали визуалы для продвижения в FB? В мае мы запускали промоут нашего кейса с МВидео. В самом кейсе была отличная цифра возврата инвестиций — 760%, что мы и использовали. Поместили огромную надпись ROI 760% на картинку с растущим графиком и взлетающей ракетой. Выглядит здорово, передает основную идею, и по результатам тоже было неплохо — 8,78 рублей за клик.
В 2019 году, когда размеры индустрии достигли просто невиданных масштабов, рекламы в большинстве своем как могут соревнуются друг с другом, в итоге походя друг на друга все больше и больше. Стандартизированность в рекламе порой просто поражает.
Хороший пример — рекламы ипотек в банке. Стандартный образ счастливой семьи. Порой настолько стандартный, что одна и та же семья появляется в рекламах разных банков.
Вы скажете, что есть крутые и креативные: Тинькофф, Точка. Но исключение из правила только подтверждает правило. Именно поэтому, когда появляется что-то действительно крутое, наиболее остро виден его контраст с серыми унылостями в одинаково яркой упаковке.
В этом плане очень круто выделилась Yota, со своей рекламной кампанией “Реклама Yota”. Это выглядело настолько нестандартно и свежо, что просто не могло не зацепить и не получить вирусного распространения в соцсетях, ибо в эпоху “рекламной слепоты” сложно заставить человека обратить внимание на рекламу.
Формулируем мега банальный, но мега важный постулат: реклама должна цеплять. Не просто быть красивой. Не просто быть модной. Не просто быть секси. А прям цеплять. Выбиваться из общей “креативной” массы.
В декабре в нашем блоге мы опубликовали очень полезную статью о том, как правильно проводить акции и конкурсы, чтобы соответствовать всем нормам российского законодательства (пользуясь случаем, всем еще раз рекомендую ее прочитать). Естественно каждую публикацию мы продвигаем на Facebook, по стандартной схеме: заглавная иллюстрация из статьи + короткий, но цепляющий текст + таргет на нашу аудиторию. И подходить к промоуту новой статьи собирались точно так же, пока не возник резонный вопрос:
Почему бы не попробовать сделать что-то из ряда вон выходящее? То, что явно обратит на себя внимание в ленте человека, глаз которого уже относительно замылен в плане рекламы. Тогда и пришло решение попробовать мем-маркетинг. Почему именно мемы? Объясню чуть позже.
Основная суть продвигаемой статьи заключалась в следующем: что нужно сделать при проведении акции, чтобы не иметь проблем с законом. Соответственно картинка должна была:
- Передавать суть статьи;
- Выглядеть нестандартно;
- Быть в принципе смешной.
Маркетинг зачастую держится на тестах и экспериментах, поэтому для старта этой рекламной кампании мы создали 6 картинок: 1 обычную и 5 мемов. Цель: проверить, действительно ли мемы сработают лучше.
Запустили все картинки в дело 26 декабря, в преддверии новогодних праздников.
Что получилось в итоге?
Прежде чем я расскажу о результате этой кампании, давайте быстро взглянем на то, сколько в среднем в России и мире составляет стоимость клика (CPC) на Facebook. По разным данным, средняя цена клика на Facebook в мире составляет от $0,17 до $0,30, что равно примерно 11-20 рублям.
Тестирование длилось одну неделю, бюджет был заложен 2000 рублей на всю кампанию. Показы автоматически распределяли внутренние алгоритмы Facebook, чаще выводя в ленте те публикации, которые больше нравятся пользователям, находят больший отклик, по сравнению с остальными. И результаты получились следующими:
Мем с Кокориным стал самым результативным, получив 864 клика за неделю при цене клика 2,09 рублей, что в 5-9 раз ниже среднего показателя. Это очень хороший результат. Безусловно мы ему порадовались, и наш пытливый ум задал ещё один вопрос:
Иными словами, почему это сработало в данном конкретном случае? Почему именно эта картинка выделилась на общем фоне и собрала больше кликов, чем остальные? Есть несколько объяснений.
Во-первых , это выделилось из общей массы. Для русскоязычного делового сегмента Facebook формат мемов в принципе не характерен. Много ли их, например, в ленте среднестатистического коммерческого директора? Отнюдь. Вот и притянуло внимание на первом этапе. Как мы видим из результатов, самое низкое количество кликов и самый высокий CPC именно у стандартной картинки.
Во-вторых , юмор взаимодействует с человеком на эмоциональном уровне. В эпоху вездесущей рекламы из каждого утюга, к ней уже есть несколько негативное отношение у большинства людей. Поэтому картинка, несущая в себе юмор, сразу перепрыгивает через этот барьер в голове человека.
Юмор строится на самом парадоксе ситуации. Не так смешон сам Кокорин в наручниках. Смешно от того, что для промоута серьёзной юридической статьи был выбран такой слегка глупый метод. Кто-то найдет это не совсем рациональным. Но черт возьми, именно глупость и парадокс в данном случае вызывали эмоциональный отклик, соответственно притянули внимание, далее сформировали положительный бэкграунд в голове и увеличили вероятность совершения целевого действия. Главное не переборщить с этим.
В-третьих , это было актуально. Пусть и относительно. События, произошедшие с футболистами Кокориным и Мамаевым произошли в начале октября 2018 года и вызвали колоссальный общественный резонанс. Сложно было найти человека, который бы даже косвенно не был в курсе произошедшего. Картинка с Кокориным в наручниках уже расходилась по соцсетям и телеграм-каналам, поэтому образ был вполне узнаваемым, в отличие от, например, его же фотографии в суде. Поэтому даже несмотря на то, что с момента событий до начала нашей кампании прошло 1,5 месяца, мем все равно оказался к месту.
Кто делает это постоянно?
Из тех, что приходят на ум сразу — Додо Пицца и Бургер Кинг. И их можно понять, ведь целевая аудитория почти на 95% состоит из молодежи от 15 до 25 лет. Поэтому данная маркетинговая модель оправдана абсолютно.
Есть ли у нее минусы? Безусловно есть. Если говорить и о тех, и о других, их мемы слишком прилизанные и брендированные, т.е. используют фирменные расцветки, шрифты, логотипы. В итоге имеют риск смешаться с обычной рекламой.
Вторая проблема, которая касается больше Бургер Кинга — шутки на грани фола. Да, молодёжь такие любит. Но лично нам такой подход не близок. При всей любви к юмору и дерзости мы не можем жестить и скатываться совсем в быдло-маркетинг. Хотя каждый, конечно, решает для себя сам.
То, что нам удалось в конкретной ситуации с помощью мемов добиться снижения стоимости клика в 5-9 раз не значит, что надо срочно всем бежать и делать мемы для рекламы. Вообще нет. Это не панацея. И не факт, что мы будем постоянно прибегать к этому методу.
Данный кейс говорит только об одном: выделяйтесь. И когда все пытаются выделяться — дерзните выделиться ещё больше. В рамках разумного, конечно. Внимательно изучите каждую площадку, на которой размещаете рекламу, стандартные визуалы своих конкурентов и подумайте: что бы могло приковать взгляд человека и вызвать у него эмоциональный отклик? И не стесняйтесь прибегать к юмору, даже если вы очень серьёзная компания. Все мы люди.
Как мемы помогают нам вступать в коммуникацию друг с другом
Мемы — вирусные идеи
Меметика — не наука, она лишь находится на грани научности, считает Александр Сергеев, член Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при Президиуме РАН. Однако если не принимать во внимание все амбиции меметики и применять ее как одну из теорий коммуникации, то в ее лице можно получить рабочую схему репрезентации идей.
Мем — это понятие, схожее с концептом, фреймом и скриптом, но способное описывать не только язык, но и любую внеязыковую действительность: кино, культурные обычаи, музыку, моду, живопись, стереотипные представления и их вариации. Этот термин оказывается очень удобным и для изучения массовой культуры, в особенности медиакультуры и идеологии.
В нашем предыдущем тексте о мемах мы рассказали, что мем — это не только смешная картинка, но и единица культурной информации. Наука, или скорее знание, изучающая мемы в таком смысле, называется меметикой.
Мем в меметике — это идея, символ, или образ, который самокопируется и передается из сознания одного человека к сознанию другого. Создатель меметики британский биолог Ричард Докинз считал, что мемы — это структуры в нервной системе, которые передаются от человека к человеку по причине их психологической привлекательности для людей.
Его последовательница Сьюзан Блэкмор считает, что люди — это мем-машины, а мозг — это мем-хранилище, чем объясняются большие размеры человеческого мозга по сравнению с мозгом приматов. По мнению Блэкмор, если ген — это первый репликатор эволюции, то мем и технологический мем (распространяемый посредством машинерии) — второй и третий репликаторы. Как и гены, мемы — эгоистичные репликаторы, которые стремятся к максимальному распространению самих себя. А значит, они являются паразитами или вирусами для своих носителей.
Остановимся подробнее на последних двух примерах.
Поэтому сниматься в рекламе больше не стыдно — это напрямую влияет на показатели популярности, цитируемости, упоминания в различных источниках, возможно, не затрагивая рост продаж напрямую, но увеличивая личный рейтинг и тиражируемость образа. Лидеры мнений становятся таковыми не столько из-за качественных знаний, которыми они обладают, а из-за того, что они распоряжаются популярными каналами информации, а, значит, могут транслировать в массы определенные идеи или продукты.
Мемы в рекламе: хайп и антихайп
Интернет-мем использует несколько каналов информации, как правило, визуальный и вербальный, а иногда и аудиальный канал, если мы говорим о видео или мелодии. Так как в интернет-мемах задействованы несколько каналов информации, они встают в один ряд с жанрами карикатуры и плаката, что делает интернет-мем идеальным средством рекламы или политической пропаганды.
С наибольшей скоростью, пожалуй, последнее время распространяются мемы про рэп-баттлы. Фактически каждый смм-щик (smm — social media manager) вынужден отреагировать на появление нового состязания, чтобы быть в тренде и не пропустить инфоповод.
Меметические войны: скрытая угроза
Тут мы опять вплотную подходим к знаковой природе мема и его схожести с симулякром, о которой мы говорили в предыдущей статье. Мемы, или симулякры, подменяют собой реально произошедшие события: важен не сам факт случившегося, а цепочка реакций на него.
Современные пресс-кампании состоят из медиа-мемов, транслирующих определенные идеи, да и инфоповоды часто существуют в медиапространстве как мемы. Например, мем covfefe из твиттера Дональда Трампа был сразу подхвачен теми, кто хотел сконцентрировать внимание на трамповской безалаберности.
Даже если допустить, что когда-то эти мемы были запущены политтехнологами, то сейчас они успешно реплицируются самими пользователями.
Тем не менее, идеи, упакованные таким образом, могут также навязчиво возникать в нашем сознании, даже если мы воспринимаем только их комическую оболочку. Поэтому исключительно важно сохранять холодный разум и оперировать критическим мышлением при анализе контента — ведь наши ошибки будут растиражированы на следующий день, а бурная реакция создаст ненужный хайп.
Комическая упаковка идеи в меме может использоваться как для негативного информационного воздействия, так и для формирования положительного образа.
Аватар сообщества, созданного Стефаном Бертрамом-Ли
В начале ноября 2016 в интернете стал набирать популярность флэшмоб Mannequin Challenge. Участники акции замирали в одном положении, а камера снимала их с разных сторон одним кадром. Таким образом достигался эффект остановки времени. Российские компании поучаствовали в акции и показали жизнь в своих офисах. Сервис знакомств Badoo показал, что происходит в московском офисе компании вечером после релиза нового продукта.
Летом 2018 года стал популярен мем Мафиозник — герой вирусного видео про мужчину в розовом костюме, который представляется как вор в законе по кличке Мафиозник.
Бренд PRO.КАЧКА сняли пародию на видео.
Мем “But That’s None of My Business” использованный в рекламе Lipton, стал популярнее оригинала.
Success kid (Успешный ребенок) — мем-эдвайс, на котором изображен маленький мальчик на пляже, сжимающий в кулаке песок. Британская медиа-компания Virgin Media использовала мем Success Kid в своей рекламной компании. Сопроводив надписью “Тим просто понял, что его родители получат каналы HD без дополнительной стоимости”.
Какая еще реклама с мемами вспоминается?
Старая реклама некоторых известных брендов
Вам пора и нам пора
Заяц с пейджером
С помощью такого мистического сюжета четвертая по величине южнокорейская финансово-промышленная группа заявила о ребрендинге. В 1995 году всемирно известный бренд Goldstar объединился с остальными активами компании — в том числе производителем бытовой химии и косметических средств Lucky. Ну а масштабная реклама явно заявляет: все изменения к лучшему, и даже сопевший на кресле небритый муж превратится в подтянутого солидного мужчинку в костюме.
Сейчас, такого, конечно, уже не делают — можете представить в современной рекламе шутки про подростковую беременность? 90-е были эпохой первооткрывателей, действовавших без оглядки на скучные правила. Теперь в рекламе царят порядок и благодать, но ту безбашенную дикость уже не вернуть.
Важен каждый символ
Далеко небезызвестная компания Procter & Gamble подала заявку в Американское патентное бюро для регистрации товарных знаков LOL (Laughing Out Loud), WTF (What The F*ck), FML (F*ck My Life) и NBD (No Big Deal).
P&G хотят использовать эти четыре акронима для таких товаров как жидкое мыло, средства для мытья посуды, чистящие средства и освежители воздуха.
Сокращения, подобные этим очень часто используются в социальных сетях и мессенджерах и являются очень популярными среди трудно охватываемых групп молодежи.
Миллениалы являются очень важными потенциальными клиентами потребительских продуктов. Крупный инвестор Нельсон Пелц, который вошел в состав правления P&G в марте, сказал в интервью CNBC, что молодые покупатели не хотят унифицированные бренды "для всех", вместо этого они хотят свои небольшие, локализованные бренды, к которым они могут эмоционально привязаться.
Наряду с трехбуквенными акронимами они так же регистрируют новый товарный знак "Home Made Simple" все в той же категории чистящих средств.
Сами P&G пока никак не прокомментировали ситуацию, однако известно что патентное бюро США запросило некоторые пояснения у компании, на которые они должны ответить до января.
Перевод очень вольный)
Реклама в "Назад в будущее"
Тебе, мой откуда ни возьмись взявшийся подписчик!
Итак, какие же бренды упоминались в знаменитой трилогии:
Бренд стал широко известен в США — он был представлен в каждом штате. В 2001 году Chevron поглотила Texaco, купив её акции за $37 млрд.
До 2005 года объединенная компания носила название Chevron Texaco, а позже она вернулась к своему прежнему названию — Chevron Corporation.
Компания Nike представлена во всех трех частях фильма, но именно самозашнуровывающиеся кроссовки из будущего стали популярны среди фанатов.
В 2011 году Nike предприняла первую попытку и выпустила ограниченную партию обуви, по дизайну повторяющую кроссовки из фильма. 1500 пар отличались от оригинала только использованием обычных шнурков.
Особая роль досталась видеокамере JVC GR-C1, которую компания начала производить в 1983 году. Именно ее использует Марти МакФлай в 1985 году, чтобы сохранить для истории первое путешествие во времени. Благодаря своей кинославе, камера попала в сотню лучших гаджетов всех времен.
В начале 1990-х компания была прибыльной за счет выпуска видеомагнитофонов и видеокассет. Позже, когда на смену пришли другие носители, JVC оказалась на грани банкротства — её спасало только производство плазменных телевизоров.
По замыслу продюсеров фильма, JVC должна была быть востребована и в 2015 году. Однако в реальности в 2009 году компания была приобретена японской фирмой Kenwood за $29 млн долларов и стала называться JVC Kenwood Corporation.
В конце 1970-х производитель пива Miller Brewing, ведущий свою историю с 1855 года, стал второй пивоваренной компанией в США. Тогда фирма принадлежала табачному гиганту Philip Morris. В трилогии представлены сразу несколько марок пива. Например, Бифф достает из холодильника в доме Макфлая Miller Lite Beer, а доктор Браун держит в руках Miller High Life. В 2002 году объединение Южноафриканских пивоваренных заводов (SAB) купило Miller более чем за $5,5 млрд. При этом Philip Morris Tobacco Company сохранила свою долю в 36%.
В результате компания была переименована в SABMiller и заняла второе место по производству пива в мире.
В 1985 году бренд был известен в основном только в США, европейским зрителям это имя ничего не говорило. Поэтому, например, при французском дубляже имя Calvin Klein было заменено на Pierre Cardin.
Коллекцию мужского нижнего белья модельер разработал только в 1982 году, до этого Calvin Klein занимался пошивом верхней одежды и джинсов. Модельер произвел фурор, выпустив трусы для мужчин не белого цвета и с широкой резинкой, на которой было нанесено его собственное имя. Именно эти открытия, так поразившие потребителей, и были обыграны в фильме. Благодаря нововведению, в 1984 компания заработала около $7,5 млн
Основанная в 1911 году, Mars сделала себе имя на производстве сладостей. В 1930-х годах руководство компании решило расширить бизнес и купило европейские бренды кормов для животных Chappie (в дальнейшем на территории США он был переименован в Pedigree) и Kit-e-ration, позже названный Kitekat.
В 1958 году компания открыла новый бренд Whiskas. А еще через 10 лет Mars приобрела известного в США производителя корма для животных Kal Kan. До 1988 года бренд продолжал выпускать продукцию под оригинальным названием. Под ним он и появился в фильме. На территории США в 1988 году подразделение по производству кормов для кошек Kal Kan было переименовано в Whiskas, а направление кормов для собак стало называться Pedigree. На сегодняшний день Mars — единственная корпорация среди основных игроков продовольственного рынка, которая находится в частной собственности. Ее выручка достигает $33 млрд в год.
Техника связи в доме Марти МакФлая из будущего принадлежит компании AT&T (American Telephone and Telegraph).
Основанная в 1885 году американская AT&T долгое время была в США монополистом на рынке местной и дальней связи. Пик компании пришелся на 1950-1960 годы, когда в корпорации работало около 1 млн человек, а доход составлял примерно $3 млрд в год.
В 1984 году под давлением Министерства юстиции США AT&T выделила из компании бизнес-сегмент, предоставляющий услуги местной телефонной связи — SBC Communications (Southwestern Bell Corporation). По иронии судьбы, в 2005 году за $16 млрд SBC сама приобрела AT&T. А через год за $67 млрд в объединение вошла компания BellSouth.
Таким образом AT&T стала крупнейшей телекоммуникационной компанией США
Читайте также: