Древнеиндийская философия шпора по философии
- Студенческие новости
- Новости ЕГЭ
- О шпаргалках и экзаменах
- О профессиях
- Обучение за рубежом
- Видеокалейдоскоп
Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в них
Правила поступления во французский вуз
Обучение филологии заграницей
Выбор страны для овладения высшим образованием
Испанские общежития для студентов
6. Философия Древней Индии
В философии индии вделяют три основных этапа:
1) ведийский период (1500—500 до н. э.),
2) классический, или брахмано-буддийский (500 до н. э. — 1000 н. э.)
3) период послеклассический, или индуистский (с 1000).
Дхарма – учение, доктрина, в нашем понимании философия. На востоке дхарма – это философия и религия вместе (неотделимые), дхарма это моральный долг и путь каждого благочестивого человека.
Веды – древние(до 1500 до н. э.), священные тексты индуизма, написанные на санскрите (Ведийский санскрит). Веды и комментарии к ведам лежат в основе индийской философии.
Карма – это закон причины и следствия, даже боги имеют и зависят от кармы.
Майя – философская категория, которая постулирует утверждение что все, что окружает человека является лишь иллюзией. Человек, в силу своего неведения, создает иллюзорное представление о мире, именно это представление и является майей.
Цель буддиста – осознать мир таким, какой он есть, а не таким как он кажется.
Традиционные философские школы индии делятся на ортодоксальные и неортодоксальные. Ортодоксальные признают авторитет Вед.
Ортодоксальные школы Древней Индии.
1) Ньяя – рассмотрены вопросы логики, вера в Веды, идея Брахмана. Материальный мир существует и человек познает его при помощи пяти органов чувств, все, что выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.
Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.
2) Вайшешика – основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.
3) Мимамса – в основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.
4) Санкхья – признает что мир объективен и материален, характеризуется 3мя гунами, состоит из пуруши и пракрити.
5) Веданта – конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.
6) Йога – система практических действий, направленных на познание абсолюта. Базовый трактат – йога сутра. Йога посвящена специфически определению движущей силы процесса освобождения, описанию практических методов для достижения сомадхи.
Неортодоксальные школы индийской философии.
1) Индивидуальный материализм. Школы – Локаяды – считают что мировая религия не нужна, существует только то что чувствуем, душа есть тело. Цель жизни – получение удовлетворения (гедонистическая философия)
2) Джайнизм – первооснова мира – вечная, несотворенная субстанция (материя). Субстанция является носителем энергии и обладает простым и поступательным движением, ее общее количество не уменьшается. Весь мир состоит из атомов различного веса, атомы сливаются в вещи. Закон кармы ( сверхтонкая материя, которая определяет движение атомов). Существует 2 вида предметов: души и неживая материя. Основной жизненный принцип – неприменение вреда всему живому.
3) Буддизм. Четыре благородных истины Будды:
А) Жизнь – страдание
Б) причина страданий – желания и страсти
В) от страданий можно избавится путем отказа от желаний
Г) венец всему – освобождение от уз сансары.
В пособии в краткой и доступной форме рассмотрены все основные вопросы курса философии. Книга окажет вам неоценимую помощь в подготовке и сдаче экзамена. Информация, содержащаяся в данной книге, получена из источников, рассматриваемых издательством как надежные. Тем не менее, имея в виду возможные человеческие или технические ошибки, издательство не может гарантировать абсолютную точность и полноту приводимых сведений и не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием книги.
- 1. Основания возникновения философии
- 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
- 3. Основные разделы философского знания
- 4. Основные философские направления
- 5. Диалектика и метафизика
- 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
- 7. Основные философские учения Древней Индии
- 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
- 9. Философия средневековья
- 10. Философия эпохи Возрождения
- 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка (В. П. Огородников, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
7. Основные философские учения Древней Индии
Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к третьему-второму тысячелетиям до н. э. и простирается до III–IV вв. н. э. Внутри этого периода выделяются несколько самостоятельных этапов:
• ведический (до VI–V вв. до н. э.);
• послеведический (до III–IV вв. до н. э.);
• период философии сутр (до III–IV вв. н. э.).
Главная цель индийской философии – достижение вечного блаженства как до, так и после смерти. Это означает полное и вечное освобождение от всякого зла. Методом достижения этой цели выступает уход в себя, самоуглубление. Сосредоточившись в себе, человек постигает единое, нечувственное высшее существо. Эта мысль проходит через джайнизм и буддизм.
Для джайнизма, как и для брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Однако в джайнизме больше элементов рационализма. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуальной души с природой. Сущность личности двояка: она одновременно материальна и духовна. Карма трактуется как тонкая материя, соединяющая материальное и духовное в человеке. Душа может освободиться от влияния кармы в результате благих дел и аскетического поведения.
Джайнизм пытается помочь человеку спастись, найти вечное блаженство, оказаться в состоянии нирваны. Жизнь надо прожить так, чтобы достичь состояния блаженства, слиться с брахманом, оказаться в состоянии нирваны.
Буддизм – религиозно-философская концепция, которая возникла в VI–V вв. до н. э. Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама, который постиг правильный жизненный путь в результате просветления (или пробуждения) и был назван Буддой, т. е. просветленным. Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, поэтому все вправе избавиться от них. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ. Смерть в ней означает не полное исчезновение, а распад определенной комбинации дхарм – вечных и неизменных элементов сущего, безначального и безличного жизненного процесса – и образование другой комбинации, что и представляет собой перевоплощение. Новая комбинация дхарм зависит от кармы, которая представляет собой сумму грехов и добродетелей человека в прошлой жизни.
Индийская философская мысль предстает как целостная концепция личности, стремящаяся помочь человеку в его волнениях и страданиях. Индийский тип философствования сосредоточивает внимание на индивиде, абстрагируясь от сложных социальных связей. Более того, индийская философия ориентирует на уход от этих связей, ищет пути достижения независимости субъекта. Можно сказать, что и нирвана, и йога служат адаптации не столько мира к человеку, сколько человека к миру. Тем самым индийская философия полагает, что если мир не удовлетворяет человека, то надо изменить не мир, а человека.
- 1. Основания возникновения философии
- 2. Объект и предмет философии как специфического мировоззрения
- 3. Основные разделы философского знания
- 4. Основные философские направления
- 5. Диалектика и метафизика
- 6. Философская мысль Древнего Китая (учения Конфуция, Лао-Цзы)
- 7. Основные философские учения Древней Индии
- 8. Философские учения Древней Греции (Милетская школа, Гераклит, Элейская школа, Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель)
- 9. Философия средневековья
- 10. Философия эпохи Возрождения
- 11. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия: Шпаргалка (В. П. Огородников, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Общая характеристика
Индийская философия берет свое начало в середине первого тысячелетия до н. э. В зависимости от различных источников философской мысли древнеиндийскую философию принято делить на три основных этапа:
С древних времен индийская философия развивалась непрерывно и закономерно, без кардинальных смен идей и точек зрения. Все основные положения описаны в Ведах, датируемых XV в. до н. э. Практически вся литература, последовавшая за Ведами, связана с их толкованием. Веды были написаны на санскрите, и включали в себя четыре части: Самхиты, Брахманы, Араньяки и Упанишады.
К основным положениям философии Древней Индии относят:
- совершенствование внутреннего мира человека;
- желание предостеречь от ошибок, которые в будущем могут стать причинами страданий;
- искренняя вера в неизменное нравственное устройство Вселенной;
- восприятие Вселенной как благодатного поля для нравственных поступков;
- неведение – источник всех человеческих страданий, в то время как знание – обязательное условие спасения каждого;
- постижение знаний путем длительного сознательного погружения;
- подчинение слабостей и страстей разуму, который является единственным путем к спасению.
Философские школы Древней Индии
В Древней Индии философские школы были поделены на две крупные группы: ортодоксальные – те, то развивались на основе учения Вед, и неортодоксальные.
К ортодоксальным школам относятся:
- Ньия– самая первая ортодоксальная школа, согласно которой мир может быть познан человеком только при помощи его органов чувств. В основе данной философской системы лежит исследование метафизических проблем, не чувственным, а логическим путем.
- Вайшешика– проповедовала вечный круговорот жизни, состоящий из цепи многочисленных превращений и смены одной телесной оболочки на другую. Это так называемая сансара – колесо вечного перевоплощения. Вследствие реинкарнации душа находится в постоянном движении и поиске гармонии и идеала.
Рис. 2. Колесо Сансары.
- Йога– философия практического характера, направленная на познание окружающего мира и своего места в нем. Согласно положениям этого учениям, только гармоничная личность способна управлять собственным телом при помощи силы духа. Главная задача – полное подчинение тела мозгу.
Возникновение неортодоксальных философских школ связано с поклонением материализму. В основе лежит лишь тело и его чувства, но никак не эфемерная душа.
К неортодоксальным школам Древней Индии относят:
- Джайнизм– учит тому, что все существа, населяющие планету, состоят из одинаковых атомов, а потому равны перед Вселенной. Нанесение вреда живому – страшный грех. Достичь просветления в джайнизме невероятно трудно. Для этого нужно полностью заменить привычную пищу на солнечную энергию, никогда не отвечать на зло насилием и не причинять даже малейшего вреда ни одному живому существу.
Главной целью всех философских школ Древней Индии было достижение нирваны – состояния полной гармонии со Вселенной, утрата всех земных ощущений, растворение в Космосе.
- Буддизм– согласно этому философскому учению, конечной целью жизни каждого человека должно быть уничтожение всех земных желаний, которые неизменно ведут к страданиям. Важнейший принцип поведения личности – непричинение вреда окружающим.
Что мы узнали?
Древняя индийская философия отличается некоторыми своеобразными характеристиками. Во-первых, она возникает на собственной культурной почве. Она самобытна и традиционна, существуя тысячелетия без серьезных иноземных воздействий. Для Древней Индии характерна близость философии и религиозной деятельности. И большинство школ, или даршан, представляют собой философское развитие основ религиозного вероучения. Даршаны делятся на две группы по их отношениям к Ведам — священным книгам брахманизма, а затем индуизма. К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками Вед. Они называются астика и считаются ортодоксальными философскими школами. Вторую группу составляют неортодоксальные школы, называющиеся настика, они не признают себя прямыми наследниками традиции Вед.
Религиозно-философская деятельность в Индии традиционно считается занятием людей высшей касты — брахманов. Высший авторитет принадлежит философу — основателю философской школы, личности, как правило, легендарной. Среди школ первой группы — ортодоксальной — принято выделять шесть основных: санкхья, йога, ньяя, вайшешика, миманса, веданта. Во вторую группу — неортодоксальных школ — относят буддизм, джайнизм и локаяту. Наиболее ценный способ передачи философской мудрости в Древней Индии — устный, на языке священного знания — санскрите. Ученик при этом воспринимает не только теорию, но и технику самосовершенствования, практические жизненные ориентиры, методы диалога, весь образ жизни Учителя, который является продолжением его учения.
Сердцевиной произведений является краткий исходный текст, который называется сутрой. Сутра окружена слоями комментариев, которые представляют собой продукт индивидуального философского творчества.
История индийской философии делится на три крупных периода.
Первый — ведийский, примерно с X по V в. до н. э. В это время происходит становление индийской философии. В некоторых произведениях из Вед, особенно в последних — Упанишадах, появляются философские трактовки мировоззренческих вопросов. В Упанишадах представлены диалоги по отвлеченным вопросам, рассуждения о бытии в целом.
Второй, классический или брахмано-буддийский, период длился с V в. до н. э. до X в. н. э. В этот период, после возникновения буддизма и джайнизма, в условиях острых религиозных и философских споров сформировались основные классические даршаны — философские школы.
Третий, индуистский период, с XI в. н. э. продолжается до сих пор. К этому времени влияние буддийской веры в Индии существенно ослабело. Философская деятельность протекает в основном в русле индуизма. Главным философским направлением становится веданта, а также ньяя. Веданта вобрала в себя многие достижения ортодоксальных даршан буддизма, а ньяя сосредоточена на разработке методологических и гносеологических проблем.
Буддизм — это религиозное философское учение, распространившееся в Индии после VI в. до н. э., затем в Китае, Юго-Восточной Азии после III в. н. э., а также в других регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда, родившийся в княжеской семье в Северной Индии в VI в. до н. э. Главная идея буддизма — срединный путь, жизнь между двумя крайностями: между путем аскетизма и путем удовольствия.
Срединный путь — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана. Будда сформулировал четыре благородные истины:
1. Земная жизнь есть страдание.
2. Страдания имеют причину. Причина страданий — в желаниях.
3. От страданий можно избавиться.
4. Путь освобождения от страданий — восьмеричный путь.
Восьмеричный путь – это план личностного самосовершенствования, целью которого является нирвана, великое освобождение. Этот путь предусматривает соблюдение следующих принципов:
1) правильное видение; 2) правильное мышление; 3) правильная речь; 4) правильное действие; 5) правильный образ жизни; 6) правильное умение; 7) правильное внимание; 8) правильное сосредоточение.
Философия Древнего Китая
Китайская философия, созданная этой великой восточной цивилизацией, характеризуется традиционностью, самобытностью, отношением к философии как к образу жизни. В отличие от Индии, в Китае особая значимость придается истории, книжной учености, государственности и общественной активности индивида. Можно сказать, что древнекитайская философия — это преимущественно практическая философия, сосредоточенная на социально-политической и этической проблематике.
Главные течения классического периода — это конфуцианство, даосизм, легизм, моизм, натурфилософия и номинализм. Позднее появились еще и буддийские школы.
11. Философия Древней Индии
Общество разделено на варны (касты) – по цвету одежды: 1) брахманы (жрецы) – белые, раввины; 2) кшатрии – воины – отсюда выдел. князья, красные; 3) вайшль – торговцы, ремесленники, земледельцы, желтые; 4) шудры – батраки, свободные люди, черные. Дасы – рабы, вне касты.
1. Санхиты – писали гимны в честь богов, главный шудра (бог). Части: Риведа, Сановеда, Яджурведа, Атхарваведа. Здесь философские поиски места человека в жизни.
2. 2. Брахманы – тексты, из которых видно, почему жрецы – высшее сословие. Бог Брахма – верховный бог, создал людей. Из четырех сословий могут читать веды – три, кроме женщин и мудрецов. Мужчины должны пройти четыре стадии: а) детство – учиться; б) хозяин; в) 40 лет – оставляет имущество старшему сыну, стать лесным отшельником до 60-ти лет; г) 60 лет – стает аскетом.
Брахманы совершенствовали религию. В текстах развито представление о сущности человека: смертное тело и бессмертная душа, которая переживает несколько жизней в любых физических телах. Сансара – цепочка перерождений. Принцип Карма – о количестве перерождений, судьба человека после смерти зависит от его прошлого.
3. Араньяки – сочинялись лесными отшельниками, брахманами. Люди со свободным временем, образованные, думают о смысле жизни, о ее основе.
4. Упанишады — это истоки древнеиндийской философии. Источником всего сущего, центром бытия является Верховное божество (ансара-не-уничтожимый), существующее вне времени и пространства и не воспринимаемое ни чувствами, ни разумом, некое безличное начало. Однако во Вселенной оно проявляет себя в Творце, прародителе видимого мира — в Брахме, который управляет миром через своих посредников, т. е. богов и асуров (демонов). Воплощаясь в человеке, Брахман получил имя Атман. Иначе говоря, Брахман и Атман это как бы первоначала материального и духовного бытия. Под материальным бытием понимались такие элементы мира как огонь, воздух, ветер, пространство, т. е. вещественные субстраты. Под духовным обликом понимался смысл телесного бытия, невидимая и неслышимая субстанция. Основанием человеческой жизни (прана) считалось дыхание, не связанное со злом материального мира. Проникновение в мир магического ритуала, где скрыта истина, является главной целью познания. Поэтому требуется отрешение от вещественного мира, постижение мистической интуиции (турий). На основе текстов выросли шесть школ: Ньяя, Ваймешика, Санкья, Веданта, Миманса, Йога.
Все школы разрабатывали пути к достижению Мокши, сходились к необходимости нравственного самоусовершенствования. Причина страдания человека – страсти, желания, добро – отсутствие страданий, надо умерить потребности. Йоги считали, чтобы освободиться от страсти и желания, необходимо соединить телесные и духовные правила. Веданта (завершение Нед) дает развернутое трактование Брахманы. Это вечный дух, имеющий различные проявлении в виде осязаемых иллюзий, обладающих магической СИЛОЙ. Так и человек состоит из нечистой плоти, порождающей чувственные страсти, и души, призванной созерцать мир, постигать вечное, растворяться в Брахме.
Таковы исходные позиции традиционных школ Древней Индии, основой которых был ведический идеализм. Но вместе С тем были и школы, отрицавшие ведизм: локаята-чарвака, буддизм, иайшешика-ньяя.
Джайнизм – отрицание создания мира, не признают богов. Объект их культа – 24 живших ранее человек. Эти люди добились полной победы над страстями. Основные принципы: принцип ненасилия; правдивость; бесстрастие; непрелюбодеяние. Аскетический образ жизни, кротость, смирение, терпение, милосердие.
Буддизм стал одной из мировых религий и получил широкое распространение на Востоке.
Проблема сознания одна из самых трудных и загадочных в философии. Человек отчетливо осознает то, что его окружает и формулирует это в своей речи. В то же время, сознание включает в себя переживания, побуждения, определяющие поступки, действия человека. Таким образом, сознание — это способ бытия человека, при котором ему доступен и мир, и он сам. Сознание — это чудо, присущее только человеку, и, одновременно, это тяжелый крест. Неслучайно иногда пытаются отключить сознание с помощью наркотиков, алкоголя и, чтобы прекратить страдания, которые приносит сознание, человек совершает даже самоубийство.
Проблемой сознания занимаются многие науки: физиология высшей нервной деятельности, психология, педагогика, информатика и другие. Философия же дает методологическую, мировоззренческую основу в трактовке сознания.
Принципиальное значение при этом имеет вопрос об отношении бытия и сознания. Признавая материальное единство мира, мы осознаем вторичность сознания, но не исключаем при этом ограниченной самостоятельности сознания, позволяющей человеку вписываться в систему бытия. Взаимодействие сознания с бытием имеет материальную основу. Это, прежде всего, телесные органы, мозг, в котором и протекают сложные физико-химические и биологические процессы. Но сознание выступает не как функция мозга, а как функция взаимоотношения человека с миром. К тому же, сознание — неизбежный продукт общественных отношений, оно развивается только в результате совместной деятельности людей. Сознание, как производное высокоорганизованной материи, имеет определенные свойства.
Сознание обладает свойствами универсальности, объективности, целеполаганием, творчеством, непрерывной связью с языком. Эти свойства раскрывают природу внутренней, духовной жизни человека, приобщают человека к миру, его преобразованию.
Сознание имеет сложную структуру. Это и компоненты сознания: наука, производство, искусство, политика, мораль и т. д., это и уровни сознания включающие в себя знания, ценности, нормы. Единство этих уровней необходимо для обеспечения целостной духовной жизни личности и общества. Высшим выражением сознания является осознание, т. е. четко и доказательно сформулированные цели поступков, действий и деятельности людей.
Проблема сознания всегда была одной из самых актуальных. Во времена античности и новой истории описывается только феномен сознания, способы, с помощью которых вещи, окружающий мир включались в сознание, но природа сознания не раскрывалась. Только в XX веке философия выделила вопрос о сознании в самостоятельный, пытаясь понять, как образуется связь человека с миром и самим собой.
Философы времен античности были привержены космоцентризму, считая Космос основой всего существующего, они рассуждали только об одной стороне сознания — его направленности на объект, не делая самого себя предметом пристального внимания и рассмотрения.
В эпоху средневековья сознание представлялось как проявление Божественного в душе человека, в то же время как самостоятельное явление духа.
В Новое время, человек, освободившись от власти и опеки сверхъестественного, перестал признавать свою принадлежность к двум мирам: земному и неземному. Теория Дарвина объясняла происхождение сознания только через природную эволюцию. Заслугой Нового времени было то, что главное внимание стало обращаться на внутренний мир человека. Созн-е дополнилось самосознанием, когда чел-к осознает самого себя.
Марксизм, обосновывая вторичность сознания, обуславливал его внешними факторами, прежде всего, экономическими. Одновременно обосновывалась решающая роль общественного сознания, она рассматривалась как функция социальной системы. К. Маркс Впервые в истории стал изучать сознание и его содержание через анализ предметно-практических форм человеческой деятельности. Допускалась недооценка индивидуального сознания. Однако Маркс дал основополагающее положение о приоритетной роли именно общественных отношений в формировании сознания. Маркс также показал, что процесс детерминации скрыт от сознания, не представлен в его опыте. Реальная жизнь формирует содержание сознания индивидов вне сознательного контроля с их стороны. Люди часто осознают, что их сознание обусловлено способом их жизни. Маркс проявление бессознательного обуславливал только социальными отношениями, общественными изменениями. Маркс тем самым выступал как социальный аналитик.
Австрийский врач З. Фрейд Открыл бессознательное в душе человека, исключив или недооценив роль социальных и культурных фильтров, через которые проходит духовный опыт людей прежде, чем он сконцентрируется в сознании.
Сознание предполагает выделение субъектом самого себя как носителя активной позиции по отношению к миру. Отношение к себе, оценка своих возможностей это и есть самосознание, или рефлексия. Формой сознания является самочувствие, элементарное осознание своего тела и вписанности его в окруж. мир.
Самосознание — это осознание себя в качестве единицы того или иного человеческого общества. Известно, что животные не узнают себя в зеркале. И чтобы человек увидел самого себя, он должен соотносить себя с оценкой других людей. Отношение человека к самому себе опосредствовано его отношением к другому человеку. Поэтому одной рефлексией осознать особенности своей личности невозможно, Приходится учитывать еще существующие ценности и нормы. Таким образом, феномен самосознания оказывается сложным и многообразным. Выделяют два направления:
1) религиозно-идеалистическая позиция – сознание – особый и временный дар человеку, который принесен ему либо богом, либо сверхестественными идеальными силами. Основной элемент – душа, которая имеет свойства вхождения и выхода из человеческого тела, обладает вечным существованием, переселяется из одного тела в другое. Именно в душе накапливается сознание.
2) позиция, которая получила развитие в материализме. Сознание человека возникает в результате длительной эволюции высших животных (шимпанзе, гориллы), которые в результате экстремальных изменений (климатических, геологических) сделали решающий шаг от животных к человеку.
Основные факторы появления человека: А) совместное проживание; Б) трудовая деятельность; В) языковые связи.
Павлов: две сигнальные системы свойственны человеку: 1) умозаключение, суждения, понятие; 2) представление, восприятие, ощущение. Вторая сигнальная система свойственна жив-м, которые мыслят предметно.
Высшая форма сознания – способность самосознания, которое выражается в трех уровнях:
1) человек осознает свою роль в той среде, в которой он живет, действует.
2) понимание ценностей, которые необходимы обществу, где живет человек.
3) осознание общечеловеческих ценностей.
Сознание позволяет человеку ощущать окружающий мир, свое место в нем, выделять проекции своего развития, предвидеть положительные и отрицательные элементы жизнедеятельности.
1. Философия: предмет философии, возникновение. Структура философского знания.
Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия. Наиболее развитые формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии были дать целостную картину мира. Вопрос о том, что есть мир - основной вопрос философии. Философия стремилась понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она изучает не мир в целом, в мир как целое. По мере развития философии сложилась относительно общепризнанная структура философского знания, которую принято считать традиционной, или классической:— философская онтология, или учение о бытии;— гносеология, или философское учение о познании;— философская антропология, или философское учение о человеке;— социальная философия;— философия истории;— этика, или философское учение о морали и нравственности, о добре и зле;— эстетика, или философское учение о красоте, о прекрасном и безобразном, о смысле и предназначении искусства;— история философии.
2. Исторические типы философии.
В настоящее время в истории философской мысли обычно выделяют следующие основные типы: философия Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия нового времени, развитие отечественной философии в ХI-ХIХ столетиях, формирование и развитие диалектико-материалистической философии, зарубежная философия ХХ века.
Античная философия (с VI века до н.э. до начала VI века н.э.) - включает в себя философские учения, созданные в Древней Греции и Древнем Риме. Первых западных философов интересовала, прежде всего, природа как единое закономерное целое. В Древней Греции впервые в истории человечества возникла теоретическая идея природы, сформировалось отношение к миру как к "природе", были заложены основные принципы научного естествознания. Важнейшие вопросы античной философии:1). Вопрос о бытии, о сущем, об "архэ", т.е. о единой первооснове, первоначале, первопричине всех вещей, а также о главном законе, "логосе" мира; иначе говоря, поиск единого в многообразии мира, неизменного во всяком возникновении, уничтожении и изменении; 2). Вопрос об истине - "алетейя", или о раскрытии бытия в мышлении человека, о его познании и "созерцании" ("феория") человеком; 3). Вопрос о человеке, о его месте в космосе, о свойствах и строении души - "эвдемонии" (блаженства, счастья) или "атараксии" (безмятежности, мудрого невозмутимого спокойствия).
Средневековая философия (V -XIV веков). Раньше философия выступала "законодательницей моды" в области духа (культура, политика, педагогика и т.д.) являясь неотъемлемой его частью, его сердцевиной. Средние века дышали другими идеями: происходило вытеснение из сознания людей языческой античной культуры (и философии) и утверждение новой культуры, стержнем которой становилась религия одного бога (утверждался монотеизм). Смена духовной модели (парадигмы) бытия имела огромное значение, как для людей эпохи средневековья, так и для всей последующей истории. Возникла новая парадигма, составляющая самые глубинные основания человеческой жизни. Изменилось отношение человека к самому себе и к другим людям, к власти, к государству, к истории, к знанию. С приходом и утверждением христианства люди получают равные возможности в смысле духовного бытия: перед единым и единственным Богом были все равны; все, кто веровал в него, могли обращаться к нему лично и рассчитывать на его внимание и благосклонность. Это означало индивидуализацию духовности, давало стимул к работе мысли и поискам истинных путей в жизни. Вместе с тем монотеизм сплачивал общество, придавал общественной жизни общинный характер.
Философия Возрождения (XV—XVI веков). Характеризуется неприятием официальной католической религиозности и интересом к человеческой личности.
Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой науки, ещё не знавших эксперимента.
Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии, теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного прогресса.
3. Место и роль философии в современном мире.
2. Наиболее авторитетное течение современной теологической философии — неотомизм. База неотомизма — учение Фомы Аквинского. Центральный принцип — гармония веры и разума.
Основные цели неотомизма:• креационизм (сотворение окружающего мира Богом);• откровение (Бога о себе — в Библии);• разделение сущности и существования (эссенции и экзистенции);• единство сущности и существования в Боге;• подобие человека Богу;• человек — единство материальной и духовной субстанции. Особое внимание неотомизм уделяет обществу, ценностям, морали.
Другим направлением современной теологической философии, противостоящим неотомизму, является тейярдизм. Его основоположник — современный теологический философ Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Цель Тейяра де Шардена: создать феноменологию — комплексную науку, которая соединяла бы в себе достижения наук и теологическую философию и объясняла бы основы Вселенной. Важнейший принцип философии Тейяра де Шардена — эволюционизм, согласно которому всему в мире (живой, неживой природе) была присуща эволюция.
Позитивизм — направление философии, зародившееся в 30-е — 40-е годы XIX в. и выступающее за то, чтобы философия была освобождена от научных черт и опиралась только на достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты (а не их внутреннюю сущность), освободиться от любой оценочной роли, руководствоваться в исследованиях именно научным арсеналом средств (как и любая другая наука), опираться на научный метод. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 — 1857).
Поскольку человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать: • во-первых, интегративной, "всеобщей" наукой; • во-вторых, достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).
Очень популярным и распространенным в первой половине и середине XX в. направлением философии был неопозитивизм. Главная идея неопозитивизма — философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, — главное средство, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир.
Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем, семантикой (смыслом), заключенной в знаках (этим неопозитивизм сближается с герменевтикой).
Основной принцип неопозитивизма — принцип верификации — сравнения всех положений науки с фактами опыта. Лишь тогда положение, понятие имеет смысл, представляет интерес для науки, когда его можно верифицировать — подвергнуть опытной проверке фактами. Большинство проблем прежней философии (бытие, сознание, идея, Бог) — верификации не подлежат, а следовательно, эти проблемы являются псевдопроблемами, не имеющими достоверного научного разрешения. Они должны быть исключены из философии. Другой основной целью неопозитивизма (помимо логического анализа языка науки) является освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.
4. Философия Древней Индии.
В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:• XV — VI вв. до н. э. — ведический период;• VI — И вв. до н. э. — эпический период;• II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр.
Веды (дословно — "знания") — религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. племенами арийцев. Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед — Упанишады, в которых дается философская трактовка содержания Вед.
Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI — II вв. до н. э.) являются две поэмы — эпосы "Махабхарата" и "Рамаяна", в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. — VII в. н. э.) — кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, "нама-сутра" и др.). В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды — буддизм.
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет — до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Читайте также: