Неоплатонизм в философии шпоры
Философия породила пытливость ума, который уже овладел тайнами природы. Благодаря ей мы сейчас живем в цивилизованном мире (в отличие от некоторых до сих пор первобытных племен), пользуемся плодами научного прогресса. Она и есть первая наука.
Взаимодействие философской мысли с религией, естествознанием позволило нам найти решения загадок бытия. Многое еще предстоит освоить, но полученный опыт неоценим.
Неоплатонизм в философии позволил человеку осознать возвышение души над телом, ее божественную принадлежность. Он соединил в единые идеалистические настроения разные культуры, что оказало людям неоценимую помощь в постановке жизненных принципов (идеалов), которые необходимы каждому.
Неоплатонизм, как направление и его основные идеи
Конец античной эпохи характеризуется скептической настроенностью общества. Словно для нормализации баланса, появляется философское течение — неоплатонизм, упорно изучающее сверхчувствительную сферу жизни, взаимосвязь между миром, Богом, человеком.
Представители учения основываются на идеях Платона, но восточные мотивы также отразились на основных идеях. Неоплатоническая система мистических предположений и символов стала духовной атмосферой того времени. Мифические герои олицетворяли возможность получения божественности человеческим духом, а символика Востока убеждала, что душа способна к реинкарнации. Александрийские талмуды, на которые часто ссылались неоплатоники, излагали магические, мистико-астрологические фантазии.
Учитывая это можно классифицировать несколько основных идей неоплатонизма:
Плотин — основоположник неоплатонизма
Плотин (203 — 270 года) был ярым приверженцем учения. Когда он переехал в Рим и стал лектором, его платонические рассуждения о морали привлекли большое количество восхищенных поклонников. Плотин пропагандировал аскетизм, как воздержание от чувственных утех, мяса. Аристократы, знатные вельможи последовали за его принципами (даже император, его супруга).
Мыслителя считают основателем неоплатонизма, потому что он систематизировал платоновский идеализм.
Источником бытия мыслитель считал сверх природной сущности – Единое (Абсолют), которое самостоятельно, все остальное в его зависимости. Абсолют возвышается над небесным и земным пространством. Он радикально отличается от христианского божества, своим внутренним свойством: если Бог создает все мирское, то Абсолют в ходе естественного процесса (эманации) излучает из себя прочие сущности. Эманация представляет собой процесс развития от максимально идеального к менее идеальному. Одновременно осуществляется постоянная геометрическая прогрессия бытия, но и деградация.
Антропологическая концепция Плотина пересекается с теорией о Едином. Мудрец так же как Пифагор считал душу бессмертной, но с той разницей, что отрицал беспрерывное ее скитание из одного тела в другое. Философ полагал –по истечению своего земного предназначения душа должна вернуться к первоначалу (Мировой Душе), а через него обратно к Абсолюту. Из этого следует, что деградирующий процесс эманации сменяется обратным процессом возвращения, менее совершенного к абсолютно совершенному, что завершает цикл.
Неоплатонизм из уст Плотина выступает крайне влиятельным учением позднего периода античности. Интеллектуальная элита общества была пронизана его идеями. Направление послужило основой для осмысления религиозно-мифологических суждений греко-римской эпохи.
Модель неоплатонизма по Плотину
Философ создал идеалистическую систему мира, ограненную объективизмом, которая повлияет на будущую динамику философской мысли. Она имеет строгую иерархию, согласно которой существует первостепенная над всеми остальными сущность:
- Стремление к Единому (благу);
- Творение Единого – Мировой Разум;
- Творение Единого – Мировая Душа;
- Последнее творение Единого – Материя.
Несмотря на то, что вселенная едина, Плотин считал мир в разных его областях неодинаковым. Чудесная Душа мира преобладает над топорной Материей, благородный мировой Разум возвышается над Душей, но самое первое место принадлежит Единому – оно проявляется во всех предыдущих субстанциях, с него все началось.
Единое является неопровержимым Благом, поэтому облагораживает перечисленные сущности. Если исчезнет Единое, то исчезнет и добродетель.
Способность личности постигнуть Благо зависит от приверженности к его антиподу – злу. Познать Единое человек может только посредством фантастического с ним слияния.
Двойственность, множественность Мирового Разума
Первой субстанцией порожденной Единым является Мировой Разум. Он отличается от Творца наличием бытия. Платонизм видит подобный образ в лице демиурга, который не содержит основного заданного замысла. Бог по Аристотелю представляет собой осмысляющее мышление. Мировой Ум Плотина подразумевает под собой наличие идеи, как своего внутреннего естества.
Разум бытием, многократен, так как содержит множество замыслов. У него есть две стороны: обращенная к Абсолюту и отвернутая от него, что характеризует двойственность Ума. Первая сторона отражает его единство, вторая множественность. Глобально, Ум является само рефлексией упорядоченного множества замыслов.
Разум способен к познаваемости, способен также быть познаваемым (отличие от Единого). Он сам себя постигает, что свидетельствует о единстве. Неоплатонический Ум Плотина существует независимо от времени, из этого делают вывод, что процесс самопознания тоже вневременной. Разум одновременно осмысляет идеи и тут же их осуществляет. Процесс осмысления задумок распространяется от общих идей к периферийным, что подчеркивает парадоксальность Ума.
Мировая Душа – творение Мирового Разума
У Плотина Душа в какой-то степени является копией, но творением Ума. Свет, который излучает Единое, настолько огромен, что Разум не способен полностью его поглотить, и он направляется дальше. Благодаря этому появляется Мировая Душа, которая в отличие от Ума имеет связь со временем, она порождает время. Душа рождается напрямую из Разума, но отдаленно из Абсолюта.
Она, как родитель (Ум), отличается двойственностью. Первой стороной Душа ему открывается, второй прячется от него. Такое ее состояние порождает понятие о верхней, нижней Душах. Она олицетворяет связь между сверхчувственным, материальным мирами: когда верхняя Душа обращена к Разуму на сверхчувственный мир, а нижняя устремлена на материальный.
Философствование автора подразумевает, что Душа не имеет тела. Она наблюдает за идеями Разума отстраненно. Но они отражаются в Душе логосом (неким универсальным законом подчиненности), который также не имеет телесного проявления.
Душа породила не только время, но и движение. Ее временное существование переводит Душу из стадии движения на стадию самодвижения.
Сущность материи
Плотин воспринимал материю как не существование или абсолютное небытие отличное от действительного бытия.
Материя вечна, как вечен Абсолют. Она зависима от Единого, противоречива, поскольку противодействует ему, но и происходит из него.
Материя дитя тьмы, так как появляется тогда, когда угасает свечение Абсолюта. Мыслитель дает определение субстанции в качестве погасшего света, отсутствия необходимого свечения. Она не ничто, а нечто. Хотя материя похожа на ничто, которое содержит нечто. Поскольку Единое вездесуще, то оно должно быть также в материи.
Являясь антиподом света, материя противодействует Благу (Единому), олицетворяет зло. Так как она несамостоятельная сущность, то зло тоже по силе своей уступает добру, то есть является нехваткой добра или Света Единого. Негатив характеризуется недостатком позитива.
Материя меняется, но трансформируясь, всегда остается неизменной. Ее можно познать с помощью искусственного силлогизма.
Воссоединение с Единым
Философия позднего античного неоплатонизма концентрируется на главной идее Плотина, которая заключается в том, что нисхождение Абсолюта (Единого) сопровождается обратным процессом. Кратко говоря, порожденные им сущности стремятся вернуться обратно к идеальному единству. Все мировые субстанции (даже отрицательная Материя) нуждаются в Великом Благе (добре). Ради возможности соприкоснуться с ним, они преодолевают существующие разлады.
Ни для кого не секрет, что человек тоже осознанно стремится к Благу. Даже статическая, не жаждущая восхождения, Душа человека является частичкой Мировой Души, которая возвышенной стороной повернута к Мировому Разуму. Когда низменная сторона личности преобладает над возвышенной, человеческий разум способен пробудить жажду последней к совершенству, чтобы личность смогла приподняться.
Истинным восхождением к Благу Плотин считал экстаз, в состоянии которого Душа как-будто отрывается от бренного тела, поднимается над ним, воссоединяется с Единым. Только этим единственным, неосмысленным, фантастическим путем человек способен постигнуть Абсолют.
Сторонники учения Плотина
Плотин плохо знал эллинский язык, поэтому его ученик Порфирий (233-304 года) упорядочил сочинения. Философ анализировал научные труды учителя, Аристотеля. Его отличительной чертой была большая заинтересованность практической стороной направления. Первоначально мыслитель понимал догматы, как учение о добродетели, где разум служит примером духовного совершенствования.
Позже принципы Порфирия, основателя направления унаследовал Прокл (410-485 годы). Он полагал, что совершенство познания достигается озарением, любовь едина с красотой Бога, истина постигается мудростью Бога, вера дарит божью милость. Философский взгляд Прокла значим не мифологической интерпретацией, а тонким анализом, дающим пищу для исследования исторического развития диалектики. Средневековая философия не достигла бы своих высот без космической диалектики Прокла.
Еще одним последователем Порфирия стал Ямвлих (280-330 года). Его труды заключались в систематизировании мифологической диалектики древности. Мыслитель обладал практическим подходом: изучал культовую философию, объяснял принципы пророчеств, чудес, мистики, внутреннего познания сверхъестественных явлений.
Неоплатонизм как философия зародился в поздней античности, вошел в средневековую философию, философию Возрождения и оказал влияние на философские умы всех последующих веков.
Античная философия неоплатонизма
Если характеризовать неоплатонизм кратко, то это возрождение идей Платона в период Римского упадка (3 – 6 вв.). В неоплатонизме идеи Платона были преобразованы в учение об эманации (излучении, истечении) мира материального из Умного Духа, полагающего начало всему.
Если дать более полное толкование, то античный неоплатонизм – это одно из направлений эллинской философии, возникшей как эклектика учений Плотина и Аристотеля, а также учений стоиков, Пифагора, восточной мистики и раннего христианства.
Если говорить об основных идеях данного учения, то неоплатонизм – это мистическое познание высшей сущности, это последовательный переход от высшей сущности к низшей материи. Наконец, неоплатонизм – это освобождение человека посредством экстаза от тягот материального мира для истинно духовной жизни.
Виднейшими адептами неоплатонизма история философии отмечает Плотина, Порфирия, Прокла и Ямвлиха.
Плотин как основатель неоплатонизма
Родина Плотина – римская провинция в Египте. Он прошел обучение у нескольких философов, большую роль в его образовании сыграл Аммоний Саккас, у которого он учился одиннадцать лет.
В Риме Плотин сам стал основателем школы, которой он руководил двадцать пять лет. Плотин – автор 54 сочинений. Большое влияние на его мировоззрение оказал Платон, однако он был подвержен влияниям и других философов, греческих и римских, среди которых были Сенека и Аристотель.
Система мира Плотина
По учению Плотина, мир выстроен в строгой иерархии:
- Единое (Благо).
- Мировой Разум.
- Мировая Душа.
- Материя.
Полагая мир единым, он не считал, что вселенная во всех ее областях представляет собой одно и то же в одинаковой мере. Прекрасная Мировая Душа превосходит грубую материю, Мировой Разум превосходит Мировую Душу, а на высшей ступени превосходства стоит Единое (Благо), которое и является первопричиной прекрасного. Само же Благо, как считал Плотин, выше всего прекрасного, изливаемого им, выше всех высот, и заключает в себе весь мир, принадлежащий умному Духу.
Единое (Благо) – сущность, которая присутствует везде, она проявляется в Разуме, Душе и Материи. Единое, будучи безусловным Благом, облагораживает эти субстанции. Отсутствие Единого подразумевает отсутствие добра.
Приверженность человека злу обусловлена тем, как высоко он может взойти по ступеням лестницы, которая ведет к Единому (Благу). Путь к данной сущности лежит только через мистическое слияние с ней.
Единое как абсолютное Благо
В воззрениях Плотина на мироустройство доминирует идея единства. Единое возвышено над многим, первично в отношении многого и недостижимо для многого. Можно провести параллель между представлением Плотина о мироустройстве и социальным устройством Римской империи.
Абсолют единства заключается в отсутствии в нем противоречий, противоположностей, необходимых для движения и развития. Единство исключает субъектно-объектные отношения, самопознание, стремления, время. Единое знает себя без познания, Единое пребывает в состоянии абсолютного счастья и покоя, и ему не надо ни к чему стремиться. Единое не связано с категорией времени, поскольку оно вечно.
Плотин трактует Единое как Благо и Свет. Само творение мира Единым Плотин обозначил эманацией (в переводе с латинского – течь, литься). В этом процессе творения-излияния оно не теряет целостности, не становится меньше.
Мировой разум
Разум – это первое, что сотворено Единым. Для Разума характерна множественность, то есть содержание множества идей. Разум двойствен: он одновременно и стремится к Единому, и отдаляется от него. При стремлении к Единому он находится в состоянии единства, при отдалении – в состоянии множественности. Познание свойственно Разуму, оно может быть как объектным (направленным на какой-то объект) так и субъектным (направленным на себя). В этом Разум тоже отличается от Единого. Однако пребывает он в вечности и там же познает самого себя. В этом сходство Разума с Единым.
Разум осмысливает свои идеи и синхронно творит их. От самых абстрактных идей (бытие, покой, движение) он переходит ко всем прочим идеям. Парадоксальность Разума у Плотина заключается в том, что он вмещает в себя идеи как абстрактного, так и конкретного. К примеру, идея человека как понятие и идея какого-то отдельного человека.
Мировая душа
Единое изливает свой Свет на Разум, при этом Свет не полностью поглощается Разумом. Проходя через Разум, он изливается далее и творит Душу. Своим непосредственным происхождением Душа обязана Разуму. Единое принимает в ее сотворении опосредованное участие.
Находясь на более низкой ступени, Душа существует вне вечности, она – причина возникновения времени. Как и Разум, она двойственна: в ней есть приверженность к Разуму и отвращение от него. Это существенное противоречие в Душе условно разделяет ее на две Души – высокую и низкую. Высокая Душа приближена к Разуму и с миром грубой материи не соприкасается, в отличие от Низкой Души. Находясь между двумя мирами (сверхчувственным и материальным), Душа таким образом связывает их.
Свойства Души – бесплотность и неделимость. Мировая Душа вмещает в себя все индивидуальные души, ни одна из которых не может существовать отдельно от других. Плотин утверждал, что любая душа существует еще до соединения с телом.
Материя
Замыкает мировую иерархию Материя. Изливающийся Свет Единого последовательно переходит от одной субстанции к другой.
По учению Плотина, Материя пребывает вечно, как вечно и Единое. Однако Материя является субстанцией сотворенной, лишенной самостоятельного начала. Противоречивость Материи заключается в том, что она создается Единым и противостоит ему. Материя – это угасающий Свет, преддверие тьмы. На рубеже меркнущего Света и наступающей тьмы всегда возникает Материя. Если Плотин говорил о вездесущности Единого, то, очевидно, оно должно присутствовать и в Материи. В противостоянии Свету Материя проявляется как Зло. Именно Материя, по Плотину, источает Зло. Но поскольку она лишь зависимая субстанция, то и Зло ее не равносильно Добру (Благу Единого). Зло Материи – только следствие недостатка Добра, обусловленного недостатком Света Единого.
Материи свойственно изменяться, но, претерпевая изменения, она сохраняет неизменность, в ней ничего не убывает и не прибывает.
Стремление к Единому
Плотин полагал, что нисхождение Единого во многое вызывает обратный процесс, то есть многое стремится взойти к совершенному единству, пытаясь преодолеть свой разлад и соприкоснуться с Единым (Благом), ведь потребность во благе свойственна абсолютно всему, в том числе и некачественной материи.
Осознанной тягой к Единому (Благу) отличается человек. Даже натура низменная, не мечтающая ни о каком восхождении, может однажды пробудиться, так как душа человека неотрывна от Мировой Души, связанной с Мировым Разумом своей возвышенной частью. Даже если состояние души обывателя таково, что более возвышенная часть ее задавлена низменной частью, разум может возобладать над чувственными и алчными желаниями, что даст возможность падшему человеку приподняться.
Однако настоящим восхождением к Единому Плотин считал состояние экстаза, при котором душа как бы выходит из тела и сливается с Единым. Это путь не мыслительный, а мистический, основанный на переживании. И только в этом высшем состоянии, по Плотину, человек может подняться до Единого.
Приверженцы учения Плотина
Ученик Плотина Порфирий, по завещанию своего учителя, упорядочил и издал его сочинения. Он стал известным в философии комментатором трудов Плотина.
Прокл в своих трудах развил идеи неоплатонизма предыдущих философов. Он большое значение придавал божественному озарению, считая его высшим знанием. Любовь, мудрость, веру он связывал с проявлением божества. Большой вклад в развитие философии внесла его диалектика Космоса.
Влияние Прокла отмечено в средневековой философии. Значение философии Прокла подчеркивал А.Ф. Лосев, отдавая дань тонкости его логического анализа.
Сириец Ямвлих прошел обучение у Порфирия и основал Сирийскую школу неоплатонизма. Как и прочие неоплатоники, он посвятил свои труды древней мифологии. Его заслуга в анализе и систематизации диалектики мифологии, а также в систематизации изучения Платона. Наряду с этим его внимание было приковано к практической стороне философии, связанной с культовыми обрядами, мистической практикой общения с духами.
Влияние неоплатонизма на философскую мысль последующих эпох
Ушла в прошлое эпоха античности, утратила актуальность и расположение властей языческая античная философия. Неоплатонизм не исчезает, он вызывает интерес христианских авторов (св. Августин, Ареопагит, Эриуген и др.), он проникает в арабскую философию Авиценны, вступает во взаимодействие с индуистским монотеизмом.
В 4 в. идеи неоплатонизма широко распространяются в византийской философии и проходят христианизацию (Василий Великий, Григорий Нисский). В позднем средневековье (14-15 вв.) неоплатонизм становится источником немецкой мистики (Мейстер Экхарт, Г. Сузо и др.).
Неоплатонизм Возрождения продолжает служить развитию философии. В нем воплощены идеи предыдущих эпох в комплексе: внимание к эстетике, красоте тела в античном неоплатонизме и осознание духовности человеческой личности в средневековом неоплатонизме. Учение неоплатонизма воздействует на таких философов, как Н. Кузанский, Т. Кампанелла, Дж. Бруно и др.
Видные представители немецкого идеализма 18 – начала 19 вв. (Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель) не избежали влияния идей неоплатонизма. То же можно сказать и о русских философах 19 – начала 20 вв. В.С. Соловьеве, С.Л. Франке, С.Н. Булгакове и др. Следы неоплатонизма можно найти и в современной философии.
Значение неоплатонизма в истории философии
Неоплатонизм – это выход за рамки философии, так как философия предполагает разумное мировоззрение. Объектом же учения неоплатонизма является потустороннее, сверхразумное совершенство, приблизиться к которому возможно только в экстазе.
Неоплатонизм в философии – это вершина философии античности и преддверие теологии. Единое Плотина предвещает религию единобожия и закат язычества.
Неоплатонизм в философии – это сильнейшее воздействие на развитие философской и теологической мысли средневековья. Учение Плотина о стремлении к совершенному, система понятий его учения после переосмысления нашли свое место в западном и восточном христианском богословии. Многие положения философии неоплатонизма были необходимы христианским богословам, чтобы справиться с проблемой систематизации непростого вероучения христианства. Так сформировалась христианская философия, именуемая патристикой.
Все статьи сайта → Философия → Философия неоплатонизма
К основным религиозно-философским движениям поздней античности относится и неоплатонизм. Ввиду чрезвычайной важности этого направления для формирования христианской философии, а затем и истории средневековой философии как на Ближнем Востоке (христианском и мусульманском), так и на европейском Западе мы рассмотрим здесь некоторые аспекты неоплатонизма.
Неоплатоновскую философию нельзя безоговорочно относить к религиозно-философским течениям, подобным учениям Филона и гностиков . В данных учениях философское содержание уступало религиозно-мифологическому, и было представлено в виде разрозненных категорий и понятий. Неоплатонизм же представляет собой систему позднеантичного идеализма, включившего в себя многие положения и образы античных (в дальнейшем и ближневосточных) религиозно-мифологических учений и сказаний. В целом же философское содержание в неоплатонизме преобладает над религиозным.
Плотин (ок. 203-270)
Источник бытия, всего сущего в мире Плотин видел в сверхприродном начале, которое он называл Единым (to hen). Эта идеалистическая абстракция представлялась Плотином как чистое и простое единство, полностью исключавшее всякую множественность. Единое нельзя представлять ни как мысль, ни как дух, ни как волю, потому что все они заключают в себе противоположности. Поэтому оно непознаваемо, недоступно равно как чувственным, так и умственным определениям. Единое — абсолют, который ни от чего не зависит, в то время как всё прочее существование зависит от него — непосредственно или опосредствованно. Вместе с тем Единое безлично, оно радикально отличается от личного внеприродного бога Филона, как и от всех монотеистических религий.
Радикальность этого различия с наибольшей силой проявляется в отношениях, которые существуют между Единым и стоящим ниже него небесным и тем более земным миром. Эти отношения отнюдь не волевые, как например, отношения христианского и любого другого монотеистического бога, творящего всё, стоящее ниже него. Единое же Плотина не творит, а излучает из себя все прочее бытие с необходимостью естественного процесса. Такое излучение и составляет знаменитое учение неоплатонизма об эманации.
Однако проблема космоса интересует Плотина не сама по себе, а в связи с осмыслением высшего назначения человека. Его антропология идеалистична, поскольку связана с убеждением в существовании бессмертных душ, сформировавших в процессе эманации тела людей. Пифагорейско-платоновское учение о посмертном переселении душ из одного тела в другое продолжало играть первостепенную роль и в неоплатоновской антропологии. Задачи человека (философа), по Плотину, состоят в том, чтобы положить конец этому потоку перевоплощения и добиться того, чтобы его душа, выполняя свое истинное предназначение, вернулась к своему первоисточнику – к мировой душе, мировому уму и в конечном итоге к божественному первоединству. Если процесс эманации составляет путь вниз и является последовательной деградацией идеального первоединства, то в стремлении души вернуться к первоединству заключен прямо противоположный путь.
Гносеологическая концепция Плотина основана на сугубо умозрительном истолковании знания. В системе его большое место занимают математика и диалектика. Последняя трактуется прежде всего как искусство обобщения, состоящее в том, чтобы постоянно усматривать единство во множестве, являющимися основными определениями бытия. Это чисто умозрительное искусство постигает совершенно адекватно то, как действительность в процессе эманации из единой становится все более множественной (познание же движется в обратном направлении). Однако высшее напряжение познавательных усилий покидает рационально-диалектические пути, которые не позволяют постичь абсолютное праединство.
Такое постижение возможно только в редкие мгновения познавательного исступления, или экстаза, когда бессмертная и бестелесная душа рвет все телесные путы и как бы сверхъестественным интуитивным охватом всех сфер бытия прорывается к единению с породившим его праединством. В этом учении Плотина его главный мистический компонент. Единство субъекта и объекта достигается посредством мистической интуиции, которая оторвана от рационально-логической сферы и даже противопоставлена ей.
Основанный Плотином неоплатонизм стал наиболее влиятельным течением позднеантичной философии. Это направление выражало мировоззренческие убеждения интеллектуальных верхов империи. Вместе с тем оно стало теоретической базой, на основе которой осмысливались многовековые религиозно-мифологические представления греко-римского (а затем и ближневосточного) мира.
К середине IV столетия окончательно замерла деятельность эпикуровского Сада в Афинах, а положения эпикуреизма стали объектом ожесточенной религиозно-идеалистической критики. Стоицизм как целостное направление тоже фактически прекратил к этому времени свое существование. Неоплатонизм же стал той философской доктриной, в рамках которой умиравшая античность подводила свои мировоззренческие итоги.
Порфирий (ок. 232-304)
Глава сирийской школы неоплатонизма, ученик Порфирия Ямвлих (ок. 280-330), умножая плотиновские ипостаси бытия, всемерно сближал их с образами античных и ближневосточных богов. Уделяя первостепенное внимание религиозным обрядам, мантике и теургии, он вставал уже на путь подмены философии мифологией.
Использованная литература:
- Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. — М.: Высш. школа, 1979. — 448 с.
В 4 в. Афины, где в одно и то же время получали образование Василий Великий [ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ], Григорий Богослов и Юлиан Отступник, видимо, не испытывали особого влияния неоплатонизма вплоть до Плутарха Афинского (ум. 432), хотя еще ритор Лонгин [ЛОНГИН], преподававший в Афинах в 3 в. и поддерживавший дружеские отношения с Порфирием, сделал список сочинений Плотина.
Популярности неоплатонизма в среде гуманистов во многом способствовал Плифон [ПЛИФОН], возглавлявший платоновскую школу в Мистре; под его влиянием Козимо Медичи основал платоновскую Академию во Флоренции. Во 2-й пол. 15 в. в связи с активной переводческой и издательской деятельностью гуманистов расширяется база источников для знакомства с античным неоплатонизмом. Огромное влияние оказали переводы и комментарии М.Фичино. Неоплатонизм во всем многообразии его проявлений (у греков, арабов, евреев, латинян) был рассмотрен Пико делла Мирандолой. В 16 в. под сильным неоплатоническим воздействием складываются учения Ф.Патрици и Дж. Бруно.
Первый систематический и полный обзор материалов по античному неоплатонизму дал во 2-й пол. 19 в. Э.Целлер, следовавший в трактовке неоплатонизма историко-философской концепции Гегеля. Новый подход к изучению неоплатонизма как философии, основанной на школьной разработке и комментировании авторитетных текстов, был намечен в работах К.Прехтера (1910) и получил развитие в ряде конкретных исследований по истории школ неоплатонизма (Э.Брейе, Р.Э.Додде, Р.Бойтлер, В.Тайлер, А.Ж.Фестюжьер, Л.Г.Вестеринк и др.).
Общие труды:
1. The Cambridge history of later Greek and early medieval philosophy, ed. by A.H.Armstrong. Cambr,, 1970;
2. Wallis R.T.,Neoplatonism. L., 1972;
3. Beierwaltes W. Piatonismus und Idealismus. Fr./M., 1972;
4. Dörrie H. Platonica minora. Münch., 1976 (библ.);
5. The significance of Neoplatonism, ed. R.B.Harris. Norfolk, 1976;
6. Die Philosophie des Neuplatonismus, hrsg. v. С.Zintzen. Darmstadt, 1977;
7. Westerink L.G. Texts and studies in Neoplatonism and Byzantine literature. Amst., 1980.
Античный неоплатонизм:
1. Лосев А.Ф. История античной эстетики, т. 6: Поздний эллинизм. М., 1980; т. 7: Последние века, кн. I–II. М., 1988; т. 8: Итоги тысячелетнего развития, кн. I. M., 1992;
2. Он же. Словарь античной философии. М., 1995;
3. Theiler W. Forschungen zum Neuplatonismus. В., 1966;
4. PrächterK. Richtungen und Schulen im Neuplatonismus. – Kleine Schriften. Hildesheim, 1973. S. 165–216;
5. Saffrey H.D. Recherches sur le néoplatonisme après Plotin. P., 1990.
Средневековый неоплатонизм:
1. Klibansky R. The continuity of the Platonic tradition during the middle ages. L., 1939;
2. Platonismus in der Philosophie des Mittelalters, hrsg. v. W.Beierwaltes. Darmstadt, 1969;
Неоплатонизм в патристике:
1. Неnrу Р. Plotin et l’Occident. Louvain, 1934;
2. Courcelle P. Les lettres grecques en Occident. De Macrobe à Cassiodore. P., 1948;
3. Ivanka E. v. Plato Christianus. Übernahme und Umgestaltung des Platonismus durch die Väter. Einsiedeln, 1964.
Неоплатонизм в арабской философии:
1. Neoplatonici apud arabos, ed. В.Badawi. Le Caire, 1955;
2. Idem. La transmission de la philosophie grecque au monde arabe. P., 1968;
3. Walzer R. Greek into Arabie. Oxf., 1962.
Неоплатонизм в еврейской философии:
1. Greive H. Studien zum jüdischen Neuplatonismus. В.–Ν.Υ., 1973.
Западноевропейский неоплатонизм 11–14 вв.:
1. Garin Â. Studi sul Platonismo medievale. Firenze, 1958;
2. Mittelalterliche Mystik unter dem Einfluß des Neuplatonismus, hrsg. v. W.Schultz. В., 1967;
3. Saffrey H.D. Recherches sur la tradition platonicienne au Moyen âge et à la Renaissance. P., 1987.
Неоплатонизм в эпоху Возрождения:
1. Robb N. Α. Neoplatonism of the Italian Renaissance. L., 1935;
2. Miles L. John Colet and the Platonic tradition. La Salle, 1961;
3. Kristeller P.O. Eight philosophers of the Italian Renaissance. Stanford, 1964;
Обзор литературы:
1. Courcelle P. Travaux néoplatoniciens. – Actes du congrès. Budé. P., 1954, p. 227–54.
Конгрессы, конференции, симпозиумы по неоплатонизму:
1. Les sources de Plotin. Gen., 1960 (Entretiens sur l’antiquité classique, t. 5);
2. Porphyre. Gen., 1965 (ibid., t. 12);
3. De Jambliche à Proclus. Gen., 1975 (ibid., t. 21); Le Néoplatonisme. P., 1971 (Colloques Internationaux. );
4. Études Néoplatoniciennes, Conférence. Neuchâtel, 1973;
5. Plotino e il Neoplatonismo in Oriente e in Occidente: Atti del convegno intemazionale. Roma, 1974.
См. также лит. к ст. Александрийская школа [АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА], Афинская школа, Средний платонизм, Плотин, Прокл, Кембриджские платоники.
Читайте также: