Ярость бешенство гнев унижение
бешенство - это искусственно наведенное состояние выключения сознания,
это наваждение темных сил и полное подчинение себе ими психики несчастного одержимого.
Это характерно для психопатов, может взбеситься алкаш или человек с неустойчивой психикой.
Эти люди часто сами замечают в себе неладное, и все они произносят одни и те же слова : "Меня несет".
Этих внедрений у психа может быть много, и они могут овладевать им все сразу или по очереди.
Ярость может быть и собственная, не наведенная.
Слово ярый близко к слову яркий, но означает большую степень силы и действия.
Огонь может быть ярый, и природные стихии могут быть яростными.
И труд может доходить до степени яростного и секс.
Ярость и бешенство - это оба состояния вызывающие сильную агрессию.
Только при ярости - эта агрессия контролируемая сознанием, мозгом, хотя порой при ярости можно и выйти из себя на некоторое время.
Бешенство же это не контролируемое совсем заболевание которому сопутствуют еще и физиологические симптомы - например пена из рта.
Также бешенство можно рассматривать и как крайнюю степень раздражения.
Либо как заразную болезнь поражающую нервную систему.
Ярость же сильный гнев, переполнение энергией распирающей человека, крайняя форма проявления гнева.
В целом при внешнем взгляде на данные проявления можно найти разницу и не спутать.
Бешенство это именно психическое заболевание, которое может передаваться и по наследству и приобретаться при различных заболеваниях головного мозга. А вот ярость , это благородное качество необходимое для достижения поставленной цели и его в один ряд можно поставить с геройством, как в бою , так и в труде. И необходимо заметить, что ярость направлена на добрые дела, а бешенство в основном приносит вред.
Попробуем объяснить это слово через синонимы. Ярый - энергичный, сильный, горячий, рьяный, пылкий. Ярослав - имя, прославляющее эту энергичность. Уважали на Руси это качество, коль имя такое существует.
А бешеный - необузданный, остервенелый, сумасбродный, безумный, шальной. Через синонимы и разницу в словах видно.
Или так вот, подберем слово к каждому из определений. Ярый воин и бешеный пес. Тут тоже разница уловима.
Два совершенно разных понятия, между ними есть существенные различия, хотя на первый взгляд слова кажутся довольно похожими.
1) Ярость - направленная эмоция или действие человека разумного на какой-то объект. Она, как правило, осмысленна, имеет какую-то цель, обычно одну. Это сильный выброс адреналина в кровь. Это может быть и состояние аффекта при определенных обстоятельствах, когда ярость сочетается с ненавистью, тогда ярость может привести даже к убийству. Но чаще все же этого не происходит, ярость может контролироваться человеком. Она нужна, к примеру, в бою. Ярость всегда мотивирована.
2) Бешенство - патология, есть такое заболевание, очень опасное и неизлечимое, если не принять вовремя меры. Это медицинский термин. Но бешенство может быть у человека и не на почве заболевания, а когда он не отдает себе отчет в своих действиях. Бешенство не имеет конкретной направленности, это скорее временное помутнение рассудка, когда человек не отвечает за свои поступки.
Ярость - это, так сказать, высшая, деятельная степень гнева. Когда человек настолько возмущен несправедливостью, что у него даже не возникает вопросов по поводу "отложить решение на потом, или броситься в бой с полной выкладкой физических и душевных сил". Ярость не имеет ничего общего со злостью: поразить противника не потому, что он враг, а потому, что он плохой.
Бешенство внешне может выглядеть как ярость, но причины абсолютно иные. Само слово "бешенство" происходит от слова "бес". То есть бешеный не сам себя так ведет, бесы его контролируют. А если без оккультизма, то разум в бешенстве затуманен гормональным всплеском, а ярость - она благородная.
В связи с тем, что у меня мед.образование я понимаю, что слово"бешенство" означает заболевание вирусной природы, возникающей у человека после укуса каким-либо больным этим же заболеванием животным. В 2015 году, на Урале, было замечено много лисиц, выходящих к людям на дачные участки, они были истощёнными и измождёнными на вид, ветеринары сделали вывод, что лисички заболели бешенством. У всех заболевших животных можно увидеть слюнотечение и слезотечение. Вирус бешенства очень опасный, заразный, поражает нервную систему, может вызвать паралич и смерть заболевшего, как животного, так и человека. В связи с тем, что этот вирус очень опасный, всем домашним животным проводятся прививки от бешенства.
В переносном смысле, слово "бешенство" используется, как одержимость "бесом".
Слово "ярость" означает временное эмоциональное состояние человека, которое возникает из-за каких-либо ситуаций, обстоятельств в процессе жизни. Например, человек может яростно отбиваться от нападения или даже нападок человека или людей, как словесно, так и методами рукопашного боя.
Помню строчки из песни: "Пусть ярость благородная, вскипает, как волна, идёт война народная, Священная война. " В песне "Вставай страна огромная" звучал призыв ярости, чтобы дать отпор фашизму в 1941 - 1945 гг. То есть, слово "ярость" может носить и благородный характер, в отличие от бешенства.
Очень разные слова по-смысловому назначению и для различения состояний!
На днях мои клиенты из закрытой группы в вотсапе попросили написать статью про ненависть. Ненависть. она никогда не появляется внезапно и в одиночку. у неё есть спутники, свита. Сначала появляется раздражение, потом гнев, после усиления гнева появляется она. Ненависть. И если не проработать на этом уровне эту "компашку", то дальше глубже. наступает злоба и ярость. Злоба -- это уже компенсация неприкосновенного запаса, а ярость - это уже степень безумия. Итак, все начинается. с раздражения. это момент бездействия с нашей стороны, кто-то как-то нарушил наши границы, а мы не смогли себя обезопасить, защитить. Редко кто предпринимает меры на этом уровне, как правило мы начинаем наблюдать (поэтому раздражение считается неконструктивным чувством), и когда накапливается определенная доза раздражения (у всех свой предел) - оно выходит наружу в виде гнева. Это очень опасное чувство для нашего здоровья, т.к. мы еще бездействуем на этом уровне, эта эмоция не так ярко выражена внешне, но внутри она уже активно начала свою работу, и по сути является пусковым механизмом для более глубоких чувств. Обычно говорят рядом два слова: "он меня бесит, раздражает. " На тело раздражение может выйти в виде дерматитов, экземы, прыщиков. прыщик зреет-зреет и прорывается. Выходит гнев (гной). Чем гнев хорош? Тем, что мы уже можем выразить его: взглядом, жестом, шепотом. Самое лучшее, что мы можем сделать, чтобы защитить себя - это сказать "СТОП". Тихо сказать. И никто не пересечет границы. А можно орать и никто не услышит. Это слово "стоп" предупреждает другого, что он нарушает границы и есть несколько секунд у обоих, чтобы "вырулить" ситуацию. Это предупреждает оппонента, что вы можете "открыть огонь", а вам это даёт время собраться. Затянувшийся по времени гнев переходит в другое качество => в ненависть. Ненависть - это уже социальное чувство, она уже имеет проявку в отношениях. Она может быть более стойкая и продолжительная. Ненависть и любовь - по силе эти энергии очень похожи. Мы можем ненавидеть только тех, кого любим. Это так. Вы же не будете ненавидеть того, к кому вы равнодушны. Нет. Равнодушны=ровно дышим. Нас могут "цеплять" только близкие и дорогие сердцу люди, поэтому и больно. Важно научиться трансформировать это чувство. Как? Конечно, каждый будет это делать по-своему и на консультациях я наблюдала как это делают разные люди. есть общий рецепт, алгоритм, но он в разных ситуация работает не одинаково. У некоторых даже на это ресурса нет, они это делают с моей помощью. Для трансформации такой мощной энергии как ненависть первое, что нужно сделать это очистить зерна от плевел. т.е. осознать, что вы ненавидите не человека, а его поведение, которым он делает вам больно. Проговорите просто в слух: "Я ненавижу тебя, когда ты делаешь мне больно. потому что люблю тебя. Если бы не любила, мне бы не было так больно. " Сначала себе эти слова скажите, а потом при случае скажите тому, кто достал столь глубокие чувства из вас. Поблагодарите обязательно этого человека: "если бы не ты, я так бы и не знал(а), что способна(ен) так сильно чувствовать". Я чувствую, следовательно, я живая(ой)! Это круто! Столь глубокие чувства как ненависть, злость и ярость - это животные энергии. Живот - жизнь! Они локализуются в животе, поэтому они проявляются в теле как-будто что-то режет, колет, жжёт, печёт. в животе: гастриты, колиты. и т.д. Важно понимать, что чувства - это волна, это наш энергоресурс, это наша жизнь, нельзя избавляться от этих энергий, это наша сила. Её нужно трансформировать. Через благодарность. Скажите: "спасибо за удар!" (Спасибо=Спаси Бог). Удар - это в высшей степени Дар. Он делает нас более осознанными, сильными и великодушными, потому что мы знаем, что такое БОЛЬНО. И мы уже не хотим эту боль распространять как инфекцию. Я!рост!ь - ее трансформируют через секс. Секс помогает переплавить такие чувства, пусть ваш секс станет яростным, и тогда ваш партнер будет вами дорожить. Ну и величайшая трансформация наступает после осознания этих слов : "я хочу то, что я имею!". Тогда эта сила будет ваша! И уже ни ненависть, ни злоба, ни ярость имеют меня, а я их имею. И только тогда я могу ими уже управлять осознанно. О!СоЗнание - это самая мощная сила во Вселенной!
Берегите друг друга!
С любовью,
Наталья Савойская.
Как же ты был мудр, Соломон! Твои слова подобны стреле, выпущенной метким лучником. Молнией летит стрела, точно поражает цель. Так и слова Соломона: скоры в выражении мудрости, метки в изложении смысла. И вот читаю и дивлюсь, сокрушаюсь о собственной немощи: Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16: 32). Если бы имел я хоть крупицу подобной мудрости, то имел бы и долготерпение, умел бы и владеть собой. Отсутствие терпения выражалось в раздражительности. Раздражительность проявлялась вспышками гнева.
С детства любил я читать про войны, сражения, не мог удержаться от изучения подвига ратников. Вот передо мной Александр Македонский, покоритель народов: не зная страха, бросался он в гущу сражений, не раз получал ранения, отвагу сохранил до конца. Вот передо мной его близкий друг Клит, прозванный Черным. Он близко знал Александра с самого его детства, разделял с ним трудности походов и возглавлял эскадрон избранных товарищей. В первом решительном сражении с персами Александр чуть не погиб, и, когда вражеская рука уже занесена была над головой царя, Клит поразил неприятеля. Вместе они двигались дальше и побеждали, вместе вступили в Египет.
Бедный, бедный Александр! Не знал и ты слов премудрого: владеющий собою лучше завоевателя города (Притч. 16: 32). Вне себя от ярости совершил ты дело, которому тут же и ужаснулся. Увидев содеянное, впал в отчаяние, хотел проткнуть себя тем же самым копьем. Но мудрые телохранители отобрали копье. Многие дни провел Александр в рыданиях об убиенном друге.
Битва при Иссе. Филоксен из Эретрии. ок. 100 до н. э. Мозаика
Сочувствую тебе, Александр, и вижу в твоих горестных поступках урок для себя, потому что и сам не владею собою. Гнев и во мне выражался в жестоких словах самым близким, вспыльчивость лишала ума, раздражение делало безумным.
Змея жалит, волк кусает, тигр раздирает. А страсть гнева и жалит, и кусает, и раздирает, а еще убивает бессмертную душу – того, кто захвачен страстью.
Гнев – это сорванные запоры с клети страстной души. Уязвленная душа не сдерживает энергии страсти. Злая сила выплескивается наружу, как шампанское из горлышка, освобожденного от пробки.
Терпеливый праотец Иаков не побоялся сказать о собственных сыновьях Симеоне и Левии, чей гнев повлек смерть людей: Проклят гнев их, ибо жесток, и ярость их, ибо свирепа (Быт. 49: 7). Гнев делает человека безумцем. Знай: если в гневе ты примешь решение, то непременно погрешишь. Увы, в состоянии гневного сумасшествия принимались многие решения – и всякий раз ошибочно. На этой страсти претыкались гении и простаки, вершители человеческой истории и лица безвестные. И те, кто побеждали целые народы, не могли победить самих себя.
И вот какое наблюдение: любая страсть опасна для души, но не всякая опасна для окружающих. Гнев таит в себе опасность общественного характера. Гневливый подобен смертнику, носящему на себе пояс шахида, бомбу для самоподрыва и уничтожения тех, кто вокруг. Взрывая себя страстью гнева, гневливец подрывает и тех, кто находится рядом. Все вокруг приходят в смущение, теряют внутреннее равновесие и, будучи шокированы, выходят из строя.
Но вот открываю творения святых отцов и с изумлением вижу, читаю и узнаю, что гнев – вложенная Богом в нашу душу естественная сила. Отцы-каппадокийцы называли ее раздражительной силой души. И в чистом человеке эта сила проявляется чисто. Удивлению моему нет предела! Оказывается, изначально задуман гнев как сила, способствующая добру, служению Богу, благому созиданию. Гнев в его чистом виде – это активность души (не расслабленность), рвение, то, что помогает ревностно стремиться к Богу с устранением препятствий на пути к добру. Гнев в чистом проявлении есть сила духа, способствующая мужественному преодолению препятствий в восхождении ко спасению, к Богу, к обожению. Призвана же эта сила подчиняться разуму.
Гнев в его чистом виде – это активность души (не расслабленность), помогающая ревностно стремиться к Богу
В этом смысле есть праведный гнев. Именно так к лукавым фарисеям относился Спаситель: Воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их (Мк. 3: 5). Не яростное неприятие врагов, а скорбь о заблудших с гневным отвержением лукавства и лжи. И кнут в руках Христа не имел малейшей примеси страсти.
Гневаясь, не согрешайте (Пс. 4: 5) – вразумляет нас отец премудрого. Задача христианина – вернуть силе гнева ее прежнее назначение, преобразить ее и освятить. Итак, гневайся на свои грехи, на свою порочность и расслабленность. Легче расстается со страстью тот, кто возненавидел страсть, а кому нравится страстное искушение, тот вряд ли расстанется. Гневайся на врага Божия диавола, а людей, подпадающих его искушению, пожалей. Гневайся на зло и всё злое, но сострадай тем, кто оказался падок на зло.
Так должно быть. Так должна проявляться раздражительная сила души. Но горе, горе человеку! Что произошло в грехопадении? Во что исказилась сила гнева? Вода, прорвавшаяся из трубы, бьет фонтаном, перестает течь в заданном направлении и создает потоп там, где не нужно. В падшем человеке сила гнева превратилась в греховное раздражение, в негодование на ближних, в возмутительный выплеск эмоций, неподконтрольный здравому разуму.
Страстный гнев – вышедший из-под контроля зверь. Всякий зверь неразумен. Зверь рычит и бросается на слабейших. Он причиняет жертве боль, проливает кровь и даже лишает жизни. Но вот парадокс: неразумный, рычащий и бросающийся на других зверь есть внутри каждого из нас.
Люди называют этого зверя по-разному. Кто – проявлением вспыльчивости, кто – нервным срывом, кто – агрессией. Суть же его – испепеление любви, уничтожение добра. Саул, в безумии своем метнувший копье в Давида (в отличие от Александра Македонского, промахнувшийся) – вот выражение греховного гнева. В этом смысле гнев – это гром и молния. Но если ты уподобляешься Зевсу-громовержцу, то по душе ты больше язычник, чем христианин.
Слышу это и ужасаюсь! Что же делать мне, грешному, падшему? Как научиться владеть собой? Как побеждать в себе гнев греховный?
Но разве возможно преодолеть взрыв во время самого взрыва? Пока бикфордов шнур тлеет, его можно погасить. Если же дойдет до динамита, остается только спасаться от сокрушительной силы взрыва.
Оказывается, страсть гнева имеет свое развитие, свои стадии созревания. Попробуем же отследить, что происходит внутри нас, на какую ступень мы опустились, ведомые страстью, приближаясь к пламени ада.
Если это не остановить, а стечение обстоятельств способствует страсти, то раздражение переходит в бешенство, то есть в гневный срыв – выплеск злых мыслей, эмоций, слов, дел.
Обида – маленький огонек. Раздражение – горение фитиля. Гнев – взрыв динамита.
Гнев, укоренившийся как дурная привычка, оборачивается агрессией, то есть всесторонним злым поведением. Агрессия – всепожирающая змея, никого не щадящая. Если она закралась в семью, то разрушит семью. Если прокралась на место работы, то порушит отношения сотрудников. А если проявится в столкновении двух людей, как это видно из многочисленных криминальных сводок, то один окажется мертвецом, а другой мертвецом еще худшим – убившим не только другого, но самого себя своим злым поступком.
Накопленный, но не вырвавшийся из души гнев оборачивается злопамятностью. В худшем же своем завершении страстный гнев – одержимость. Ведь гнев, доведенный до ярости, выводит нас из себя. Но если ты утратил контроль над собой, то кто повелевает тобою? Что за мрачный и злобный дух овладел твоей бессмертной душой?
Не побоюсь даже сказать: гневливый, агрессивный человек хуже бесноватого. Ибо бесноватый бьется и кричит, но я не слышал, чтобы он убил кого-либо. Одержимый же страстью гнева с легкостью лишает жизни другого.
Помоги же мне, премудрый Соломон, научи не только удивляться, но и исполнять, владеть собой и так стать лучше завоевателя города!
Вот открываю Древний патерик и нахожу пример для подражания. Брат спросил авву Исидора, пресвитера скитского:
– Авва! отчего демоны так сильно боятся тебя?
– С того времени, как я сделался монахом, не допускаю гневу подняться до гортани моей.
Вот бы и мне научиться не выплескивать гнев словами своими! Плачу и сокрушаюсь о собственной немощи!
Еще авва Исидор признался:
– Однажды я пошел на торг продать немного сделанных мною корзин. Приметив, что по поводу продажи возникает во мне гнев, я оставил корзины и бежал.
То есть кто полюбил переносить бесчестие, тот сможет победить раздражение. А авва Исаия Отшельник вразумляет меня: оружием против гнева является память о своей греховности. Когда же начинаем что-то мнить о себе, открываем гневу вход в свою душу.
Читаю святых отцов и понимаю: я слаб. Нет кнопочки в естестве человека, нет рубильника, который достаточно переключить – и вот, пьющий не пьет, блудник стал воздерживаться, гневливый ведет себя тихо. Против каждой страсти от меня требуется личный труд, воздержание, отвержение своих любимых привычек. Советы святых – указатель, но по дороге надо идти самому.
О чем же говорит мне мой недостойный опыт? И раздражение, и огорчение, и обиды, и всё остальное греховное начинается с бурления помыслов, с закравшегося в душу недовольства, с немирного и неспокойного духа.
Собака на лай отвечает лаем, змеи – шипят, тигры – рычат. А человек – образ Божий, он отражает в себе что-то Божие. И потому на лай, шипение и рычание человек пусть отвечает чем-то Божиим.
Человек – образ Божий, и потому на раздражение другого отвечай Божией кротостью
Огню противостоит вода, тьме – свет, болезни – здоровье. Так и в духовной жизни: ненависти противостоит любовь, гордости – смирение, гневу – кротость. Если гнев – это взрыв, то кротость – тишина и покой сердца. Блаженны кроткие, ибо агрессивные быстро слагают головы, кроткие же наследуют землю. Кротость – беззлобие и безгневие, тихий дух, простой нрав, добродушие и мирное сердце.
Но кротость – не навык, а Божий дар. Благодать Святого Духа привлекается молитвой, а нисходит в чистую, мирную, тихую душу. И когда очищается сердце, то в душе всё становится на свои места – ни ропота, ни огорчений, ни бурления помыслов. Стяжи дух мирен, и те, кто рядом с тобой, спасутся.
Когда очищается сердце, то в душе всё становится на свои места – ни ропота, ни огорчений, ни бурления помыслов
Праведный Иосиф Прекрасный говорит своим братьям, когда-то предавшим его и боявшимся возмездия: Не бойтесь, ибо я боюсь Бога (Быт. 50: 19). Тот, кто боится Бога, не будет ввергать в страх других. А если я Бога не боюсь, тогда бойтесь меня все вокруг.
Победа над гневом дается непросто. Но эта победа слишком важна. Победа над гневом спасает семьи, возрождает порушенные отношения родителей и детей, вносит гармонию во все сферы жизни. Эта победа, поверьте, важна именно здесь, на земле. Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых (Еккл. 7: 9), – так вновь вразумляет меня премудрый.
Прошу у Бога милосердия, а у читателей – молитв. Ведь хочется научиться владеть собой! А завоеватели городов… – дай Бог и им мирного сердца!
БЕ́ШЕНСТВО, -а, ср.
1. Вирусное заболевание, поражающее нервную систему. Вакцина против бешенства.
2. перен. Крайняя степень раздражения. Прийти в бешенство.
Безумное, бессильное, дикое (разг.), исступленное, лютое, мутное, неистовое, необузданное, остервенелое, разъяренное, свирепое, слепое, страшное (разг.), сумасшедшее, тупое, яростное, ярое (разг.).
дикое (Цензор); слепое (Глинсберг, Муйжель)
приходить в бешенство.
БЕШЕНСТВО, водобоязнь, спец. гидрофобия
отрицательное эмоциональное состояние, интенсивно проявляющееся в поведении)
1. водобоязнь; гидрофобия (книжн.)
сущ., кол-во синонимов: 26
бе́шенство, бе́шенства, бе́шенств, бе́шенству, бе́шенствам, бе́шенством, бе́шенствами, бе́шенстве, бе́шенствах
Бешенство матки. Прост. Неодобр. Нимфомания, постоянное стремление женщины к половому сношению. Первонач. - медицинский термин. Мокиенко, Никитина 2003, 90.
БЕ́ШЕНСТВО 1́ , -а, ср
Состояние крайнего раздражения, гнева, бурно проявляемого в поведении, жестах;
Син.: гнев, исступление, неистовство, ярость.
Он [Бек-Агамалов], с глазами, налившимися кровью, оглянулся кругом и, вдруг выхватив из ножен шашку, с бешенством ударил по дубовому кусту (Купр.).
БЕ́ШЕНСТВО 2́ , -а, ср
Заболевание вирусного характера, поражающее нервную систему человека или животного в результате укуса бешеного животного; один из симптомов - неспособность глотать жидкость;
Главным вопросом повестки заседания стала профилактика заболеваний бешенством на территории района.
БЕ́ШЕНСТВО, бешенства, мн. нет, ср.
1. Водобоязнь, тяжкая заразительная болезнь животных и человека. Пастеровские прививки понизили смертность от бешенства.
2. Крайняя степень раздражения, неистовство. Нервного человека легко довести до бешенства.
• Бешенство матки (мед.) - то же, что нимфомания.
1. Заразная болезнь животных и человека, передающаяся укусом бешеного животного и сопровождающаяся невозможностью глотать жидкость; водобоязнь.
Прививка против бешенства.
2. Крайняя степень раздражения, гнева; неистовство, ярость.
Я был возмущен до бешенства. М. Горький, Мой спутник.
Ноздри его стали забирать воздух, губы посинели, он весь задрожал, сдерживая бешенство. А. Н. Толстой, Восемнадцатый год.
БЕ́ШЕНСТВО - сущ., с., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? бе́шенства, чему? бе́шенству, (вижу) что? бе́шенство, чем? бе́шенством, о чём? о бе́шенстве
1. Бешенством называют инфекционную болезнь животных, которая передаётся человеку при укусе бешеным животным.
Прививка против бешенства. | У собаки бешенство, пострадавшему надо делать уколы.
2. Бешенством называют состояние, при котором вы испытываете гнев, ярость или очень сильное раздражение.
Припадок бешенства. | От её выходки он пришёл в бешенство. | Его губы дрожали от бешенства. | Я не испытывал ничего, кроме холодного бешенства.
Инфекционная болезнь животных и человека, передающаяся при укусе больным животным и характеризующаяся тяжёлым поражением нервной системы; водобоязнь I.
1. Крайняя степень раздражения, гнева; неистовство, ярость.
2. Пребывание в таком состоянии.
БЕШЕНСТВО, вирусная болезнь человека и животных (из группы зоонозов), вызывающая тяжелое поражение центральной нервной системы (двигательное возбуждение, судороги дыхательных и глотательных мышц, параличи и др.). Передается через слюну больных животных, главным образом при укусе. Резервуар вируса в природе - дикие плотоядные (главным образом лисицы). Профилактика у человека: экстренные прививки после укуса.
Бешенство - гидрофобия, водобоязнь, острое инфекционное заболевание, вызываемое нейротропным вирусом, поражающим центральную нервную систему. Б. животных известно с древнейших времён; о нём упоминают Демокрит, Аристотель и др. Л. Пастер своими исследованиями показал, что возбудитель Б. сосредоточен в центральной нервной системе. В 1887 румынский учёный В. Бабеш, а в 1903 итальянский врач А. Негри обнаружили в мозгу погибших от Б. особые включения размером от 1 до 27 мкм. Природа этих включений - телец Бабеша - Негри, полностью не выяснена, но обнаружение их имеет абсолютное диагностическое значение. При укусе человека собакой (или другим животным), подозрительной на Б., её следует изолировать для дальнейшего наблюдения. Если животное не погибает в течение 10 сут, это обычно исключает Б. Если же оно погибает в этот срок, обнаружение в его мозгу телец Бабеша - Негри подтверждает диагноз Б.
Хотя удельный вес Б. среди других инфекционных болезней животных невелик, заболевания Б. встречаются повсеместно на земном шаре. В естественных условиях Б. болеют млекопитающие, преимущественно представители семейства собачьих. Из домашних животных первое место по количеству заболеваний занимает крупный рогатый скот (до 55%), затем собаки (27%), мелкий рогатый скот (11%), свиньи (5%) и лошади (2%). На территории СССР основная масса случаев приходится на первые месяцы года (январь - май). В распространении Б. среди с.-х. животных главную роль играют дикие плотоядные. Заражение животных Б. происходит только в результате попадания слюны больного на поврежденную кожу или слизистую оболочку, главным образом при укусе. Скрытый период Б. длится у животных 1-2 мес (до 90% случаев), реже до 6 мес. Его продолжительность главным образом зависит от возраста (у молодых короче), места, размера и глубины укуса (при глубоких, множественных, обширных ранах, укусах в области головы инкубационный период сокращается).
У животных различают 5 клинических форм Б.: 1) абортивную (после первоначальных типичных признаков наступает выздоровление); 2) возвратную (после временного улучшения животное гибнет); 3) атипическую (хроническую, сопровождающуюся истощением); 4) буйную (наиболее типичную), при которой проявляются агрессивность животного, извращение аппетита (поедание несъедобных предметов), паралич глотки; 5) тихую, которая отличается менее выраженным периодом возбуждения.
Типичнее всего Б. протекает у собак; у кошек заболевание протекает обычно в буйной форме; у крупного и мелкого рогатого скота - в буйной и тихой; у свиней - в резко выраженной буйной форме.
Лечение и профилактика. Животных, больных Б., лечить запрещено, их немедленно уничтожают. Профилактика направлена на иммунизацию животных, уничтожение бродячих собак и кошек, отстрел и отлов животных, являющихся резервуаром Б.
Заражение Б. человека происходит при укусе либо ослюнении кожи или слизистых оболочек человека слюной бешеных животных, содержащей в себе возбудителя Б. Особенно опасны для человека укусы больным животным головы, лица, шеи; в этих случаях инкубационный период болезни укорачивается, а заболевание протекает особенно бурно. Проникнув в организм человека через рану, причинённую укусом бешеного животного (или ослюнённую царапину), вирус распространяется по нервным стволам в направлении к центральной нервной системе, поражая нервные центры и кору головного мозга.
Лечение сводится к применению симптоматических средств, предупреждающих судороги и действующих как обезболивающие и снотворные. Питание осуществляется искусственно. Профилактика: введение антирабической вакцины человеку, укушенному бешеным животным; причём прививки нужно начинать как можно раньше и обязательно до 14-го дня с момента заражения, т.к. они создают у человека невосприимчивость к Б. не ранее чем через 2-3 нед с начала их проведения. Своевременные прививки - надежное средство, предупреждающее развитие Б.
Лит.: Руднев Г. П., Зоонозы, 2 изд., М., 1959; Бунин К. В., Диагностика инфекционных болезней, М., 1965; Назаров В. П., Бешенство животных, М.,1961.
БЕШЕНСТВО - вирусная болезнь человека и животных: тяжелое поражение центральной нервной системы. Передается через слюну больных животных, главным образом при укусе. Резервуар вируса в природе - дикие плотоядные. Профилактика у человека: экстренные прививки после укуса.
БЕ́ШЕНСТВО -а; ср.
1. Инфекционная болезнь животных и человека, передающаяся при укусе бешеным животным и характеризующаяся поражением нервной системы; водобоязнь. Прививка против бешенства.
2. Крайняя степень раздражения, гнева; исступление, неистовство, ярость. Впасть в б. Приводить в б. С бешенством набросился на кого-л. Довести до бешенства кого-л.
◊ Бе́шенство матки. = Нимфома́ния.
бе́шенство - вирусная болезнь человека и животных: тяжёлое поражение центральной нервной системы. Передаётся через слюну больных животных, главным образом, при укусе. Резервуар вируса в природе - дикие плотоядные. Профилактика у человека: экстренные прививки после укуса.
БЕШЕНСТВО - БЕ́ШЕНСТВО, вирусная болезнь человека и животных: тяжелое поражение центральной нервной системы. Передается через слюну больных животных, главным образом при укусе. Резервуар вируса в природе - дикие плотоядные. Профилактика у человека: экстренные прививки после укуса.
- Главным симптомом какой болезни является гидрофобия?
- Рассказ российского писателя Михаила Зощенко.
Читайте также: