Что такое лихорадка в заговорах
Лихорадки бывают различными, и общее число их, как правило, двенадцать. В русских заговорах часто перечисляются их имена: тресея, отпея, гладея, аввареуша, храпуша, пухлея, желтея, анея, немея, глухея, каркуша и др. [1] Наличие этих имён только в заговорах, так же как и весьма различный состав этих имён, среди которых немало греческих и с неясной этимологией, показывает, что лихорадки относятся к книжно-апокрифическому слою славянской и русской демонологии и носят скорее медицинский характер.
Имена лихорадок по Афанасьеву:
- Трясея (тресучка, трясуница, потресуха, трясучка, трясца).
- Огнея или огненная.
- Ледея (ледиха) или озноба (знобея, забуха).
- Гнетея (гнетница, гнетуха, гнетучка).
- Грынуша или грудица (грудея).
- Глухея (глохня).
- Ломея (ломеня, ломовая) или костоломка.
- Пухнея (пухлея, пухлая), отекная.
- Желтея (желтуха, желтуница).
- Коркуша или корчея (скорчея).
- Глядея.
- Огнеястра и неве.
Образ
Ты бы шторку опустила…
Дай-ка книгу… Не хочу…
Ты намедни говорила,
Лихорадка… я шучу…
— Что за шутки спозаранок!
Уж поверь моим словам:
Сестры, девять лихоманок,
Часто ходят по ночам.
Вишь, нелегкая их носит
Сонных в губы целовать!
Всякой болести напросит
И пойдет тебя трепать.
— Верю, няня. Нет ли шубы?
Хоть всего не помню сна,
Целовала крепко в губы —
Лихорадка ли она?
Также в народных преданиях лихорадка может ходить и в одиночку. При этом из табуистических соображений её зовут ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка и др. [3] Славянские заговоры зачастую предполагают изгнание лихорадки в леса, пустыни, болота, тартарары. В работе Афанасьева указывается наличие заговоров против лихорадки также у немцев, индусов, финнов.
- Спину лихорадочного больного мнут мялкой, которую предварительно ставят на куриную нашесть (насест).
- Пьют куриный помёт или кладут под подушку дохлую курицу.
Также он приводит два главных поверья о лихорадке:
- С лихорадками, которые представляются в образе дочерей царя Ирода
- С потонувшими дочерьми Фараона, где они становятся первыми русалками
Оба этих поверья поздние, связанные уже с влиянием православия. Несомненно олицетворение лихорадки с заложными покойниками (отсюда и оберег в виде полыни, аналогичный оберегу от русалок).
По некоторым поверьям, 2 января лихорадки выходили из своих подземелий, прячась от мороза. В этот день притолоки кропили наговорённой водой. Считалось, что лихорадки пугались также петушиного крика, лая собак и колокольного звона [2] .
Образ лихорадки в отличие от образа чумы в славянской традиции слабо выражен и поэтому не отражён в быличках, обрядах и поверьях [8] .
Примечания
Литература
См. также
Волос • Дабог • Даж(д)ьбог • Девана • Жива • Лада 1 • Леля 1 • Марена • Мать — Сыра Земля • Мокошь (Макошь) • Переплут • Перун • Поревит • Поренут • Прове • Радегаст 1 • Род 2 • Рожаницы 2 • Ругевит • Сварог 1 • Сварожич • Святовит • Семаргл (Симаргл) • Стрибог • Триглав • Троян • Хорс • Чернобог • Ярило 2 • Яровит
Wikimedia Foundation . 2010 .
Славянская мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · … Википедия
Триглав (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Триглав. Фигурка бога Триглава из храма в Ретре Триглав (лат. Triglau) бог славян, трехголовый идол которого был уничтожен Оттоном, еп … Википедия
Марена (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Мара (значения), Марена (значения), Морена (значения) Марена … Википедия
Полевой (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Полевой. Полевой И. Я. Билибин, Полевик. дух полей … Википедия
Кострома (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кострома (значения). Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век Кострома сезонный мифологиче … Википедия
Денница (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Денница. Денница в славянской мифологии богиня полудня, дочь или сестра Солнца, возлюбленная Месяца, к которому Солнце её ревнует[1]. Денница (Иов 3.9; Пс 109.3; Ис 14.12) утро, заря.… … Википедия
Троян (мифология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Троян. Tropeum Traiani (Tropheum), памятник трофей Траяна в Дакии (ныне Адамклис … Википедия
Вилия (мифология) — Rusałkas (1877), Witold Pruszkowski Вилии, вилы, самовилы (болг. вила; макед. самовила; серб … Википедия
В русской культурной традиции образы лихорадок персонифицировались в женском облике. Лихорадок могли представлять в образе девушек или женщин в белом одеянии, с непокрытой головой, распущенными волосами и без пояса, что считалось недопустимым в традиционном обществе; либо в образе безобразных косматых сгорбленных старух с клюкой, что сближало их с обликом мифологических существ низшей демонологии и колдуний. По поверьям, лихорадка стучит своей клюкой в дома, и если кто откроет такой старухе, тот обязательно заболеет.
Лихорадки, в зависимости от того, с каким симптомом болезни они соотносятся, поражают разные части тела человека и вызывают разные болевые ощущения. В старых заговорах встречаются перечисления имен лихорадок вместе с определением того, что делает каждая из них:
В крестьянском сознании появление лихорадок могло связываться не только с мифологическими пространственными образами, но и с конкретными реками и водоемами. Так, во многих местностях у русских лихорадки считались особенно опасными в конце зимы и весной и что легче всего заболеть лихорадкой на воде. Поэтому во избежание опасности весной старались как можно реже переправляться через реки.
В Тульской губернии верили в то, что лихорадки появляются из-под земли в определенное — опасное — время: в полдень или на закате солнца, что также сближает их образ с мифологическими персонажами низшей демонологии и нечистой силой вообще.
В русских поверьях и заговорах лихорадок считали дочерями, реже — сестрами царя Ирода, с именем которого связано евангельское событие усекновения головы Иоанна Крестителя. Правитель Галилеи Ирод Антипа был обличен Иоанном Крестителем за то, что отнял у своего брата жену Иродиаду и женился на ней при жизни прежнего мужа, нарушив тем самым древние иудейские обычаи. Согласно Евангелию, падчерица Ирода (Саломея) настолько угодила ему своей пляской на празднике по случаю его дня рождения, что отчим обещал исполнить любое ее желание. По наущению своей матери Иродиады Саломея попросила голову Иоанна Крестителя. После казни Иоанна Предтечи его голову преподнесли ей на блюде. Имя преступного правителя и мотив пляски его падчерицы на русской почве соединились с образом опаснейшей болезни: лихорадок называли не только Иродовыми дочерьми, но и трясовицами. Основной симптом лихорадки соотносился в народном сознании с пляской. Согласно сложившимся позже народным легендам, дочери царя Ирода за смерть Иоанна Крестителя подверглись Божьему проклятию и были обращены им в орудие наказания людей болезнями.
Защитные меры против лихорадки обусловливались разнообразными представлениями об этой болезни. По народным представлениям не заболеет лихорадкой тот, кто соблюдает православные обычаи, например постится в пятницы, предшествующие Троице и Успению Богородицы. Считали также, что тря-совиц отгоняет крест. В качестве оберега от болезни носили на веревочке нательного креста написанную на бумаге молитву.
Существовали и предметные обереги от лихорадок. В Саратовской губернии хорошим предохранительным средством считали ношение змеиной шкурки или пояса, через который трижды переползала змея. К архаичной магической практике восходит изготовление кукол, оберегающих человека от болезни. Так, в Российском Этнографическом Музее в Санкт-Петербурге хранится коллекция кукол-лихорадок, привезенных в 1930-е годы из Воронежской области. Это двенадцать антропоморфных изображений длиной около 10 см, скрученных из пестрых лоскутков; лица кукол нарисованы карандашом. Этих кукол вешали в хате возле печки, и они, согласно местным поверьям, должны были служить магическим средством, отгоняющим лихорадок от хозяев дома.
Способы лечения от лихорадки были разнообразными. На юго-западе России верили, что избавиться от нее можно следующим образом: страстной свечой выжечь на потолке крест, соскрести сажу, насыпать ее в освященную воду и выпить. Повсеместно считали, что от лихорадки помогают почки освященной вербы: их заваривали и отвар давали больному. По поверьям от лихорадки помогало ношение сушеной лягушки в ладанке или привешивание живой лягушки в мешочке на груди. В Тверской губернии от лихорадки на шею вешали сушеную летучую мышь, клали под подушку паука, окуривали больного табаком. На Кубани, чтобы излечить ребенка от лихорадки, мать ходила на кладбище и брала с семидесяти семи могил по щепотке земли в узелок, который затем вешала на шею больному.
А вот как рассказывали об изгнании лихорадки в Олонецкой губернии:
По мнению исследователей, образы лихорадок-трясовиц, входящих в довольно большой ряд персонифицированных болезней, восходят к книжному источнику. Представления о двенадцати демонах — олицетворениях болезней — очень древние и известны многим народам. Один из источников славянских заговоров видят в греческой легенде о Сисинии, который, защищая детей своей сестры Милетины, вступил в борьбу со злым демоном Гило, губившим младенцев. Средством борьбы с этим духом, согласно легенде, оказывается перечисление его двенадцати с половиной имен. Многие имена лихорадок, сохранившиеся в русских заговорах, — ахоха, лекта, хампоя и другие — восходят к греческим словам. Многие же со временем были заменены народными словами с ясным для простого человека значением — хрипуша, дряхлея, пухлея, зябуха, дремлея, ветрея и подобные. В русских заговорах Сисиний выступает как главный противоборец лихорадок.
В Древней Руси молитвы и заговоры от лихорадок помещались в канонические церковные книги. Позже подобные тексты отвергались церковью и переходили в разряд апокрифических, что обусловило их перемещение из письменных источников в сферу устного бытования, сблизив с фольклорными произведениями. Заговоры, в которых присутствуют образы сестер-трясо-виц, сохранились в многочисленных записях начиная с XVIII века и по сию пору.
1. От трясцы. Писать по ровну на бумаге три имени:
Анфака, Иугалы, Оатулей.
2. От лихорадки или дожжалки. Больной, если хватит силы, идет в лес, находит осину, кланяется ей и говорит:
«Осина, осина, возьми мою тресину, дай мне леготу! «— после того перевязывает осину своим поясом.
3. Тоже. Мать ты моя вечерняя звезда, жалуюсь я тебе на двенадцать девиц, Иродовых дочерей.
4. От лихорадки. На горах аеонских стоит дуб мокрецкой, под тем дубом стоят тринадесять старцев со старцем Пафнутием. Идут к ним двенадесять девиц простоволосых, просто-поясых, и рече старец Пафнутий с тремя надесять старцами: кто сии к нам идоша? И рече ему двенадесять девицы. Есть мы царя Ирода дщери, идем на весь мир кости знобить, тело мучить. И рече старец Пафнутий своим старцам: зломите по три прута, тем станем их бити по три зари утренних, по три зари вечерних. Взмолились двенадцать дев к тринадесять старцам с старцем Пафнутием. И не почто же бысть их мольба. И начаша их старцы, глаголя: ой, вы еси двенадесять девицы! будьте вы трясуницы, водяницы, разслабленныя, и живите на воде студенице, в мир не ходите, кости не знобите, тела не мучьте. Побегоша двнадесять девиц к воде студениц, тресуницами, водяницами, разслабленными.
Заговариваю я раба (такого-то) от изсушения лихорадки. Будьте вы прокляти двенадцать девиц в тар-тарары! отидите от раба, такого-то, в леса темные, да древа сухия.
6. От трясовицы. Напиши на служащей просфоре, дай ясти больному сию молитву:
а) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Якоже Святий Аркадий укроти львы в пустыни, тако и ты, Господи, укроти Трясовицу сию в рабе Божием (имя рек), всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
б) Молитву вторую напиши на бумаге, которую когда болящий выносит три дня, сжечь и тот пепел выпить, растворя святою водою: (Молитва следующая):
Шедшему святому Сисению от горы Симойския обрете бесица, имуща очи разжены и руц железны, и власы верблюжие, и рече ей Святый Сисиний. Где идешь нечистая душе и откуда еси? Она же отвеща ему и рече: Азъ иду юность женску изсушити, млеко остановити, а младенцы погубити, очи возвратит, а другие родят глухи и немы, и погублю во чреве материном. Тогда помолися святой Сисений Господу Богу, и предста ему святый архангел Михаил, ухвати ея векова десной рукою своею, и рече ей: Аще ми не кленешися, не отидешь от руки моея, она же клятся ему и рече тако:
«Мышца великого Бога и непоколебленная, яко не имать ти солгати, да аще кто может начитатя, двенадцать имен моих, не имам приближитись к тому человеку, ни к дому его, а имена мои: 1-е Вящепца, 2-е Бясица, 3-е Преображница, 4-е Убийца, 5-е Едина, 6-е Полобляющая, 1-е Ииарто, 8-е Урия, 9-е Изъедущая, 10-е Негризущая, 11-е Голяда, 12-е Налукия. И рече ей архангел Михаил: Заклинаю, проклятая сатана, Иисусом Христом, Сыном Марииным, той изгонит Трясовицу от раба Божия (имя рек) и от дому его, молитвами и заступлешем честных, небесных сил безплотних, и святия причастия преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы, и присно Девы Марии, и святаго великомученика и победоносца Георгия, и всех святых молитвами; оставися трясавица от раба Божия (имя рек). Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь.
Общее заключение о лихорадках и заговорах на эту болезнь. Лихорадки, действительно, как это известно и в медицине, очень близки к горячкам. Та и другия по большей части происходят от простуды или появляются в человеке во время разстройства здоровья. Часто раненый, от потери крови, получает лихорадку. Лихорадки вообще господствуют между жителями ириморских стран, а также в странах обилующих болотами, от того то, может быть, народная поэзия создала миф лихорадки, непременно возникающая или из Чернаго моря, или из моря Окиана. Кроме разнообразных названий, встречающихся в разных предложенных читателю заговорах, встречается множество других, как например встречаем в заговоре (его не помещено здесь) заимствованном г. Батраковьм, помощником мяссюнера из старинной рукописи в с. Ухтостров, Холмог. уезда, следующия имена лихорадок: Тресея, Огния, Недра, Ломея, Усма, Оглухица, Томея, Пухлея, Желтея, Окоркуша и Гладея. Кроме упомянутых заговоров на лихорадку есть еще множество других примет и заговоров. Но мы должны напомнить читателям, что все внутренния болезни, какими в старину страдали наши предки, по их понятию и по смыслу заговоров, считались лихорадками, и по смыслу некоторых заговоров можно заключить, что лихорадки, по мнению народному, были то же, что демоны, а болезненныя действия сравнивались с порчею и часто эти болезни перемешивались и отчитывались безразлично.
Общее заключение о лихорадках и заговорах на эту болезнь. Лихорадки, действительно, как это известно и в медицине, очень близки к горячкам. Та и другия по большей части происходят от простуды или появляются в человеке во время разстройства здоровья. Часто раненый, от потери крови, получает лихорадку. Лихорадки вообще господствуют между жителями ириморских стран, а также в странах обилующих болотами, от того то, может быть, народная поэзия создала миф лихорадки, непременно возникающая или из Чернаго моря, или из моря Окиана. Кроме разнообразных названий, встречающихся в разных предложенных читателю заговорах, встречается множество других, как например встречаем в заговоре (его не помещено здесь) заимствованном г. Батраковьм, помощником мяссюнера из старинной рукописи в с. Ухтостров, Холмог. уезда, следующия имена лихорадок: Тресея, Огния, Недра, Ломея, Усма, Оглухица, Томея, Пухлея, Желтея, Окоркуша и Гладея. Кроме упомянутых заговоров на лихорадку есть еще множество других примет и заговоров. Но мы должны напомнить читателям, что все внутренния болезни, какими в старину страдали наши предки, по их понятию и по смыслу заговоров, считались лихорадками, и по смыслу некоторых заговоров можно заключить, что лихорадки, по мнению народному, были то же, что демоны, а болезненныя действия сравнивались с порчею и часто эти болезни перемешивались и отчитывались безразлично.
Лихорадка, трясавица — в славянской мифологии дух или демон в облике женщины, поселяющийся в кого-нибудь и вызывающий болезнь. Название происходит от слов лихо (беда, несчастье) и радеть (стараться, заботиться).
Лихорадки бывают различными, и общее число их, как правило, двенадцать. В русских заговорах часто перечисляются их имена: тресея, отпея, гладея, аввареуша, храпуша, пухлея, желтея, анея, немея, глухея, каркуша и др. Наличие этих имён только в заговорах, так же как и весьма различный состав этих имён, среди которых немало греческих и с неясной этимологией, показывает, что лихорадки относятся к книжно-апокрифическому слою славянской и русской демонологии и носят скорее медицинский характер.
Имена лихорадок по Афанасьеву (выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов):
- Трясея (тресучка, трясуница, потресуха, трясучка, трясца)
- Огнея или огненная
- Ледея (ледиха) или озноба (знобея, забуха)
- Гнетея (гнетница, гнетуха, гнетучка)
- Грынуша или грудица (грудея)
- Глухея (глохня)
- Ломея (ломеня, ломовая) или костоломка
- Пухнея (пухлея, пухлая), отекная
- Желтея (желтуха, желтуница)
- Коркуша или корчея (скорчея)
- Глядея
- Огнеястра и неве
Также в народных преданиях лихорадка может ходить и в одиночку. При этом из табуистических соображений её зовут ласкательно-приветливыми словами: добруха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка и др. Славянские заговоры зачастую предполагают изгнание лихорадки в леса, пустыни, болота, тартарары. В работе Афанасьева указывается наличие заговоров против лихорадки также у немцев, индусов, финнов.
Существовали и такие способы лечения лихорадки:
- Спину лихорадочного больного мнут мялкой, которую предварительно ставят на куриную нашесть (насест).
- Пьют куриный помёт или кладут под подушку дохлую курицу.
Также он приводит два главных поверья о лихорадке:
- С лихорадками, которые представляются в образе дочерей царя Ирода
- С потонувшими дочерьми Фараона, где они становятся первыми русалками
Оба этих поверья поздние, связанные уже с влиянием православия. Несомненно олицетворение лихорадки с заложными покойниками (отсюда и оберег в виде полыни, аналогичный оберегу от русалок).
По некоторым поверьям, 2 января лихорадки выходили из своих подземелий, прячась от мороза. В этот день притолоки кропили наговорённой водой. Считалось, что лихорадки пугались также петушиного крика, лая собак и колокольного звона.
Образ лихорадки в отличие от образа чумы в славянской традиции слабо выражен и поэтому не отражён в быличках, обрядах и поверьях.
Лихорадка – это повышение температуры тела выше 37 градусов по Цельсию. Чаще всего лихорадка становится одним из симптомов инфекционных заболеваний различного генеза и сопровождается гиперемией кожных покровов, головной болью, жаждой, спутанностью сознания и пр.
Лихорадка – это патологическое состояние характеризуется нарушением терморегуляции и повышением температуры тела под влиянием пирогенных веществ. В основе лихорадки лежит процесс перестройки терморегуляции в сторону увеличения теплопродукции. Это и отличает лихорадку от гипертермии.
Лихорадка – это не болезнь. Это симптом целого ряда болезней инфекционного и неинфекционного происхождения.
Горячка — разные роды острых, воспалительных болезней, в том числе и лихорадка.
Заговоры от (при) болезней(ях) которые помогают избавиться от лихорадки и горячки.
1. Сорок раз: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, раба Божия (имя)”.
Тринадцать раз: “Избавь, Господи, от двенадцати кумох, от Иродивых дочерей, худых, босых, нагих”.
2. “Мороз ты мороз, не стой за спиной, гуляй ты по лугам и по долам, по лесам и рощам, обсыпай морозом деревья, а не людей, выйди на простор, в чисто поле”.
3. “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного, раба Своего (имя), Господи, благослови! На Черном море стоит послан от Бога свят апостол Сизиний и зрит в море: и возмутится море до облаков, и выйдут из моря десять простоволосых жен, окаянные видением дьявола. Он же спросит их, святой апостол Сизиний: “Что вы за жены, окаянные видением дьявола, пришли милостыней Христовой?” Они же отвечают: “Мы — жены трясовицы и послушницы Ирода царя и прочих сих”. И вопросил их великий апостол Сизиний и говорит им: “Почто есть, диаволы, пришли мучать род человеческий, главу жечь и кости ломить и сердце щипать?”. “А кто беспрестанно молится, и кто без молитвы Иисусовы спать ложится, и кто молитвы Иисусовы не творит, вставая, не перекрестяся и кто в праздники Господни блуд творит и нечист ходит, и пьет, и ест рано, и тот наш угодник”. И возмолится святы апостол великий Сизиний Богу о болящем рабе Божьем (имя): “Господи, Господи, избави род человеческий от той великой болезни”. Господь услыша молитву его и посла святы крест ему на помощь и четырех евангелистов — Матфея, Марка, Луку, Иоанна: “И учнут вас мучить, тремя пруты железные бити, даючи вам, ненавистницам, по триста ударов в день”. Она же начала вопити великим гласом и молится: “Святы Христовы архангелы, евангелисты, не мучьте нас и отпустите в судьбище наше, и где ваше святое ангельское имя заслышим, имам от того раба и человека бежать, от роду его и от храмины его, и никаким козням не прикоснемся за тридесять поприщ”. И вопроси их, святый великий Сизиний и четыре евангелиста: “Что ваши имена?”. Окаянные видением дьяволы рече: “Мне есть имя Трессея. Не мол^ет тот человек согретися в печи”. “Та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Вторая рече: “Мне есть имя Огнея. Как разгорятся дрова смоленые в печи, так разжигается во всяком человеке сердце”. “И та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Третья рече: “Мне есть имя Ледея. Знобит род человеческий, что тот человек и в печи не может согретися”. “И та буди проклята самим Господом Иисусом Христом и святыми отца”. Четвертая рече: “Мне есть имя Гнетея. Ложится у человека по у ребре аки камень, здыхает, здохнуть не даети, с души сметывает”. “Та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Пятая рече: “Мне есть имя Хрипуша. Стоя кашлять не дает, у сердца стоит, душу занимает, исход из человека со скрипом”. “Та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Шестая рече: “Мне есть имя Глухая. Та ложится у человека в головы и уши закладывает, тот человек бывает глух”. “Та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Седьмая рече: “Мне есть имя Ломея. Ломит у человека кости, и главу, и спину, аки сильная буря сырое дерево”. “Та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Восьмая рече: “Мне имя Унея. Аки выловиц плетима испущает течь и кровь”. “Та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Девятая рече: “Мне имя Желтея. Испущает на человека желчь, в поле желток и отдохнуть не дает”. “Та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Десятая рече: “Мне имя Коркуша”. “Та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Одиннадцатая рече: “Мне есть имя Гледея”. “Та буди всех проклятие: в нощи спать не даете, многие беси к тому человеку приступаются, и с ума его сбрасывают, и спать не дают: на месте не сидит”. “Та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Двенадцатая рече: “Мне есть имя Невея. Сестра старейшая тресовица и угодница Ирода царя, наболящим человеком страшна: та усекнула главу Иоанна Предтечи и принесла пред царя на блюде”. “Та буди проклята самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми отца”. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Окаянные жены суть трясовицы. Заклинаю вас великим архангелом Михаилом и святым апостолом Сизинием и четырьмя евангелистами Лукою, Марком, Иоанном, Матфеем. Окаянная ты еси, Тресея, окаянная ты еси, Огнея, окаянная ты еси, Ледея, окаянная ты еси, Глухая, окаянная ты еси, Унея, окаянная ты еси, Желтея, окаянная ты еси, Гледея, окаянная ты еси, Нивея, сестра старейшая! Заклинаю вас великим архангелом Михаилом и святым апостолом Сизинием и четырьмя евангелистами Лукою, Марком, Иоанном, Матфеем: бежати вам от образа Божьего. Призываю на вас архангела Михаила, и святого апостола Сизиния, и пророка Иоанна Предтечу, и четырех евангелистов Луку, Марка, Иоанна, Матфея.
Учнут вас мучить, дадут вам по тысяче язв в день. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Крест хранитель всея вселенная, крест красота церквам, крест ангелам похвала, крест верным утверждение, крест верным язв исцеление и очищение, крест бесам прогнание, исцеление. Всегда и ныне и присно и во веки веков, аминь!”.
5. “Не только в святом храме этом, созданном во имя твое, но и на всяком месте услышь нас, святой преподобный Марон, с верою уповаем и усердием, прибегающих к тебе. Ты без крова в пустыне жил и сам болезнями многими был удручен, но силою Божию исцелен и благодать Господню стяжав, горячку и лихорадку и иные болезни молитвою своею единою исцелял. Молят поэтому тебя, преподобный, тяжко больные горячкой и лихорадкой: уврачуй их, предстань в помощь им и утоли скорбь их, ослабляя болезнь, потому что ты знаешь, святой Марон, что больной человек недугом своим иногда отвлекается от покаяния, если он потерял сознание, и от совершения добрых дел, если лежит неподвижно на одре болезни. Моли, преподобный, Господа здравие даровать им, чтобы, выздоровев душою и телом, они явились и сподобились войти в Царствие Его, где вместе с тобою они образуют Животворящую и Единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков”.
7. “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь, аминь, аминь.
Окаянные трясовицы, заклинаю вас Господом нашим, Иисусом Христом, и Пречистою владычицею нашею Богородицею, и всеми святыми, святым архангелом Михаилом и преподобным Сисинием, и четырьмя евангелистами: Марком, Лукою, Матфеем и Иоанном Богословом.
Окаянная ты еси, Трясовица!
Окаянная ты еси, Медия!
Окаянная ты еси, Ярустушо!
Окаянная ты еси, Коркуша!
Окаянная ты еси, Коркодия!
Окаянная ты еси, Желтодия!
Окаянная ты еси, Люмия!
Окаянная ты еси, Секудия!
Окаянная ты еси, Пухлия!
Окаянная ты еси, Чемия!
Окаянная ты еси, Нелюдия!
Окаянная ты еси, Невия!
Побежите от раба Божия (имя). Еще не бежите, то пришлю на вас святого архистратига Михаила и преподобного отца Сизиния, и четырех евангелистов: Марка, Луку, Матфея, Иоанна Богослова. И дадут вам по тысяще ран. Отыдите, окаянные, от раба Божьего (имя). Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.
8. “Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь”.
Перекрестите ножом больное место и приговаривайте 3-9 раз:
“На горах вавилонских стоит дуб афонский, под тем дубом стоят 12 старцев со старцем Инфатием. Идут к ним 12 девиц простоволосых, простопоясых, и рече старец Инфатий с двенадцатью старцами: “Кто сии к нам идеши”? И рече ему 12 девиц: “Мы царя Ирода дщери, идем на весь мир кости дробить, тело мучить”. И рече старец Инфатий своим 12 старцам: “Сломите по 3 прута, теми прутами будем бить их три утренние зари и три вечерние”.
И били их старцы, глаголя: “Ой вы еси 12 девиц! Будьте вы все трясуницы, водяницы, студеницы, расслабленные, и живите в болоте-студенце, и в мир к людям не ходите, кости человеческие не знобите, тело не мучьте”. И поскакаша все 12 девиц к болоту бегом, к болоту-студенцу, трясу ницами, водяницами, расслабленными. Заговариваю раба Божьего (имя) от посещения лихоманки, аминь”.
Вот как следует лечить лихорадку, согласно каббалистической науке. Вырежьте из восковой бумаги равносторонний треугольник и изготовьте такой талисман:
А Б Р А К А Д А Б Р А
А Б Р А К А Д А Б Р
А Б Р А К А Д А Б
А Б Р А К А Д А
А Б Р А К А Д
А Б Р А К А
А Б Р А К
А Б Р А
А Б Р
А Б
А
Используйте для этого черные чернила, в которые добавьте три капли крови того, кого вы намерены излечить от лихорадки.
Каждый день в течение одиннадцати дней отрезайте от этого талисмана по одному слову, начиная с низа треугольника. (В первый день отрежьте от талисмана нижнюю "А", во второй — "АБ", в третий — "АБР" и т. д.) Сжигайте отрезанную часть бумаги и добавляйте ее пепел в питье. Давайте это зелье больному.
Это лечение пригодно и для многих других болезней, таких, как тиф, проказа и чахотка.
Проделайте в свежем белом яйце небольшую дырочку, через которую выпустите весь белок и желток. После этого извлеките из яичной скорлупы белую пленочку, так чтобы ее не порвать. Наденьте ее больному на средний палец левой руки, до второго сустава. Обвяжите палец с надетой на него пленочкой длинной белой лентой или бинтом. Вскоре у больного начнется лихорадочный приступ, озноб и палец будет щемить и болеть. Затем боль пройдет, и с ней пройдет и вся лихорадка. Если это лечение не поможет с первого раза, повторите его, и болезнь вскоре отступит.
Налейте в большую чашу чистую ключевую воду. Начитайте на эту воду заговор:
Заговариваю я у раба Божьего такого-то
двенадцать скорбных недугов;
от трясавицы, от колючки, от свербежи,
от стрельбы, от огневицы, от ломоты,
от колотья, от дергания, от моргания,
от слепоты, от глухоты, от черной немочи.
Ты, злая трясавица, уймись,
а не то прокляну тебя в тартарары;
ты, неугомонная колючка, остановись,
а не то сошлю тебя в преисподния земли;
ты, свербеж, прекратись,
а не то утоплю тебя в горячей воде;
ты, стрельба, остановись,
а не то засмолю тебя в смоле кипучей;
ты, огневица, охладись,
а не то заморожу тебя Крещенскими морозами;
ты, ломотье, сожмись,
а не то порублю тебя в куски и в кусочки;
ты, колотье, притупись,
а не то распилю тебя на мелкия частички;
ты, дерганье, остановись,
а не то запружу тобою плотину на мельнице;
ты, морганье, окрутись,
а не то в печи банной засушу;
ты, слепота, скорчись,
а не то утоплю тебя в дегте;
ты, глухота, исчезни,
а не то засмолю в бочку и по морю пущу;
ты, черная немочь, отвяжись,
а не то заставлю воду толочь!
Все вы, недуги, откачнитесь, отвяжитесь,
удалитесь от раба Божьего такого-то
вовек не возвратитесь,
моим крепким словом заперты,
моим тайным делом скованы.
Каждый раз, когда стращаете одну из двенадцати лихорадок, бросайте в воду щепотку соли. Прочтя весь заговор, дайте больному испить три глотка заговоренной воды, а ее остаток вылейте на перекрестке трех дорог.
В четверг утром купите грецкий орех. Разломите его пополам, извлеките из него ядро и все перегородки. Посадите в скорлупу паука и склейте обе половинки ореха. Обвяжите орех веревкой и повесьте его на голое тело под ложечкой у больного. Этот талисман нужно носить не снимая один день и одну ночь, а затем закопать его глубоко в землю в том месте, где люди не ходят и зверь не роет.
Сшейте из редкой ткани небольшой мешочек. Вечером перед заходом Солнца сварите вкрутую куриное яйцо. Не остужая яйца, очистите его от скорлупы, положите в мешочек и завяжите мешочек красным шнурком. Повесьте мешочек с яйцом на шею больного, так чтобы мешочек оказался прямо у него под ложечкой, и велите больному ложиться спать. Утром снимите мешочек с шеи и закопайте его в землю. Перед тем как это сделать, посмотрите на яйцо. Если оно бело, значит, лечение прошло успешно и его более повторять не надо. Если же белок изгнил или вовсе исчез, а желток стал совсем черным, то повторяйте лечение до тех пор, пока яйцо не будет целым и белым.
Отрежьте у большой сельди голову, разрежьте ее туловище вдоль на две равные части и выньте все кости. После этого привяжите одну половину сельди к голой подошве правой ноги больного, а вторую часть — к его левой подошве. Сделайте это так, чтобы головные части сельди были направлены к пяткам. Оставьте эти перевязи на всю ночь. Утром повязки снимите, ноги обмойте, сельдь выбросьте. Это лечение будет успешно, если он проведено на ущербной Луне.
На случай малярийного приступа имейте особое зелье. Налейте в стакан красное вино и положите в него свежее неочищенное от скорлупы яйцо. Настаивайте это снадобье одни сутки, затем извлеките яйцо, перелейте вино в сосуд с плотной крышкой и храните его в темном прохладном месте не более недели, по истечении которой готовьте новое зелье. Когда наступит приступ, прочтите заговор, держа откупоренный сосуд с лечебным средством прямо перед собой:
Алхахис галфут намун лима.
Идвара хальгат, аврама улъ деб.
Содеса кабул гальаф уль деб,
ольгабе либу калъ ей ом.
И дайте испить больному ваше заговоренное вино.
Читайте также: