Понятие тип государства историческая типология шпора
Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его
В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.
Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.
В настоящее время выделяют два основных подхода государства: формационный ицивилизационный.
Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.
Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:
Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма.
Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.
При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.
Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
- 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
- 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
- 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
- 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
- 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
- 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
- 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
- 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
- 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
- 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
- 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
- 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
- 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
- 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
- 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
- 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
- 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
Типология государства – специфическая классификация, подразделяющая различные государства на определенные типы.
Тип государства – совокупность существенных признаков, которые характеризуют классовые и экономические стороны государства.
Подходы к типологии государств:
1) формационный, при котором под типом государства понимается система сущностных признаков, характерных для государств определенной общественно—экономической формации, выражающихся в общности их экономической основы, классовой сущности и социального назначения;
2) цивилизационный, согласно которому каждому историческому отрезку времени соответствует определенная цивилизация, в которой тип государства определяется на основе духовных признаков, которые могут блокировать или поощрять развитие государства.
Для определения типа государства при таком подходе учитываются:
1) соответствие государства определенной общественно—экономической формации, типу производственных отношений;
2) класс, инструментом политической власти которого является государство;
3) социальное назначение государства.
Типы государств по формационному подходу:
Согласно формационному подходу при смене экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, который является более новым.
Достоинства формационного подхода:
1) продуктивность деления государств на основе социально—экономических факторов;
2) объяснение поэтапности, естественно—исторического характера развития государства.
1) односторонность, формализм;
2) недооценка духовных факторов.
Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков (А. Тойнби). В зависимости от признаков выделяют египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую и иные цивилизации.
В цивилизационном подходе различают
хронологический, производственный, генетический, пространственный, религиозные и иные принципы типологии цивилизаций.
Достоинства цивилизационного подхода:
1) выделение культурных факторов;
2) наличие более четкой типологии государств.
1) недооценка социально—экономических факторов;
2) преобладание типологии общества, а не государства.
- 1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ
- 4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
- 5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО—ОБЩИННОГО СТРОЯ
- 6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
- 7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА
- 8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА
- 9 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
- 10 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ КАК ОСОБАЯ РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ВЛАСТИ
- 11 ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА: ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ
- 12 ПОНЯТИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 13 КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 14 ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
- 15 ПОНЯТИЕ И ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
- 16 СООТНОШЕНИЕ ФОРМЫ И ТИПА ГОСУДАРСТВА
- 17 ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
- 18 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
- 19 ГОСУДАРСТВЕННО—ПРАВОВОЙ (ПОЛИТИЧЕСКИЙ) РЕЖИМ
- 20 МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ
- 21 ОРГАН ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ
- 22 ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
- 23 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА И СУБЪЕКТЫ. МЕСТО ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка (Л. Н. Терехова) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Типология государства – это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы.
Типом государства называют совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства.
Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу.
Подходы к типологии государств:
1.формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения;
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
класс, инструментом власти которого становится государство;
социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
Формационный подход имеет следующие достоинства:
продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
не учитываются духовные факторы.
современных и древних;
западных, восточных, православных и др.
2.В цивилизационном подходе различают следующие признаки:хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др.
Положительные черты цивилизационного подхода:
выделение духовных, культурных факторов;
более четкая типология государств.
низкая оценка социально-экономического фактора;
преобладание типологии общества над типологией государства.
3. Либертарно-юридический подход. “История человечества — есть история развития свободы” —
именно эта идея положена в основу данного подхода.
По мнению Гегеля существует четыре всемирно-исторических типа царств: 1) восточное, 2)
греческое, 3) римское, 4) германское. С их сменой происходит и смена соответствующих форм
государства. Если восточному царству соответствовала теократия (свобода одного), греческому и
римскому — демократия или аристократия (свобода некоторых), то германскому типу соответствуют
монархии с представительной системой, обеспечивающие свободу всех.
4.Вслед за Гегелем В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права — это основные
исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.
1 тип государств — этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие
государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно
принадлежность к “титульной нации” гарантировала не только известную меру свободы, но и
возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.
2 тип — сословное государство средних веков. В нем свобода носит характер сословных
ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому,
что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным
3 тип — государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций
человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса
4 тип — гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и
неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого
5. Типология государств М. И. Кареева. В работе русского правоведа М.И. Кареева “Типология и
всемирно-историческая точка зрения в изучении истории” (т. 3, вып. 1–2, 1905 г.) изложена весьма интересная и незаслуженно забытая типология государств. Выделялось 6 исторических,
последовательно сменявших друг друга, типов государств:
2) восточная деспотия;
3) феодальное поместье-государство;
4) сословная монархия;
5) западноевропейская и абсолютная монархия;
6) конституционное государство.
6. Типологии права. В современной зарубежной науке широко распространена точка зрения
(Гарольд Берман и другие), согласно которой в истории права следует выделять три этапа:
1) обычное право;
2) каноническое право;
3) светское право.
В российском правоведении особый интерес представляет точка зрения С.С. Алексеева,
выделяющего четыре ступени в истории позитивного права:
• право сильного — доцивилизованная стадия правового развития, на которой право
принадлежит вожаку, старейшине и зафиксировано в обычаях;
• кулачное право существовало в азиатских теократических государствах, при рабовладении
и феодализме. Главными побудительными факторами в праве были власть и религиозная
идеология. Это уже писаное право, но с отдельными элементами обычного права (система
привилегий, сословные традиции);
• право власти начало складываться с конца XVIII в. Правом признаются абсолютно все веления, исходящие от государства;
· право гражданского общества — представляет собой систему норм, которая базируется наестественном праве, а само право воспринимается обществом как носитель гуманитарныхценностей.
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
С точки зрения философии, типология представляет собой метод научного познания, в основе которого лежит расчленение объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеализированной модели или типа; а также результат типологического описания и сопоставления.
[Определение] Типология государств – это их специфическая классификация, осуществляемая на основе наиболее значимых черт и признаков, определяющих сущность и социальное назначение государства.
Говоря о типологии государств, следует отметить что она: содействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущности государства; позволяет проследить закономерности их развития, сущность происхождения в них структурных изменений. Таким образом, типология представляет собой один из видов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежит группировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационных критерий – типу государства. Кроме того, типология государств базируется на обобщении большого фактического, исторического, социологического, правового и иного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих в конкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционирования государственно-правовых явлений и систем.
В этой связи типологию государств можно рассматривать как определенную группировку по различным типам.
[Определение] Под типом государства понимается взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порожденных соответствующей эпохой, характеризующихся общими признаками
Прогрессивные мыслители прошлого и современности искали и ищут те пути общественного развития, при которых государство выступало бы главным инструментом установления социальной справедливости. Однако единства взглядов на типологию государств не было и нет. Разнообразие научных подходов к оценке этого явления стало основой плюрализма типологии государств (см. слайд 6). В современной юридической науке выделяют различные подходы к типологии: формационный, цивилизационный, политико-правовой и иные.
В основе формационного подхода к типологии государства лежит учение об общественно-экономической формации.
[Определение] Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В общем виде она представляет собой органическое единство экономического базиса и политической, идеологической и государственно-правовой надстройки. Экономический базис – это способ производства благ, включающих в себя совокупность производственных сил и производственных отношений.
Политическая, идеологическая, государственно-правовая надстройка – это сознание общества, господствующие в нем взгляды, идеи, представления, которые реализуются в общественных отношениях.
[Внимание] Различают пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Им соответствуют четыре исторических типа государства (см. слайд 7).
Последовательное развитие производительных сил общества (орудий труда, трудовых навыков человека) приводит к изменению формы производственных отношений. Собственниками основных средств производства становятся новые, изначально более прогрессивные классы (вначале рабовладельцы, затем феодалы и буржуазия, наконец, трудящиеся классы). С изменением производственных отношений, меняются и надстроечные элементы. По мере того, как они становятся соответствующими новому экономическому базису, происходит переход к более высокому типу общественно-экономической формации. Переход от одного типа государства к другому осуществляется путем социальной революции, в результате которой коренным образом меняется система государственной власти.
Формационную типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Представляется, что плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода. Нельзя игнорировать также государства, которые и в настоящее время идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство – Китайская Народная Республика – продолжает строить социализм с китайской спецификой.
В основе современного цивилизационного подхода к типологии государств (А.Тойнби, У. Ростоу и другие) выступают такие факторы цивилизации, как культура, религия, национальная самобытность, технология и другие состояния культуры и общества. При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько материальными, сколько культурными факторами.
Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации. [Определение] Цивилизация – это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, причем религия и формы организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло – остаются неизменными.
[Определение] Цивилизация – это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
По мнению А. Тойнби, история человечества представляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее время сохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская, православная и др.).
В соответствии с периодами исторического развития различают три типа цивилизации: древние – локальные цивилизации (древнеегипетская, шумерская, ахейская и другие); особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, православная и другие); современные цивилизации. [Цитата] По мнению А. Тойнби, человечество развивается от локальных цивилизаций (Эгейская, Шумерская и т.д.) к особенным (западноевропейская, китайская, славянская), а от них к всемирной цивилизации, основанной на принципах гуманизма и творческого использования прогрессивных достижений человечества на протяжении всей его истории[3] .
По характеру организации государственно-политических институтов различают первичные и вторичные цивилизации.
Государства первичных цивилизаций (Древний Египет и другие) существовали как политико-религиозные комплексы, обожествляющие фараонов и занимающиеся религиозной деятельностью. Различие между светской и религиозной властью не проводилось.
Государства вторичных цивилизаций, в том числе европейские государства, выступали в обществе как элемент, подчиненный культурно-религиозной системе, а власть монарха рассматривалась как проявление Божьей воли. Для вторичных цивилизаций характерно отчетливое различие между светской властью государства и религиозной властью церкви.
К числу достоинств данной типологии следует отнести внимание к культуре, проявления которой рассматриваются в качестве важных факторов государственности. Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснить многовариантность исторического развития в том числе, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.
Слабыми сторонами цивилизационного подхода являются:
1. Недооценка социально-экономических факторов;
Существование множества критериев и несовпадающих классификаций;
3. Отсутствие собственно юридического подхода к государству, в результате чего предметом классификации вместо государства выступает общество.
В настоящее время в цивилизационном подходе преобладает технологическое направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, которой соответствует данное государство.
- Общество, переживающее процесс сдвига;
- Общество, достигшее высокого уровня народного потребления.
Согласно политико-правовому (собственно юридическому) подходу критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной защиты социального статуса граждан.
В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное.
Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право.
Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе.
В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее.
[Внимание] В настоящее время для глубокого и всестороннего понимания процессов, происходящих в мире, весьма важно не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии и подходы в типологии государств и правовых систем. Представляется, что одним из таких критериев типологии государств и их правовых систем могла бы стать степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. Такой подход вбирает в себя не только объективные критерии – социально-классовую сущность, содержание и социальное назначение государства и права, характер производственных отношений и соответствующих им уровней развития производительных сил общества, принципы организации и функционирования государственно-организованного общества и т.п., но и субъективный критерий – уровень человеческого в обществе.
[Внимание] В соответствии с личностным подходом можно выделить:
· деспотические государства Древнего Востока (свободен только один субъект – сам деспот);
· античные государства (свободны некоторые – только граждане полисов);
· сословные государства (свободны немногие – представители привелигерованных сословий);
· социальные государства (свободны все).
Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять теократические, клерикальные, светские и атеистические государства.
Тип государства- взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, ситемаих важнейших своиств и стороны. Метод типологии занимает важное место в теоретическом государствоведении, так как дает возможность более полно отразить изменяющуюся функциональную сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества. При этом в рамках разных политико-правовых учений выделялись различные критерии типизации государств.
2 подхода:
Формационный.опирается на учение об общественно-экономической формации, представляющий собой исторически определенный тип общества с присущими ему экономическими,соц.,прав.,духовными отношениями. Он основан на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства. Понятие типа Г. охватывает общие,наиболее существенные признаки, характерные для всех государств одной и той же общественно-экономической формации.Маркс как автор т.марксизма, выделил в истории пять формационных ступеней. Но государство существует только в 3 из них. Потому что первобытно-общинная формация не имеет своего типа государства,т.к., еще не ведает разделения на классы. Коммунизм,идущий на смену капиталистической формации, тоже не имеет своего типа государства, поскольку представляет собой уже бесклассовое общество. При нем Г.аппарат классового господства отмирает, а его управленческие функции переходят к гражданскому самоуправлению.
Цивилизационный подход. Цивилизация-социокультурная система, вкл, помимо соц-эк условий жизнидеятельности общества, культурные и духовные факторы. Этот подход соотносит государство с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития.
15. Типология государств в рамках формационного подхода.
Формационный.опирается на учение об общественно-экономической формации, представляющий собой исторически определенный тип общества с присущими ему экономическими,соц.,прав.,духовными отношениями. Он основан на понимании истории как естественноисторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых соответствует определенный тип государства. Понятие типа Г. охватывает общие,наиболее существенные признаки, характерные для всех государств одной и той же общественно-экономической формации.Маркс как автор т.марксизма, выделил в истории пять формационных ступеней. Но государство существует только в 3 из них. Потому что первобытно-общинная формация не имеет своего типа государства,т.к., еще не ведает разделения на классы. Коммунизм,идущий на смену капиталистической формации, тоже не имеет своего типа государства, поскольку представляет собой уже бесклассовое общество. При нем Г.аппарат классового господства отмирает, а его управленческие функции переходят к гражданскому самоуправлению.
ряд недостатков формационного подхода как следствие его догматизации. К таким недостаткам, в частности, относят:
- однолинейность в трактовке исторического развития государственности как механической смены одного исторического типа государства другим,
-цикличностью этого развития, возможностью возвратных процессов при смене типов государств);
- игнорирование азиатского способа производства, для которого характерны:
а) общественная собственность на землю и коллективный труд;
б)государственная собственность на средства производства;
Форма государства: понятие, структура, классификация.
Форма Г.- совокупность средств и способов организации, устройства и реализации государственной власти,т.е., то, как устроено государство.
Ф.Г. любого конкретного государства раскрывается с помощью анализа ее структуры, сотоящая из элементов:
форме правления (монархия и республика)-характеризует порядок образования и организации высших органов гос.власти,их взаимоотношение друг сдругом и населением., форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация)отражает характер территориального строения государства, территориальную структуру, соотношение между центральными органами государства и гос.органами в регионах и территориях, политический режим (демократические или авторитарные методы государственного правления)система средств и способов осуществления власти..
специфика: национальный состав населения(федеративное устроиство);характер исторического развития;влияние международных связей.
17. Формы правления: понятие, признаки, факторы формирования. Механизм функционирования и разновидности.
форма правления (монархия и республика)-характеризует порядок образования и организации высших органов гос.власти,их взаимоотношение друг сдругом и населением Существует 2 формы правления:монархия и республика.
Монархия (гр. monarchia – единовластие) форма правления при к-й верховную власть сосредоточена в руках единоличного главы государства-монарха-и передается по принципу наследия.
1.Абсолютная-власть всечело пренадлежит монарху
2.Ограниченная (Великобритания) - власть ограничена представительными органами
-конституционная(власть ограничена представительными органами и это ограничение определяется конституцией).она делится:
А)Парламентская()правление осущ. Парламентом, власть монарха-символична)
б)Дуалистическая (Азия и африка) (власть разделена между правительством,издающим законя, и правительством,формируемым монархом)
Недостатки: 1)в силу единоличного правления- субъетивизм в принятии решений, влияющих на судьбу всей страны2) в силу наследования верховной власти по принципу кровного родства- непредсказуемость полит.свойств государства и его несменяемость иначе как через переворот или насильственное управление; 3) смуты и неуправляемость.
Республика (лат. res publica – общее дело) как форма правления характеризуется следующими признаками:
- представительный характер высших органов государственной власти - президента и парламента, осуществляющих свои властные полномочия от имени граждан государства;
- формирование высших органов государственной власти выборным путем и реализация ими властных полномочий в течение определенных законодательством сроков;
- юридическая ответственность представителей государственной власти (в том числе и главы государства) за принимаемые решения;
-возможность досрочного прекращения властных полномочий представителей государственной власти.
В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские и парламентские республики.
Президентские республики (США, Аргентина, Мексика, Филиппины и др.) характеризуются сосредоточением наибольшего объема властных полномочий у Главы государства - президента.
Признаки президентской республики:
- президент избирается путем проведения всенародных выборов и, таким образом является независимым от парламента;
- президент либо непосредственно возглавляет исполнительную власть и формирует правительство, либо назначает председателя правительства (премьер-министра) и утверждает представленный премьером состав правительства;
- правительство несет ответственность перед президентом и действует в течение срока президентских полномочий;
- президент обладает единоличным правом отставки правительства;
- отношения между президентом и парламентом строятся по принципу разделения властей и основываются на системе сдержек и противовесов.
Парламентские республики (Италия, ФРГ, Финляндия, Турция, Венгрия, Индия и др.) характеризуются сильной законодательной властью (сосредоточением наибольших властных полномочий у парламента) и подчиненностью ей исполнительной власти.
Как правило, в парламентской республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения.
Признаки парламентской республики:
- президент избирается из числа членов парламента или специальной парламентской комиссией;
- правительство формируется из членов парламента и возглавляется лидером партии парламентского большинства;
-правительство несет ответственность перед парламентом и действует в течение срока полномочий парламента;
- действия и решения президента должны согласовываться с правительством.
В юридической литературе отмечаются как достоинства, так и недостатки обоих видов республик.
Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 1007 ;
Читайте также: