Гносеология шпора по философии
Путь познания — вечный путь от незнания к знанию, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Познание есть удивление. Человек удивляется тому, что хочет познать. Познание начинается с сомнения. Сомнение и неизвестное соседствуют друг с другом. И некоторые философы считают, что неизвестное — это самое драгоценное достояние человека. Еще Платон писал, что все в здешнем мире есть слабый образ верховного домостроительства, в котором много сомнительного и непознаваемого.
Непознаваемое, когда мы доверяемся нашим впечатлениям. А впечатления возникают, когда мы скользим по поверхности явлений и процессов, -что мы умеем делать с ловкостью и быстротой. Познание не сводится к впечатлениям. Оно развертывается как весьма сложный процесс, охватывающий собой все акты и феномены, которые формируют и развивают познавательный образ. Помимо чувственного созерцания и восприятия вещей, воображения, познание предполагает глубокое абстрактное мышление. Познание — это процесс постижения мыслью объективной реальности.
На современном этапе развития науки, общества многие проблемы гносеологии (учение о всеобщих механизмах и закономерностях познавательной деятельности человека) требуют дальнейшего развития.
2.1. Теория познания (гносеология) как раздел философии
Теория познания (гносеология) — это раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний. Каждая из перечисленных проблем имеет свое содержание. Так, природа и сущность познания включает в себя такие вопросы, как предмет познания, соотношение субъекта и объекта познания, соотношение сознания и знания;
содержание познания — диалектику процесса познания (чувственное и рациональное, от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., единство конкретного и абстрактного), детерминацию процесса познания социокультурными факторами; форма познания — логическую структуру мышления, соотношение логических законов и логической правильности мышления, категориальную структуру мышления, познание и язык; методы познания — соотношение метода и теории, метода и методологии, классификацию методов по степени субординации и координации; истина, ее условия и критерии — соотношение истины и знания, соотношение абсолютной и относительной истины, конкретность истины, многообразие истин, критерии истины; формы существования и развития знания — факты науки, сущность проблемы, сущность гипотезы, принципы доказательства, сущность теории.
Перечисленными проблемами занимается исключительно философия. Объясняется это тем, что философия анализирует тотальность вещей, реальность во всех ее частях и моментах без изъятия: материальный мир, идеальные феномены и воображаемые объекты. Без теории познания в широком смысле слова это сделать невозможно. Философия выработала такие средства, методы, принципы. Частная наука сделать это не в состоянии из-за ограниченности ее предмета и системы знаний. Анализируя их, философия опирается на другие философские разделы: онтологию, диалектическую и формальную логику. Она использует данные антропологии, этики, культурологии, социологии, психологии, педагогики, физиологии, нейрофизиологии, медицины и др.
Следует подчеркнуть, что проблемы гносеологии формировались в процессе развития потребностей общества и науки в целом. Познание само и его изучение не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а представляет собой развивающееся по определенным законам. Как нам известно из истории философии, гносеология имеет длительную историю, истоки которой уходят в античную философию. Напомним некоторые моменты.
В античной философии, особенно в греческой, были поставлены глубокие идеи о соотношении объекта и субъекта, истины и заблуждения, конкретности истины, диалектики процесса познания, объекта познания, структуры человеческого мышления.
Гераклит один из первых античных философов обратил внимание на гносеологию, говоря о характере человеческого познания. Он отметил некоторые объективно существующие аспекты отношений между субъектом и объектом в процессе познания, различил чувственное и логическое познание, отмечая при этом, что высшая цель познания — это познание логоса, познание высшего мироздания. Объектом познания для Гераклита являлся мир.
Античная софистика (Протагор, Горгий) в теории познания выдвинула ряд рациональных моментов. К их числу можно отнести: сознательное исследование мышления самого по себе; понимание его силы, противоречий и типичных ошибок; стремление развивать гибкость мышления; подчеркивание активной роли субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка в процессе познания; софисты ставили проблему истины, анализировали содержание знания.
Сократ выдвинул на первый план диалектическую природу познания как совместного добывания истины в процессе сопоставления различных представлений, понятий, их сравнения, расчленения, определения и т. п. При этом он подчеркивал тесную связь познания и этики, метода.
Всю философию и гносеологию Рене Декарта пронизывает убеждение в беспредельности человеческого разума, в огромной силе познания, мышления и понятийного усмотрения сущности вещей. Началом познания выступает у Декарта сомнение. Все сомнительно, но несомненен сам факт сомнения. Для Декарта сомнение — это не бесплодный скептицизм, а нечто конструктивное, всеобщее и универсальное.
По Декарту, разум, вооруженный такими средствами мышления, как интуиция и дедукция, может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом.
Последний есть совокупность точных и простых правил, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное.
Правила рационалистического метода Декарта представляют собой распространение на все достоверное знание тех рациональных способов и приемов исследования, которые эффективно применяются в математике (в частности, в геометрии). Это означает, что нужно мыслить ясно и отчетливо, расчленять каждую проблему на составляющие ее элементы, методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному, не допускать пропусков в логических звеньях исследования и т. п.
Свой рационалистический метод Декарт противопоставлял как индуктивной методологии Бэкона, к которой относился с одобрением, так и традиционной, схоластизированной формальной логике, которую подверг резкой критике. Он считал необходимым очистить ее от вредных и ненужных схоластических наслоений и дополнить ее тем, что вело бы к открытию достоверных и новых истин. Таким средством и является прежде всего интуиция.
Продуктивным методом декартовской философии и гносеологии являются: формирование идеи развития и стремление эту идею применить в качестве принципа познания природы, введение в математику диалектики посредством переменной величины, указание на гибкость правил своего метода познания и на их связь с нравственными нормами и ряд других.
Итак, философия Нового времени уделяет большое внимание гносеологии. В ней можно вычленить такие рациональные стороны:
- определяется предмет познания — природа, цель познания — покорение ее;
- развивается диалектика процесса познания (познающий объект — пчела), фактически многие философы выступают против сенсуализма и рационализма (французские философы XVIII в.);
- уделяется большое внимание методу познания (эмпирическому и теоретическому), обоснованию правил метода, анализу правил морали, вытекающих из правил метода;
- развивается учение об истине;
- анализируется соотношение истинного, достоверного и вероятностного знания;
- выдвигается проблема критерия истины.
Гносеология нашла свое дальнейшее развитие в немецкой классической философии. Основоположник немецкой классической философии Кант впервые попытался связать проблемы гносеологии с исследованием исторических форм деятельности людей: объект как таковой существует лишь в формах деятельности субъекта. Он поставил проблему познавательной деятельности и познания. Основной для своей гносеологии вопрос — об источниках и границах познания — Кант сформулировал как вопрос о возможности априорных синтетических суждений (то есть дающих новое знание) в каждом из трех главных видов знания -математике, теоретическом естествознании и метафизике (умозрительном познании истинно сущего). Решение этих трех вопросов Кант дал в ходе исследования трех основных способностей познания — чувственности, рассудка и разума.
Несмотря на априоризм и элементы догматизма. Кант считал, что естественным, фактическим и очевидным состоянием мышления является как раз диалектика, ибо существующая логика, по Канту, ни в коей мере не может удовлетворить назревших потребностей в области решения естественных и социальных проблем. В связи с этим он подразделил логику на общую (формальную) — логику рассудка и трансцендентальную — логику разума, которая явилась зачатком диалектической логики.
Трансцендентальная логика имеет дело не только с формами понятия о предмете, но и с ним самим. Она не отвлекается от всякого предметного содержания, а исходя из него изучает происхождение и развитие, объем и объективную значимость знаний. Если в общей логике основной прием — анализ, то в трансцендентальной — синтез, которому Кант придал роль и значение фундаментальной операции мышления, ибо именно с его помощью происходит образование новых научных понятий о предмете.
Главные логические формы мышления Кант видел в категориях, образующих в его учении определенную систему (таблицу). Хотя категории у Канта — априорные формы рассудка, но это такие формы, которые являются всеобщими схемами деятельности субъекта, условиями опыта, упорядочивающими его, универсальными регулятивами познания.
Крупным этапом в разработке проблем теории познания стала философия Гегеля. Он дал анализ важнейших законов, категорий и принципов диалектики, обосновал положение о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. Гегель выявил во всей полноте роль и значение диалектического метода в познании, подверг критике метафизический метод мышления, обосновал процессуальный характер истины.
Гегель вполне ясно, определенно изложил содержание диалектической логики как целостную систему знания (логику разума). При этом он нисколько не принижал роль и значение формальной (рассудочной) логики в познании. Вместе с тем Гегель отмечал ограниченность (но не порок!) формальной логики, обусловленную тем, что она рассматривает формы мышления в их неподвижности и различии, вне их взаимосвязи и субординации.
В немецкой классической философии проблемы гносеологии составляют одну из главных сторон содержания философской мысли. И в этот период
- ставятся проблемы возможностей человеческого познания, границ познания, исследуется не только познание как процесс, а сам инструмент познания;
- анализируется отношение мышления и познания;
- дается учение о категориях как ступеньках познания;
- развивается учение о соотношении познания и языка (взаимовлияние познания и языка);
- анализируется соотношение диалектической и формальной логики, определяется их место в познавательном процессе;
- выдвигается идея о совпадении диалектики, логики и теории познания;
- анализируются методы познания (качественное и количественное, историческое, логическое и математическое).
Проблемы познания в русской философии. Русская философия представляет собой оригинальное образование мировой философской мысли, широкий спектр самых различных направлений и школ, в которых гносеология занимает определенное место. Русские философы XVII-XVIII вв. проблемы познания решали попутно, анализируя другие философские проблемы. Пожалуй, только в конце XIX-начале XX вв. гносеология выделяется в русской философии как относительно самостоятельная часть философского знания. Такие философы, как В. Соловьев, Н. Бердяев, В. Арсеньев, Б. Вышеславцев, Л. Карсавин, Г. Шпет, П. Флоренский, уделяют внимание многим проблемам гносеологии.
В XVII-XVIII вв. в русской философии видное место занимают Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир, М. Ломоносов. У этих мыслителей есть некоторые элементы гносеологии, такие, как: источник познания -внешний мир и духовный мир человека; чувственный момент познания (ощущение, восприятие и представление), анализ этих форм; связь языка и мышления, мышления и познания; проблема методов познания — анализ и синтез сравнения, наблюдение и эксперимент; сущность гипотезы и приемы ее доказательства.
Взгляды на многие проблемы гносеологии русских философов XX в. не совпадают. Например, В. Соловьев и Н. Бердяев по-разному объясняют цель познания, формы познания, сущность познания, сущность истины, ее формы и критерии, содержание объекта и субъекта. Важно то, что эти проблемы они ставят для обсуждения.
Немного о взглядах Николая Александровича Бердяева. Он считал, что познание не было бы возможно, если бы человек был лишь природой, если бы он не был духом. Познание есть борьба, оно не есть пассивное отражение. Цель познания заключается в осмыслении истины, в нахождении смысла, в воспроизведении действительности.
В познании есть социальная сторона. Познание есть форма сообщения и общения людей, то есть познание носит общественный характер, хотя и не означает изоляцию личности. Личность познает в общности и общении с миром и людьми, она приобщается к мировому опыту и мировой мысли.
Отношение субъекта и объекта также является феноменом анализа Н. Бердяева. Субъект и объект — коррелятивны. Они соотносительно лишь в познавательном смысле. И хотя Н. Бердяев критикует взгляды Реккерта на объект и субъект, сам он в конечном счете берет за основу его точку зрения.
Следовательно, русская философия XX в. выражает свою точку зрения на гносеологию. Ее содержанием являются: цель познания; формы познания; познавательная деятельность и знание; общественная природа познания; сущность истины, ее формы и критерии; диалектика объекта и субъекта.
Следует подчеркнуть: философы всех направлений и школ сходятся в том, что признают познание духовным воспроизведением, отображением или описанием действительности. Это осуществляется различными формами, но, еще раз повторяем, содержание гносеологии для всех одно. Не составляет исключения и диалектико-материалистическая философия.
Диалектико-материалистическая гносеология. Основные тезисы, характеризующие существенные особенности теории познания в данной ее форме, могут быть сформулированы следующим образом.
Гносеология — это достоверное знание. Гносеология в философии занимается изучением методов получения знания, познавательных возможностей человеческого разума. Без этой науки было бы невозможно развитие самой философии. Критический подход, который используется во всех направлениях учения, позволяет отделять истинное знание от вымысла.
Особенности учения
Становление этого раздела философии началось в эпоху античности. Тогда, учение о познании занималось только рассмотрением предметов — их вида, функций, и возможности трансформировать полученную информацию в знание. В Средневековье, гносеология постепенно стала развиваться, и превратилась в учение о жизни, приближенное к классическому пониманию познания.
В XVII веке, ключевым вопросом философии становится необходимость точного способа отделения истины от заблуждения. Два развивающихся течения: реализм и эмпиризм противопоставляются друг другу, но ни одно из них не становится основным. В XIX веке, развитие гносеологии зависит от Канта. Задача философа — выявление субъекта как основы познавательного процесса. Натурфилософия, будучи основным на момент ответвлением философии, претерпела значительные изменения. Естественные науки стали развиваться гораздо быстрее, и метафизическое познание отошло в прошлое. Центром философского исследования стала жизнь и ее проявления.
Развитие науки было неравномерным. Ученые пришли к выводу, что это обусловлено личностью самого ученого, а не отсутствием необходимых ресурсов. Важно организовать условия, в которых возможно изучать окружающий мир, и постоянно обновлять доступные способы, а также, методы получения и сохранения знания.
В XXI веке, важно изучение проблем науки, взаимоотношений научной деятельности и ученых. Исследования направлены на поиск источника знания, ситуации, в которых оно формируется. Задачей науки становится обретение новых знаний, расширение познавательных способностей.
Гносеология не развивается в отрыве от других дисциплин. Они помогают в изучении взаимоотношения человека и мира. Благодаря влиянию гуманитарных наук, стало понятно, что фундаментальные подходы нуждаются в пересмотре, поскольку они ограничивают возможности науки. Совместные исследования позволили выявить отличия методов, применяемых в естественных науках, от гуманитарной сферы, и предложить новые пути развития.
Предмет учения
Предмет изучения гносеологии — научное знание. Параллельно с основным вопросом, она изучает специфику научного знания, его отличие от обыденного знания, особенности видов познавательной деятельности, их взаимосвязь.
Гносеология занимается сравнением видов изучения с целью выявления оптимального способа взаимодействия с окружающим миром. Само познание — не цель, а средство изучения, поэтому, специфика видов изучения мира для науки неинтересна. Гораздо важнее, возможности и средства, которые она использует.
Будучи самостоятельной дисциплиной, гносеология остается тесно связанной с онтологией. Мировоззрение формируется на основе усвоенных жизненных устоев, изучением которых занимается онтология. Учение о бытии было бы невозможным без комплексного подхода, использования многочисленных методов изучения реальности.
Характерные черты
Критичность — главная особенность гносеологии. Философия, рассматривая соотношение реальности и иллюзии, критикует саму возможность изучения мира. Каждое направление гносеологии использует критицизм, оценивая объективные свойства предмета, и его соответствие здравому смыслу.
Еще одной особой чертой учения является нормативизм. Считается, что существует некое фундаментальное знание, на основе которого определяют способности человеческого разума и доступные ему границы познания. В зависимости от направления гносеологии, ученый может использовать эксперименты, готовые формулы или идеальную модель.
Для этой науки также характерен субъектоцентризм. Главная роль в исследовании отводится субъекту — тому, кто познает. Без субъекта процесс изучения был бы невозможен.
Наукоцентризм — важная особенность гносеологии. Она утверждает незаменимость научного подхода, и потребность проводить исследования, опираясь на научные факты.
Разделы науки
Отдельные разделы гносеологии изучают 2 подхода и метода изучения. Они базируются на противоположных взглядах и противопоставляются друг другу.
Приверженцы этого подхода полагают, что все мировые процессы доступны изучению и осознанию. Даже если современная наука не способна объяснить отдельные явления, в будущем это будет возможно. Эта позиция принципиальна для материалистов и, частично, идеалистов. Для них процесс познания — это отражение реального мира в сознании, но эта способность человека имеет свои ограничения.
Теория базируется на принципе непрерывности — увеличение числа знания углубляет и изменяет сознание. Для изучения одинаково важны и интересны явления и предметы. При этом, между ними нет разницы, но изученное и неизученное отличаются. Источник познания объективен, и существует вне человека, он не зависит от действий ученых.
Задача оптимистического подхода — стирание границ познаваемого, и увеличение инструментальных возможностей изучения мира.
Для пессимистов, возможность изучения мира остается сомнительной. По их мнению, способности человеческого разума ограничены, и всегда будут оставаться вопросы, на которые у ученых не будет ответов. В пессимистическом подходе выделяют 2 разновидности:
- Скептицизм. В философии, он применяется как особый метод получения информации. Он подвергает сомнению саму возможность отличать объективную реальность от вымысла.
- Агностицизм. Оформился в самостоятельное течение, благодаря Канту. Внешний мир — источник познания, его сущность человек изучить не может, поскольку она выше его понимания. Всякий предмет — закрытая область познания, и познать его можно лишь частично с помощью органов чувств. Результат изучения — опыт ощущений.
В XX веке, из агностицизма развилась новая концепция — конвенционализм. Она стала своеобразной формой договора между учеными. Согласно ему, научные теории — это не объективное отражение мировых процессов, а результат соглашения между учеными разных стран мира.
Философы, внесшие вклад в развитие учения
У каждой отдельной эпохи были свои яркие представители гносеологии:
- Античный период. Парменид один из первых задавался вопросами познания. Он разграничил истину и мнение, назвав истину неизменной, непротиворечивой и вневременной. Авторство одного из первых методов познания — майевтики, принадлежит Сократу. Аристотель разработал основные принципы рационализма и аналитику в качестве одного из методов познания.
- Средневековая эпоха. В этот период, изучением познания занимаются схоласты. Философ Ориген выдвигает теорию о трехуровневом понимании.
- Новоевропейский период. Научный подход становится основным методом познания. Рационалисты, в лице Декарта и Лейбница, конфликтуют с эмпириками — Локком, Юмом, Бэконом. Они выдвигают противоположные методы — дедукцию и опыт. Дедуктивный подход опирается на логические умозаключения на основе наблюдений, а опыт основывается на личном восприятии.
- Немецкая классическая философия. Возможность познания мира ставится под сомнение. Кант задается вопросом о предпосылках знания. Гегель апеллирует к логике, как единственному методу познания. Остальные виды познавательных способностей он представляет, как недоразвившиеся методы мышления.
- Классическое неокантианство. Благодаря неокантианству, гносеология обретает статус самостоятельной науки. Представители различных ответвлений этой школы сходились во мнении, что гносеология — это учение о знании и границах познания. Определение гносеологии было сформулировано русским философом — Введенским.
- Марксизм. Энгельс выделяет учение о мышлении в отдельную отрасль философии, которое базируется на формальной логике. Все остальные сферы науки опираются на анализ истории и культуры.
В современной философии сформировались 2 пути развития методов получения информации. Первый основывается на иррациональных способах познания, второй — на абстрактной структуре знания и социальных предпосылках. Наибольшее влияние на становление современной формы учения оказала социология.
Понятие гносеологии
Гносеология (теория познания) – это один из разделов философии, в котором идет изучение таких проблем, как природа и сущность познания, содержание познания, форма познания, методы познания, истина, ее условия и критерии, формы существования и развития знаний.
Познание в философии – это процесс получения человеком информации об окружающем мире, его законах и устройстве.
Каждая названная выше проблема имеет свое собственное содержание. Например, природа и сущность познания состоит из таких вопросов, как предмет познания, соотношение субъектов и объектов познания, соотношение знания и сознания.
Содержание познания занимается изучением диалектики познания – чувственного и рационального, переход от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т.д., единство конкретного и абстрактного, детерминация процесса познания социокультурными факторами.
Форма познания – логическая структура мышления, соотношение логических законов с логической правильностью мышления, категориальная структура мышления, познание и язык.
- Курсовая работа Гносеология в философии 470 руб.
- Реферат Гносеология в философии 240 руб.
- Контрольная работа Гносеология в философии 250 руб.
Методы познания – это соотношения метода с теорией, метода с методологией, классификация методов по степени субординации и координации.
Истина, с ее условиями и критериями представлена соотношением истины со знанием, соотношением абсолютной и относительной истины, конкретность и многообразие истины, ее критерии.
Формы существования и развития знания – научные факты, сущность проблемы и гипотезы, принципы доказательства и сущность теории.
Всеми названными выше аспектами занимается философия. Это можно объяснить тем, что именно в философии происходит анализ тотальности вещей, реальности в любом ее моменте без изъятия:
- материального мира;
- идеальных феноменов;
- воображаемых объектов.
Философией выработаны различные средства, принципы и методы. Частная наука не может этого сделать в связи с ограниченностью своего предмета и системы знаний. Философия же при анализе других наук базируется на разных философских разделах:
- онтологии;
- диалектике;
- формальной логике;
- антропологии;
- этики;
- культурологии и пр.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Необходимо отметить, что гносеологические проблемы формировались при развитии потребностей науки и общества. Само по себе познание и его изучение представляет не нечто вечно неизменное, данное раз и навсегда, а является развивающимся по определенным критериям событием. Гносеология имеет свою уникальную длительную историю, которая уходит своими корнями в античную философию.
В античной философии, особенно в греческой, были поставлены глубокие идеи, касающиеся соотношения объекта с субъектом, истины и заблуждений, конкретность истины, диалектику познавательного процесса, объекта познания и структуры мышления человека.
Подходы к проблеме познания
Известно два основных подхода к проблеме познания:
Гносеологический оптимизм – предполагает, что мир можно познать вне зависимости от того, можно объяснить то или иное явление или нет.
Эта позиция характерна всем материалистам и некоторым последовательным идеалистам, несмотря на различия в методах их познания.
Основой познания является способность сознания к воспроизведению, или отражению, полноты и точности существующего объекта.
К основным предпосылкам теории познания диалектического материализма относят:
Гносеологический пессимизм – предполагает необходимость сомнения в любой возможности познания мира.
К типам гносеологического пессимизма относят:
На рубеже XIX-XX веков была сформирована одна из разновидностей гностицизма – конвенционализм. Он представляет собой концепцию, в соответствии с которой научные теории и понятия – это не отражения реального объективного мира, продукт соглашения ученых.
На сегодняшний день гносеология – это не единственное направление, предметом изучения для которого выступает познание как таковое.
На основании проблематики гносеологии, взяли начало такие научные направления, которые занимаются познанием – когнитивная психология, логика, история науки, науковедение, социология, методология и пр.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (ГНОСЕОЛОГИЯ) - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия
его достоверности и истинности, границы и принципы познания. Теория познания анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное
положение вещей. Основная проблема гносеологии - проблема объекта и субъекта. По отношению к этой проблеме различают следующие школы: Материализм (приоритет объекта); Субъективный идеализм (преобладает деятельность субъекта): Механистическая концепция (объект полностью доминирует над субъектом) и др. Одна из центральных проблем - проблема истины. Вопрос соотношения знания, понимания и веры. Современное положение дел в гносеологии характеризуется усилением роли субъекта. Одно из новых направлений – эволюционная эпистимология рассматривает эволюцию органов познания и познающих структур с позиции конкретных наук (например, эволюционной теории). В гносеологии может сочетаться общефилосовский подход и конкретнонаучный. История теории познания доказывает, что эта область философии в большей степени чем другие связана с наукой. Развитие науки может потребовать новой гносеологической интерпретации ее результатов и вызвать появление новых направлений в гносеологии.
На вопрос о возможности знания гносеология выработала 4 основных ответа: эмпиризм, рационализм, скептицизм, агностицизм.
Эмпиризм [греч. έμπειρια – опыт] – гносеологическая позиция, считающая чувственный опыт единственным источником и достаточным основанием знания: содержание знания может быть сведено к содержанию чувственности.
Рационализм [лат. rationalis – разумный, ratio – разум] – гносеологическая позиция, признающая разум (его идеи и аналитическую способность) источником содержания знания и основанием его истинности.
Скептицизм [греч. σκεπτικος – рассматривающий, исследующий] – гносеологическая позиция, сомневающаяся в возможности получения достоверного (истинного) знания.
Агностицизм [греч. άγνωστος – недоступный познанию] – гносеологическая позиция, отрицающая возможность истинного знания.
По вопросу об отношении между познающим (субъектом) и познаваемым (объектом) гносеология сформировала следующие основные типы концепций:
наивный реализм, критический реализм, феноменализм, субъективный идеализм, объективный идеализм и интуитивизм.
33. Основные ступени и формы познания; их взаимосвязь.
Процесс познания проходит две основные ступени: эмпирическую и рациональную . Эмпирическая ступень осуществляется на основе непосредственных данных органов чувств, непосредственного взаимодействия человека с окружающим миром. Основными формами эмпирического познания являются: ощущение, восприятие, представление, воображение.
Ощущение – это результат непосредственного воздействия предметов внешнего мира на органы чувств человека (зрение, обоняние, вкус, слух, осязание). Но не всякое воздействие внешнего мира на органы чувств проявляется в ощущении (рентгеновские лучи, звуковые колебания ниже и выше воспринимаемых границ и др.). Ощущением является только такое воздействие на органы чувств, которое фиксируется в мозге человека, осознается. Поэтому ощущение – это превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания.
Восприятие – представляет собой основанное на данных ощущений, целостное знание о предмете, в котором на первый план выступает значимость этого предмета для человека: его полезность или вредность, приемлемость или неприемлемость. Ребенок, которого мать впервые угостила, например, бананом и он попробовал его на вкус, в следующий раз при одном зрительном ощущении уже будет знать, что это такое, определит все к нему отношение и даст свою оценку.
Представление – это способность человеческой психики воспроизводить образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек сталкивался непосредственно или узнал о них от другого человека из литературы, средств массовой информации. Представление также воспроизводит образ не зеркально. В представляемом образе фиксируются те стороны предмета, которые имеют определенное значение для человека. Главную роль в формировании представлений играет память.
Воображение – это способность психики человека создавать образы предметов, явлений, ситуаций, с которыми человек не имел непосредственно контакта в действительности. Образы воображения создаются в голове человека на основе ощущений, восприятий, представлений. Но воображаемые образы - есть продукт человеческого мозга. Например, образ черта создан на основе знаний о добре и зле, о свойствах, особенностях реальных предметов (рожки, руки с длинными когтями, парные копыта на ногах, хвост, черная шерсть – все это позаимствовано из реальной действительности, но в воображении скомпоновано так, что получился совершенно новый образ, аналога которому в действительности нет).
Рациональная ступень познания формируется на основе понятийного, логического мышления, закрепленного в языке. Если чувственное познание оперировало знанием конкретных свойств, связей, особенностей предметов, то рациональное познание – это познание, прежде всего, сущности предметов, явлений. Результаты рационального познания, выраженные в понятийной форме приобретают относительную самостоятельность по отношению к предметам, в них отраженным..
Основными формами рациональной ступени познания являются : понятие, суждение, умозаключение .
Понятие – это выраженные в абстрактной форме и закрепленные в языке знания о сущности предметов, явлений, процессов. В понятии фиксируются только самые существенные стороны, особенности предметов, явлений, процессов.
Суждение – это система взаимосвязанных понятий, при помощи которой конкретизируется знание о предмете. Например, есть понятия “роза” и “красное”. Суждение будет – роза-есть-красная, что конкретизирует знание о розе.
Умозаключение – это система суждений, взаимосвязь которых ведет к получению нового знания.
Например: суждения: Платон –человек
Человек – смертен
Умозаключение: Платон – смертен.
На основе понятий, суждений и умозаключений формируются такие формы рационального познания, как идея, гипотеза, теория, концепция, принцип. Рациональное познание дает ключ к знанию сущности предметов, явлений и процессов, к знанию закономерностей развития природы, общества, мышления. При помощи рационального познания человек не только познает окружающий мир, но и преобразовывает его в соответствии, с одной стороны, со своими потребностями и интересами, а, с другой, с требованиями объективных закономерностей развития мира и человека.
34. Виды познавательной деятельности.
Если обобщить основные формы – духовных видов деятельности общества, то можно выделить виды позициями:
- обыденное познание (оно первое) его особенность: происходит как сознательно, так и бессознательно; стихийно; оно базируется повседневной чувственно-предметной деятельности людей, на обмене опытом.
В своей повседневной деятельности человек имеет дело с единственными предметами и т.д., т.о. предмет обыденного – единичное познания
Формой обыденного познания выступает чувственно наглядные образцы; человек при этом обобщает опыт других т.е. использует понятийную форму информации. Важная особенность обыденного познания – огромная информационная емкость. Причина в том, что в обыденном познании доминирует сенсорная форма.
- научное познание: предмет – общее свойство, общие аспекты классов объектов, законы. Не исследуем единичное, проблема – в поиске единичного, в котором отражается общее. Предметом является общее, доминирующая форма – логическое мышление. Вырабатываются специальные методы познания. Эти методы качественно различны, т.к. существует 2 уровня научного познания: эмпирический и теоретический, т.к. эмпирический имеет несколько ступеней то разрабатываются методы, которые и применяют. Аналогично и теоретический. Если главная цель – создание материальных систем, то в научном познании цель – создание идеальной системы.
- художественное познание: занимает промежуточную позицию. Оно аналогично обыденному познанию, т.к. единичное является формой выражения художественного отражения действительности, но единичное является предметом обыденного познания Þ сходства. В нём присутствует и общее. Каждый художник обобщает, а общее – предмет научного познания. Проблема – поиск единичного, в котором наиболее полно отражается общее. Важная особенность – одиночный характер, т.е. творцы стремятся дать оценку соответствующему единичному, соответствию ситуации. Наиболее обобщенно эта оценка выражается как прекрасное или безобразное. Когда мы сталкиваемся с произведениями ученых, в них отражается не только действительность, но и оценка. Например в портретах покидаем внутренний мир, т.к. в художественных произведениях представлено и общее, то произведения дают иногда больше значения об этом, чем исследования специалистов.
На каждом этапе своего развития человечество располагало только относительной истиной – неполным знанием, содержащим заблуждения. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира, его неисчерпаемостью.
Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы.
Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).
Основные концепции истины
Концепция истины | Определение истины | Критерий истины |
Классическая | Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности | Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость |
Когерентная | Истина есть согласованность знаний | Согласованность с общей системой знаний |
Прагматическая | Истина есть практически полезное знание | Эффективность, практика |
Конвенциональная | Истина есть соглашение | Всеобщее согласие |
36. Наука и научные революции. Смена типов рациональности.
Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний и природе, обществе и мышлении. Это деятельность направленная на производство нового знания, а также особый социальный институт.
Задачами науки являются: сбор научных фактов, обновление, систематизация и критический анализ научных фактов, синтез новых научных знаний или обобщений, установление причинно-следственных связей между явлениями, прогнозирование получения нового знания.
Функции науки: гносеологическая, практическая, методологическая, прогностическая, социальная, критическая.
Революция в науке – это период развития науки, во время которого старые научные представления замещаются частично или полностью новыми, появляются новые теоретические предпосылки, методы, материальные средства, оценки и интерпритации, плохо или полностью несовместимые со старыми представлениями.
Революций было всего 4:
Первая революция. К этому времени относятся Коперник, Галилей и Ньютон. Она сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания.
Вторая революция конец 18 в – первая половина 19 в. происходит переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.
Третья революция конец 19 в- середина 20. Знание стало зависеть от применяемых исследователем методов, появление неоклассического естествознания, относительная истинность теорий и картины природы, условность научного знания.
Четвертая революция 90-е года 20 в. (Степин В.С) Характерна междисциплинарность науки, развитие синергетики, изучающей процессы самоорганизации.
Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности
Доклассический.
Классический (16- 19 век, появление мощной экспериментальной базы, стремление к обнаружению абсолютной истины, субъект-объектные отношения) –Ньютон, Галилей. Этому этапу характерен классический тип рациональности.
Неоклассический (19-20 в, появление мощных научных теорий, разработка теории относительности, поиск относительной истины.) – Бор, Энштейн. Соответственно неоклассич. Тип рациональности
Постнеоклассический (20-21 в, появление синергетики, расширение предметного поля познания, ) Постнеоклассич. Тип рациональности.
37. Философское понимание общества и его истории.
Общество - явление сложное и неоднородное. Общества различаются по континентальному признаку, по уровню развития политической культуры социума и по ряду других признаков. По своему происхождению и структуре общества бывают национальные и полиэтнические, европейские и атлантические, открытые и закрытые и т.д.
В современном мире особую актуальность приобретает и формирования глобального общества. Все это частные случаи общественной жизни, которых можно приводить множество. Каждое общество исторически формируется экономически развивается, политически совершенствуется, идеологически определяется. Всего в структуре социальной жизни основное место принадлежит таким его составляющим, как экономика, политика и идеология, а основной проблемой любых социальных исследований является духовная жизнь личности, ее самоопределения и возможности самореализации в обществе.
Социальная среда является необходимым для существования человека, результатом его интеллектуальных и физических усилий. Человека, с одной стороны, можно считать существом, что относится к миру природы, а с другой - по определению Аристотеля, существом политической, которую невозможно представить вне общества. Таким образом нельзя отрицать двойственной природы человека, ее общественно-индивидных природы. Человек существует в обществе и влияет на развитие исторических событий или индивидуально, или коллективно. Согласно представленным в современной философии концепциями общества, субъектом социального-исторического процесса может быть как харизматический лидер, личность, так и общественные группы, классы, элиты. Ведь общество, как система социальных связей, всегда предполагает наличие высокого уровня развития общественного сознания, то есть предполагает общность людей, которые определились в своих потребностях и интересах, формируют цели общественной деятельности.
38. Материалистическое, идеалистическое и натуралистическое понимание исторического процесса.
Читайте также: