Марксизм в россии философия шпора
Отправляясь от идеализма гегелевской концепции и испытав в процессе формирования своего мировоззрения сильное воздействие со стороны фейербаховского материализма, К. Маркс и Ф. Энгельс синтезировали многие их идеи; итогом явилась переработка идеалистической диалектики на основе материалистических принципов. Параллельно с этим процессом, вплетаясь в него, шла разработка политэкономических проблем и включение в философское осмысление политэкономической информации о развитии общества. В марксистской философии появилось новое содержание, отсутствовавшее в прежних философских системах, но выработанное на базе внутренней преемственности в решении ряда кардинальных проблем. Итогом стало возникновение нового взгляда на общество — исторический материализм, явившийся важнейшей частью общего мировоззрения — диалектического материализма, преобразовавшего во многом традиционное содержание философского мировоззрения.
Сущность нового, внесенного марксизмом в философию, можно проследить по следующим линиям: 1) по функциям философии; 2) по соотношению в ней партийности, гуманизма и научности; 3) по предмету исследования; 4) по структуре (составу и соотношению) основных сторон, разделов содержания; 5) по соотношению теории и метода; 6) по отношению философии к частным наукам.
Интересы человечества, о которых заявлялось в марксизме, логически вели к признанию гуманизма как принципа действия. Борьба с эксплуататорами предполагала лишь свержение политической власти владельцев капитала и превращение этих владельцев в тружеников производства. Гуманизм К. Маркса и Ф. Энгельса вытекал из анализа отчуждения как всеобщего состояния человечества, обусловленного наряду с разделением труда господством форм собственности.
Итак, единство партийности и научности, революционности и гуманистичности — характерная черта марксизма, как она проявилась в нем теоретически в процессе его формирования и развития.
Марксизм как философскую теорию после К. Маркса и Ф. Энгельса развивали их последователи — П. Лафарг (1842 — 1911), А. Лабриола (1843 — 1904), А. Грамши (1891 — 1937) и др. Наиболее видными марксистами в России были Г. В. Плеханов (1856 — 1918) и В. И. Ленин (1870 — 1924).
Г. В. Плеханов — энциклопедически образованный ученый, крупный философ, исследователь в области экономики, социологии, эстетики, этики.
Он раскрывал преемственную связь марксизма с лучшими традициями прошлого и в то же время подчеркивал необходимость творческого его развития.
Выступал против курса на социалистическую революцию, считал, что Россия еще не созрела для такой революции, что необходимо постепенное созревание условий для социализма. К Октябрьской революции отнесся крайне отрицательно.
В его трудах освещались под новым углом зрения многие проблемы социальной философии — о сущности, формах и типах государства, о критериальных признаках социальных классов и т.п. На некоторых из проблем общей философии остановимся подробнее, и первой из них будет проблема материи.
Проблема практики. В трудах В. И. Ленина впервые подчеркнуто, что практика не только абсолютна в плане критики агностицизма), но и относительна. Ее нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т. е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносима с уровнем развития теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в ее историческом развитии.
Во времена В. И. Ленина актуальной была проблема кризиса естествознания. В столкновение, в конфликт приходили материалистические по сути установки естествоиспытателей с их идеалистическими выводами, которые они делали после своих исследований (например, выводы энергетического или конвенционалистского характера). В. И. Ленин подробно проанализировал кризис в физике, выявил его гносеологические, обшеметодологические и социальные основания и показал, что одним из важнейших средств его преодоления является переход физиков на позиции сознательно применяемой диалектики.
С конца 80-х — начала 90-х годов именно философы этого направления стали восстанавливать, а по многим проблемам и развивать философское наследение России XIX — начала XX в. и русского зарубежья 20 — 50-х годов. Марксистская, вернее, диалектико-материалистическая философия, освободившись от политического пресса и, естественно, части своих бывших приверженцев, теперь занимает в обществе такое же место, как и многие другие течения философской мысли.
21. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин)
ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе, утверждали перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ.
Из учения Маркса легальный марксизм взял за основу положение об экономической прогрессивности капитализма относительно феодализма и тезис о закономерной смене феодализма капитализмом.
Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.
Струве объявил капитализм высшей ступенью развития общества, который закономерно пришел на смену устаревшему феодализму и не должен теперь никуда уходить с исторической сцены. Капитализм понимался им в качестве экономически прогрессивной формы хозяйствования, которая даст стимул экономическому и социальному росту России.
Фатально предопределенную смену капитализма социализмом Струве отрицал, и вместо революционного свержения капитализма (по Марксу), предлагал постепенное изменение капиталистического общества в сторону его либерализации и увеличения свобод с помощью демократических реформ, но при сохранении частной собственности.
Поскольку всё движение человеческой истории легальные марксисты понимали как закономерную смену экономических форм хозяйствования, то их более всего привлекали в учении Маркса именно методы финансово-экономического анализа капиталистического производства.
Михаила ТУГАН-БАРАНОВСКОГО особенно волновали проблемы эффективности сбыта произведенной продукции при капитализме.
Специфика капиталистического производства, по Туган-Барановскому, состоит в том, что производство при капитализме перестает быть средством удовлетворения реальных потребностей населения и государства, и превращается в техническое средство для создания частного капитала.
Невзирая на реальные потребности общества в продукции того или иного предприятия, законы конкуренции и задачи увеличения финансовых накоплений заставляют хозяина предприятия постоянно расширять производство и повышать его интенсивность. Это является главной положительной чертой капитализма — постоянное стремление производителя внутренне совершенствоваться и двигаться вперед, несмотря на отсутствие внешнего спроса на его продукцию.
Но при этом производство превращается в экономически не обоснованную самоцель, и складывается ситуация, когда, несмотря на то, что каждое предприятие, стремящееся к расширению производства, повышает свою организованность, всё государство при этом понижает свою организованность, поскольку потребности государства и населения в продукции предприятий отстают от темпов её выпуска.
В итоге возникает кризис перепроизводства, предприятия несут убытки, а производство сворачивается. Подобный кризис является закономерным и периодически повторяющимся этапом любого капиталистического хозяйствования. Но это не повод отказаться от капитализма, поскольку основа у него здоровая и следует лишь ввести планомерную организацию производства, а также совершенствовать систему общественных отношений.
ЭКОНОМИСТЫ единственно допустимыми средствами отстаивания интересов пролетариата считали экономические формы борьбы (стачки, требования, присутствие на заседаниях фабричного руководства, участие в городском самоуправлении и т. д.). Сферой интересов пролетариата они считали только экономические вопросы, отказывая пролетариату в праве на самостоятельные политические цели вне союза с другими слоями общества.
По их мнению, пролетариат плохо воспринимает политические лозунги, не обладает политическим сознанием, его рано еще учить социализму и он не способен создать свою политическую партию. Но в системе организованной легальной борьбы с властью, под руководством других, более зрелых оппозиционных слоев общества, пролетариат может живо откликаться на проблемы своих экономических и профессиональных интересов, и способен стать серьезной силой в легальной коалиции под руководством политических союзников.
В составе этой политической коалиции пролетариат сможет усиливать процессы постепенной демократизации монархического режима, в результате чего без всяких политических переворотов и насильственных действий политические и государственные формы правления в России изменятся в прогрессивном направлении.
Георгий ПЛЕХАНОВ был пропагандистом РЕВОЛЮЦИОННОГО МАРКСИЗМА В РОССИИ и боролся с идеями легальных марксистов и экономистов.
Освобождение пролетариата Плеханов считал возможным только с использованием революционных форм политической борьбы на базе социал-демократической программы.
По этой программе революция должна быть буржуазной, поскольку своими силами, без помощи буржуазии, пролетариат не сможет произвести преобразования в обществе. Поэтому пролетариат должен просто получить максимальные выгоды от этой революции, не претендуя на всю власть в новом государстве.
На этом этапе пролетариат в союзе с буржуазией должен уничтожить монархию, что гораздо вернее и много важнее, чем непредсказуемо сразу же начать воевать с буржуазией. Для борьбы с буржуазией придется еще значительно повысить политическое самосознание рабочего класса и создать социалистическую рабочую партию. Только после этого пролетариат сможет превратиться в самостоятельную политическую силу и свергнуть капитализм.
Благодаря усилиям Плеханова марксизм возобладал в социал-демократическом движении России, и в начале XX века в нем заметную роль стали играть радикальные элементы, объединившиеся вокруг Владимира Ленина.
В исторической перспективе, после победы мировой пролетарской революции и создания всемирного социалистического государства, диктатура пролетариата станет общемировой системой власти. Дальнейшей окончательной целью этого процесса радикальные социал-демократы, большевики, ставили по мере перерастания социализма в коммунизм задачу отмены государства, как средства насилия над людьми. При коммунизме исчезнет надобность в насилии и в подчинении одних людей другим, а государство станет ненужным.
философии (диалектический материализм и исторический материализм),
и научного коммунизма.
Новое в российском марксизме (марксизм-ленинизм):
1. Выдвижение тезиса о переходе капитализма в свою последнюю стадию — в империализм, как в высшую ступень развития монополистического капитализма, предваряющую социалистическую революцию.
2. Разработка закона о неравномерном развитии капиталистических стран в эпоху империализма и выдвижение идеи о возможности победы социализма в одной или нескольких из них (а не во всех капиталистических странах сразу по Марксу).
3. Теория перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.
4. Учение о социалистической революции, о роли пролетариата в ней, и о коммунистической партии, как авангарде пролетариата.
БУРЖУАЗИЯ — класс крупных собственников.
ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА — власть рабочего класса после социалистической революции, осуществляющая насильственное уничтожение буржуазного государства и общества.
ЗАПАДНИЧЕСТВО — идейная программа, объявляющая необходимость повторения Россией западноевропейского пути.
ИМПЕРИАЛИЗМ (в марксизме) — высшая и последняя стадия капитализма, характеризующаяся монополизацией промышленности и финансового капитала.
КАПИТАЛ — ресурсы, способные приносить доход.
КАПИТАЛИЗМ — общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал.
КОММУНИЗМ (в марксизме) — сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.
КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА — экономическая ситуация, когда набранный темп и достигнутая мощность производственного сектора значительно опережают пропускные способности потребительского рынка.
ЛЕГАЛЬНОЕ — не воспрещенное законом.
ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ — российское марксистское течение, рассматривающее капитализм в качестве высшей ступени развития общества и отрицающее историческую необходимость его смены социализмом.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ — расширение гражданских, политических и экономических свобод.
МАРКСИЗМ — материалистическая система философских, экономических и социально-политических взглядов Маркса и Энгельса.
НАРОДНИЧЕСТВО — политическое движение в России второй половины XIX века, преследующее цели вовлечения крестьян в революционную борьбу.
НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ — марксизм-ленинизм в целом.
ПОЛИТЭКОНОМИЯ — наука, занимающаяся изучением производственно-хозяйственной деятельности общества и отношений, возникающих в процессе этого.
ПРОЛЕТАРИАТ — наемный рабочий в капиталистическом обществе, продающий свой труд.
РАДИКАЛЫ — сторонники крайних мер и коренных преобразований.
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — идейная программа, объявляющая самобытность и неповторимость исторического пути России на основе Православия, самодержавия, народных традиций и крестьянской общины.
СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ — политическое течение, для которого идеалом общественного устройства является социализм.
СОЦИАЛИЗМ — учение о политическом устройстве общества, в хозяйственном правопорядке которого отсутствует частная собственность на средства производства и на продукты труда.
ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ — общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.
ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — охраняемое законом право физического или юридического лица на какое-либо конкретное имущество.
ЭКОНОМИЗМ — течение в российской социал-демократии, отрицающее наличие самостоятельных политических целей у рабочего класса и признающее за ним права только на экономические интересы.
Исследование работ Маркса и Энгельса, предпосылки широкого распространения их идей и мировоззрения среди русской интеллигенции. Причины популярности марксизма среди рабочего класса, существовавшие школы и выдающиеся представители данного течения.
Рубрика | Философия |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 29.03.2018 |
Размер файла | 61,7 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Марксистская философия в России
Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в семье мелкопоместного дворянина. Учился в Воронежской военной гимназии, затем в Петербургском горном институте. Включился в народническое движение и стал профессиональным революционером. Вначале примкнул к бакунинскому направлению, но был противником индивидуального террора.
Плеханов обосновывает объективный характер диалектики, рассматривает содержание закона перехода количества в качество, отрицания отрицания, говорит о скачках, противоречиях в развитии. Рассматривается вопрос о предмете марксистской философии; Плеханов активно участвует в острой борьбе с философским ревизионизмом.
Плеханов выстраивает цепочку.
1) Состояние производительных сил;
2) обусловленные им экономические отношения;
4) определяемая частью непосредственно экономикой, а частью всем выросшим на социально политическим строем психики общественного человека;
5) различные идеологии, отражающие в себе свойства этой психики.
Общественно-экономическое развитие связано с относительной самостоятельностью отдельных сфер общества - экономика, политика и идеология не развиваются одновременно в одинаковой степени.
Плеханов анализирует религию, показывает, что она включает в себя три элемента: фантастические идеи и представления; чувства и настроения, связанные с этими представлениями; религиозный культ, обряды. Плеханов выступает против богоискательства.
У Плеханова много работ по истории философии. Философские учения он рассматривает в тесной связи с развитием социально-политической, экономической, этической и правовой мысли, с историей литературы, искусства.
В рамках социал-демократического лагеря возник, по характеристике ортодоксов (Плеханов, Ленин и др.) философский ревизионизм. В начале 1908 г. вышел сборник «Очерки по философии марксизма (авторы - Базаров, Берман, Богданов, Гельфонд, Луначарский, Суворов, Юшкевич). Они предложили ряд концепций, неприемлемых для ортодоксов.
Яков Александрович Берман (1868-1935) утверждал, что марксизм, по существу, сложился независимо от диалектики. Диалектическая оболочка является для марксизма чисто внешней и излишней.
С.А. Суворов (1869-1918) считал, что все в мире объединено генетической связью и общими закономерностями. Законы физического мира всецело приложимы к явлениям жизни, а законы жизни - к явлениям психическим и социальным. Общество - сложная организация, подчиняющаяся закону социальной экономии, который является специфической формой общего закона экономии сил.
Николай Владиславович Валентинов (1879-1964, Вольский) утверждал отсутствие противоречий между марксизмом и махизмом в понимании общественной жизни.
В классовом обществе силы развития - внутренние противоречия общественной жизни. В будущем обществе силы развития - во внешнем противоречии общества и природы.
Если на раннем этапе социал-демократического движения его ведущим идеологом был Плеханов, то в последующем эта роль переходит к Ленину.
В позитивном плане Ленин главное внимание уделяет проблемам теории познания. Продолжая теорию отражения, Ленин рассматривает ее онтологическую и гносеологическую стороны.
Рассматривая гносеологическую сторону теории отражения, Ленин формулирует три гносеологических вывода, определяющих содержание диалектико-материалистической теории познания:
1. Существуют вещи независимо от нашего сознания, от наших ощущений.
2. Мир познаваем. В нем нет принципиально непознаваемых вещей, а есть лишь вещи, еще не познанные. Причем решительно никакой принципиальной разницы между вещами познанными и вещами еще не познанными, не существует.
3. К процессу познания надо подходить диалектически, т.е. не предполагать наши знания данными в готовом виде, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным, более точным.
Отражение действительности в сознании человека есть сложный, противоречивый процесс, совершающийся в чувственной и логической формах. Останавливаясь в книге, главным образом, на рассмотрении чувственной формы познания, Ленин с разных сторон характеризует ощущения.
Заметное место в книге занимает проблема истины. Ленин указывает, что, говоря об истине, следует различать два вопроса:
1. Может ли в человеческих знаниях быть такое содержание, которое не зависит ни от человека, ни от человечества? - Это вопрос об объективной истине.
2. Могут ли человеческие представления, содержащие объективную истину, выражать ее сразу, целиком, безусловно, абсолютно или же только приблизительно, относительно? - Это вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины.
Решение первого вопроса заключается в признании того, что наши знания представляют собой отражение объективной действительности и поэтому в них имеется такое содержание, которое не зависит от человека и человечества, а определяется объективной действительностью. Это и есть объективная истина.
Решая второй вопрос, Ленин указывает, что наше познание складывается из суммы относительных истин, т.е. знаний правильных, но не совсем полных и точных, которые углубляются и уточняются дальнейшем развитием науки и практики. Но поскольку относительная истина является более или менее правильные отражением объективной действительности, постольку каждая из относительных истин содержит в себе крупицу абсолютно точного, абсолютно верного знания. Элементы абсолютной истины присутствуют в истинах относительных, и из сумм относительных истин складывается истина абсолютная.
Ленин анализирует новый этап, в который вступила физика в конце XIX - начале XX вв. Он ставит задачу - показать несостоятельность попытки махистов представить дело так, будто новые открытия физики опровергают материализм, показать, что на самом деле новейшая физика целиком и полностью подтверждает диалектический материализм.
Ленин говорит, что марксистской философии присуща партийность особого типа. Марксистская философия, во-первых, прямо и открыто объявляет о своей принадлежности к партии материализма в философии и о своей классовой позиции, состоящей в выражении и защите интересов пролетариата. Во-вторых, принцип партийности марксистской философии предполагает непримиримую борьбу со всеми и всяческими буржуазными философскими течениями. В-третьих, принцип партийности означает особое отношение к буржуазной науке: нельзя верить ни единому слову буржуазных ученых в части общефилософских, гносеологических выводов и обобщений, но надо, в то же время, полностью использовать их достижения в специальных отраслях наук. Наконец, партийность философии марксизма требует творческой разработки философии на основе обобщения новой революционной практики.
Отношение личности к обществу опосредовано отношениями класса, к которому принадлежит личность, к другим классам и обществу в целом. Нужно правильно представлять экономический строй, группировку общественных сил.
Ленин развивает концепцию диктатуры пролетариата, теорию государства. Он говорит о том, что в буржуазном государстве есть аппарат угнетательский (армия, полиция, бюрократия) и аппарат учетно-регистрационной работы (банки, синдикаты, тресты и т.д.). В ходе социалистической революции должен быть уничтожен первый, а второй нужно вырвать из подчинения капиталистам, подчинить пролетарским советам. В последующем, по мере создания материально-технической базы коммунизма будет идти процесс отмирания государства. (В реальной жизни все это оказалось не так просто).
В своих работах Ленин касается широкого круга вопросов - войны и мира, морали, искусства, религии, работы транспорта и т.д.
Отдельные аспекты марксистской теории рассматривали соратники Ленина.
Философскую проблематику обсуждали в своих работах Иван Иванович Скворцов-Степанов (1870-1928), Надежда Константиновна Крупская (1869-1939), Николай Алексеевич Скрыпник (1872-1933), Михаил Степанович Ольминский (1875-1933, Александров), Лев Давыдович Троцкий (1879-1940, Бронштейн).
После Октябрьской революции и гражданской войны обнаружилась нехватка интеллигенции - технической, творческой, научной. Философов, признавших советскую власть, оказалось совсем немного. Для подготовки философских, идеологических кадров были приняты меры. Уже в октябре 1918 г. была открыта Социалистическая академия общественных наук; с 1924 г. она преобразована в Коммунистическую академию в ранге высшего научно-исследовательского и учебного заведения. Для подготовки партийных кадров в 1919 г. был создан Коммунистический университет им. Свердлова.
В 1921 г. образован Институт красной профессуры - для подготовки кадров для научно-исследовательских учреждений и преподавания в вузах. (За первые 10 лет было подготовлено 427 специалистов, в том числе выпускников философского отделения за 1921-28 гг. - 42 специалиста). В 1921 г. был создан Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, после смерти Ленина - институт Ленина, объединенный в 1931 г. в Институт Маркса - Энгельса - Ленина. С 1931 по 1941 г. работал Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ), с 1931 по 1937 г. - Ленинградский институт истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ).
Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.
Оплатили, но не знаете что делать дальше?
Автор книги: Владимир Огородников
Текущая страница: 3 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Марксистская философия, как и марксизм в целом, является одним из главных направлений в философии XIX–XX вв. Создавая новое мировоззрение, Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895) критически использовали то ценное, что содержалось в предшествующей философской мысли, социальных учениях в области политической экономии и утопического социализма, современного им естествознания. Марксизм претендовал на роль выразителя потребностей пролетариата, международного рабочего движения.
Бесспорной заслугой, новым в области философии является создание марксизмом новой формы материализма, диалектического материализма, и материалистического понимания истории общества.
В предшествующей философии по ряду причин получалось так, что материализм был в основном метафизическим, а диалектика была преимущественно идеалистической. Философы не видели связи материализма и диалектики и даже часто противопоставляли их друг другу. Маркс и Энгельс преодолели этот разрыв. Если Гегель говорит о диалектике идеи, то в марксизме диалектика понимается как наука о связи явлений и наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Объективная диалектика первична, а субъективная диалектика, диалектика мышления – отражение объективной диалектики.
Философия марксизма утверждает материальное единство мира; идеальное, сознание – высший продукт развития материи; марксистская философия отрицает существование каких-то неизменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует в виде качественно разнообразных, изменяющихся вещей, явлений. Основные формы существования материи – пространство и время. Движение – способ существования материи, оно абсолютно, несотворимо и неуничтожимо.
Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию законов и категорий диалектики, раскрыли их методологическую роль (например, проанализированы различные формы противоречий и способы их разрешения, взаимосвязь явления и сущности, необходимости и случайности и др.). В марксистской философии по-новому понимается процесс познания. Маркс и Энгельс указали на социальную обусловленность познания; общественная практика образует основу и является критерием истины.
Маркс и Энгельс развивают теорию классов и классовой борьбы, теорию государства, социальной революции. При характеристике общественного сознания в целом и его отдельных форм они постоянно проводят мысль об их специфической материальной обусловленности (в частности, о классовом характере морали в классовом обществе).
Философию марксизма продолжали и развивали соратники и последователи Маркса и Энгельса – И. Дицген, П. Лафарг, А. Лабриола, Г. В. Плеханов, В. И. Ленин и др.
Философская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика российской философии во многом складывалась под влиянием социально-культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация России сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли.
Материалисты В. Г. Белинский (1811–1848), А. И. Герцен (1812–1870), Н. Г. Чернышевский (1828–1889), Н. А. Добролюбов (1836–1861), Д. И. Писарев (1840–1868). Они являлись не только философами-теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Русские философы прошли школу немецкой классической философии и французского материализма. После увлечения Гегелем русские философы повернулись в сторону материализма (не без помощи Фейербаха), стремясь, однако, сохранить диалектичность. Они нашли новые аргументы принципу единства сознания и бытия, первичности материи по отношению к сознанию, заново обосновали идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи – мозга.
В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в результате столкновения которых и начинается жизнь природы. Русские философы – революционные демократы – обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Герцен писал, что природа и человеческая история вечно и непрерывно изменяются, они – течение, прилив, движение, причем движение происходит посредством борьбы. Развитие – единство возникновения и разрушения – идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.
Философия русского космизма (конец XIX – начало XX в.) была представлена тремя течениями: естественнонаучным (Вернадский, Циолковский), религиозно-философским (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэтико-художественным (Одоевский, Сухово-Кобылин). Основные проблемы русского космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблемы понимания и др.
Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40-е гг. XIX в. как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798–1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.
В 10-20-е гг. XX в. появляется третья форма позитивизма – неопозитивизм, или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.
Логический позитивизм, или логический эмпиризм, представлен именами Морица Шлика (1882–1936), Рудольфа Карнапа (1891–1970) и др. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия – это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. vents — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не может быть исчерпан простой суммой какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа – другого влиятельного направления неопозитивизма – Джордж Эдуард Мур (1873–1958) и Людвиг Витгенштейн (1889–1951) принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.
Четвертая форма позитивизма – постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902–1994), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации – разграничении научного знания и ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т. е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.
Прагматизм (греч. pragma — дело, действие) – название философского воззрения, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, жизненной практикой. Прагматизм оказал ни с чем не сравнимое воздействие на интеллектуальную жизнь США. Философия прагматизма как нельзя лучше выражает интересы, настроения и в целом мировоззрение американского общества. Прагматизм иногда характеризуют как только лишь утилитарный подход к различным проблемам действительности, но это далеко не так. Рассматривая это направление философской мысли, следует отметить его глубокую взаимосвязь с традициями западной философии, тщательно разработанную собственную понятийную систему, широкий спектр специфических проблем. Устойчивый интерес к проблематике прагматизма безусловно объясняется тем, что в рамках этого направления разработана наиболее влиятельная в XX в. теория деятельности.
Прагматики распространяют утилитарный подход на науку, понятия и категории которой отождествляются с инструментами действия в зависимости от ситуации. Помимо социальной реконструкции наука считается ключевым средством совершенствования опыта с использованием совершенных методов и высоких технологий.
Философия прагматизма проявляет повышенный интерес к изучению поведения человека. С их точки зрения оно детерминировано верой, привычкой или убеждением. Универсальным способом изменения социума и человека является изменение привычек.
Прагматизм оказал огромное влияние на общественное сознание. Но он ограничивал кругозор человеческими нуждами текущего момента, не позволяя заглянуть в будущее, мешая понять настоящее. Прагматизм, сблизившись с неопозитивизмом, уводил людей от реальности.
Герменевтика как философское знание – это анализ самого процесса понимания, движения к истине. Герменевтика – это не результат, а путь к знанию, сама практика получения истины.
Герменевтика признала единственно доступным и ценным мир человеческого общения. Мир культурных ценностей внутри него составляет язык, с помощью которого должны быть поняты и истолкованы все составляющие культуры.
Читайте также: