Что такое media инфекция
Пандемия коронавируса COVID-19 в разгаре, болезнь зарегистрирована в большинстве стран, количество зараженных исчисляется сотнями тысяч, вирус отнял уже десятки жизней. Что надо предпринять, чтобы в России не повторилась вспышка, охватившая Италию? По каким симптомам можно распознать COVID-19, что делать, если вы почувствовали недомогание? Обо всем этом рассказывает главный внештатный специалист Минздрава России по инфекционным болезням, заведующая кафедрой вирусологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Елена Малинникова.
— Елена Юрьевна, говорят, что коронавирус приобрел новые свойства и стал опаснее. Это так?
— Да, это имеет место. Раньше он передавался от человека к человеку и еще к одному человеку, а сейчас он может передаваться и дальше — к четвертому и к пятому. Выяснилось, что он более заразный, чем другие острые респираторные заболевания. И протекать заболевание может более тяжело, но только у определенного контингента.
— Правда ли, что человеческий организм не вырабатывает к новой инфекции стойкий иммунитет и коронавирусом можно заразиться не один раз?
— Когда в конце февраля — начале марта появились статьи о повторных заболеваниях коронавирусной инфекцией, сразу было выдвинуто предположение о том, что иммунитет к ней не стоек. Но сейчас стало известно, что мы наблюдаем циркуляцию сразу двух вариантов вируса, и вполне возможно, что эти два вируса не имеют перекрестного иммунитета.
— В чем секрет того, что к COVID-19 более восприимчивы взрослые люди, а особенно пожилые и с хроническими заболеваниями, а дети, наоборот, практически им не болеют?
— Попадая в организм человека, вирус садится не на все клетки, а только на те, которые имеют определенные рецепторы. Так вот, есть такое предположение, что у детей таких рецепторов либо нет вообще, либо они еще незрелые и поэтому просто не готовы принять этот вирус. Именно по этой причине дети болеют реже и легче.
— Насколько вирус устойчив и как долго он может оставаться активным?
— Устойчивость вируса еще оценивается, но уже сейчас можно сказать о том, что он не очень устойчив и прекрасно уничтожается дезинфицирующими средствами, а также примерно за десять минут его убивает ультрафиолетовое излучение. Проблема в том, что он хорошо сохраняется на поверхностях, но при определенной температуре и влажности. В среднем он остается активным до нескольких часов.
— Влияют ли климатические условия на распространение инфекции?
— Вирус очень хорошо передается от человека к человеку, а у человека — что на Крайнем Севере, что на экваторе — обычная температура 36,6…
— Уже есть выводы об основных показателях заболеваемости? Например, каков процент летальности?
— Такие выводы мы сможем сделать только тогда, когда пройдет основной период эпидемии и когда вирус полностью пройдет через человеческую популяцию. Сейчас смертность в мире — 3,9 процента. Но в каждой стране этот процент свой. И как мы уже знаем, детская смертность очень маленькая, а среди пожилых людей — более 20 процентов. Однако еще раз повторюсь, что пока эти данные не очень информативны.
— Как обычно протекает заболевание?
— Начинается оно так же, как любая другая респираторная инфекция. Оно может протекать в очень легкой, практически бессимптомной форме, человек может чувствовать разбитость, слабость, недомогание, головную боль, у него может быть небольшой кашель. Важно отметить, что в отличие от гриппа, который всегда начинается остро, с подъема высокой температуры и ярко выраженной интоксикации, коронавирус может начинаться более плавно, с постепенным нарастанием этих симптомов.
— То есть специфических признаков у него нет?
— Совершенно верно. Поэтому, как только вы почувствовали любые признаки ОРВИ — боль в горле, слабость, недомогание, сочетание катаральных явлений с насморком и особенно с сухим и даже непродуктивным кашлем, — сразу идите домой, желательно надев маску. И вызывайте врача на дом. Очень важно сообщить ему всю информацию о том, что с вами было две или три недели тому назад: в каком транспорте вы ездили, были ли контакты с приезжими из-за границы, контактировали ли вы с людьми, которые заболели или уже переболели. Таким образом врач соберет эпидемиологический анализ и распишет дальнейшую маршрутизацию — госпитализировать вас или оставлять дома на карантине. Не нужно заниматься самолечением и ходить по аптекам и поликлиникам. Нельзя ходить больным на работу, даже если очень хочется или очень нужно. Сегодня такое геройство — просто преступление. Важно понять, что любой болеющий человек может быть потенциальным носителем коронавирусной инфекции.
— Какая сейчас главная задача стоит перед всеми нами?
— Не допустить тесного контакта людей из групп риска с теми людьми, которые способны перенести эту инфекцию на ногах — легко или не болея. И тогда заболеваемость может пойти не по критической линии, а достаточно плавно, постепенно иммунизировав популяцию.
— Как долго все это будет тянуться?
— По примеру Китая мы могли бы говорить о 100 днях, но делать какие-то выводы на этот счет пока рано. Интересно, что когда инфекция только развивалась, все очень волновались по поводу эпидемически неблагополучных и слаборазвитых стран. Казалось, что если инфекция туда попадет, то это будет эффект разорвавшейся бомбы. Но, как показало время, инфекция стала развиваться как раз в индустриально развитых странах.
— Есть какие-то прогнозы по поводу распространения коронавируса в России? Чего всем нам ждать?
— У нас еще со времен СССР сохранился опыт тотального эпидемического контроля, которого нет в других странах. Пока мы показываем хороший результат по сдерживанию эпидемии. И многие иностранные коллеги просят поделиться нашим опытом.
— Как долго человечеству ждать вакцину от коронавируса?
— Геном вируса расшифрован, и вакцина уже тестируется.
-Существует ли вероятность, что, затихнув на время, инфекция вернется опять?
— Скорее всего, с этой инфекцией мы будем и дальше встречаться, но насколько она будет активной — пока неизвестно. Вирус только занимает свою нишу в человеческой популяции, и говорить о том, как долго он будет в ней циркулировать, пока рано. Поживем — увидим…
Медиавирус - просто метафора или реальный вирус?
Если мы хотим понять инфосферу как расширение планетарной экосистемы или хотя бы как питательную среду, в которой развиваются новые идеи нашей культуры, тогда мы должны признать тот факт, что медиа-события, вызывающие подлинные социальные перемены — это не просто троянские кони. Это медиа-вирусы.
Какие виды оболочек бывают у медиавирусов и как их использовать?
В качестве примере научных медиавирусов - можно вспомнить, мысленный эксперимент с Котом Шрёденгера, шутки с которым стали в последнее время популярны. Но гораздо интересней вспомнить большой адронный коллайдер. Просто вспомните, сколько было паники и какой в целом был сдвиг в массовом сознании у людей, когда впервые информация поступила в медиа-сферу.
Как использовался медиавирус БАК для сдвига в массовом сознании.
Как и любой медиавирус, вирус БАК был не тем, чем кажется на первый взгляд. Можно вспомнить религиозных деятелей и антисцаентистов.
Многие из них "Рассказывали правду" о коллайдере, рассказывали о том, как он работал и какие катастрофы от его работы могут быть в теории. Вот все эти рассказы и есть оболочка вируса, которая проникает в сознание. Оболочка нужна, для того, чтобы мемы, которые находятся внутри проникли в мысли. А вот сам мемокомплекс - это идеология, которую продвигали деятели религии или антисцаентисты. Игрой слов, картинками, видео. Все это выглядит, как правда о коллайдере, но в действительности - укол идеологией.
Оболочкой медиа-вируса как фактора, раскрывающего сложность и полноту связей инфосферы, может быть:
1.Событие
2.Изобретение
3.Технология
4.Научная теория
5.Философская система
6.Сексуальный скандал
7.Поп-звезда
8.Публикация на интернет-сайте
В общем почти все, что несет культурную информацию.
Три вида медиавирусов.
1. Преднамеренно созданные медиавирусы, сознательно кем-то запускаемые, чтобы способствовать распространению какого-либо товара или идеологии. В качестве примера можно привести трюки рекламистов или тех кто продвигает идеологию. Интересный пример медиавируса фильм "Дух времени".
3. Полностью самозарождающиеся вирусы — медиавирусы, вызывающие интерес и распространяющиеся сами по себе. Например недавний случай в московском метро, когда двое людей расстреляли из травматического пистолета лицо кавказской национальности. Видео быстро распространилось по сети, появились стилизованные картинки и мотиваторы националистического толка.
В чем отличие Медиавируса от мема и PR трюка?
Пожалуй это один из главных вопросов, на который мы получим ответ.
Мем - это единица культурной информации. Иными словами мемом может быть все, что угодно начиная от жеста и заканчивая сложным текстом. Если вам присылают одну из распространенных картинок - это понятный нам мем. Если мы видим древний текст, на не известном языке - это так же мем, но не понятный.
PR трюк - это использование понятных нам мемов, для продвижения в массы, товаров, услуг, идей и имиджа. Одна из основных особенностей PR - это упрощение. PR и реклама во многом схожи с явной пропагандой. Каждая идея очень упрощена, не имеет глубины и легко и быстро усваивается массами.
Медиавирус - это гораздо более глубокая и сложная субстанция. Состоит из оболочки - упрощенной и интересной для носителя идеи, но внутри наполнен комплексами мемов, которые меняют восприятие, мышление, эмоции.
Медиавирусы порождают новые вопросы, а не готовые ответы. Простейший способ отличить Медиавирус от трюка пиарщиков — это определить, упрощает ли он вопрос, сводит ли его к эмоциям, или, напротив, делает его необычайно сложным. Вирус всегда заставляет социальную систему или систему взглядов, на которые нападает, выглядеть запутанной и непостижимой, какой она и является на самом деле. Прием упрощения и отвлечения внимания безнадёжно устаревает после атаки медиавируса.
Медиавирусы также нейтрализуют прием маргинализации. Первой реакцией пиара на контркультурную идею становится попытка ее маргинализировать. Например, если вы против войны, то на вас попытаются наклеить ярлык „антипатриота“. Но оболочка хорошо сконструированного медиавируса позволяет его мемам распространяться прежде, чем они будут маргинализированы. Достаточно показать подлинное лицо войны. Медиавирусы, выходящие за рамки „официальной точки зрения“ не позволяют эксплуатировать „право на единственную репрезентацию реальности“. Они комментируют сами медиа. Вирусы выражают себя в иронии и апеллируют к способности зрителей выносить объективные суждения. Благодаря этому люди осознают сложность, скрывающуюся за видимой простотой репрезентаций нашего мира.
Пропаганда глазами детей
Еще один пример того, как сильно пропаганда упрощает. Упрощение проще воспринять. "Просто скажи "НЕТ" наркотикам!" - это попытка навязать мнения избегая сложностей.
Подобные ходы легко рушатся более глубоким подходом. Этот "детский взгляд" смотрит в глубину проблемы и так называемой войны против наркотиков.
Если активнее пустить эту историю по медиапространству, то это будет крайне эффективным медиавирусом.
Думаю, что нам стоит ознакомится с тем, как распространяются настоящие вирусы, просто чтобы лучше понимать медиавирусы.
Как и каким образом на эмоции друг друга люди влияют во время личной встречи, было известно давно. Даже если чужие проблемы никак не затрагивают человека, он всё равно частично перенимает чужой угрюмый настрой или, наоборот, получает повод для радости. Однако исследования подобных процессы в социальных сетях ранее не проводились.
Согласно полученным данным, каждый негативный пост пользователя, становится причиной для 1,29 дополнительного негативного поста среди его друзей, тогда как позитивная запись увеличивает количество позитивных статусов на 1,75."
Аккуратней со своими гневными постами, заражайте добром.
Дуглас Рашкофф "Медиавирус".
Настал тот день, когда я решил выложить эту книгу. Я после ее прочтения, больше никогда не смог смотреть на медиа-сферу прежними глазами. Книга обязана стать настольной для всех, кто интересуется медиа и социо-пространством.
Не смотрите, что книге уже 20 лет, а последнему изданию более 10, она не устарела вообще.
Книга известного американского специалиста в области средств массовой информации рассказывает о возникновении в конце двадцатого века новой реалии - `инфосферы`, включающей в себя многочисленные средства передачи и модификации информации. Дуглас Рашкофф не только описывает это явление, но и поднимает ряд острых вопросов: Насколько человечество, создавшее инфосферу, контролирует протекающие в ней процессы? Не грозит ли неуправляемое увеличение объемов информации, вырабатываемой человечеством, возникновением опасных медиавирусов, искажающих восприятие реальности?
Читаемые и обсуждаемые блоги сейчас не редкость. Посев в таких блогах очень эффективен т.к. мнение топ-блоггера авторитетно и сопровождается большим количеством комментариев и репостов.
3.Сообщества (LiveJournal)
Посев в сообществах может обойтись в разы дешевле и зачастую эффективнее чем, в ТОП блогах ввиду того, что сообщества уже представляют собой целевую аудиторию (ведь сообщество строится вокруг общего интереса).
5.Форумы
Использование форумов для посева будет не очень эффективным и в большинстве случаев незаметным на фоне других методов. Форумы пригодны лишь в качестве поддержки, упор на них делать не стоит.
6. Фото/видео хостинги
Используются по прямому назначению: как хостинги для вирусов. Эффект в продвижение будет лишь в случае если, например, на Ваш канал в YouTube подписано значительное количество пользовотелей
P.S. В вирусном маркетинге главное идея. Если вы решили создать вирусную кампанию, но идея так себе, то лучше отложить эту затею до лучших времен, иначе это будет не вирус, а однодневные сопли.
Новый, достаточно позитивный медиавирус.
Показывает в положительном свете нашу полицию.
"Пройдемте со мной".
Разберем подробнее.
1. Женский образ.
Отечественные силовики давно утратили доверие людей. Необходимо показать их человеческое лицо. Прямой путь показать мужественных героев. Но гораздо интереснее и эффективнее воздействовать на инстинкты используя сексуальные образы и элегантность.
Обратите внимания, что не показано лицо девушки оставляет место для фантазии. И как аккуратно держит за руку "задержанного" - создается впечатление заботы, словно тебя не арестовывают.
2. Взгляд от первого лица.
Создает ощущение причастности и даже некой добровольности. На хочется оказывать сопротивление. Еще одна причина по которой девушка не оглядывается, для создания ощущения того, что она уверенна в себе. Если бы она оглядывалась, то можно было бы подумать, что куда-то завлекает, но так видно, что она куда-то ведет "Пройдемте со мной".
О начале слияния с медиа.
Самоподобие и хаос.
Многих интересует вопрос: что первично аудитория или медиа? Медиа делают аудиторию или аудитория диктует медиа? Точного ответа дать не может никто, но вероятно, это сложная и взаимосвязанная система, что-то вроде фрактала.
Символ как ускорение и упрощение мемов.
Медиавирусы и мемы, которые в них находятся со временем упрощаются, часто от них остается один "каркас" когда убирается все "лишнее". В действительности это не лишнее, а элементы, помогающие избежать неоднозначности или помогающие четко понимать мем в контексте. Чем дольше мем находится в медиапространстве, тем легче воспринимающему самому достроить эти элементы или понять как мем вписывается в контекст.
Упрощение - признак того, что мем прочно укрепился в медиапространстве.
Мы можем это видеть в кино. Если показать человеку из 1895 года, видевшему только "Прибытие поезда" братьев Люмьер, простой эпизод современного фильма, пусть это будет разговор двух людей, то вероятно он не сможет понять переключения камеры с одного лица на другое. Сейчас же мы сможем воспринять этот диалог даже если, камера переключится например на сигарету в пепельнице. Возможно, киноязык старого кино, может нам показаться медленным, словно нам разжевывают.
Это мы видим в комиксах. В одном фрагменте мы видим Питера Паркера слышащего полицейские сирены и в следующим мы уже видим человека-паука летящего сквозь небоскребы. Нам не нужно видеть цикл переодевания. Нам даже не нужно понимать мысли Питера, не обязательно чтобы он сказал, что-то вроде "Пора перевоплотиться в человека-паука".
Это же мы видим и в мемах.
Например, изображение Тони Старка из "Мстителей". Во время появления этого мема важно было писать "мое лицо когда. ", полная фраза объясняла суть происходящего и контекст. Затем можно было написать "когда. " или просто слова или фразы на изображении. Потом можно было просто оставить фото без надписей, например к комментарию и тогда те кто видит это воспринимают образ Старка, как ваше отношение к чему-либо.
Подобное упрощение превращает мем в Символ. Символ означает, что мем сконцентрировал в себе все контексты и значения которые были в него заложены или приобретены, до самых базовых и элементарных. В какой-то мере упрощение позволяет мему и дальше мутировать и становиться более универсальным, не привязанным строго к контексту.
Порнографические медиавирусы до появления порнографии и медиапространства.
Порнография в Эпоху Просвещения интересна тем, что тогда еще термина "порно" не существовало и что она вела подрывную деятельность распуская свои мемы. По примеру того, как сейчас это делают медиактивисты.
Мем на час: как долго живут шутки в интернете?
Великолепное психоделическое выступление великого Ричарда Докинза.
Рассуждения о генах, мемах и мутации сознания.
Отлично передает атмосферу нашей группы :)
Еще пару слов о "Дом 2" или почему это шоу должно идти еще 10 лет.
Есть в проекте явления, которые идут со временем, более того отражают дух времени. У нескольких участников уже есть дети. Дети, рожденные в медиа, растущие в медиа, и созданные для медиа.Но в отличии от медиа-детишек вроде Майкла Джексона, они не дети сцены.
Наоборот, они имитируют нормальность. Медиа симулирует немедиа. Может показаться, что это ирония в духе "Шоу Трумана". Но тут мы не наблюдаем за "нормальным" человеком- мы смотрим, как медиа играет в нормального человека, а не является им.
Может, это эксперимент над нами?
Может быть, нас ждет поколение симуляции нормальности?
Дети, выросшие в медиа, имитирующие нас с вами? Так же как медиа отражают нормальность, то эти дети являются отражением отражения.
Экраны в экранах.
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ МЕДИАВИРУСОВ
Среди исследователей медиавирусов пока отсутствует консолидированная позиция в рассмотрении этого феномена, а значительная часть ученых вообще отвергает возможность его научного рассмотрения, полагая, что выявление мема как единицы информации, своего рода гена какой либо идеи — означает редукцию социального явления к биологическому, т.е. упрощает и примитивизирует его. Тем не менее следует рассмотреть основные подходы к медивирусу, чтобы составить собственное представление об этом коммуникативном объекте (рис. 11.1).
Рис. 11.1. Основные подходы к определению медиавирусов
«Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя из одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией. Если ученый услышал или прочитал об интересной идее, он сообщает о ней своим коллегам и студентам. Он упоминает
Манн предложил для реализации такого мирового порядка технологию управляемого хаоса, которая сочетает неустойчивость и избирательную разрушительность с творением новых желательных процессов — это особый порядок, который направлен на разрушение субъ- ектности страны, перехват управления и блокирование потенциальной и реальной способности к развитию государства, в хаос должна превратится его экономическая и социальная жизнь. Существуют следующие средства создания хаоса: содействие либеральной демократии; поддержка рыночных реформ и потеря управляемости экономикой; повышение жизненных стандартов у населения, прежде всего элит; вытеснение духовных ценностей и деидеологизация [6] .
Применение указанных средств ведет к демонтажу ныне существующих национальных государств, традиционных культур и цивилизаций, создает ту специфическую среду расслабленного национального духа разлагающегося государства и национально-культурных традиций, в которой весьма комфортно чувствуют себя всевозможные экстремистские движения. Управляемый хаос направлен на создание общества, состоящего из людей со стертой исторической памятью (что, в свою очередь, достигается при помощи особых технологий, относящихся в основном к сфере СМИ и образования).
Липпманн утверждает, что с помощью средств массовой информации можно создавать в массовом сознании любые стереотипы и навязывать людям любые предрассудки.
Маркетинговый подход. Мем в маркетинге означает активное использование известности того или иного события для массированного демонстрирования потребителям по всем возможным каналам коммуникации в рекламных целях (мем на визитках, канцелярских принадлежностях, документах компании, рекламных объявлениях, веб-сайте).
Истинное содержание мема закамуфлировано, чтобы отвлечь, на какое-то время, критическое консервативное и рациональное мышление и проникнуть непосредственно в подсознание человека с помощью непрямых, косвенных ассоциаций. Мем должен шокировать, вызвать, пусть ненадолго, состояние открытости для восприятия новой информации, хотя бы смутного и неполного.
В качестве субъектов медиавирусов, вирусмейкеров выступают символические аналитики, медиаактивисты и приколисты.
Символические аналитики — ведущие политики, интеллектуалы, ключевые игроки в информационном обществе, подготовленные к тому, чтобы вести за собой в то будущее, где адаптивность и постоянное переобучение являются нормой, обладающие информационными возможностями, которые позволяют выжить в условиях глобализации [13] .
Д. Рашкофф приводит пример использования символическими аналитиками тактических медиа для организации протеста против войны [16] .
Рис. 11.2. Медиавирус Иво Дзима
В последние годы особым субъектом распространения медиавирусов являются мемботы-репликанты. Мембот — термин, образованный от слов мем и робот. Мемботом называют человека, который при каждой возможности копирует какой-либо мем, то есть ведет себя как робот, нацеленный на распространение данного мема. На практике обычно выходит так, что искусственно созданный медиавирус инфицирует человека, делая его мемботом. Другой пример мембота — религиозный проповедник, то есть сознательный распространитель некого мемплекса.
Объектом медиавируса выступает фрагментированное массовое сознание современного социума.
Сознание современного человека фрагментарно, он, если и имеет целостное мировоззрение, то не удерживает его. Он постоянно реагирует на то, что ему показывают. Согласно исследованиям психологов, человек способен сосредоточить внимание максимум на 5-7 темах. Не более. Вот за это и идет борьба. Какая тема будет сегодня на повестке дня? Ведь разные темы выгодны разным силам. Поэтому каждая стремится навязать свою [20] .
Фрагментация социальной действительности в целом и жизни каждого отдельного человека в частности приводит к глубокой эрозии системы социальных институтов, связанных с коллективным социальным и политическим действием, кризису гражданственности [22] .
По мнению известного отечественного интеллектуала А.А. Вассермана, система образования дробит знания, не создавая связей между ними, подобные процессы происходят и при просмотре телевизионной картинки. Вассерман в своем видеоблоге [23] разъясняет, опираясь на компьютерные аналогии, что формируемая фрагментированным сознанием картина мира содержит пустоты, облегчающие проникновение всякой противоречивой и недостоверной информации, которая в любой момент может подтолкнуть субъекта к ошибочным действиям.
К основным чертам медиавируса следует отнести:
В структуру эффективного медиавируса входят: цель, оболочка, крючок, средства доставки, средства внедрения, средства перепрограммирования.
Цель. Вирус, в отличие от сплетен, слухов, анекдотов всегда имеет цель (некоторое действие и дальнейшее распространение). Медиавирусы распространяются в инфосфере с целью кардинального изменения восприятия людьми глобальных и локальных событий.
Оболочка медиавируса. Значимое событие, политический скандал, поп-звезда, изобретение, научная теория, философская система, технология. Независимо от особенностей оболочки все медиавирусы способны, вызывая интерес у потребителей, распространяться с большой скоростью и вызывать существенные сдвиги в общественном сознании.
Крючок (средства захвата внимания). Обращение к гражданской совести или любопытству (цепочечные письма), жадности (нигерийские письма), страху (за свое здоровье, эрекцию, вес и зрение), якобы формальные обращения из ГИБДД, суда, налоговой и банков, обращение к любопытству или похоти (ШОК! ФОТО).
Средства перепрограммирования. Новая шокирующая правда, разоблачение общеизвестного, сообщение секретов, шоковые новости, предсказание будущего, обещание награды: денег, счастья, здоровья и т.п.
Среди медиавирусов можно выделить три основные группы:
3. Полностью независимые, самозарождающиеся вирусы. Вирусы возникают сами по себе, привлекая интерес и распространяясь в информационном пространстве (научные открытия или происшествия, шокирующие общество).
Спустя некоторое время, вирус достигает пика своей популярности. В зависимости от конкретного случая это занимает от нескольких дней до нескольких лет. Распространившись по всем возможным сетям, он может даже просочиться в реальную жизнь. После чего процесс репликации замедляется или останавливается совсем. Наступает период пресыщения — мем уже всем порядком надоел, вытеснен другими, более свежими мемами, и его стараются больше не использовать.
Признаки вирусной эпидемии
Рис. 11.4. Протестующие на Евромайдане в Киеве (зима 2013—2014)
3. Очень быстрое распространение. Внезапно, в одночасье, все — и те, кого мы давно знаем, и на кого ни за что бы не подумали — становятся единой колеблющейся и волнующейся массой практически неразличимых индивидов массового протеста (рис. 11.5). [27]
Рис. 11.5. Толпа, объединенная единым порывом на Евромайдане (зима 2013—2014)
К основным технологиям распространения медиавирусов следует отнести перформансы, вирусные видео, анимационные фильмы и т.д.
Рис. 11.7. Реализация технологии флешмоба
Основной принцип флешмоба заключается в том, что мобберы создают непонятную, абсурдную ситуацию, но ведут себя в ней очень серьезно, как будто для них это вполне нормально и естественно.
Вирусные видео, распространяющиеся через социальные сети от пользователя к пользователю и за небольшой промежуток времени набирающие сравнительно большое количество просмотров. Некоторые вирусные ролики записываются и распространяются спонтанно, другие создаются специально для дальнейшей вирусной раскрутки.
В практическом плане, именно Интернет является ключевым звеном в распространении и мутации мемов. Источником и генератором Интернет-мемов на практике служит получение массового доступа к интернет-каналу обмена информацией, новому СМИ. Все удачные мемы созданы живыми людьми в процессе общения с себе подобными.
В процесс мемо-творчества в качестве полноправных участников вовлекаются все большее число людей, в том числе из социальных групп, которые обычно к СМИ доступа не имели, тех кого принято называть дилетантами (в качестве другого примера можно привести подростков). Постоянный рост возможностей Интернет постепенно снимает все новые и новые барьеры. Рост средней скорости соединения с провайдером и ввод в действие новых сервисов порождает новые серии Интернет-мемов.
Эффективным средством распространения медиавирусов являются анимационные фильмы.
Множество персонажей и ситуаций сериала являются гиперболизированными до предела выражениями тех или иных стереотипов, бытующих в Америке или во всем мире. Так, одна из серий мультфильма была посвящена ситуации, когда дети всего городка, сами не понимая смысла того, что они делают, заявили в полицию, что собственные родители их сексуально домогаются. После этого все родители были направлены в перевоспитательный лагерь, а дети остались одни и за несколько дней в Саут-Парке установилась антиутопия детей, которые стали поклоняться статуе в городском сквере и приносить ей в жертву своих товарищей.
Доказательства успешности мема — эмоциональная реакция и связанная с ней способность распространяться, тиражироваться в сознании других людей, меняя их мировоззрение. Мем вскрывает накопившееся в обществе скрытое напряжение по какому-либо поводу, концентрирует внимание на незаметно образовавшейся диспропорции в восприятии того или иного факта и дает ей словесное обозначение. Удачные ме- мы — это своеобразные победители конкурса на лучшее по краткости и эмоциональной выразительности изложение той или иной актуальной для общества темы.
Читайте также: