Материя и субстанция в философии шпора
Философская категория “Бытие”. Основные формы бытия.
Бытие - понятие, которым в материалистической философии обозначается весь окружающий нас мир, существующий объективно, независимо от нашего сознания. Диалектический материализм не ограничивается, однако, признанием реальности существования мира, объективности бытия. Важнейший признак бытия - его материальность, что доказывается всем развитием науки, практики людей. Это означает, что бытие не просто существует вне нашего сознания. Будучи материальным, оно вечно и первично по отношению к сознанию, определяет его развитие, сознание же вторично, является отражением бытия. Поэтому понятия бытия и материи часто употребляются в одном и том же смысле, как синонимы. Вместе с тем важно подчеркнуть, что именно материя обуславливает объективную реальность окружающего нас мира, порождает в своем постоянном движении, развитии бесконечное многообразие форм бытия - конкретных предметов, процессов и явлений.
Становление и развитие философской категории “Материя”.
Материя - фундаментальная исходная категория философии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех других философских проблем. От латинского materia – вещество. Это вещественное значение удерживалось до XX в., когда произошла революция в физике.
Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественного разнообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира - первоматерии. Это абстрагирование сложно. Поэтому сначала все качественное разнообразие мира выводилось из какого-либо одного тоже качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элемента (огонь, вода. ). Но уже Демокрит заметил, что с помощью одного качественного определения вещества невозможно объяснить происхождение другого, так как он не содержит принципа своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.
Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Она была очень плодотворной для философии и науки в целом. С этой теорией связаны многие открытия в физике (тяжесть, теория теплоты, сохранение вещества. ). Механика Ньютона позволяла объяснять большую часть явлений и событий мира на основе взаимодействия атомов. Казалось еще чуть-чуть и физическая картина мира получит полную завершенность. Г. Лиргоф: “Разве осталось еще что-нибудь открывать?”
Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом оказался вовсе не мельчайшей частицей вещества. Открытие электромагнитных полей и ядерных сил тоже внесли свою лепту. Поле - принципиально отличное от вещества состояние материи.
Первоначально поле понималось как окружающее какой-нибудь предмет пространство, для каждой точки которого можно определить величину и направление силы взаимодействия между данным объектом и другим (поле - атрибут вещества). Но затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоятельная реальность, т.е. новый вид материи, основным свойством которого является непрерывность.
Все это привело к философскому кризису - “Материя исчезла”. Этот кризис связан с утратой представления о материи как о веществе. Изменение массы электрона при изменении условий поля или скорости, ядерные реакции - превращение вещества в энергию. Ужас.
Невозможность чувственно воспринимать объекты микромира заставила обратиться к математическим моделям. Некоторые предали при этом материю забвению = идеализм. К этому привело и то, что материализм традиционно был связан с механически-вещественным пониманием материи.
Был этот мир глубокой тьмой окутан. / Да будет свет!\ . И вот явился Ньютон \ Но сатана недолго ждал реванша\. Пришел Эйнштейн \И стало все как раньше\.
Диалектико-материалистическое понятие материи. Необходимо было освободить категорию материи от ее будто бы неразрывной связи с понятием вещества. Ленин замечал, что исчезла не материя, а метафизическое представление о ней. Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания.” Короче, “материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями (как непосредственно так и опосредовано), существуя независимо от них” - Гольбах.
Строение материи - физический вопрос. А вопрос об отношении нашего познания к миру - это философская проблема. Поэтому нельзя дать определения центральной категории теории познания как тоько через ее соотнесение с другой, столь же широкой категорией - сознанием и определением того, что из них берется за первичное. Причем противоположность материи и сознания имеет абсолютное значение только в пределах очень ограниченной области: исключительно в пределах основного гносеологического вопроса о том, что признать превичным. За этими пределами относительность данного противоположения несомненна.
Материя и основные формы ее существования. Проблема пространства, времени и движения.
У материалистов материя связана с движением, обладает внутренней активностью. Она выступает как единая первооснова мира, никем и ничем не сотворенная, вечная и неуничтожимая, порождающая все многообразие конкретных вещей и явлений. Материя первична по отношению к сознанию, которое, с одной стороны, отражает материальный мир, а с другой - является результатом функционирования особым образом организованной материи.
Идеалисты рассматривали материю как порождение, результат творения противоположной ей духовной субстанции (бога, абсолютной идеи, мирового разума), которая наделила косную, неподвижную материю движением и создала из неё конкретные вещи. Эта же духовная субстанция породила и человеческий разум, который оказывается, таким образом, не связанным с материальным миром ни по происхождению, ни функционально.
Диалектический материализм понимает под материей все многообразие мира, существующего вне и независимо от человеческого сознания, всю совокупность предметов и явлений, их свойств и отношений. Опираясь на данные наук, диалектический материализм последовательно обосновал материалистический тезис о неразрывной связи материи и движения, понимая под последним не какой-либо конкретный вид движения, а изменение вообще, происходящее в самых различных формах и обладающее внутренними источниками, импульсами.
Диалектика, ее основные принципы, законы и категории.
Диалектика (марксистская философия) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями.
Диалектика (первоначально) - спор, столкновение противоположных мнений, в результате которого возникает истина.
Вначале диалектика существовала в виде наивного, основанного на внешнем наблюдении представления о том, что все в мире постоянно изменяется, обновляется, происходит круговорот веществ в природе, вещи возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная философия).
В период господства метафизического метода (XV - XVIII вв.) отдельные элементы диалектики встречаются в воззрениях крупнейших философов: Декарта (идея происхождения миров из первоначальных элементов), Спинозы (диалектический подход к проблемам свободы и необходимости), Дидро (догадки об эволюции живых существ) и т.д.
Следующий этап в развитии диалектики связан с именами немецких философов-идеалистов (XVIII - XIX вв.), внесших значительный вклад в понимание сложности, противоречивости процесса мышления. Большую роль здесь сыграло учение Канта об антиномиях разума (Антиномия).
Гегель представил мир как процесс всеобщего поступательного движения, развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого являются противоречия, присущие всем явлениям и составляющие жизненную силу всего существующего. Он сформулировал основные законы этого развития, создал систему категорий диалектики, оказавшую существенное влияние на последующую философскую мысль.
Категории диалектики (качество и количество, причина и следствие, возможность и действительность, свобода и необходимость и др.) неразрывно связаны с законами. Сущность диалектического понимания движения, развития явлений, его отличие от метафизики выражают законы диалектики. Основные из них:
Во всех без исключения философских системах рассуждения мыслителей любого уровня интеллектуальной одаренности начинались с анализа того, что окружает человека, что находится в центре его созерцания и мысли, что лежит в основании мироздания, что являет собой мироздание, Космос, из чего состоят вещи и что представляют собой протекающие в своем бесконечном многообразии явления - т.е. того, что в целом составляет феномен Бытия. И уже значительно позже человек стал задумываться над самим собой, над своим духовным миром.
Что же такое бытие?
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее, пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема. Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения - все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия. Антитезой бытия является ничто. Даже на поверхностный взгляд бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы много времени оно ни продолжалось, приходит к концу и "уплывает" в небытие как данная качественная определенность, например именно этот человек. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Точно так же возникающая форма бытия есть результат перехода одной формы бытия в иную: бессмысленна попытка представить себе самосозидание всего из ничего. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уж нет или еще не стало, а может, и никогда не станет. Бытие не безразлично для обладающей им реальности. Слепой жаждой бытия преисполнено все конкретно-сущее, что проявляется даже в простейших механических процессах в виде инерции, а также в различного рода новообразованиях. Книга Бытия есть первая книга Священного Писания (первая книга Моисеева). В горящем, но не сгорающем кусте, купине неопалимой, явившийся на горе Хорив Моисею Господь так объявил ему о Своем имени: "Аз есмь Сущий (IEHOVAH). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам" (Исх. 3:14).
Постижение категории бытия, раскрывавшейся в разные времена с разных сторон и с разной степенью полноты, неотделимо от истории, философии.
Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существующих в другом и через другое [1] .
Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.
Атрибуты и свойства материи[править | править вики-текст]
Атрибуты и виды материи
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. [11]
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:
Универсальными свойствами материи являются:
· несотворимость и неуничтожимость
· вечность существования во времени и бесконечность в пространстве
· материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие
· детерминированность всех явлений
· причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий
· отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления
Универсальные законы существования и развития материи:
· Закон единства и борьбы противоположностей
· Закон перехода количественных изменений в качественные
· Закон отрицания отрицания
Формы движения материи[править | править вики-текст]
Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения: [12]
1. в неорганической природе,
· движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;
· движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;
· изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;
· изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;
2. в живой природе,
· саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;
· взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;
· внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;
· надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;
· многообразные проявления сознательной деятельности людей;
· все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.
Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.
37. Концепции пространства и времени.
Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.
Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.
Пространство и время — это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они — формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.
В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные. Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал, например, И. Ньютон. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция пространства и времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц. Он настаивал на том, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют.
Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного подхода к пониманию пространства и времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики XX века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы пространства и времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о пространстве и времени.
Специальная теория относительности, построение которой было завершено А. Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной системы отсчета к другой.
Оказалось, что только тогда, когда скорости движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени остаются одними и теми же, но когда речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение пространственных и временных интервалов становится заметным. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.
Теория относительности обнаружила еще одну существенную сторону пространственно-временных отношений материального мира. Она выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство-время, а отдельно пространство и отдельно время выступают как его своеобразные проекции, на которые оно по-разному расщепляется в зависимости от характера движения тел.
Таким образом, философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу реляционного рассмотрения пространства и времени: хотя пространство и время объективны, их свойства зависят от характера движения материи, связаны с движущейся материей.
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 20:37, шпаргалка
№1.Мировозрение.Его структура и типы.
№2.Структура философского знания.
№3.Религиозная, философская и научная картины мира
№5. Античная философия: круг проблем, основные черты и школы
6. Досократовский период античной философии (основные идеи, тенденции, школы и учения)
56. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности
filosofia (3).doc
б) процессы, протекающие в индивидуальном сознании - мысли, чувства, эмоции, стремления, желания, а также, устойчивые знания, убеждения, стереотипы поведения, ценностные ориентиры.
5. феноменальное (через наши чувства)
6. ноуменальное (бытие умозрительное) – независимо ни от нашего сознания, ни оттого, наблюдаем мы его или нет.
26. Проблема субстанции в философии
СУБСТАНЦИЯ (лат. siibstantia — сущность) — материя в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития, всего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально субстанция понимается как вещество, из которого состоят все вещи. В дальнейшее, в поисках основания всего сущего, субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму души и тела. Последний - своеобразное выражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое время наиболее остро проблема субстанции была поставлена Декартом.
Гегель определяет субстанцию как целостность несущественных, изменяющихся. преходящих сторон вещей. Понимание субстанции одновременно и как субъекта, т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала. Вместе с тем субстанция рассматривается Гегелем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи.
27. Понятие Материи. Развитие представлени й о материи в ист.
Этимология слова ≪материя≫ происходит от латинского materia — вещество. Тем не менее содержание понятия ≪материя≫ в истории философии неоднократно изменялось, развивалось в соответствии с развитием естествознания и самой философии. Выделяют следующие этапы формирования представления о материи
Первый этап охватывает эпоху античной философии. В основе античных взглядов лежит представление о материи как о начальном материале, из которого состоят тела и предметы. Так, например, отмечая, что вода необходима растениям, животным и людям, древнегреческий философ Фалес провозгласил основой всех вещей воду. Гераклит видел основу в огне, порождающем Солнце, звезды и другие тела. Позднее Демокрит выдвинул идею о том, что все вещи состоят из простейших неделимых частиц — атомов. Итак, с точки зрения античных философов, материя — это то, из чего состоят все вещи. Обычно это были лишь догадки древних мудрецов и их материализм носил наивный характер, поскольку теоретические выводы были результатом созерцательного отношения к действительности, следствием отсутствия экспериментального изучения природы. Второй этап развития представлений о материи характерен для философии Нового времени (XVI—XVII вв.). Понятие материи в то время отождествлялось с физическим понятием ≪вещество≫ как сумма определенных неизменных свойств. Например, английские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс к их числу относили протяжность, непроницаемость, вес, форму и т. п. Иногда понятие материи вообще отождествлялось с одним, неким ≪первичным ≫ свойством, например с протяжностью или массой <Р. Де карт, И. Ньютон). Такое определение не противоречило научной картине мира до конца XIX в. Сама форма материализма на этой основе получила название метафизического, или механистического, поскольку не только основывалась на теоретических данных физики, но и выступала мировоззренческой и методологической основой научных поисков. Метафизическое мировоззрение поколебали великие открытия, совершенные на рубеже XIX—XX вв. Открытие радиоактивности опровергло учение о непроницаемости атома, открытие электрона сняло тезис о его неделимости, открытием рентгеновского излучения была доказана возможность превращения вещества в поле. Была установлена изменчивость массы тел в зависимости от скорости. Все это настолько расходилось с обычными представлениями о свойствах физических тел, что некоторые естествоиспытатели растерялись. Они стали объяснять, например, радиоактивный распад атомов как ≪исчезновение≫ материи, превращение материи в энергию. В действительности материя не исчезала, устаревали представления о ней. Перед лицом новых научных открытий обнаружилась ошибочность попыток приписать материи в целом качества, которые присущи отдельным ее видам.
Третий этап развития представлений о материи характерен для философии XX в. Здесь на первое место в понимании материи был поставлен не естественнонаучный, а философский аспект. Это взгляд на материю как сущность — субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Материю стали рассматривать как объективную реальность.
28. Движение, пространство, время как фил-е категории. Реляционная и субстанциональная концепция пространства и времени.
Материя обладает неотъемлемыми свойствами - атрибутами, главными из которых являются движение, пространственно временная определенность и отражение. Структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению его свойств, отношений, состояний. Всякое изменение вообще - есть движение. Материя тесно связана с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем. Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире. Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи. Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия. Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру. Время — это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов. Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время. Субстанциальная концепция - рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе независимо от материальных объектов. Пространство и время это пустое вместилище, оно однородно и неизменно. Здесь пространство и время рассматриваются как самостоятельные субстанции. Реляционная концепция - рассматривает пространство и Время как особого рода отношения между объектами и процессами, которые вне их существовать не могут. Пространственно-временные свойства зависят от характера и скорости движущихся материальных систем и выступают как отношения между этими движущимися материальными системами. Реляционной концепции пространства и времени в истории философии придерживались I Аристотель, Августин Блаженный, И. Кант. К реляционной концепции относится теория относительности Эйнштейна. В соответствии с ее положениями, при приближении скорости движения тела к скорости света линейные параметры тела уменьшаются, а ритм течения времени замедляется.
29. Становление и развитие диалектических идей в фил.
30. Чувственный и рациональный уровни познания. Их формы
Принято выделять два уровня познания - чувственный и рациональный.
Чувственное познание - это познание, осуществляемое при помощи органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса). Существуют три формы чувственного познания:
Ощущение - отражение отдельных сторон и признаков объекта (например, цвета, твердости, запаха);
восприятие - отражение целостного объекта (например, яблока);
представление - воспроизведение чувственного образа объекта в памяти. В отличие от ощущения и восприятия, представление является обобщенным образом; непосредственная связь с конкретным объектом здесь уже утеряна. Поэтому могут возникать представления, в которых комбинируются свойства разных объектов (например, кентавр, сфинкс).
Всякое чувственное восприятие есть субъективный образ познаваемого объекта. Такой образ представляет собой изображение предмета, вместе с тем он несет в себе знаковые компоненты (почувствовав аромат розы, человек может представить себе как она выглядит, вскользь увидев знакомого, он узнает его по жесту, походке и т.п.). Чувственно воспринимая мир, человек опирается на ранее накопленные знания, оценки, предпочтения. Полнота чувственного восприятия зависит и от практики (например, художник может различать больше оттенков цвета, чем человек, профессионально не связанный с художественной деятельностью).
Чтобы познать существенные, закономерные, необходимые связи, необходимо отвлечься, то есть абстрагироваться, от многочисленных сторон и особенностей чувственно воспринимаемых объектов. Это отвлечение, обобщение, постижение сущности осуществляется на рациональном уровне познания.
Рациональное познание - это познание, осуществляемое с помощью разума, мышления. Существуют три формы рационального познания:
понятие - фиксирует общие, существенные свойства определенного класса объектов (например, понятия дома, реки);
суждение - утверждение или отрицание чего-либо, осуществляемое посредством связи понятий (например, дом не построен; река впадает в море);
умозаключение - логический вывод на основании двух или более суждений (например, у всех домов есть крыша, это - дом, следовательно, у него есть крыша).
В истории философии вопрос о преобладающем значении чувственного или же рационального в познании обсуждался очень широко. Это получило отражение в формировании особых подходов - сенсуализма и рационализма. В настоящее время считается, что: - чувственные восприятия непосредственно связывают человека с реальностью, с познаваемыми объектами;
- поэтому чувственное познание выступает как основа рационального, оно дает ту исходную информацию о мире, которая далее обрабатывается на рациональном уровне;
Читайте также: