Наука и религия шпоры
Определив религию как совокупность символических форм, соотносящих человека с конечными условиями существования, Белла обращает внимание на то, что нет такой "совокупности символических форм", которая выполняла бы функции религии для всех людей. Существует огромное многообразие таких форм, и задача социологии заключается прежде всего в том, чтобы обнаружить и классифицировать эти формы, а затем посмотреть, к каким социальным последствиям приводит приверженность к той или иной форме.
Выделяя пять типов религии, Белла не имел в виду, что каждая религия должна была неизбежно пройти эти пять этапов. Кроме того, допускается, что более ранние этапы могут существовать с более поздними в рамках одного и того же общества. Поскольку развитие заключается в дифференциации системы религиозных символов, Белла рассматривает историю религии как смену и преобразование символических систем, а не как развитие "человека религиозного" и не как эволюцию религиозных институтов в их исторической преемственности. Примитивная религия исчерпывается двумя символическими формами - ритуалом и мифом. На этом этапе еще не существует религиозной организации. Мифы в очень большой степени связаны.
34. Этические религии и мирская жизнь.
Все религии мира делятся на две большие группы: естественные религии и этические религии. Естественные религии в первую очередь направлены на объяснение мира, а значит, жестко противопоставлены науке и натурфилософии. Не требуется даже особых научных высот: уже на уровне натурфилософии рационально обоснованных знаний становится достаточно, чтобы картина мира любой естественной религии рухнула, как колосс на глиняных ногах.
Этические религии устроены иначе. Картина мира в них является второстепенной, а значит, конкуренция с наукой и натурфилософией становится минимальной. Самое главное в этических религиях - это их нормативная часть, т.е. предписания того, как люди должны жить.
прямой конкуренции естественных и этических религий нет. Вытеснение первых вторыми происходит в силу того, что первые гибнут от науки, а вторые способны с ней худо-бедно, но сосуществовать.
Характерные черты этических религий:
Первая из них - акцент на этику. Критерии различения добра и зла, что крайне важно, формулируются в ряде принципов. Практически всегда их можно изложить на одной страничке. Все остальные страницы священных текстов - лишь иллюстрации к ним; примеры того, как данные принципы применялись в различных ситуациях (аналог - законы и судебная практика соответственно).
Вторая характерная черта - стремление к экспансии - напрямую вытекает из первой. В одних этических религиях она выражена сильнее, в других - слабее, но все они поощряют свое распространение. Основа основ любой этической религии - требование выполнять ее предписания. Требование, распространяющееся на ВСЕХ людей. А т.к. иноверцы наверняка не будут выполнять все предписания, надо их обратить в свою веру. Для естественных религий подобное стремление не характерно.
Третья черта - наличие основателей, а следовательно, и наличие канона. В естественных религиях этого нет: в соседних регионах может быть в принципе похожая религия, но с определенными отличиями (как в разных номах в Др. Египте), однако бессмысленно даже ставить вопрос о том, кто из них ошибается. В этических же религиях всегда можно апеллировать к взглядам основоположников: они оцениваются как истина в последней инстанции. Разные конфессии одной и той же религии могут расходиться в толковании основополагающих текстов, но не отрицать их как таковые. В отличие от науки, у которой истина находится в конце процесса познания, в этических религиях она всегда лежит в его начале: предполагается, что тот, кто создал религию, обладал ею во всей полноте.
35. Религия и господство: Р. Дарендорф.
Категории норм и санкций требуют еще одного основного понятия - господство. Это принудительная власть, которая дает возможность наложения санкций и реализации обязательности норм, а тем самым - осуществления социальных порядков и социальных изменений. Если первое место среди этих трех категорий занимает господство, то социологию следует понимать как анализ структур, основанных на господстве. Конфликт в этом контексте - продукт принудительного характера господства.
Р. Дарендорф рассматривает теологию (для средневекового общества), философию (для эпохи перехода к современности) и социологию (для индустриального общества) как инструменты самоинтерпретации исторических эпох. В то же время они выполняют в этих обществах идеологическую функцию и воспроизводят мир политических и социальных фактов таким способом, что реальное всякий раз предстает если не как разумное, то по крайней мере как необходимое.
С этой точки зрения религия удовлетворяет потребность в идеологическом возвышении реального в человеческих обществах. Дарендорф указывает при этом на общность светских и религиозных идеологий в том отношении, что они оправдывают социальное неравенство и рисуют образ гармоничного общества, характеризуя социальные отношения современности, особенно отличающиеся своим неравенством, либо как "естественные", т.е. основанные на способностях и успехах, либо как "Богом созданные".
В то же время Дарендорф указывает и на различие этих типов идеологии, указывая на то, что общества, которые удовлетворяют свою идеологическую потребность посредством обращения к миру потустороннему и воображаемому, основанному на религиозной вере, сегодня отделены заметной исторической дистанцией от тех обществ, которые ориентированы на получение всех ответов с помощью науки. Мифы, будь то продукты социологической или религиозной фантазии, оставляют без ответа все существенные вопросы, адресованные нами к обществам нашего времени . Впрочем, как показывает опыт, злоупотреблять можно как религией , так и наукой.
36. Разрешение социальных конфликтов и религия.
К. Левин, занимаясь изучением групп и исходя из собственного опыта, пришел к важному выводу о том, что общность судьбы становится более важным фактором формирования группы, чем сходство ее членов. Поэтому демократическое устройство мира вовсе не предполагает единообразия культур. Левин считает аналогом демократической свободы личности - на уровне функционирования групп - культурный плюрализм, и следовательно - терпимость к инакомыслию и инаковерию.
Отступление от принципа равенства религиозных групп (на любом уровне) перед законом означает проявление нетерпимости; привилегии одних и дискриминация других религиозных групп неминуемо создают конфликтные ситуации на религиозной почве. Левин настаивает на необходимости "нетерпимости к нетерпимым" для поддержания и особенно - установления демократии как "терпимости к терпимым".
Все социальные системы потенциально конфликтны. Варьируется лишь степень актуализации конфликтного потенциала, которая, в свою очередь, зависит от степени дифференциации систем и общественной эволюции. ' Собственно, общество состоит из коммуникаций - событий, сменяющих друг друга во времени, тогда как структура общества представлена учреждениями, способными связывать эти мимолетные события. Луман исходит из того, что первична не структура, а функция. Поэтому каждая структура может быть заменена иной структурой, эквивалентной относительно данной функции. Общество - это "самовоспроизводящаяся коммуникация".
Социальные роли обозначают не такие виды поведения, относительно желательности которых наличествует более или менее впечатляющий консенсус мнений, - это те виды поведения, которые являются обязательными для индивида, т.е. институциализированы, не зависят от мнения самого индивида. При этом церковная дисциплина, например, распространяется не только на действия, но и на убеждения верующего. Отступление от догматических истин веры может караться одновременно как религиозное и как государственное преступление.
Социально весьма значимым является конфликт между религиозной совестью и гражданским долгом (например, между религиозными убеждениями и службой в армии). Дело в том, что для религиозной группы (также как для профессиональной, родственной и т.д.) заданы определенные нормы и санкции, посредством которых эта группа влияет на поведение собственных членов и тех, с кем группа вступает в контакт. Эти нормы и санкции принципиально отличаются от просто мнений и установок индивидов как в группе, так и за ее пределами. В этих правилах и санкциях располагаются истоки ролевых ожиданий и их обязательности. Но индивид принадлежит, как правило, не к одной, а ко многим группам. Он ориентирует свое поведение на одобрение или неодобрение тех групп, к которым принадлежит, и требования, предъявляемые разными группами, могут быть не только разными, но и противоположными. Индивид ориентирует свое поведение еще и на одобрение тех групп, к которым он сам не принадлежит (референтных групп, по Р. Мертону).
Не только "внутренний" конфликт между благочестием и грехом, между "духом" и искушениями "плоти" неизменно сопутствует в самых разнообразных вариантах религиозной жизни, но и конфликт между религиозной совестью и гражданским долгом, нормами евангельской морали и политически ответственным поведением, между "человеческим законом" (светским правом) и "абсолютной божественной нормой" (предписания библейского Закона или шариата - свода мусульманского права).
Конфликты на религиозной почве.
В этой связи прежде всего необходимо учитывать межрелигиозные конфликты, религиозную рознь и нетерпимость. Боги древних греков постоянно враждовали и воевали между собой. "Борьба богов", как ее трактует Вебер, - метафора "несовместимости ценностей": выбор одной из мировоззренческих позиций является отказом от других; служа одному Богу, вы оскорбляете всех остальных богов. Правда, раз в четыре года, на время праздника в честь “отца богов и людей", олимпийского Зевса устанавливался "священный мир". Проклятие Бога угрожало всякому, кто начнет войну во время праздника.
Наглядный пример такого религиозного конфликта - история многовековой вражды между иудаизмом и христианством или отношения между иудаизмом и исламом, т.е. религиями, тесно связанными между собой родственными узами происхождения. Первым христианским мучеником считается Стефан, проповедовавший в Иерусалиме. По приговору Синедриона он был побит камнями. Только что зародившаяся христианская вера в Иерусалиме стала объектом гонений со стороны иудаизма в то время, когда все ее приверженцы были иудеями и христианство еще не существовало за этими пределами, среди "необрезанных". Но именно потому, что приверженцы ранней христианской церкви были по составу своему целиком иудеями и эта церковь существовала в русле иудаизма, конфликт был неустраним. Он возник на основе комплекса самоидентификации посредством размежевания с "чужим", но близким "чужим": иудеи и христиане жили в одном и том же городе, и жили все же разной жизнью, читали одну и ту же Библию, но читали они ее по-разному, "они" выглядели совсем так же как "мы", и все же были совсем другими.
Каково отношение между религией и наукой? Согласимы ли они между собой? Может ли научно образованный и мыслящий человек иметь религиозную веру?
А теперь обратимся к существу вопроса. Мы утверждаем, в противоположность господствующему мнению, что религия и наука не противоречат и не могут противоречить одна другой по той простой причине, что они говорят о совершенно разных вещах, противоречие же возможно только там, где два противоположных утверждения высказываются об одном и том же предмете.
Выражая эту мысль, сначала, для большей отчетливости, с некоторым сознательным упрощением (которое мы сейчас же далее исправим), мы можем сказать: наука изучает мир, религия познает Бога. Поэтому истины одной так же мало могут противоречить истинам другой, как мало, например, астрономические истины о строении солнечной системы могут противоречить, скажем, экономическому учению о законах денежного обращения.
Но позвольте – возразят нам – ведь религия своим учением о Боге вместе с тем меняет представления верующего о мире, жизни, человеке, т. е. о вещах, которые изучает наука, поэтому предложенное объяснение искусственно и совсем не устраняет трудности.
Возражение это имеет смысл, но оно не опровергает выставленного нами утверждения, а только заставляет нас несколько усложнить его. Точнее надо сказать так: наука изучает мир и явления, в нем происходящие, без отношения их к чему-либо иному; религия же, познавая Бога, познает вместе с тем мир и жизнь в их отношении к Богу. Поэтому, хотя и религия и наука затрагивают отчасти одно и то же – мир и жизнь, но они берут эту реальность в двух разных отношениях и потому говорят все-таки не об одном и том же, а о совершенно разных вещах. Чтобы уяснить это, приведем пример соотношения некоторых наук. Может ли геометрия противоречить физике? Казалось бы, странный вопрос, на который можно ответить только отрицательно. Однако же геометрия говорит о точках, линиях, плоскостях и развивает о них целый ряд сложных учений, между тем как физик не может даже допустить существования чего-либо подобного. В самом деле, возможно ли существование точек, как чего-то, не имеющего никакого измерения, – линий, имеющих только длину, но не имеющих ширины и толщины; плоскостей, не имеющих никакой толщины (или глубины)? Реально для физика существуют только тела, имеющие сразу все три пространственных измерения. Самое простое наблюдение и размышление показывает, что ни одна вообще геометрическая фигура в том смысле, в каком ее берет геометрия, в физическом мире не существует и существовать не может, а существуют реальности гораздо более сложные и несовершенные, чем те идеальные формы, о которых говорит геометрия. Не есть ли геометрия наука о фикциях, т. е., просто говоря, ложное знание? Бывали мыслители, которые серьезно так и думали (например, английский философ Юм). Но, конечно, это неверно. Дело объясняется просто: геометрия есть учение о пространственных формах как таковых в их отвлечении от физических предметов, которым они присущи, и в их практически недостижимой чистоте; физика же изучает тела и их конкретные формы, как они возможны и встречаются в материальных вещах. Обе науки изучают (отчасти) одно и то же – формы тел, но берут их в двух разных отношениях; поэтому их выводы не совпадают, но и нисколько не противоречат друг другу. Что верно в отношении идеальных, образцовых форм, взятых независимо от конкретных тел, то неверно в отношении тех же форм, как они опытно даны в физических телах, И это совсем не делает геометрию фикцией, реально ненужной наукой, ибо в физических телах, хотя лишь в приблизительном и искаженном виде, реально присутствуют идеальные формы, о которых говорит геометрия; и всякий инженер знает, как реально важны и нужны геометрические чертежи и относящиеся к ним истины.
Раскрывая аналогию с вагоном, мы прежде всего утверждаем, следовательно, в общей форме следующее: наука берет мир как замкнутую в себе систему явлений и изучает соотношения между этими явлениями вне отношения мира как целого (а следовательно, и каждой, даже малейшей его части) к его высшему основанию, к его первопричине, к абсолютному началу, из которого он произошел и на котором он покоится. Религия же познает именно отношение мира, а следовательно, и человека, к этой абсолютной первооснове бытия – к Богу, и из этого познания черпает уяснение общего смысла бытия, который остается вне поля зрения науки.
Наука как бы изучает середину, промежуточный слой или отрезок бытия в его внутренней структуре; религия познает эту же середину в ее отношении к началу и концу, к целому бытия или к его целостной первооснове.
Таким образом, вопреки распространенным представлениям, не только наука не противоречит религии, и вера в науку – вере в религию, но дело обстоит как раз наоборот: кто отрицает религию, по крайней мере основную мысль всякой религии-зависимость эмпирического мира от некоего высшего, разумного и духовною начала-тот, оставаясь последовательным, должен отрицать и науку, и возможность рационального мирообъяснения и совершенствования. И обратно: кто признает науку и вдумывается в условия, при которых она возможна, тот логически вынужден прийти к признанию основного убеждения религиозного сознания о наличии высших духовных и разумных корней бытия.
В основе как религиозного чувства, так и научного сознания – в основе искания и творчества и в науке, и в религии – лежит одно и то же первичное отношение к бытию, отличающее творцов научной мысли и религиозного сознания от обывателя, от настроения косности и обыденщины,-словом, от умственной ограниченности; это отношение может быть названо метафизическим сознанием – сознанием значительности, полновесности, глубинности и безмерности бытия; и это сознание сопровождается необходимо определенным настроением изумления и благоговения. Когда мы из тесных комнат дома, из узких улиц города, загораживающих горизонт высокими строениями, вырываемся на простор поля или степи или когда мы, поднявшись на высокую гору, вдруг видим широкий, необъятный горизонт и имеем непосредственное сознание, что за всей этой видимой нам ширью еще лежит бесконечный мир,- тогда мы вдруг остро ощущаем, в какой тесноте и потому слепоте мы обычно живем, как ограничен наш обывательский горизонт, и нас охватывает, вместе с ярким сознанием нашего собственного ничтожества, радостное чувство жизни, мощи и воли. Таково именно постоянное сознание как творцов научной мысли, так и религиозных людей. Это пребывание в атмосфере бесконечности, это дыхание свежим воздухом простора и черпание через него новых живительных сил отличает их обоих от обывателя, изнывающего и тупеющего в своей духоте и тесноте. И потому эпохи веры суть всегда эпохи творчества, прилива новых сил, а эпохи неверия суть эпохи упадка, оскудения и застоя.
Шпаргалка Шпаргалка по "Религиоведение"
1. Предмет религиоведения.
Наука о сущности религии, её возникновении и эволюции, её значении в развитии общества и соотношении с другими сферами культуры.
Философская дисциплина, возникла на основе философии и изучения мифологии. На стыке философии, этики, эстетики, гносеологии, психологии, социологии, археологии, истории, мифологии, богословия, мифологии, фольклористики, лингвистики и пр.
Основоположники – Мюллер, Тайлор, Фрейзер, Тиле, де ла Соссе.
Изучает религию с философской, исторической, психологической, социальной, культурной, этнической и др. сторон. Помогает сделать мировоззренческий выбор + освещает религиозный феномен – сторону действительности, которую глубоко не рассматривает ни одна из наук.
Разделы: 1. Философия религии. 2. История религии. 3. Учение о свободомыслии и секуляризации (отрицание и восполнение религиозного миропонимания).
2. Религия как социокультурный феномен. Структура и социальные функции религии.
Религия – вера в сверхъестественные силы и существа и поклонение им. Комплекс верований и действий, через которые люди пытаются общаться с реальностью, лежащей за пределами обыденного опыта. Часть культуры. Возникла из мифологии. Включает знания, умения, нормы, образцы, верования, ритуалы, песню, пляску, скульптуру, зодчество, живопись, философию и пр. Формы религии меняются с течением времени, соответствуют общему развитию человеческого общества и конкретному социуму.
Структура:
- Религиозное сознание – доктрина (система догматов, поучений, представлений) + обыденное религиозное сознание (вера, взгляды, чувства).
- Религиозный культ – выражение поклонения объектам и силам, чтимым в качестве священных (богослужения, таинства, обряды, жертвоприношения, молитвы, посты, заклинания, праздники, ритуалы).
- Религиозные отношения – отношения в духовной сфере, формируемые духовным сознанием и выражающиеся в религиозной деятельности.
- Верующие – субъекты - носители религиозности.
- Религиозные организации – церковь (учреждения и объединения), секта (автономная оппозиция церкви).
Социальные функции религии: определяет мировоззрение, регулирует отношения между людьми, связывает и объединяет их.
5. Буддизм, основные направления и этапы развития.
Древнейшая из мировых религий. Япония, Таиланд, Китай, Монголия, Калмыкия, Бурятия, Тува. Всего около 500 млн человек.
Этапы развития: Основатель – Будда Гаутама, VI в до н.э., в Индии. В III в.до н.э. буддизм стал государственной религией Индии. В 1-м веке раздробился на течения (Хинаяну и Махаяну). Потом распространился по Цейлону, Индонезии, Тибете, Средней Азии; в VI в.н.э. – в Китае и Японии, а в Индии сменился индуизмом. 20-й век – на Западе.
Основные направления:
- Хинаяна (Малая колесница = узкий путь спасения) – монашеский образ жизни, отказ от всего мирского. Будда – человек исключительной чистоты, великий учитель.
- Махаяна (Великая колесница = широкий путь спасения) – для мирян, следующих заповедям Будды. Будда – бог.
- Вараджаяна (алмазная колесница) – тантрические обряды, мантры, ритуальный секс.
- Ламаизм (синтез махаяны, вараджаяны и тибетской религии) – монастыри Тибета;
- Дзен-буддизм (китайское и японское течение махаяны) – медитация для просветления.
8. Новый Завет. Происхождение и структура.
Новое соглашение Бога с людьми. Если Ветхий Завет требовал соблюдения многих законов, то Новый завет упразднил эти законы жертвой Иисуса.
Написан в 1-2 вв н.э. на древнегреческом. Содержит учение Иисуса (его проповеди, притчи, деяния его и учеников), записанное апостолами при его жизни и после смерти.
Состоит из 27 книг:
- 4 Евангелия (Благовестия), рассказывающие о жизни и учении Христа из уст 4 его апостолов (учеников): Матфея, Марка, Луки и Иоанна;
- Деяния апостолов, описывающие их жизнь и служение после вознесения Христа;
- Послания апостолов различным народам и христианским общинам (21 послание);
- Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), рисующее картины последних дней человечества, страшного суда и сотворения нового мира.
9. Возникновение христианства (причины, источники).
Римские и греческие боги изжили себя. В Римской империи – кризис. Иудаизм признавал только евреев избранными. Язычество попиралось Римом. Нужна была новая, единая вера для всех покорённых Римом народов и территорий.
Христианство – вера в Иисуса Христа как Сына Божьего и Мессию – возникло в I в.н.э. из иудаизма на востоке Римской империи как выражение бессильного протеста рабов и бедных против социального гнёта. Не видя выхода на земле, беднота обращала взоры к небу в надежде на лучший мир.
Источники христианского вероучения:
1) Священное писание (Библия) – Ветхий и Новый Заветы между Богом и людьми – собрание идеологических, исторических и культурных книг, писавшихся в 13 в до н.э. - 2 в н.э.
2) Священное Предание (постановления церковных соборов, традиции богослужения, творения отцов церкви).
3) Символ веры (краткое изложение главных догматов религии – 12 пунктов.
10. Формирование христианской догматики и культа.
Формирование догматики и культа шло в 4-8 вв н.э. на церковных соборах.
Утверждались основные догматы христианства:
1) о триединой сущности Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух);
2) о боговоплощении (Иисус Христос – одновременно и человек, и Бог);
3) об искуплении (своей жертвой Иисус искупил грехи человечества).
Догмы:
- вера во второе пришествие Христа (в будущем);
- вера в страшный суд и небесное воздаяние (по заслугам за земную жизнь);
- вера в установление царства Божия (на земле и на небесах);
- вечная жизнь после смерти (грешникам – муки ада, праведникам – блаженство рая).
Культ возник в 4-8 вв на церковных соборах: поклонение иконам, кресту, святым и их мощам, святой воде + молитвы и таинства (пережитки магии). 7 главных таинств - крещение, причащение, покаяние, миропомазание, соборование, священство, брак. Праздники (Пасха и пр.)
Особенности:
- Учение о соборности (единстве) Церкви, при котором любое внесение чего-то нового предполагает исключение из церковного единства и становление на путь раскола.
- Католические догматы о непогрешимости Папы, о чистилище, о непорочном зачатии девы Марии и её телесном вознесении на небо считает ошибочными.
- Живёт по Юлианскому календарю (на 2 недели отстающему от Григорианского). Новый год – с сентября, а не с января.
- Царство Божие (спасение) = состояние души, очищенной от всякого зла и приобретшей указанные в Евангелии свойства, особенно – смирение.
- Крестятся справа налево 3 пальцами.
13. Основные этапы исторического бытия Русской православной церкви.
1. Апостол Андрей Первозванный считается первым проповедником на Руси. Византийцы Кирилл и Мефодий проповедовали на славянском языке, унифицировав славянскую азбуку.
2. В 988 г. православие стало государственной религией Киевской Руси (князь Владимир Красно Солнышко (богатырь Добрыня Никитич – его родной дядя)). Не было монастырей. Милостыня бедным + общие пиры. Процесс христианизации длился 100-150 лет.
3. Сын Владимира, Ярослав Мудрый – строительство монастырей с библиотеками, летописями, иконописью, мед. помощью. Независимость русской церкви от Византии – 1051 г.
Православие принесло на Русь государственность, письменность (кириллицу), моногамную семью, архитектуру, иконопись и т.д. Периодически церковь пыталась спорить с государством за власть (в смутные времена и при Алексее Михайловиче).
4. Пётр I упразднил патриаршество, создал Святейший Синод во главе со светским чиновником, чтобы лишить церковь возможности излишне влиять на светскую власть.
5. 1917 – церковь отделена от государства при сохранении права на свободу совести (вероисповедания). При совке – гонения.
6. После разгона ком. партии и ликвидации совка – возрождение православия.
14. Структура Православной церкви.
Не имеет единого центра управления, типа Ватикана.
Автокефальные (независимые) церкви управляются патриархами (архиепископами, митрополитами), избираемыми пожизненно. При патриархах имеются синоды (высшие церковные советы).
Административно церковь делится на патриархаты, епархии, округа, приходы.
Духовенство делится на высшее (архиреи), среднее (священники) и низшее (диаконы), а также на чёрное (монашествующее) и белое (женатое).
В разных церквях названия духовенства и административные единицы могут отличаться по названиям (викариат, епископ и пр.)
Московский патриархат:
Управляют Патриарх (глава церкви) + Священный Синод (его советники – 13 членов).
Включает 128 епархий (управляют архиреи). Епархии состоят из округов и приходов.
Приход управляется церковным советом – духовенством и представителями из мирян.
15. Католицизм, типологические черты. Вероучение и культ.
Самая распространенная разновидность христианства, около 1,5 миллиарда человек.
Римско-католическая церковь отдает приоритет Преданию (послехристовым заветам).
Различия между православием и католицизмом:
1. Католики постоянно вносят новые догмы; православные придерживаются догматики первых 7 вселенских соборов.
2. Католицизм считает папу римского заместителем Христа и преемником апостола Петра, Догмат о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности.
3. Считают, что святой дух исходит и от Отца, и от Сына; православие - только от Отца.
4. Католицизм, в отличие от православия, кроме рая и ада признает существование чистилища, куда попадает после смерти верующего его душа.
5. Культ Богоматери, которая у католиков мало чем отличается от Бога. Догмат о непорочном зачатии Марии её матерью, догмат о телесном вознесении Богоматери на небо после ее смерти.
6. Католическое духовенство даёт обет безбрачия; в православии этот обет принимают только монахи и высшее духовенство.
7. Есть различия в совершении таинств (у католиков миряне причащаются только хлебом, а священники – хлебом и вином; у православных все причащаются и вином, и хлебом). Крестное знамение у католиков – всей ладонью слева направо; у православных ? трехперстное и совершается справа налево. Католики молятся сидя, православные - стоя.
8. Культ театрализованный, почитание реликвий, мучеников, святых.
16. Структура католической церкви.
Папа римский через римскую курию (центральный аппарат) руководит церковью, назначает кардиналов и епископов. Коллегия кардиналов (конклав) пожизненно избирает из своей среды папу. В настоящее время папа – Бенедикт 16-й.
Канонические территории – диоцезы (=епархии). Управляют ими архиепископы (как патриархи) или епископы (как митрополиты). В РБ – архидиоцезы (Минск, Могилёв) и диоцезы (Витебск, Гродно, Пинск). Митропо?лия (провинция) — объединение нескольких диоцезов и архидиоцезов, возглавляемое архиепископом — митрополитом.
Аббаты, прелаты, священники + викарии (наместники) священнослужителей всех рангов.
У католицизма много монашеских орденов (иезуиты, францисканцы, капуцины, бенедиктинцы, доминиканцы и пр.), политических партий, общественных организаций и церковных учебных заведений.
17. Протестантизм. Становление идеологии и основных направлений в ходе Реформации.
400 млн. приверженцев. Возник в 16 в. в эпоху Реформации в Германии. Мартин Лютер. Оппозиция католической церкви. Отвергли деление общества на духовенство и мирян.
1) Бюргерски-умеренный (Мартин Лютер). Против посредничества духовенства в вопросах веры. Мирская деятельность человека и должна быть служением Богу. Против монашества и ухода от мира. Вера и праведная жизнь приведут к спасению. – Германия.
2) Плебейско-революционный (Томас Мюнцер). Близок к атеизму. Отождествлял Бога с миром. Учение направлено против основных догматов христианства вообще. Требовал социального и имущественного равенства всех членов общества. – Германия.
В Швейцарии возникли кальвинизм (Кальвин) и цвинглианство (Цвингли).
3) Кальвинизм: Бог изначально предопределил судьбу каждого, в рай ему или в ад. Ни усилия, ни добрые дела этого не изменят. Отверг все атрибуты католицизма (свечи, иконы, одеяния и пр.). Вместо церковной иерархии – старшины (пресвитеры) и проповедники. Чтение и комментирование Библии, пение псалмов. Надежда на милость Божию. – Швейцария.
4) Цвинглианство: против обрядов. Отвергли таинства. Самостоятельность общин, выборность священников. – Швейцария.
4) Англиканская церковь: оправдание верой; Библия – единственный источник веры; отвергли индульгенции; сохранили католические обряды, оставили епископаты. глава церкви - король (хотя он не имеет права проводить обряды), закрыты монастыри. – Англия.
5) Пресвитерианство (из кальвинизма): единолвастие Христа, равенство верующих, ликвидация епископства, сохранено пресвитерство (священники). – Шотландия.
18. Протестантская догматика и культ.
Восстановление традиций раннехристианской церкви. Отвергают священное предание, постановления церковных соборов, папских декретов, за упразднение дорогостоящей церковной иерархии и пышного культа, поклонения иконам и святым. Простота культа и быта.
Единственный авторитет – священное писание (Библия). Оправдание верой и делами.
За Библии и богослужение на национальных языках, а не на латыни (как у католиков).
Протестанты поклоняются только триединому богу (у них нет культа святых, реликвий, икон и богоматери). Считают истинной главой своих церквей только Христа.
Провозгласили право каждого верующего самостоятель но читать и толковать Библию.
Против претензий католической церкви и духовенства на роль посредника между Богом и людьми. Равенство всех верующих. Отвергли деление общества на духовенство и мирян.
За упрощение культа и иерархической структуры церкви. Спасения можно достичь только глубокой личной верой и праведной жизнью. Сама жизнь должна быть служением Богу в соответствии с Его законами.
20. Течения на почве протестантизма.
Старокатолики: Германия, Австрия, Швейцария, Нидерланды. Отвергают догмат о непогрешимости папы, почитание икон, реликвий и целибат (целомудрие) для духовенства.
Меннониты – непротивление всему, не бороться даже со злом. Личная вера выше Библии.
Квакеры – Бог в сердце человека; молятся молча, отсутствует культ и священники, пацифизм, простота быта, отказ от развлечений, правдивость, равенство всех людей.
Баптисты – культ простой, без икон, креста, священников, веры в святых. Вместо богослужений – молитвенные собрания. Крещение единственный обряд, только над взрослыми, символ посвящения в члены общины.
Методисты – типа англиканцев. Обряды – только крещение и причастие, отвергли учение о чистилище и исповеди. Строго централизованные общины.
Мормоны – многожёнство, труд, ожидание наступления царства Божьего, вера в низших богов и духов.
Свидетели Иеговы – близость 2-го пришествия и конца света, отрицание бессмертия души до Судного дня; поклонение только Богу-Отцу (Яхве-Иегове). Иисус – не ипостась Бога, а его Сын, которому Отец завещал править миром.
Армия спасения – надо спасать не только душу, но и в этом мире помогать обездоленным. Бесплатные столовки, помощь алкоголикам, зекам. Филантропия.
Церковь христианской науки (сциентисты) – в мире нет ничего, кроме Духа, остальное – видимость. Исцелиться от болезни = забыть о недугах, грехах, смерти.
Пятидесятники – вера в воплощение святого духа в любом верующем (на 50-й день после смерти Христа Святой Дух сошёл на апостолов). Признак этого – дары проповедования, исцеления, говорения на разных языках и пр. На собраниях доводят себя до исступления.
Экуменическое движение – за объединение всех христианских церквей, создание единых обрядов, борьба за мир, экологию.
21. Протестантизм в России.
Протестантизм в России – одно из трех главных направлений христианства. С 16 века.
В Россию пришёл из Германии, Швеции, Дании, Англии, Голландии, Балтики:
1) Купцы, осевшие в поволжских городах: Нижнем Новгороде, Казани и др.;
2) Специалисты, приглашённые на службу Иванами III и IV (медики, мастера-ремесленники, художники, ювелиры) – Москва;
3) Учёные, приглашённые Петром I (Физики, химики, математики, корабелы, разведчики руд, горнозаводчики, мореходы, военачальники) – Петербург.
4) Немецкие крестьяне и ремесленники, приглашённые на ПМЖ Екатериной II для освоения южных и поволжских земель – Самарская и Таврическая губернии;
5) Военнопленные после войн с Ливонией и Швецией – Москва, Владимир, Нижний Новгород, Псков, Новгород Великий, Тверь, Кострома, Углич, Казань, Астрахань, Архангельск, Воронеж, Углич, Кострома и пр..
6) Присоединение Финляндии, Прибалтики и Польши.
К середине 17 века в России было около 18 000 протестантов (лютеран и реформатов (кальвинистов). В 18 в. – менониты. Лютеране, реформаты (кальвинисты) и менонниты – потомки немцев, прибалтов и скандинавов.
В 19 в. – баптисты, евангельские христиане (в основном аристократы), адвентисты. В 20-х гг 20 в. – пятидесятники (воронаевцы, смородинцы (отрицают Троицу), сионисты (мечтают переселиться на гору Сион), мурашковцы (изуверские обряды, жертвоприношения Христу). У всех этих течений – подчеркнуто наднациональный характер. Большинство последователей протестантизма среди населения России.
В последнее время миссионеры (в основном из США) открыли общины Свидетелей Иеговы, новоапостольской церкви, пресвитериан, методистов, квакеров, Армии спасения.
Основные протестантские организации сегодня (1-2 млн. человек):
1. Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) – от слияния баптистов, евангельских христиан и пятидесятников.
2. Пятидесятники
3. Свидетели Иеговы.
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Читайте также:
- Медный диск от грыжи
- Разрыв связок у кошки нужна ли операция
- Можно ли при бурсите озокерит
- Ультрамед узи мягких тканей
- Упражнения для затылочной мышцы