Место и роль философии в культуре шпора по философии
Место и роль философии в культуре
Для определения места философии в системе культуры определим, что такое культура. Культура является воплощением человеческих стремлений, переживаний и достижений, а также провалов и разочарований. Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность.
Фундамент культуры как феномена составляют:
· Знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в языке;
· Ценности, удовлетворяющие потребности людей, определяющие их интересы.
Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, поэтому ее часто называют размышлениями над основаниями духовной культуры. Ядро философии составляют экзистенциальные или смысложизненные ценности: добро и зло, истинное заблуждение, красота и уродство, свобода и независимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни т.д. Философское знание не является знанием о фактах. Философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: мифологии, науке, религии, искусстве, праве, политике, морали. Поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.
Таким образом, основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Эта тема становится стержнем и философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов. Отношение “человек-мир” обнаруживается в любой философской проблеме, поэтому можно утверждать, что философия ориентирована на человека. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию не интересуют природа сама по себе или культура, “отчищенная” от человека, или функции и возможности его сознания и тела. Ее интересует отношение человека и мира, человека и человека, человека и его природных или культурных воплощений.
Специфика философских знаний определяет и характер функций философии, ее место и роль в духовной жизни общества. К числу важнейших общественных функций относится мировоззренческая функция философии. Каждая специальная наука связана с мировоззрением и вносит свой вклад в формирование мировоззрения в той мере, в какой она раскрывает то общее, что присуще рассматриваемым явлениям. Что касается философии, то именно она дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления. Если частные науки расчленяют окружающую действительность на узкие сферы рассмотрения, то философия ставит своей задачей изучение мира в его целостности, взаимосвязанности и взаимообусловленности. Философия рассматривает сущность человека с учетом всеобщей взаимосвязи явлений мира, касаясь всех сторон его жизнедеятельности; она изучает общие законы исторического развития, динамику общественных явлений, движущие силы общественного прогресса; рассматривает общий характер отношений человека к миру, связанные с познанием и преобразованием мира. И, именно, поэтому философия составляет основу мировоззрения и в этом ее главная мировоззренческая функция.
Не менее важной функцией философии является методологическая функция. Методология буквально означает учение о методах. В современном понимании методология является системой определённых способов, приёмов, положений, используемых в осмыслении и моделировании в различных сферах деятельности, а также способов и приёмов организации научной деятельности. Методологическая функция философии проявляется в двух основных аспектах:
во–первых, философия выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т. е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Кроме того, философские положения и выводы составляют общую методологическую основу для исследований в специальных науках;
во–вторых, философское учение дает общую методологию к практической преобразующей действительности людей, стимулирующей духовное развитие общества.
Философия играет важную воспитательную роль, значительно способствуя духовному развитию личности. Она приобщает ее к общей человеческой культуре; формирует и развивает основы, навыки и культуру теоретического мышления, теоретического осмысления действительности.
Как особая форма общественного сознания философия выполняет эпистемологическую функцию, т. е. функцию отражения фрагментов действительности. Формируется особое видение действительности сквозь призму общих свойств и закономерностей, когда явление рассматривается с точки зрения всеобщей взаимосвязи, с учетом его места и роли в данной взаимосвязи, проявление единичного в общем, и общего через единичное.
Философия как теоретическое осмысление действительности выполняет и эвристическую, гносеологическую функцию, функцию производства новых знаний .
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:18, шпаргалка
Предмет и функции философии: исторические и современные трактовки
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.
Функции философии:
ШПОРА ПО ФИЛОСОФИИ.docx
- Предмет и функции философии: исторические и современные трактовки
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ состоит в том, что философия, давая людям целостный взгляд на мир, позволяет им определить свое место и роль в этом мире, делает каждого человека сознательным участником общественного прогресса, ставит перед ним общечеловеческие цели и задачи социального плана. Немецкий мыслитель Гегель справедливо писал о том, что философия - это эпоха, схваченная в мыслях.
КУЛЬТУРОГЕННАЯ ФУНКЦИЯ философия состоит в том, что она выявляет и формирует т.н. универсалии культуры - наиболее общие идеи и представления о мироздании, моральные, художественные общечеловеческие принципы и ценности, а также наиболее общие понятия (категории), отражающие наиболее общие связи, отношения вещей, В области культуры философия также выполняет важную критическую функцию. Она вскрывает ошибки и заблуждения, отвергает устаревшие догмы и стереотипы и служит генератором принципиально новых идей.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в том, что она, раскрывая всеобщие законы, принципы и основы существования и развития мира, тем самым создает и формирует общий метод познания этого мира и, следовательно, выступает как стратегия процесса познания в каждой отдельной области знания.
ИНТЕГРАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ философии состоит в той, что она объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества в контексте общих мировых связей, мировых процессов и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.
Исторически предмет философии изменялся, что обусловливалось общественными преобразованиями) духовной жизнью, уровнем научных, в том числе философских знаний. В настоящее время философия — это учение об универсальных принципах бытия и познания, сущности человека и его отношении к окружающему миру, иными словами — наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
- Структура философии: круг и специфика философских проблем
- Место и роль философии в культуре.
- Философия и мировоззрение. Особенности философского мировоззрения.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:• мифология;• религия;• философия. Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: • происхождение Вселенной, Земли и человека;• объяснение природных явлений;• жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;• вопросы чести, долга, этики и нравственности. Чертами мифа являются:• очеловечивание природы;• наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;• отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);• практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);• однообразие и поверхность мифологических сюжетов. Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности. Религия исследует вопросы те же, что и миф:• происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;• объяснение природных явлений;• поступки, судьба человека;• нравственно-этические проблемы. Основными мировыми религиями являются:• христианство;• ислам;• буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии:• синтоизм;• индуизм;• иудаизм. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:• объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);• культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);• нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга). Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: • основано на знании (а не на вере либо вымысле); • рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); • логично (имеет внутреннее единство и систему); • опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью. Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: • космоцентризм; • теоцентризм; • антропоцентризм. Космоцентризм — философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции). Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм — тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
- Основной вопрос философии.
Отношение сознания – к материи, духа – к природе, мышления – к бытию.
Поиск ответов на вопросы:
1. что представляет собою природа, окружающий мир?
2. Каково место человека в этом мире?
3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание?
4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?
5. Что такое истина, добро, красота. И т.д.
Мировоззрение появляется задолго до того, как возникает философия
несистематизированных представлений о мире. Религиозное связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его
основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме Философское выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности Научное теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук Мироощущение, мировосприятие, миросозерцание - целостное сознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций. Относится к Повседневному и религиозному мировоззрению. Миропонимание – представляет собой понятийный, категориальный,
интеллектуальный аспект мировоззрения, относится к философскому и научному мировоззрению.
Структура: Философские теории и взгляды
Политические взгляды, идеи, теории
Этические взгляды и оценки
Идеи и теории естественных и общественных наук
Эстетические взгляды и оценки
Правовые взгляды, идеи, теории
Стержневая проблема философии: человек и мир. Основной вопрос философии
Отношение сознания – к материи, духа – к природе, мышления – к бытию.
Основной вопрос имеет 2 стороны:
1. Что первично: материя или сознание?
Материализм (материя первична по отношению к сознанию)
Дуализм (материя и сознание – два первоначала, существующие независимо
Идеализм (первично сознание, материя независимо от сознания не существует)
2. Тождество мышления и бытия (вопрос о познаваемости мира).
а) Мир познаваем Материализм и идеализм отвечают на вопрос: верно ли сознание отражает
- Философия и нравственное сознание
Нравственное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия. Нравственность - это понятие, которое является синонимом морали. Мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность - это сфера нравов, обычаев, практических поступков. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе. Правила морали были обязательны для всех, они не допускали исключений для кого-либо. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и мораль семейную. Нравственное поведение должно отвечать соответствующим идеалам и принципам, при этом большое значение здесь имеют понятия добра и зла, чести и достоинства. Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Понятие нравственности является диалектически изменчивым, и рассматривать его необходимо во взаимодействии с общественной практикой. Содержание морали определяется интересами конкретных общественных классов, в то же время следует отметить, что в моральных нормах отражены и общечеловеческие нравственные ценности и принципы. В моральных требованиях сохраняется преемственность, связанная с простыми и понятными формами отношений людей. Нравственное сознание изучает одна из философских дисциплин этика. Этика (от греч. - нрав, обычай, привычка) - это теория морали, наука о морали, в которой исследуются человеческие отношения, смысл жизни, понятие счастья, добра и зла, нравственные ценности, причины возникновения морали. Этика рассматривалась как практическая философия. Наука этика рассматривает специфику нравственного сознания, его исторически изменчивые нормы и ценности. Нравственное сознание имеет сложную структуру, в которой можно выделить взаимосвязанные элементы: нравственный идеал, нравственная потребность, нравственная мотивация и самооценка, нормы, ценностная ориентация, взгляды, чувства. В нравственном сознании следует выделить два основных начала: эмоциональное и интеллектуальное. Эмоциональное начало выражено в виде мироощущения и мировосприятия - это моральные чувства, представляющие личное отношение к различным сторонам жизни. Интеллектуальное начало представлено в виде понимания моральных норм, принципов, идеалов, осознания потребностей, понятий добра, зла, справедливости, совести. Формирование нравственного сознания и нравственного поведения людей связано с воспитанием их на нравственном идеале. В нравственном сознании отражаются общественные явления и поступки людей с точки зрения их ценности. Нравственное сознание связано с другими формами общественного сознания, оно оказывает на них влияние, и, прежде всего просматривается такая связь с правовым, политическим сознанием, эстетическим и религией. Наиболее тесно взаимодействуют нравственное сознание и правовое. И право, и мораль регулируют взаимоотношения в обществе. Нравственное сознание человека может опережать свое время, и на борьбу против несправедливо устроенного мира очень часто подталкивали людей не только экономические причины, но и моральное недовольство существующим положением, стремление изменить и усовершенствовать мир на основе принципов добра и справедливости.
Тема № 1.
Предмет и метод философии. Место философии в системе культуры — 4 ч.
Лекция 1.
Предмет и метод философии. Место философии в системе культуры -2 ч.
1. Предмет. Специфика философского знания.
2. Философия и мировоззрение. Функции философии.
3. Место и роль философии в культуре.
1. Предмет. Специфика философского знания
В Средние века философия выступала служанкой богословия и схоластики, она выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как и древние греки, любое теоретическое знание называли философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, знаменитый английский философ и государственный деятель Нового времени Ф. Бэкон относил к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а основоположник европейской философской классики Р. Декарт уподоблял философию дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви - все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII века остается соотнесение философии с познающим разумом.
Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII века. Во второй половине XVIII - начале XIX века происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX веке философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном. Так, великий немецкий философ - диалектик Г.Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя. Основоположник немецкой классической философии И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом:
трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.
Заключая сказанное, следует подчеркнуть, что при всем разнообразии определений предмета философии сохраняется одна ее важная специфическая особенность: философия представляет собой рациональное знание о всеобщем. Однако всеобщность в ней понимается по-разному в зависимости от решения основного вопроса философии - о соотношении материи и сознания.
Философские системы, будучи рефлексией над основаниями культуры, всегда несут на себе отпечаток времени от эпохи к эпохе. Тем не менее, во всех философских суждениях сохраняется общее, что позволяет идентифицировать их как философские. Как отмечалось выше, философские проблемы всегда сфокуси-■рованы на человеке. Философию не интересует мир сам по себе, а только мир в контексте человеческой жизнедеятельности. Наиболее адекватно и кратко круг философских проблем очертил И. Кант, сведя их к четырем вопросам:
• Что я могу знать?
• Что я должен делать?
• На что я смею надеяться?
Эти три вопроса объединяются в четвертом:
• Что такое человек?
4И. Кант как великий философ первым из мыслителей Нового времени
осознал антропоцентрический характер философского знания, тем самым
существенно обогатил философию как науку о всеобщем.
Философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных перспектив этой деятельности. Но поскольку на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа, то философские проблемы на каждом новом историческом этапе осмысляются по-иному. Так, вопрос о строении и происхождении мира появился уже в античной философии. Но вряд ли утверждение, что первоначалом мира является одна из природных стихий, удовлетворявшее древних греков, будет убедительным для современного человека. Или же интерпретация свободы как познанной необходимости у голландского мыслителя Б. Спинозы остается единственно возможной после размышлений о свободе Ф. Ницше в его философии воли или Ж.П. Сартра в его философии существования?
Как известно, в общем смысле метод определяется как система практических или мыслительных приемов и правил, следование которым ведет к достижению желаемого результата. Философский же метод является совокупностью только мыслительных приемов и правил. Основными особенностями метода в философии являются комплексность и релятивность.
Релятивность означает, что метод напрямую зависит от тех предпосылок, с которых начинается философское рассуждение. Эти предпосылки не всегда могут быть явными и осознанными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки - результат размышления, а не его начало.
Философские категории и принципы имеют всеобщий и фундаментальный характер. Так, например, в физике могут выясняться причины процессов и явлений, а в философии ставится вопрос о причине самой причинности; в истории изучаются конкретные исторические события и факты, а философия занимается проблемой смысла истории вообще. Поскольку философские категории предельно общие, сложно найти им окончательное и адекватное определение. Поэтому предпосылки философского размышления могут оставаться неявными достаточно длительное время и выясняются только после того, как изменяются границы возможного исторического опыта.
Б
позволяет прояснить существенные связи действительности. В философии используется также абстрагирование - мыслительный прием отвлечения от несущественных свойств и отношений объекта или явления и сосредоточения внимания на существенных. Еще одним универсальным приемом познания в философии выступает идеализация - мысленная процедура образования абстрактных объектов, не существующих в действительности. Такие идеальные объекты опосредованно выражают реальные связи и отношения, существующие в действительности. Они представляют собой предельные случаи этих связей и отношений и служат средством их анализа.
2. Философия и мировоззрение. Функции философии
Большое значение в философской рефлексии предельных оснований культуры имеют такие функции философии, как мировоззренческая, синтетическая, критическая и методологическая. Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.
Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм.
Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за пределы привычных знаний.
Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).
В современной культуре философия отошла на второй план, перестала быть тем родом деятельности, который оценивается как необходимый, актуальный, престижный. Для нас стало привычным, что философствование и его результаты имеют частный характер. Тем не менее, как невозможна полноценная личная жизнь без осмысления ее целей и смысла, так невозможна и
полноценная жизнь культуры без философии. Отойдя на второй план, философия продолжает выполнять свою работу. Эта работа становится заметной и востребованной в случае конфликтных ситуаций, когда необходимо принимать новые решения и предпринимать невиданные прежде шаги.
3. Место и роль философии в культуре
Фундамент культуры как феномена составляют:
■ знания, сформулированные в понятиях и зафиксированные в
языке;
■ ценности, удовлетворяющие потребности людей,
определяющие их интересы.
Философия представляет собой одновременно и знания, и ценности, поэтому ее часто называют рефлексией над основаниями духовной культуры, квинтэссенцией самосознания исторической эпохи. Философия имеет дело с постоянно меняющейся объективной реальностью, формирует общезначимые и непреходящие смыслы в этой реальности, в рациональной форме транслируя их будущим поколениям. Ядро философии составляют экзистенциальные или смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, свобода и зависимость, жизнь и смерть, смысл и цель жизни и т.д. В
рамках философии обсуждаются и другие проблемы, однако она акцентирует свое внимание на группе экзистенциальных ценностей, которые и определяют мировоззренческую природу философского знания в культуре.
Философия все свои проблемы черпает из действительности. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за пределы известного в культуре. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с совокупностью простых фактов.
Философское знание не является знанием о фактах. Философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: мифологии, науке, религии, искусстве, праве, политике, морали. Поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.
Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу в культуре. Поэтому представления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в его бесполезности. Недаром символом философа являлся медведь, сосущий лапу. Обосновано ли подобное отношение к философии как форме в универсуме духовной культуры? И если нет, то каковы аргументы в ее защиту?
В основном претензии к философии сводятся к следующему:
■ философия не имеет собственных реальных проблем;
■ философские выводы бездоказательны.
Очевидно, что первая претензия связана с трудностями окончательного и точного определения предмета философского знания, а вторая порождается тем, что философские утверждения не имеют опытного подтверждения. Тем не менее, каждый человек рано или поздно задается вопросами, которые называют философскими: возможно ли бессмертие? каков смысл человеческой жизни? как возможна свобода? что такое истина, красота? и т.п. Каждый человек,
осуществляя свой жизненный выбор, так или иначе отвечает на эти вопросы. Но всегда ли ответы можно назвать философскими?
Философская деятельность, так же как деятельность экономиста, юриста, математика, инженера и т.д. требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которые актуализируются той или иной эпохой. Однако философия - это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм в духовной культуре.
С точки зрения содержания в структуре мировоззрения в духовной культуре различают следующие компоненты:
Миропонимание, или картина мира, - это интеллектуальная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоззренческих парадигмах, стилях мышления имеют в виду именно данный компонент мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концептуальном, теоретическом или жизненно-практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного сознания или здравого смысла основывается на повседневных эмпирических знаниях и порой оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями в духовной жизни.
Мировосприятие - это эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия определяют эмоциональные предпочтения, верования, психологические представления человека о мире и своем месте в нем.
На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения в духовной культуре - мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, - это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по тем
или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей в своей жизнедеятельности.
Вопросы для закрепления материала
1. Что является предметом философии?
2. Как исторически изменялись представления о предмете философии?
3. Какими вопросами И. Кант очертил круг философских проблем?
4. Как в марксизме понимается основной вопрос философии?
5. Что понимается под философским методом?
6. Назовите и охарактеризуйте основные функции философии.
8. Как соотносятся между собой культура и философия?
9. Какие уровни выделяют в мировоззрении?
11.Охарактеризуйте компоненты, различаемые в структуре мировоззрения. 12.Что является основной проблемой любого мировоззрения?
Рекомендуемая литература
Список основной литературы
1. Философия: Учебное пособие.- М.: Издательство РДЛ, 2002.
2. Философия: Учебное пособие для технических вузов.- Ростов-на-Дону:
Феникс, 2002.
3. Философский энциклопедический словарь.-М.: ИНФРА-М, 2002.
4. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия.- М.: ПБОЮЛ, 2002.
5. Радугин А.А. Философия: курс лекций.- М.: Центр, 2002.
6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник.- М.: Гардарики, 2002.
Список дополнительной литературы.
1. История философии. Учебник для студентов высших учебных заведений.
- М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. История философии. Учебник для высших учебных заведений.- Ростов-на-
Дону: Феникс, 2001.
3. Современная философия: Словарь и хрестоматия.- Ростов-на-Дону:
Феникс, 1995.
4. Хрестоматия по философии: Учебное пособие.- М.: Гардарики, 1997.
5. Гильдебранд Д. Что такое философия?.- СПб., 1997.
6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию.- М., 1990.
7. Тормасов Б.А. Философы и философия.- М.: Остожье, 1998.
8. Хюбшер А. Мыслители нашего времени.- М.: Изд-во ЦТР МГПВОС,
1994.
Читайте также: