Можно заразиться гепатитом при причастии
Вирусный гепатит С – что это такое?
Вирусный гепатит С – вирусное заболевание с поражением ткани печени, характерное только для человека и передающее гемоконтактным путем. Почему же к этой инфекции столь пристальное внимание?
Возбудитель заболевания РНК-содержащий вирус семейства Flaviviridae. Заражающая доза гораздо больше, чем у ВИЧ-инфекции, то есть для заражения достаточно минимального следа крови. Вирус гепатита С более устойчив во внешней среде, чем вирус ВИЧ-инфекции и может сохраняться длительное время в крови. Во внешней среде сохраняет жизнеспособность до 4-х дней. Однако он чувствителен к температурам более 50º и ультрафиолетовому облучению.
У вируса есть способность к длительному сохранению своих патогенных свойств в организме человека без каких-либо клинических проявлений, что способствует хроническому течению заболевания. Восприимчивость к заражению высокая, но в большей степени она определяется количеством заражающей дозы.
Важно знать, что в 80% случаев заболевание становится хроническим, а половина этих случаев заканчивается циррозом печени.
Пути заражения гепатитом С
Вирусный гепатит С – гемоконтактная инфекция, то есть вирус заболевания передается только через инфицированную кровь. Реже заражаются через другие биологические жидкости: слюну, сперму, вагинальную жидкость, мочу, спинномозговую или асцитическую жидкости. Но и они имеют свою эпидемиологическую значимость. Источником инфекции для других людей являются вирусоносители, больные безсимптомной формой или в хронической стадии болезни.
Заражение происходит при пользовании нестерильными медицинскими инструментами, на которых остались после предыдущего использования следы крови, что бывает
- при переливании не тестированной крови и ее компонентов от донора реципиенту;
- при проведении любых медицинских манипуляций (инъекции, операции и т.д.) нестерильными медицинскими инструментами;
- во время беременности или в процессе родов — вертикальный путь заражения от матери ребенку;
- при беспорядочных и незащищенных половых контактах;
- в салонах во время проведения маникюра, педикюра, пирсинга, нанесения татуировки;
Медработники довольно часто заражаются при случайном уколе необработанной иглой или порезом инструментом во время операции.
Заражение при половом контакте маловероятно, но возможно в 3-5% случаев. Вероятность заражения увеличивается при частой смене половых партнеров при незащищенном сексе. А вот вероятность заражения при оральном сексе пока не изучена.
Еще реже заражаются через бритвы, маникюрные ножницы или зубные щетки, но такие случаи были в моей практике. Здесь понятно, что подобные вещи должны быть только индивидуальными, так как при пользовании возможны порезы при бритье или имеются кровоточащие десна. Не исключается заражение в парикмахерских, маникюрных салонах, вспомните, как обрабатываются там инструменты (ножницы, бритвы)…
К группе повышенного риска заражения относятся:
- медработники,
- больные, имеющие в анамнезе многочисленные переливания крови, гемодиализ, пересадку органов и т.д.,
- наркоманы, которые вводят наркотики одним шприцем, частота заражения гепатитом С у них достигает до 80% и эта группа имеет большую опасность в плане распространения инфекции.
Как не заражаются вирусным гепатитом С
Учитывая, что вирус гепатита С может передаваться от человека к человеку исключительно только через кровь, значит заражение другими путями, а именно воздушно-капельным, как при ветрянке, или контактно -бытовым, как при кишечных инфекциях, невозможно. Для передачи возбудителя необходима кровь.
Поэтому нельзя заразиться гепатитами, передающими через кровь, в следующих случаях:
- при кашле и чихании,
- при рукопожатии,
- при объятиях и поцелуях,
- при употреблении общей еды или напитков.
Симптомы, диагностика и лечение вирусного гепатита С
В зависимости от формы заражения, инкубационный период может быть разным по длительности и варьировать от 2-х недель до полугода.
Носительство вируса или латентная (безсимптомная) форма может длиться годами, а порой и всю жизнь, при этом человек каких-либо симптомов не наблюдает. Такие люди очень опасны в эпидемиологическом плане, так как могут быть источником заражения для других людей.
Острый гепатит С диагностируется редко, в основном заболевание протекает в легкой субклинической форме, что бывает у 95% заболевших. Поздняя диагностика острой стадии обусловлена тем, что антитела к вирусу, больше, чем у половины больных, появляются лишь спустя 6 месяцев, а порой и позже.
У остальных манифестная форма выражается слабостью, вялостью. Заболевшие испытывают быструю утомляемость, жалуются на плохой аппетит, чувство тяжести в правом подреберье, возможны диспептические расстройства, тошнота, лихорадка, боли в суставах, кожный зуд.
У четверти заболевших наблюдается желтушность кожи и склер, моча цвета пива, светлый кал. Желтушный период протекает легко и быстро проходит. Но при дальнейшем обострении заболевания признаки желтухи вновь проявляются.
Хронический гепатит С выявляется чаще случайно, при обследовании у других специалистов или при прохождении диспансеризации. Больные при этом каких-либо жалоб не предъявляют или симптомы выражены слабо, поэтому на них больные порой просто не обращают внимания. Хотя длительная слабость и быстрая утомляемость должны бы насторожить.
Развитие осложнений — цирроза или рака печени всегда сопровождается тяжелым желтушным синдромом, развивается асцит. Здесь уже идет необратимый процесс и прогноз заболевания всегда неутешительный.
Лабораторная диагностика вирусного гепатита С
Диагноз подтверждается на основании лабораторных исследований. Через месяц- полтора в крови появляются антитела к вирусу гепатита С. В крови появляются маркеры – иммуноглобулины класса JgM, JgG или anti-HCV core IgG, они означает следующее:
- JgM – положительный, это означает, что идет острый процесс.
- JgG – положительный, говорит о хроническом течении заболевания.
- anti-HCV core IgG – положительный, значит человек когда-то перенес заболевание в скрытой или легкой форме и на фоне хронической инфекции антитела могут выявляться довольно длительное время, но со временем титры их снижаются.
Помимо этих исследований необходимы другие дополнительные исследования крови на трансаминазы, билирубин и др., а также проведение УЗИ – исследования печени.
Кроме того, иногда применяется ПЦР-диагностика гепатита С, т.е. полимеразная цепная реакция. С помощью этого метода определяют наличие в крови вирусной РНК, и таким образом подтверждают активность вируса – факт его размножения.
Прогноз и последствия вирусного гепатита С
Течение заболевания зависит напрямую от того, в каком состоянии находится иммунитет. Обычно ослабленный иммунитет наблюдается
- у алкоголиков,
- у больных с заболеваниями печени,
- у людей старшего возраста и детей, которые часто и длительно болеют,
- у ВИЧ — инфицированных людей.
При хорошем иммунитете организм справляется с вирусом, но в 30% заболевание постепенно переходит в хронический процесс. При развитии осложнений (цирроз и рак печени) больше половины людей умирает, причем порой в молодом возрасте. А конкретно, сколько проживет заболевший вирусным гепатитом С, точно сказать не сможет ни один врач, все зависит опять же от сопротивляемости организма, возраста больного, его образа жизни и формы болезни.
При циррозе печени происходит постепенное перерождение печеночной ткани, из-за чего печень не способна выполнять функции по очищению крови от ядов и токсинов. Организм постепенно начинает отравляется продуктами жизнедеятельности.
Характерными признаками цирроза являются признаки интоксикации, развивается желтуха с развитием асцита (в брюшной полости скапливается жидкость) и варикозное расширение вен пищевода и прямой кишки. Варикозные вены лопаются, а начавшееся кровотечение становится смертельным.
У 1% заболевших гепатитом С развивается злокачественная опухоль – рак печени.
Меры профилактики вирусного гепатита С
Зная, каким образом можно заразиться инфекцией, не сложно догадаться о мерах профилактики. Я нового ничего не скажу, однако повторюсь. Что необходимо делать для этого?
- При посещении медицинских учреждений следите, чтобы все манипуляции проводились одноразовым инструментарием.
- При посещении парикмахерских, маникюрных салонов, салонов тату и пирсинга спрашивайте, не стесняйтесь, как обрабатываются их инструменты. Обращайтесь только к тем мастерам, которые добросовестно относятся к обработке инструментов и которым вы доверяете свое здоровье.
- Никогда не пользуйтесь чужими бритвенными принадлежностями, зубными щетками и маникюрными принадлежностями, да и свои собственные тоже никому не давайте. Эти предметы должны быть только индивидуальными!
- Вести здоровый образ жизни, не злоупотреблять алкоголем, не употреблять наркотики, не курить, повышать свой иммунитет.
- Сделайте прививки против вирусного гепатита А и В, это снизит риск тяжелого течения заболевания гепатитом С.
Хочу обратить ваше внимание, дорогие читатели, что в медицинских учреждениях все медицинские манипуляции, связанные с нарушением целостности кожных покровов (инъекции, перевязки, любые операции и т.д.), должны проводиться только одноразовыми стерильными инструментами. Если медицинские инструменты используются многократно, то они непосредственно перед применением должны пройти 3 этапа обработки: дезинфекцию, предстерилизационную очистку и стерилизацию.
Сейчас в медицинской практике используются дезинфицирующие вещества, которые объединяют сразу 2 этапа: дезинфекцию и предстерилизационную очистку, в ходе которых убиваются все микробы на поверхности изделия, а также смываются все следы крови. Стерилизация предназначена для уничтожения особо стойких микробов и их споровых форм.
Все такие же этапы обработки должны проходить и инструменты, используемые в парикмахерских, маникюрных салонах и пр., так как даже микропорезы кожи при выполнении услуг могут оставить на инструментах невидимые остатки крови.
Вакцинопрофилактика
В настоящее время вакцины против вирусного гепатита С не существует. Это объясняется невозможностью создания такой вакцины из-за того, что вирус обладает высокой изменчивостью и имеет различные варианты антигенов.
Поэтому, чтобы не заразиться гепатитом С очень важно соблюдать все меры профилактики.
Возможно вам будет интересно узнать, как заражаются вирусным гепатитом В и можно ли заразиться алкогольным гепатитом, пройдите по ссылке и почитайте.
Дорогие читатели, я надеюсь, что вы почерпнули немало полезной информации и с этого времени будете относиться к своему здоровью более тщательно. А что вы думаете, прочитав, как передается гепатит С от человека к человеку и меры профилактики? Может быть поделитесь своим мнением в комментариях?
Дорогие мои читатели! Я очень рада, что вы заглянули ко мне на блог, спасибо вам всем! Была ли вам интересна и полезна эта статья? Напишите, пожалуйста, свое мнение в комментариях. Очень хочется, чтобы вы также поделились этой информацией со своими друзьями в соц. сетях.
Я очень надеюсь, что мы с вами еще долго будем общаться, на блоге будет еще много интересных статей. Чтобы их не пропустить, подпишитесь на новости блога.
Будьте здоровы! С вами была Таисия Филиппова.
Понравилась статья, поделись с друзьями
— На Причастие я не пойду, и на службу, может быть, тоже. Потому что, если от Чаши мы точно ничем заразиться не можем, и я не могу никому передать инфекцию через Святые Дары, то в храме или возле него можно вполне заразиться. Если ты болен передающейся контактным или воздушно-капельным путем инфекцией, лучше посидеть дома. Что касается Чаши со Святыми Дарами, то если бы существовала возможность передачи через нее хоть какой-то инфекции или болезнетворного агента, который мог бы вызывать заболевание, то христианство бы исчезло еще в первом столетии. Но первые христиане потому и выжили, что каждый день причащались. Мы знаем из истории христианства, что во время чумы в Москве и других европейских городах, где эта болезнь выкашивала половину населения, выживали только те, кто ежедневно причащались: люди обретали некую устойчивость к инфекции. Христиане того времени руками без средств защиты собирали трупы, зараженные чумой, вывозили и хоронили их, проявляя любовь и жертвенность, и потом не умирали, но оставались жить. Это вызывало удивление у нехристиан.
— Люди в храме вздрагивают, когда кто-то начинает чихать или кашлять, все сразу переглядываются, отвлекаются от молитвы, и нарушается, быть может, строй Богослужения. Что касается Причастия, мы видим стопроцентное свидетельство, что Христос Истинный Бог наш: здесь нарушается чин естества. В огромных соборах, в храме Христа Спасителя, например, где собираются люди со всей страны, из разных регионов, из-за границы, все встают в одну очередь, идут на Причастие — и остаются живы и здоровы. Они не заболевают какими-то кишечными инфекциями, ОРЗ, ОРВИ, гепатитами, которые передаются элементарно, и более того – они выздоравливают. Мы же причащаемся во здравие души и тела, чтобы там ни было.
— Может быть, есть смысл пригласить священника на дом в случае тяжелой и остро заразной болезни, например скарлатины у ребенка. Конечно, предупредив батюшку о том, что в доме опасная инфекция. Я не знаю, надевают ли батюшки или просто молятся.
Некоторые современные служители церкви, понимая опасность таких болезней, как туберкулез, стараются обезопасить своих прихожан и изобретают альтернативные способы проведения ритуалов: например, просят шире открывать рот и, не касаясь внутренней поверхности, опрокидывают туда содержимое лжицы. Кто-то называет это омирщвлением церкви, но это элементарная гигиена.
Мы задали несколько самых популярных и животрепещущих вопросов о религиозных ритуалах врачу-терапевту высшей категории и научному журналисту Алексею Водовозову. Оказывается, заразиться герпесом и кишечными инфекциями в момент причастия вполне реально. А чтобы вино действительно убило микробы, придется напиться до средней степени опьянения.
Вопрос: можно ли заразиться во время причащения, целования мощей или отправления иных религиозных ритуалов?
Ответ: теоретически возможно распространение инфекционных заболеваний таким путем. Но по большому счету риск сравним с поездкой в общественном транспорте в час пик. Другое дело, что этот усредненный риск распространяется на человека здорового, с нормальным иммунитетом. А к мощам очень часто идут люди больные и ослабленные, так что для них той порции возбудителей, которую они могут получить при прикладывании к святыням, может быть более чем достаточно для развития заболевания.
Вопрос: какие именно заболевания передаются таким путем?
Ответ: особенно опасны заболевания с фекально-оральным путем передачи (в простонародии — кишечные инфекции) и туберкулез (ситуация: пациент с открытой формой, оставивший на святыне частицы своей мокроты, и ослабленный ребенок или пожилой человек, подошедший к мощам за ним)
Сюда добавляем и прочие эпидемически значимые факторы, такие как скученность (благоприятные условия для передачи воздушно-капельных инфекций) и так далее.
Вопрос: часто можно услышать о случаях заражения герпесом. Насколько реально его заполучить в таком случае?
Ответ: более чем реально. Понятно, что мы тут говорим о первом типе вируса. С другой стороны, практически все взрослое население носит в себе несколько типов герпесвирусов и прекрасно с ними уживается. Не от мощей вирус передастся, так от поцелуев с людьми.
Вопрос: Некоторые православные священники говорят прихожанам, что невозможно ничем заразиться, потому лжица сделана из серебра. Так ли это?
Ответ: Бактерицидность серебра достаточно низкая, она срабатывает при длительной экспозиции, а если идет поток людей, никакое серебро не спасет. Насколько мне известно, продвинутые служители церкви иногда протирают поверхности, которых касаются губы паломников, антисептиками. Это хоть какая-то профилактика. Но это, опять же, встречается далеко не всегда.
Вопрос: также говорят, что вино обладает бактерицидными свойствами, поэтому ритуалы безопасны. Это правда?
Ответ: вино обладает бактерицидными свойствами, только количество его для достижения бактерицидного эффекта будет соответствовать где-то средней степени опьянения. И что, детям тоже наливать? Вообще, показательна история с чумой в Москве в 1770-1772 годах. Тогда среди верующих одной из самых популярных икон была икона Боголюбской Божей матери в часовне у Варварских ворот. Ежедневно совершались крестные ходы и массовые молебны у этой иконы, и чуме это было только на руку. Но тогда архиепископ Московский и Калужский Амвросий принял решение о переносе иконы в менее доступное место, так как понял необходимость строго соблюдать врачебные предписания и не допускать несанкционированных массовых скоплений граждан.
Вопрос: может ли человек исцелиться во время причастия или иного ритуала?
Справка: Евхаристия — Святое Причастие, Вечеря Господня — толкуется как таинство, священнодействие, обряд в христианстве. Заключается в освящении хлеба и вина особым образом и последующем их вкушении. Согласно православному вероучению, дает возможность соединиться с Богом, а регулярное причащение необходимо человеку для спасения души.
Не благочестие ли наших предков становилось причиной эпидемий Cредневековья (ведь к святыням тогда прикладывались почти все)? Священникам приходится сталкиваться с опасениями прихожан не только в последние месяцы. Все мы прикладываемся к иконам и кресту — не рискуем ли мы получить вместо благодатной помощи вирус?
— Отец Максим, можно ли заразиться в храме?
— Конечно. Чем угодно. Можно заразиться дурными манерами, можно заразиться ревностью благочестия, можно заразиться любовью к церковному пению и можно заразиться неправильным пристрастием к священнослужителю. Можно заразиться гриппом. Тогда, когда эпидемия гриппа имеет место и когда рядом стоят два человека, которые на тебя усиленно кашляют.
В данном случае, нельзя считать храм местом, защищенным в период массовых эпидемий от всех инфекций, неважно — гриппозных или холерных, и всем стекаться под своды храма, имея в виду именно защиту от бактериологических вирусных воздействий (или радиации, в случае тех или иных аномальных или террористических явлений). Храм — это лечебница, где наши души врачуются к спасению. Но невозможно предположить, что, например, у ребенка сойдет на нет или не возникнет кариес, если он регулярно и даже благоговейно будет молиться перед образами святых. Поэтому не мешает человеку и самому принимать естественные меры благоразумной предосторожности.
— Например, надеть маски, хотя бы детям? В храме может быть тесно и душно, а дети находятся в группе риска.
— Думаю, что и к данному случаю следует нам приложить общий принцип, которым хорошо бы нам всем, православным христианам, руководствоваться в своей жизни, — стараться идти средним, царским путем, не впадая ни в какие крайности. Еще один принципиальный критерий поведения — избирать пользу ближнего, а не свою, прежде думать о других. Как применить это к данной ситуации? Например, мы видим, что мы кашляем и чихаем, из носа и глаз течет что-то трудноопределимое, температура, может быть, не 38,9, но явно какие-то явления нездоровья ощущаются в немощном нашем телесном составе. В таком случае, конечно же, проявлением христианской любви будет остаться дома и детей своих в храм не водить, если с ними что-то подобное происходит. Даже если мы уверены, что именно в таком состоянии им полезнее всего причаститься. Ведь там будут и другие дети, на которых они будут чихать и кашлять, дышать бациллами, микробами и вирусами.
— А если грипп скоро свалит с ног, а душа тем более просит Причастия?
— Если уж очень хочется нам приобщиться Святых Христовых Тайн в полуболезненном состоянии, то разумно будет, например, прийти в какой-то будний день в храм, где людей будет немного и мы сможем стоять от них в сторонке (о священнике можно думать меньше: ему по долгу службы полагается с любыми людьми общаться, с контингентом и здоровым, и нездоровым — и душевно, и физически; он выдержит). Если же мы совсем немощствуем, то надо договориться и позвать батюшку домой, что в большинстве приходов достаточно легко организуется.
— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?
— Если иметь в виду эту сторону вопроса — наши собственные страхования по поводу свиного и других видов гриппа, ОРВИ и прочих заболеваний, для начала предложу одно рассуждение. Ходим ли мы при этом на работу, отпускаем ли детей на учебу, пользуемся ли общественным транспортом, как правило, в час пик предполагающим немалое скопление народа? Не перешли ли мы еще на осадное положение, так что передвигаемся только короткими перебежками, минуя общественный транспорт?
— Может быть, если страшно, просто воздержаться на время от посещения храма?
Если не перешли — в школу и на работу ходим, в метро ездим, — то вспомним, что храм, в отличие от троллейбуса или среднего учебного заведения, имеет еще и некоторое молитвенное ограждение.
Я даже не буду сейчас говорить об объективном характере того, что храм есть дом Божий, святыня, а не клуб. Люди, собирающиеся в церковь, в отличие от людей, едущих случайно вместе в автобусе, и внутренним, и внешним образом расположены к поддержке и соучастию друг к другу — и молитвенному, и практическому. Если мы все это взвесим и подумаем, то для большинства из нас станет ясным, что пересиживать эпидемию гриппа дома именно по отношению к Церкви у нас, наверное, оснований нет.
— Все же, уместны ли медицинские маски на богослужении?
— Можно ли заразиться через Причастие?
— Наконец, мы подошли к главному. Если мы — православные христиане, верующие в то, во что верит Святая Православная Церковь, то считать, что через Причастие Святых Христовых Тайн способна передаваться инфекция, мы не можем. Просто не можем. Этим в некотором смысле проверяется наша вера. Или для нас это только какое-то умозрение, и при первом прикосновении страхования эта так называемая вера рассыпается в прах. Или мы верим, что это святыня всепобеждающая, огонь попаляющий, служащий нам во здравие души и тела.
Это — абсолютная вера Церкви, совершенно рационально подтверждаемая фактом того, что причащение под двумя видами (и Телом, и Кровью со лжицы), которое всегда было на православном Востоке и на Руси, никогда не приводило ни к поголовному вымиранию православных народов при эпидемических заболеваниях (в том числе и в средние века), ни к тому, чтобы пресекалось духовенство. Духовенство точно должно было бы в таком случае вымереть, потому что всякий раз священник или диакон потребляет Святые Дары. Если мирянин может не причащаться на той или иной Литургии, то священник всякий раз потребляет Дары, имея в виду всех, часто не очень здоровых, причастников, которые приступают к Чаше. Что же, наблюдаем ли мы повышенную заболеваемость ОРВИ или другими классическими респираторными заболеваниями среди клириков? Конечно, нет.
— Стоит ли прикладываться ко кресту, к иконам?
— В отношении целования икон и креста многое будет определяться мерой нашей веры. Скажу так: иной раз лучше приложиться лобиком, чем со страхованием и с двоящимися мыслями подходить к иконе. Или даже постоять и помолиться в сторонке, прося Бога укрепить нас в нашем маловерии, если мы чувствуем, что колеблемся, видя, как перед нами приложился человек, громко чихающий и явно нездоровый. Или, если мы имеем дерзновение, можно возложить упование на Бога и, ничтоже сумняшеся, ничтоже бояся приходить и прикладываться к святыне. На этот вопрос каждый должен ответить для себя сам.
Кроме того, следует указать, что в очень многих храмах главные иконы и святыни регулярно протираются присматривающими за ними труженицами свечного ящика и другими усердствующими прихожанками. Так удаляются внешние наслоения: кто в помаде поцелует, кто еще как. Думаю, правильно поступят те священнослужители, которые в этой ситуации попросят своих помощников и помощниц по поддержанию церковного благолепия отнестись к этим обязанностям с особым тщанием.
— Людей смущает также необходимость приложиться к руке священника при благословении, особенно если он, придя в храм, еще не успел руки после метро вымыть.
— А если священник чувствует себя больным, а служба без него не состоится?
— Тут простой ответ: пока ноги держат — служи, а как перестанут — не служи. Уж про нашего брата священника можно сказать: что можно себе пожелать, как не помереть после совершения Божественной Литургии. Думаю, что благоразумный священник постарается при этом немного отстраниться от своих прихожан, чтобы их не заражать, даже во время исповеди. Пусть лучше будет служба, доколе есть силы ее совершать, чем вовсе не будет богослужения.
Постановка вопроса о возможности заражения через причастие безумна
Священник Михаил Геронимус
Священник Михаил Геронимус, профессиональный врач, хирург:
Водительство Святым Духом христианина во спасение осуществляется через Церковь. Центром же духовной жизни являются таинства и, прежде всего, Евхаристия.
Церковное благочестие предполагает почитание святынь – мощей угодников Божьих, икон, других святых предметов, которое выражается в том числе в их благоговейном лобзании.
У некоторой части воцерковляющихся людей в период эпидемии гриппа возникает вопрос, а можно ли причащаться или прикладываться к иконам в этот опасный период, когда так легко получить заболевание.
При ответе на этот вопрос следует отдельно рассмотреть причастие и благочестивое целование икон и других святынь.
Таинство Евхаристии, или причастие Тела и Крови Спасителя является центром христианской жизни и основой спасения. Церковь твердо исповедует, что под видимым образом хлеба и вина мы принимаем Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, то есть мистическим образом соединяемся с Богом.
В случае Евхаристии благоговение перед таинством должно быть таковым, чтобы снимать всякий страх не только перед болезнью, но и перед смертью, потому что Господь есть Жизнеподатель.
То есть Церковь твердо исповедует, что причастие не только никогда не может (даже косвенным образом) стать причиной заболевания, но, напротив, ведет нас к всецелому выздоровлению не только души, но и тела.
Поэтому недостойное причастие само по себе ведет человека к болезни. И тут уже не помогут никакие внешние способы защититься от болезни, хоть помести такого человека в стерильные условия. Необходимы покаяние и перемена внутренней жизни. Но и в этом случае причиной болезни является не Таинство, а нераскаянный грех.
Эпидемии всегда были, есть и будут. На протяжении двухтысячелетней истории Церкви болезни всегда существовали, но в православной традиции причастие из одной Чаши и лжицы сохранялось. При этом никаких научных фактов, что именно так распространялись эпидемии, не существует.
С позиции врача и священника, даже постановка вопроса о возможности заражения какой-либо болезнью через Причастие безумна.
Теперь о благоговейном лобзании святынь в период эпидемии.
Здесь хотя мы и говорим о святом предмете, каким является икона или рака с мощами подвижника, благоговейная духовная напряженность в этом случае не имеет того запредельного абсолютного трепета, которое мы призваны иметь перед Чашей. Даже говоря о разных святынях, нужно различать степень достоинства предмета: будет ли это прославленная чудотворная икона, частичка мощей или это репродукция святого изображения. Понятно, что в случае с мощами или чудотворным образом наши чувства, вера и, следовательно, образ отношения к святыне приближается к тому образу, который мы имеем по отношению к Евхаристии.
Верующий знает, что от святого предмета, к которому мы приникаем с верой и упованием, будет только духовная и телесная польза.
И в этом случае вера имеет первостепенное значение, ибо по вере дается человеку. Но к иконам, у которых нет славы чудотворных, а тем более к печатной иконной продукции можно относиться с простым благоговением, не имеющим такой трепетности, как по отношению к мощам святых или чудотворным образам.
Думаю, поскольку всё вышесказанное не означает пренебрежение медицинскими знаниями и правилами, не будет греха в период эпидемии из медицинских соображений, особенно если прихожанин чувствует, что сам заболевает, воздержаться от целования всех икон в храме.
Да и вообще в период эпидемии особенно важно соблюдать правила гигиены и защищать себя и других всеми способами. Но делать это нужно разумно. Например, если сейчас речь идет об эпидемии респираторных вирусных инфекций, важно знать, что основной путь передачи таких заболеваний – воздушно-капельный, а не контактно-бытовой. Это означает, что основной метод защиты – по мере возможности воздерживаться от посещения мест, где есть больные люди. При общении же больного с другими людьми – ношение медицинской маски.
Резюмируя всё вышесказанное, можно сказать, что при контакте со святынями человек не может получить никакого вреда. А соблюдение правил медицинского характера может внести в распорядок жизни христианина коррективы. Например, в случае начинающегося заболевания и если нет особенной духовной необходимости, можно пропустить посещение храма и почтить воскресный день или другой праздник домашней молитвой.
Правда, есть и обратное правило – если человек имеет настоятельную необходимость в покаянии и причастии, то ничто не должно остановить верующего. Поэтому в Церкви существует практика посещения священниками тяжелобольных (даже если это носители опасных инфекций) дома или в больнице. Особенно важно напутствовать Святыми Дарами в случае приближения смерти.
Причастие и благоговейное с верой прикосновение к святыням никогда не повредит верующему человеку. Наоборот, по благодати, действующей соразмерно вере, приведет нас к всецелому исцелению и в конечном итоге к вечному спасению.
Больному стоит воздержаться от посещения церкви
Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)
Мы причащаемся во исцеление души и тела – неужели Господь Своими Телом и Кровью не победит микробы или вирусы? В распространение эпидемии через Чашу я не верю. Если кому-то Господь попустит болезнь, то это возможно и без участия в таинстве.
Другое дело – надо ли ходить в храм, если вы уже болеете.
Больному стоит подумать о других людях и, чтобы никого не заражать, воздержаться от посещения церкви.
Но это не значит, что человек из-за болезни должен прекратить духовную жизнь. Если человек привык причащаться еженедельно, стоит поговорить с духовником – либо священник навестит и причастит болящего, либо благословит помолиться самостоятельно, не причащаясь.
Григорий Шеянов, педиатр высшей категории, кандидат медицинских наук:
Можно ли причащать младенца в эпидемию гриппа? Вопросы, относящиеся к духовной жизни (как, впрочем, и относящиеся к медицине), чаще всего не имеют универсальных ответов. Слишком многое тут зависит от конкретного человека и его текущих обстоятельств. Хоть в последние годы и закрепилась тенденция к построению общих алгоритмов, по которым человек ведет духовную жизнь или заботится о своем здоровье.
Нужно ли сильно опасаться заразить ребенка, не маловерие ли это? Если у ребенка крепкое здоровье, а у мамы под рукой весь арсенал средств для профилактики и лечения гриппа – наверное, такими опасениями можно и пренебречь ради приобщения к Телу и Крови Христовым. Если у ребенка есть серьезные проблемы с иммунной системой (или он получает препараты, подавляющие иммунитет); если малыш страдает хроническими заболеваниями сердца, легких или головного мозга – то этого человечка не нужно сейчас вести в храм, даже если его родители дерзновенны в вере.
И потребность в причастии Святых Тайн тоже может быть не одинаковой – у разных людей и в разные моменты их жизни. Так что – взвешивайте и решайте.
Подготовили Анна Уткина, инокиня Евгения (Сеньчукова)
Читайте также: