Чувственное и рациональное в познании шпора
Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств - зрения, слуха, осязания и другими, которые развиваются у человечества на протяжении всей истории, а не только биологической эволюции.
Как момент чувственно-предметной деятельности (практики) созерцание осуществляется в трех основных взаимосвязанных формах (ощущение, восприятие и представление), каждая из которых есть субъективный образ объективного мира.
Ощущения представляют собой отражение в сознании человека отдельных сторон, свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения подразделяются на зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые и обонятельные.
Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных ощущений. Из видов восприятия чаще всего выделяют восприятие пространства, времени и движения.
Представление - это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент. По сравнению с восприятием в представлении отсутствует естественная связь с реальным объектом.
Для созерцания характерны отражение внешнего мира в наглядной форме, наличие связи человека с реальной действительностью, отражение внешних сторон и связей, освоение внутренних зависимостей на основе обобщения чувственных данных.
Рациональное познание наиболее полно выражено в мышлении. Мышление - это активный процесс овладения знанием и обобщения понятий о действительности, раскрывается на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражении в системе абстракций.
Человеческое мышление тесно связано с речью, а его результаты фиксируются в языке как определенной знаковой системе, которая может быть естественной или искусственной.
Мышление человека не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального коллективного субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. Поэтому мышление, его формы, принципы, категории, законы и их последовательность внутренне связаны с историей социальной жизни, обусловлены развитием труда, практики.
Исходя из древней философской традиции, восходящей к Античности, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок - это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты.
Разум (диалектическое мышление) - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия).
Гносеология, или теория познания, - это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы и ряд других проблем.
Теория познания тесно связана с такими фундаментальными науками, как онтология (учение о бытии как таковом) и диалектика (учение о всеобщих законах развития бытия и познания), а также с логикой и методологией.
При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины.
Большой и разнообразный материал для обобщающих выводов ей поставляют математика, кибернетика, синергетика, естественные и гуманитарные науки и др.
Гносеология вооружает исследователя знанием общих закономерностей познавательного процесса, чем специально не занимается ни одна частная наука. Она дает ученому исходные гносеологические ориентиры о сущности познавательного отношения в целом, о его формах, уровнях, исходных предпосылках, о социально-историческом контексте познания, о единстве когнитивного и ценностного и т.д.
В середине XIX в. возникает и развивается новое направление в философии - диалектический материализм, внутри которого получили разрешение многие проблемы теории познания, сформулированные в ходе предшествующего развития философии.
Отметим некоторые существенные моменты в новой теории познания.
Введение практики в качестве критерия истины позволило философии диалектического материализма отказаться от распространенной среди философов претензии на абсолютную истину как главную цель создаваемой философской системы. Философия диалектического материализма, отказавшись от вечных, абсолютных, неизменных истин, которые были идеалом и целью познания для прежних философских систем, не отказывается от задач истинного познания мира, но она только ориентирует ученых на постоянное развитие, углубление и расширение наших представлений о мире, предостерегает их от того, чтобы частные успехи в познании и возникающие при этом теории объявлять вечными, неизменными, абсолютными.
Классификация знаний в философии диалектического материализма и, соответственно, классификация истин строится следующим образом.
В первую очередь решается вопрос об источнике наших знаний. Другой момент в теории познания связан с проблемой полноты, глубины и точности отражения объектов исследования.
Познание представляет собой сложный, противоречивый процесс, осуществляемый входе практической, преобразующей деятельности людей. В зависимости от того, какие способности применяет субъект на том или ином этапе познания, можно выделить чувственную, рациональную и интуитивную ступени познания. Они различаются как формами отражения, так и ролью в процессе познания.
Исходной ступенью познания является чувственное познание, в котором объект познается главным образом посредством органов чувств. Основными формами чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление.
В ощущениях непосредственно отражаются отдельные стороны, свойства объекта. Ощущение – это элементарный чувственный образ реальной действительности. Ощущения возникают под воздействием объективного и субъективного (т.е. внутреннего для человека) мира на наши органы чувств. Оно является источником наших знаний о мире, возникая в результате превращения энергии внешнего или внутреннего раздражения в факт сознания. Ощущение вторично по отношению к материальной действительности. В зависимости от раздражителей ощущения разделяются на зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные, обонятельные и т.п.
Восприятие – это целостное отражение объекта органами чувств, представляющее собой единство всех ощущений. Восприятие дает информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств человека. Например, восприятие человеком компьютера основывается на соединении в целостный образ его осязательных, зрительных, слуховых и т.п. ощущений.
Представления – это чувственно наглядные образы объектов, которые сохраняются и воссоздаются в сознании человека вне непосредственного воздействия объектов на органы чувств. Возникновение представлений происходит на основе памяти, т.е. способности психики сохранять и воспроизводить прошлые восприятия субъекта.
К формам чувственного познания относится и воображение, заключающееся в способности создавать новые представления на основе предыдущего опыта. Воображение имеет огромное значение в науке, технике, искусстве и во всех других сферах человеческой деятельности, где требуется творчество, а не простое копирование.
Человеческое познание не ограничивается чувственными формами в силу того, что, во-первых, не все присущие вещам, явлениям и процессам свойства и признаки можно видеть, осязать, слышать. Во-вторых, глубинная основа вещей, процессов, явлений не может быть постигнута только с помощью ощущений, восприятий и представлений. Для познания законов и закономерностей развития объективной реальности требуется к чувственным формам познания присоединить силу абстрактного мышления. Например, с помощью чувств можно видеть падение тел, но для познания законов земного притяжения одних чувств недостаточно.
Рациональная ступень познания основана на абстрактном мышлении, представляющем собой целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Абстрактное мышление называют также логическим, поскольку оно функционирует по законам логики – науки о мышлении.
Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.
Различают понятия обыденные или житейские, которыми люди пользуются в своей повседневной жизни, и понятия научные, которыми оперируют в соответствующей области научного знания. Понятия являются основными элементами любой научной теории.
Возникая и развиваясь на основе общественной практики, понятия как форма мышления, служат важным средством ориентировки человека в бесконечной массе предметов материального мира. В то же время понятия выступают как образцы или эталоны, по которым обрабатываются вновь приобретенные знания. Весь процесс мышления строится на связях между понятиями. Главное преимущество понятий по сравнению с чувственными образами заключается в том. Что понятия отражают свойства. Признаки, состояния, связи, действия, отношения и т.д. предметов и явлений в отвлеченной и общей форме.
Умозаключение представляет собой форму мышления, в которой из нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Здесь происходит связывание суждений (оперирование с ними), дающее новое знание без обращения к показаниям органов чувств. Так, представление о том, что Земля имеет форму шара, было получено в древности на основе следующего умозаключения. Все шарообразные тела отбрасывают тень в форме диска. Земля во время лунных затмений отбрасывает тень в форме диска. Значит - она круглая. Или другое умозаключение. Известно, что все металлы электропроводны, медь металл, значит медь – электропроводна.
По вопросу о роли, месте и соотношении чувственного и рационального в познании в истории философии сложились два противоположных течения – сенсуализм и рационализм. Сенсуалисты считали чувственное познание основной формой достижения истинного знания, рассматривая мышление лишь количественным продолжением чувственного познания. Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины могут быть выведены только из самого мышления. Чувственным данным отводилась лишь случайная роль. Оба эти течения страдали односторонностью, вместо того, чтобы признать необходимость и взаимодополняемость чувственной и рациональной ступеней познания.
Учет единства чувственного и рационального познания необходим во всех сферах человеческой деятельности, в том числе в инженерной практике и экономике, так как чувственное познание дает нам ту основу, на которой развивается абстрактное мышление. В свою очередь, абстрактное мышление дает импульс к развитию эмпирического познания. Как свидетельствует история развития науки и техники, факты начинают осознаваться и восприниматься человеком в соответствии с имеющейся теорией. Например, первый лазер существовал вначале в мысли, а затем в реальности.
Многие ученые считают, что важную роль в процессе познания играет интуиция, т.е. способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, до или помимо логического обоснования. Интуиция основана на неосознанных комбинировании и переработке накопленных абстракций, образов и правил в целях решения определенной задачи. Основными типами интуиции являются чувственная, интеллектуальная и мистическая. В истории философии довольно распространенным течением является также интуитивизм, считающий интуицию (главным образом, интеллектуальную) основным средством достижения истины в отрыве от чувственной и рациональной ступеней познания.
Проблема истины в философии и науке.
Истина носит объективно–субъективный характер. Ее объективность заключается в независимости ее содержания от познающего субъекта. Субъективность истины проявляется в ее выражении субъектом, в форме, которую ей придает только субъект.
Истина – это бесконечный процесс развития имеющегося знания о конкретном объекте или о мире в целом к все более полному и точному знанию, постоянно развивающаяся система теоретического знания.
Для характеристики истины применяются понятия объективной, абсолютной, относительной, конкретной и абстрактной истины.
Абсолютность истины означает, во-первых, полное и точное знание об объекте, что является недостижимым гносеологическим идеалом; во-вторых, то содержание знания, которое в определенных границах познания объекта никогда не может быть опровергнуто в будущем.
Относительность истины выражает ее неполноту, незавершенность, приблизительность, привязку к определенным границам постижения объекта.
Существуют две крайние точки зрения на абсолютность и относительность истины. Догматизм, который преувеличивает момент абсолютности, и релятивизм, абсолютизирующий относительность истины.
Любое истинное знание всегда определяется данными условиями, местом, временем, другими обстоятельствами, которые познание должно учесть как можно полнее. Связь истины с определенными конкретными условиями, в которых она действует, обозначается понятием конкретной истины. Ємпирический факт о том. Что вода кипит при 100 градусах Цельсия свидетельствует о том, что истина конкретна. Этот факт является истинным только тогда, когда берется обычная вода и давление, при изменении химического состава воды, давления истнное знание превращается в свою противоположность – знанием неистинным.
В процессе познания субъект может принимать неистинное знание за истину и, наоборот, истину за неистинное знание. Это несоответствие знания действительности, выдаваемое за истину, называется заблуждением. Последнее – постоянный спутник процесса познания, и между ним и истиной нет абсолютной границы: она всегда подвижна. Если мы убедились, что данное знание – заблуждение, то этот факт становится уже истиной, хотя и отрицательной.
В познании не всегда удается выявить всю полноту условий, для которых данная истина может быть применима. Поэтому для знания, условия выявления истинности которого не достаточно полны, употребляется понятие абстрактной истины. При изменении условий применения абстрактная истина может превращаться в конкретную и наоборот.
Считается, что все виды познания направлены на достижение истины – знания, содержание которого адекватно действительности, без которого невозможна деятельность человека. Но в большинстве видов познания истина содержит значительную долю субъективности, связанную как с формой ее выражения, так и с субъективными интересами человека. И лишь в научном познании объективная истина, в которой до минимума сведены субъективные привнесения, является самоцелью.
Одной из основных проблем теории познания является вопрос о критерии истины, т.е. о том, что выступает мерилом истинности знания. В истории философии выдвигались различные критерии истины: ум и интуиция (Платон), чувственные данные и научный эксперимент (Ф.Бэкон, Б.Спиноза, К.Гельвеций, Д.Дидро, М.В.Ломоносов), самоочевидность, непротиворечивость и взаимная согласованность всех знаний (Р.Декарт), соответствие вещи понятию (Г. Гегель), польза (У.Джеймс), общезначимость (Э.Мах), конвенция (соглашения) между учеными (неопозитивисты), нравственность (И.В.Киреевский, Вл.С.Соловьев). Отсюда видно, что критериями истины могут быть и чувственные данные, и интеллект, и интуиция, и житейский опыт людей, и традиции, и авторитеты. Но именно общественная практика обладает свойством непосредственной действительности, носит чувствительно-предметный характер, является сферой реализации знаний, выводит субъекта за рамки умозрительного познания в мир материальной деятельности.
Практика является комплексным высшим критерием истины, включающим в той или иной степени все другие критерии. Как критерий истины практика для каждого исторического этапа развития общества выступает абсолютной по отношению к предыдущему этапу и относительной по отношению к последующему.
Внутренней необходимой стороной практики выступает теория, обозначающая в широком смысле идеальное отражение действительности, всю совокупность знаний, которую практика стремится использовать. Теория и практика находятся в неразрывном единстве друг с другом, и не могут существовать одна без другой. Познание, внося новые знания в теорию, тем самым обогащает практику, способствует ее дальнейшему прогрессивному преобразованию.
37.Многообразие форм познания (обыденное, художественное, религиозное, философское). Субъект и объект познания.
Гносеология — это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания.
Гносеология изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная.
П. – это духовная деятельность людей. Использование, имеющихся в данный момент знаний для производства нового. П. – это процесс целостного отражения действительности в сознании человека с целью дальнейшего его преобразования.
Основными категориями и понятиями философии являются следующие: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и т. д.
Обратимся к проблеме субъекта и объекта познания, которая является одной из основных для классической гносеологии. Субъект и объект познания, это парные категории, возникшие на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.
Субъект познания — это познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.
Субъектом познания могут быть:
— индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать образами, абстрактными понятиями;— группа (коллектив), — общество в целом.
Обычно выделяют следующие формы познания: обыденное, художественное, религиозное, философское.
Каждая из них имеет свою специфику, но в то же время они объединены общими гносеологическими категориями: истины, знания, веры и пр. Каждая из форм незаменима и необходима для того, чтобы человек мог полно познавать мир, понимать его и жить в нем.
Обыденное П. сопутствует Ч. на протяжении всей его жизни, в которую часто включают и перинатальный период. Однако, несмотря на относительную простоту обыденного познания, существует несколько различных его трактовок.
Художественное П. — искусству доступно то, что не доступно науке — человек, его внутренний мир, чувства, переживания, эмоции. Наука способна описать эти явления в общем. Есть конкретные переживания конкретного человека. Художник отличается от обычного человека тем, что он способен в произведении искусства выразить сущность этих переживаний, идею самого чувства. Поэтому произведение искусства становится понятным и близким большому числу людей, которые приобщаются через него к истине, и в то же время обогащают эту истину своим личным опытом интерпретации, переживания.
Философское П. предполагает духовную ориентацию человека в мире.
П.: (1) Чувственное (ощущения, восприятие, представление).
(2) Рациональное (понятие, суждение, умозаключение).
38.Чувственное познание и его формы: ощущение, восприятие, представление.
Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную.
Чувственное познание - познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность.
Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Чувственное П. осуществляется с помощью органов чувств.
Чувственное познание дает непосредственное знание о предметах и их свойствах.
Субъективный образ объективного мира.
Ощущение – отражение сознанием человека отдельных сторон, свойств предметов. Оно разделяется на: (1) зрительные (наиболее важны для человека – 80% чувственной информации), вкусовые, осязательные, обонятельные, слуховые. И на: (2) температурные, болевые, равновесия, невесомости, вибрации.
Восприятие – целостное отражение сознанием человека предметов, явлений, ситуаций, событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Восприятие основывается на ощущениях.
То есть мы воспринимаем не отдельные "картинки"- ощущения в той или иной, (чаще калейдоскопической) их последовательности, а предмет как нечто целое и устойчивое. Восприятие в этом смысле инвариантно относительно входящих в него ощущений.
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Представление возникает на основе памяти, определенного опыта, который когда-либо был в нашей памяти.
Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.
39.Рациональное познание и его формы: понятие, суждение, умозаключение.
Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности.
На этапе рационального познания, опираясь на данные, полученные в результате непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром, с помощью мышления осуществляется их упорядочение и предпринимается попытка постичь сущность познаваемых предметов и явлений. Рациональное познание иногда называют еще абстрактным или логическим мышлением. Это опосредованное отражение действительности. Здесь тоже три основных формы: понятие, суждение и умозаключение.
Мышление – это активный процесс обобщенного и опосредованного отношения к действительности, который выражается в системе абстракций.
Понятие – это элементарная форма мышления (какие-либо слова, которые несут смысловые нагрузки).
Суждение – это форма мышления, которая отражает процессы, свойства, явления, связи и их отношения.
Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложения. В предложении выделяются подлежащее и сказуемое, в суждении - субъект и предикат.
Умозаключение – есть новое, выводное знание, которое формируется из двух или нескольких суждений. Главное условие получения нового умозаключения – это его истинность, которая выявляется из нескольких посылок, и правильного использования имеющегося знания.
У. бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного (фактов) к общему. Индукция бывает полной и неполной. Полная - когда посылки исчерпывают весь класс предметов, подлежащих обобщению. Неполная - когда такой полноты нет, когда число индуктивно обобщаемых случаев или актов неизвестно или неисчерпаемо велико. Примером неполной индукции могут служить регулярные опросы общественного мнения по тому или иному вопросу, кто станет президентом, например. Опрашиваются по выборке немногие, некоторые, а обобщение делается на все население. Индуктивные заключения или выводы носят, как правило, вероятностный характер, хотя в практической достоверности им тоже отказать нельзя.
В дедуктивном У. мысль движется от общего к частному.
Интуиция – способность достичь результата, опуская различные ступени познавания.
Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении.
40.Абсолютная, относительная истины. Основные концепции истины.
Истина — такая качественная характеристика мысли, представления или суждения, которая позволяет считать их знанием. И. также может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом И. есть универсальная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и Ф., так и в рамках научного познания. Противоположными И. являются понятия лжи и заблуждения.
Абсолютная И. — это несомненное, неизменное, раз и навсегда установленное знание.
Относительная И. — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина трудно достижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной И., и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются.
Теории, утверждающие существование абсолютной И., часто называют метафизикой, относительной И. — релятивизмом. Понятие относительной И. используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной И. является правда.
Объективная И. — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому И. субъективна по форме). Признания объективности И. и познаваемости мира равнозначны и не имеют ничего общего с относительным понятием иррационалистической Ф.
Основные концепции истины.
1. Традиционная классическая: истина есть соответствие вещи, мысли и слова, как адекватное знание о вещах и событиях.
2. Корреспондентная: истина как верное суждение.
3. Когерентная: истина как согласование, системность знания.
4. Конвенциальная: истина как соглашение (результат всеобщего признания, имеющий теоретическую форму).
5. Прагматистская: И. как практическая полезность знания.
6. Диалектико-материалистическая: И. - внутренне противоречивый процесс утверждения объективной истины через диалектику абсолютной И. и И. относительной.
Познавательные образы по происхождению и сущности подразделяются на чувственные и рациональные, которые, в свою очередь, образуют чувственное и рациональное познание.
- Чувственное познание
Вопрос о соотношении чувственного и рационального познания издавна рассматривался философами, а в Новое время оно стало главным (так называемая проблема сенсуализма и рационализма). Сенсуалисты считали источником знания чувственное познание, а рационалисты думали, что только мышление способно дать истину.
Чувственное познание создают чувственные образы, полученные при непосредственном воздействии предметов и явлений действительности на органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).
Основные формы чувственного познания: ♦ ощущение; ♦ восприятие; ♦ представление.
Восприятие — высшая форма чувственного познания — отражение целого, системы свойств с помощью нескольких органов чувств. Оно, как и ощущение, является функцией двух аргументов. С одной стороны, отражение целого зависит от свойств объекта, а, с другой, от строения органов восприятия (потому что состоит из ощущений), предыдущего опыта и всей психической структуры объекта. Каждый человек воспринимает окружающее через структуру собственной личности, по-своему. На этом явлении построены такие методы психодиагностики личности, как метод Роршаха и тому подобное.
Метод Роршаха заключается в том, что пациент, который диагностируется, рассматривает различные цветные пятна и рассказывает, что именно он видит в них. В зависимости от того, что человек видит, определяют ее важнейшие психологические характеристики, в частности подвижность ЦНС, екстравертованість или інтравертованість, степень агрессивности и другие свойства, а также установки, мотивы личности и ее целостную структуру.
В других проективных тестах испытуемый должен дописать незаконченные предложения, определить, что будет происходить с людьми, изображенными на рисунке, и тому подобное. Во всех этих случаях подопытный объект преобразует информацию согласно своей индивидуальности, а врач имеет возможность выявить структуру личности пациента, поскольку существует надежно установлена зависимость восприятие от этой структуры.
Специфической формой чувственного познания является представление — воспроизведение чувственного в психике образа объекта на основе прошлых ощущений и восприятий.
Если ощущения и восприятия возникают при непосредственном взаимодействии органов чувств человека с имеющимися предметами и явлениями действительности, то представления возникают тогда, когда этих предметов нет. Физиологическую основу представлений составляют следы возбуждений, которые хранятся в коре больших полушарий головного мозга от прошлых раздражений органов чувств. Благодаря этом мы можем воссоздать чувственный образ предмета тогда, когда его уже нет в нашем непосредственном опыте. Мы, например, наглядно можем воспроизвести в своей памяти своих близких и домашнюю обстановку, находясь далеко от дома.
Представление — это переходная форма от чувственного познания к познанию логического. Оно принадлежит к форм чувственного познания, поскольку знания предмета в форме представления носит чувственно-конкретный характер. Существенные свойства предмета здесь еще четко не выделены, но отделенные от несущественных. А представление, в отличие от восприятия, поднимается над непосредственной данностью единичных объектов и связывает их с пониманием.
Представление содержит в себе значительный элемент обобщения, потому что невозможно представить себе предмет во всей полноте его признаков, по которым мы его воспринимали раньше. Часть их обязательно забывается. В памяти хранятся только те свойства предмета, что имели для нас наибольшее значение в момент его восприятия. Поэтому представление есть, так сказать, обобщенным отражением предмета. Мы можем иметь представление не о каком-то единичное дерево, но о дереве, как о растении, которое имеет корни, ствол, ветки, листья. Однако это общее представление нельзя отождествлять с понятием, поэтому что в последнем отражены не только общие и частичные свойства, все эти признаки находятся во внутреннем необходимом связи между собой. А в представлении этого нет.
Восприятие касается только настоящего, того, что существует в этот момент, а явление — и настоящего, и прошлого, и будущего. Представления существуют в двух формах: в виде образов памяти и образов воображения.
Образы памяти — это образы объекта, которые сохраняются в психике и актуализируются при упоминании. Образы воображения не имеют прототипа в действительности, они сконструированы в психике и является основой фантазии.
Естественно, что представления, как и восприятие, зависит от структуры личности. Так, представление памяти, воспоминания разных людей об одних и те же события много чем различаются.
Характерные особенности чувственного познания:
♦ непосредственность; ♦ единичность; ♦ этажность.
Непосредственность означает, что между объектом и чувственным образом нет никаких опосредованных звеньев (кроме нейрофизиологического процесса, который невозможно устранить).
Единственность заключается в том, что ощущения, восприятия и представления всегда имеют отношение до определенного объекта. Конкретность заключается в том, что отражаются единичные объекты с учетом их специфики в определенных условиях. Наглядность чувственных образов выражает сравнительную легкость их мисленнєвого восприятие, представление. Этажность связана с тем, что ощущение и восприятие отражают внешнюю сторону явлений, в то время как их сущность спрятана и не поддается чувственному познанию.
- Рациональное познание
Рациональное познание — это активное, опосредованное и обобщенное познание с помощью знаков естественного или искусственного языка в формах суждений, умозаключений, понятий.
Как видим, гносеологічне, познавательное значение суждения заключается именно в том, чтобы с помощью этой формы мышления осуществлять логическое отражение свойств предметов и явлений действительности. Изучая предметы и явления, мы высказываем о них много суждений, каждое из которых — это знание о каком-либо свойство или отношение предмета.
Много суждений высказывается нами на основе чувственных впечатлений от предметов и явлений, с которыми мы сталкиваемся в непосредственном опыте. Однако суждения высказываются не только на основе непосредственного показания наших органов чувств. Все суждения науки, в форме которых даются определения предметам и явлениям действительности, сформулированные законы природы и общества, выраженные разнообразные общие положения и принципы, являются выводными суждениями, то есть являются результатами выводов.
Применяя разнообразные формы умозаключения, приемы и методы научного познания, человек открывает общие, необходимые, существенные свойства и отношения предметов и явлений действительности и создает о них научные понятия. Понятие — это конечный результат, итог научного познания мира. В форме понятий отражается сущность предметов и явлений.
Понятие как форма рационального познания является результатом суждений и условием их возникновения, оно как форма мышления является концентрированным выражением длительного исторического опыта познания и скрытых от органов чувств, глубинных, основных свойств и явлений действительности. Наука повышает опыт быстротекущей жизни благодаря нашей способности до образования и применения понятий в познании и деятельности.
Характерные черты рационального познания:
♦ абстрактность; ♦ недостаток наглядности;
Рациональное познание, мысль отражают действительность не прямо, непосредственно, а опосредованно, через промежуточное звено, чувственное познание, которое всегда опосредует связь объекта и рационального знания. Поэтому опосредованность рационального познания — это первая его характерная черта, в противовес непосредственности чувственного познания.
Обобщенность — вторая черта рационального познания, которая заключается в том, что знаки языка, которая применяется в нем, обозначают (кроме имен собственных) определенные совокупности явлений, имеющих общие признаки, а не одно конкретное явление.
Третья черта рационального познания — абстрактность. Образуется из выделения и обособления определенных свойств и отношений от их конкретных носителей, обозначения выделенного знаком (например, словом естественного языка) и потом оперирования этими знаками, чтозаменяют явления.
Поскольку рациональное познание является абстрактным и существует в знаковой форме, чувственное представление становится невозможным, то есть, говорим о нехватке наглядности в качестве четвертой черты рационального познания. И наконец, пятая черта — способность системы абстракций, косвенно связанных с действительностью, проникать в сущность, выявлять главное.
- Единство чувственного и рационального в познании
После всего сказанного о чувственное и логическое познание перед нами встает вопрос, почему рациональное познание отражает действительность глубже, полнее, чем чувственное познание. Ведь абстрактное мышление основывается на чувственном познании. Откуда же берется в него эта способность проникать в сущность вещей?
Этот вопрос на протяжении всей истории философии был предметом дискуссий между различными философскими школами. Одни философы утверждали, что логическое мышление не дает ничего нового по сравнению с чувственным познанием. В мышлении, как говорили они, нет ничего такого, чего раньше не было бы в чувствах. Эти философы считали, что мышление лишь объединяет, суммирует все то, что известно от чувственных восприятий. Более того, оно может приводить к неразрешимым парадоксам. Например, парадокс парикмахера, который может брить только тех жителей деревни, которые не могут бриться самостоятельно (что же ему делать с собой?).
Другие философы, напротив, утверждали, что чувственное познание — это познание темное, ложное, и что истинным познанием является лишь разумное, рациональное.
Таким образом, в учении о познании издавна существует два противоположных направления: крайний сенсуализм и крайний рационализм. Оба они характеризуются односторонностью подхода: первый чрезмерно превозносил чувственное познание и унижал роль мышления, а второй преувеличивал роль мышления и умалял значение чувственного познания.
Представители сенсуализма считали, что все наши знания, в конце концов, имеют чувственное происхождение. Однако это направление ограничивал сферу человеческого знания тем, что дается непосредственно в чувственном опыте, ограничивал роль мышления только функцией обработки чувственных данных и отрицал возможность того, чтобы мышление выходило за пределы чувственного содержания знания и проникал в сущность.
Логическое мышление не просто суммирует чувственные впечатления, которые поставляются органами чувств, но и критически перерабатывает, анализирует их, сравнивает с уже достоверно известными результатами науки и практики, обеспечивает связь новых чувственных впечатлений со всем предыдущим опытом научного познания и преобразования мира. Говорят, что Ньютон открыл закон всемирного тяготения, обратив внимание на тот факт, что яблоко, сорвавшись с ветки яблони, падает вниз. Однако между общеизвестным фактом падения тел и законом всемирного тяготения — дистанция огромного размера.
Наука открывает законы природы и общества, которые ощущениями непосредственно не воспринимаются, например, физические закономерности атомного ядра или законы генетики. Более того, положение науки часто противоречат непосредственному человеческому восприятию. Например, Земля вращается вокруг Солнца и своей оси, а нам кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. Все это наглядно свидетельствует о том, как много нового дает для познания мира, логическое мышление и как глубоко ошибались сторонники крайнего сенсуализма.
На самом деле чувственный и рациональный моменты — это две стороны единого познавательного процесса. Логическое мышление благодаря труду и речи исторически возникает из конкретно-образного, чувственного познания. Оно и сейчас не может быть реализован без устного или письменного слова или какого-либо другого условного обозначения.
Итак, чувственное восприятие обусловливает собой логическое мышление следующим образом:
♦ поставляет первичную информацию о внешние объекты;
♦ слова и символы как внешняя материальная форма выражения мысли непосредственно существуют и функционируют на основе чувств.
В свою очередь, познание с помощью органов чувств никогда не существует в чистом виде, потому что свои чувственные впечатления человек всегда осознает и выражает через посредничество внутренней и внешней речи в форме суждений. Итак, весь процесс воспроизводства человеком внешнего мира в идеальных образах — это постоянный взаимосвязь чувственного и рационального моментов познания.
Все вышеупомянутое имеет непосредственное отношение к медицине, медицинского познания, в частности до установления диагноза.
При установлении диагноза на первом этапе медицинского осмотра преобладает чувственное познание, однако оно всегда сопровождается мышлением. После этого, во время определения нозологической единицы в дифференциальной диагностике приоритет Переходит к логическому мышлению, которое оперирует не только словами, но и чувственными образами, представлениями.
- Познание и творчество
В процессе познания наряду с осознанной чувственностью и рациональностью участвуют не осознанные и не управляемые механизмы, которые особенно развиты у талантливых и гениальных людей, и никак не объясняются логическим мышлением. Они определяют творчество, творческую, не алгоритмізовану деятельность. Важнейшими особенностями творчества гармония чувственного и рационального (гармония деятельности полушарий коры головного мозга человека), что оказывается в развитому воображению, фантазии и интуиции.
— В здравом уме утечка творческой работы, верной… Вещи себе подчинить, а не им подчиняться стараюсь.
— Все радости жизни — в творчестве… Творить — значит убивать смерть.
— …едва ли есть высшее из наслаждений, чем наслаждение творить.
— И вьется всегда вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.
— Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение — все в этом.
— В работе мысли есть радость, сила, что захватывает дух, гармония.
— …счастье — это невесомый продукт свободного труда, свободного творчества.
— Тот, у кого есть воображение, но нет знаний, имеет крылья, но не имеет ног.
— Всегда следует предпочитать сандаліям фактов, наблюдаемых над крыльями… представь, каким бы привлекательным не казался полет.
— Найнезбагненніша свойство Вселенной — это то, что она постижима.
Воображение — это основной элемент в структуре духовного творчества. Его специфическая черта — особое отношение человека к миру, что выражается в относительной независимости, свободе субъекта от непосредственного восприятия действительности. Под воображением обычно понимают психическую деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, которые никогда в целом непосредственно не воспринимались человеком. По значению понятие воображения близкое в понятие фантазии.
Уже в представлениях памяти (репродуктивном представлении) всегда есть элемент фантазии, поэтому что любой акт отражения связан с более или менее значимым мысленным преобразованием объекта. В то же время образы памяти и образы воображения (продуктивные представления существенно разнятся между собой.
Для понимания специфики воображения необходимо учитывать, что, во-первых, преобразование содержания знаний в воображении происходит всегда в наглядной форме (создание наглядных или фантастических образов в искусстве, наглядных моделей в науке и тому подобное). Во-вторых, руководящую роль в работе воображения играет мышление, связанное с целеполаганием (те или иные образы создаются во имя определенных целей — эстетической, научной, практической деятельности и т. п). В-третьих, представления — это образы, явления, которые ранее не наблюдались. Однако они связаны с действительностью и отражают ее. Так, в фантастическом образе кентавра сочетаются черты, присущие человеку и коню, в образе русалки — черты женщины и рыбы и прочее.
Образы воображения формируются не только путем комбинирования элементов образов памяти, но и путем переосмысления этих элементов, наполнение их новым содержанием, благодаря чему они не копируют уже существующие предметы, а являются идеальными прототипами того, что возможно. Вследствие этого образы воображения, во-первых, оказываются сложными, комбинированными и, во-вторых, содержат в себе как чувственно-наглядные, так и рационально-логические компоненты.
Превращение эмпирического знания, в результате чего получается дополнительная информация, является главным элементом творческого воображения.
Французский физик Луи де Бройль отмечал, что творческое воображение, мисленнєве оперирования наглядными образами лежат в основе всех истинных достижений науки. Именно поэтому человеческий разум способен, в конце концов, взять верх над всеми машинами, которые считают и классифицируют лучше, чем он, однако не могут ни воображать, ни предчувствовать.
Мечта — особый вид воображения, умственная деятельность, направленная на создание образов желаемого будущего. Творческий характер мечты определяется ее социальной направленностью и широтой замыслов воображения. Спецификой мечты является то, что она не может непосредственно воплощаться в те или иные продукты. Однако ее идея может впоследствии лечь в основу технических, научных и общественных преобразований. Плодотворная мечта стимулирует деятельность личности, создает творческий тонус, определяет жизненные перспективы. И наоборот, иллюзорные мечты отвлекают человека от действительности, оказываются бесплодными, сковывают социальную активность.
Следовательно, основными операциями процесса воображения является мысленное комбинирование (комбинирование в мыслях) относительно простыми представлениями чувственного опыта, конструирование из них или на их основе сложных новых образов и вследствие этого — фантазирование как предположение возможности существование таких вещей, целостное реальное бытие которых никогда не наблюдалось.
Но какой механизм выдвижения новых представлений и новых идей в процессе воображения? Часто считают, что это интуиция.
В современной психологии творчества в процессе интуиции выделяют несколько этапов:
♦ накопление образов и абстракций в памяти;
♦ не осознанное комбинирование и переработка накопленных образов и абстракций с целью решения поставленных задач;
♦ четче осознание задачи и ее формулировка;
Из приведенного примера видим, что успех возникновения интуитивного решения зависит от того, насколько исследователю удалось освободиться от шаблона, убедиться в непригодности ранее известных путей и сохранить не только сосредоточенность, но и глубокое восхищение задачей.
Интуиция возникает только на подготовленной почве как результат труда, опыта и таланта, как результат деятельности чувственного и рационального познания.
Врачебная интуиция связана с быстрой, подсознательным позалогічною уверенностью в диагнозе. Такая интуиция — результат обязательных многолетних наблюдений и доведенного до автоматизма процесса сопоставления и анализа признаков.
Обязательной целью чувственного и рационального познания, научного творчества является познание истины.
Предложения интернет-магазинов
Читайте также: