Природное и социальное в человеке шпоры
- Студенческие новости
- Новости ЕГЭ
- О шпаргалках и экзаменах
- О профессиях
- Обучение за рубежом
- Видеокалейдоскоп
Рейтинг французских вузов и стоимость обучения в них
Правила поступления во французский вуз
Обучение филологии заграницей
Выбор страны для овладения высшим образованием
Испанские общежития для студентов
55. Природное и социальное в человеке
Человек – существо социальное. Но в то же время и высшее
Млекопитающее, т. е. существо биологическое.
Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется
Определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у
Разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На
Проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные
Процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в
Настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает
Наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему
Воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные
Происшествия и т. п. Такова биологическая константа вида, которая, однако,
Изменяется под воздействием социальных закономерностей.
Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые
Разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием
Людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании
Специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но,
Несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель
Любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными
Всем людям биологическими параметрами.
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый
Имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей.
Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и
Биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает
Уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно
Многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.
Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что
Порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.
Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем
Сочетание двух начал: биологического (животного) и политического
(социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал
Является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств,
Поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь
Биологического и социального в человеке.
Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый
Человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно
Группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются
Биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием
Вопрос о том, что есть человек, какова его природа и сущность, чем он отличается от других живых существ, одновременно и прост, и сложен. Научное представление о человеке предполагает характеристики его анатомии, физиологии и других черт, которые могут быть выражены физико-химическими и биологическими понятиями. На этот счет есть, конечно же, и различные философские концепции о природе и сущности человека. Разнобой различных мнений говорит о том, что ответ на вопрос, что такое человек - непростая проблема.
Человек- это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Вопрос о природе и сущности человека - одна из глобальных проблем философской мысли. Какими бы экстравагантными ни были представления древних, пренебречь ими нельзя.
Природное и социальное в человеке.
Человек, как и все другие живые существа — часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Антропологи проследили биологическую эволюцию Homo sapiens от высших приматов до современного человека. Питекантропы, австралопитеки, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы составляют отдельные этапы этой эволюции, которая наглядно демонстрирует развитие человека как биологического вида, увеличение объема его головного мозга, изменение - конечностей и всей его природной конституции. Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает. Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные протосоциальные (досоциальные) схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты (факторы, определяющие существование и развитие) определяются набором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу. Но вместе с этим он отличается от любого животного и прежде всего следующими чертами:
— производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, орудия труда), а животное не производит, только использует то, что есть в наличии;
— изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;
— может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т.п.);
— способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;
— свою жизнедеятельность делает предметом (осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет, планирует), животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.
Вышеуказанные отличия человека от животного характеризуют его природу; она, будучи биологической, не заключается в одной лишь природной жизнедеятельности человека. Он как бы выходит за пределы своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я?”, “Для чего я живу?”, “Что я должен делать?” и др. Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфически социальные роли.
Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. Он оценивает мир по законам красоты, развитой в данной общественной системе, действует по законам нравственности, которые сложились в данном обществе. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это прежде всего чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.
Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.
1.Биологические детерминанты человеческого бытия.
По природе своей человек является существом активным, деятельным. В
значительной мере он сам творит собственную жизнь и судьбу, он,- автор
истории и мира культуры. Деятельность в различных ее формах (труд,
политика, познание, воспитание, и др.) являетcя способом существования
человека в качестве человека, творца нового мира. В ходе ее он изменяет не
только окружающий мир, но и свою собственную природу. Все качества и
способности людей носят конкретно- исторический характер, т.е. они
изменяются в ходе деятельности. В связи с этим К. Маркс замечал, что все
пять внешних чувств человека созданы историей труда и промышленности.
Благодаря деятельности человек является существом пластичным, гибким. Он-
вечная незавершенная возможность, он всегда в поиске и в деле, в прорыве
своей беcпокойной духовной и физической энергии.
Человек обладает механизмом не только биологического, но и социального
наследования. Социальное наследование осуществляется в обществе в ходе
социализации. Социализация- это процесс становления личности, происходящий,
прежде всего с помощью воспитания как специального вида деятельности.
Человеку присущ коллективный образ жизни. Только в рамках такой
деятельности он может формировать и развивать свои качества. Богатство ума
человека и эмоционального мира, широта его взглядов, интересов и
потребностей во многом зависят от широты его общения и взаимодействия с
Человек обладает также и рядом иных качеств. Люди умеют создавать
орудия труда и постоянно их совершенствовать. Они способны, опираясь на
нормы нравственности, регулировать собственные взаимоотношения.
При философском исследовании человека существует и биосоциальная
проблема. Она имеет большое значение для практики воспитания, поскольку
характеризует природу человека.
Биосоциальная проблема- это проблема соотношения и взаимодействия
социального и биологического, приобретенного и унаследованного,
Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела,
физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы
человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности
человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы
реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают
человеку саму возможность существования в мире.
Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его
способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность,
и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет
социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы
социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно-
практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной
Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и
Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд,
Ф,Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные
качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено
их наследственными генетическими данными.
Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую
трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью
отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его
Третий подход в решении биосоциальной проблемы старается избежать выше
названные крайности. Эта позиция характеризуется стремлением рассматривать
человека как сложный синтез, переплетение биологического и социального
начал. Признается, что человек одновременно живет по законам двух миров-
природного и социального. Но подчеркивается, что основные качества
(способность мыслить и практически действовать) имеют все же социальное
В ХХ в. биологическое начало в человеке весьма быстро изменяется под
активным воздействием неблагоприятных социальных, технологических и
экологических факторов. Эти изменения все чаще носят негативный характер.
Природное в человеке- необходимое условие развития в индивиде его
социальных качеств. Суть биосоциальной проблемы состоит в том, что человек,
41. Природное, социальное и духовное в человеке.
Чел. имеет био-социально-духовную природу:
- обладает собств. внутр. дух. миром, свойственны чувство, воля;
- соц. существо, раскрывающее свои сущностные черты в коллективе, в процессе общения;
Марксизм: чел. явл. непосредственно природным существом, биол. природа чел. как нечто исходное, хотя и недостаточное для объяснения истории и самого человека. Марксистско-ленинская ф.: значение соц. факторов наряду с биол. - те, и другие играют качественно разные роли в определении чел. сущности и природы.
42. Категория ценности. Проблема идеала в философии.
Античная ф.: ценность отождествлялась с бытием. Сократ, Платон: благо, справедливость – главные критерии истинного бытия. Попытка классифицировать ценности. Аристотель: самодостаточные ц. (чел., счастье, справедливость) и относительные ц. (их постижение зависит от мудрости чел). Средневек. ф.: ц. – религиозный хар-р, связаны с божеств. сущностью. Возрождение: ц. гуманизма и свободомыслия. Новое время: позиции рационализма. Кант – первым разграничил понятия сущего и должного, реальности и идеала, бытия и блага. Вторая половина XIX в. – фил. определение понятия ц. Аксиология – наука о ценностях; ценности –опред. нормативная категория, объемлющая все то, что может быть целью, идеалом, предметом влечения. Основ. характ-ки сущности ц.:
- ц. социальна по своей сути, имеет субъективно-объективный хар-р;
- ц. возникает в ходе практич. деятельности чел.;
- ценность и значимость – разные понятия; значимость характеризует степень интенсивности ценностного отношения, более широкое понятие, чем ц., ц. – положительная з.;
- функциональное значение – совокупность общественно значимых свойств, функций предмета или идеи, к-рые делают их ценными;
- личностный смысл – отношение ц. к потребностям чел.
43. Философия культуры.
Культура – специфический способ организации и развития чел. жизнедеятельности, представленный в продуктах матер. и дух. труда, в системе соц. норм и учреждений, в дух. ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Первоначальное понятие культуры – Др. Китай, Индия. К. – целенаправленное воздействие чел. на окр. природу. Античная ф.: к. – воспитанность, цивилизация, признаки личного совершенства. Просвещение: совершенство к. – соответствие гуманистич. идеалу чел., идеалу просветителей. Буржуазная ф.: к. – форма дух. и политич. саморазвития общества и чел. (движение науки, искусства, религии). Кант: к. с позиций морального сознания. XX в.: ф. культуры как самост. фил. дисциплина. Основные модели культуры в истории фил. осмысления культуры:
- натуралистическая: культура – чел. продолжение природы; благодаря культуре чел. не исключается из природы, а образует высшее звено (Вольтер, Руссо);
- классическая (19 в.): чел. как субъект культуры выступает ее творцом; предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека; культура - чисто духовное образование;
- неклассическая (модернистская): культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемой чел. в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.
К.: материальная и духовная. Функции к.: социально-регулятивная, коммуникативно-репродуктивная, ценностно-ориентационная. Ф. рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом. Культура есть весь мир, в котором чел. находит себя.
44. Философия о проблеме смысла жизни.
Чел. – единств. существо, осознающее свою смертность. С этим связан вопрос о содержании и смысле жизни. Смысл жизни – объяснение себе и другим, для чего ты живешь. Смысл жизни для каждого чел. уникален и неповторим. Чел. должен следовать своему призванию, в к-ром жизнь обретает смысл. Типы обоснования смысла жизни:
- гедонизм: цель жизни – наслаждение;
- аскетизм: крайнее ограничение потребностей чел., отказ от жизненных благ с целью самосовершенствования;
- корпоративизм: принадлежность к ограниченному сообществу, для к-рого главное – личные интересы;
- прагматизм: стремление чел. к выгоде, благу;
- гуманизм: утверждение достоинства и разума чел., его права на земное счастье;
С точки зрения веры в осущ-е смысла жизни выделяют: оптимизм, скептицизм, пессимизм. Варианты разрешения смысла жизни в истории чел. культуры:
1) смысл жизни исконно сущ. в глубинах самой жизни (религиозное толкование);
Вопросы обществ. развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. По мере накопления знаний выделилась спец. фил. дисциплина - социальная ф. Главные концепции: социологический идеализм, географизм, историч. материализм, биологизм, психологизм, техницизм. Идеализм в социологии: признание первичности дух. стороны обществ. развития (логос, Бог, идея, сознание). Материалистич. тенденции в обществоведении: поиск матер. оснований историч. процесса (геогр. условия, орудия труда, экономич. отношения и др.). Историч. материализм: теоретич. основа – материалистич. понимание истории. Важными проблемами соц. ф. явл.: деятельность чел., соотношение объект. закономерностей обществ. развития и субъективной деятельности людей. Различные подходы к проблеме общества и чел. обогащают соц. ф., явл. условием ее дальнейшего развития. Общество – целостный организм. Оно развивается в результате объект. причин. Общество постоянно изменяется. У общества есть субстрат – население, к-рое оказывает влияние на общество. Закономерности населения:
- увеличивается продолжительность жизни;
- постоянно меняет формы общностей;
Общество (в широком смысле) – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии соц. организаций, институтов, групп. В узком смысле –исторически конкретный тип соц. системы (первобытное, капиталистич.), опред. форма соц. отношений.
46. Философия о соотношении знания и веры в познании мира. Философия и религия.
Взаимоотношения между религией и ф. исторически изменчивы и разнообразны. Если материалистич. линия ф. противопоставляет себя религиозному мировоззрению, то различные направления идеалистич. ф. неоднократно вступали в союз с теологией, что выражается в формировании утонченных форм религии. Наиболее тесным этот союз оказался в традициях восточной культуры, в к-рой не всегда даже признается различие между ф. и религией как отдельными формами обществ. сознания (буддизм - религиозная ф.)
Античность: религиозные представления входили в состав ф. в качестве ее необход. компонента. Средние века: религия включала в себя ф.
Действит. расчленение ф. и религии на обособленные формы произошло лишь на рубеже Средневековья и Нового времени. Ф., как и зародившаяся в то же время новоевроп. наука, не сразу вступила в идеологич. конкуренцию с религией, между ними как бы были разделены сферы влияния при сохранении верховного авторитета религии. Была официально принята концепция 2 истин. Одна от бога, а др. от человека. Возник деизм - учение о том, что бог, сотворив материю и установив нравственные абсолюты, в дальнейшем не вмешивается в события мира, и поэтому чел. может и должен познавать природу.
Впоследствии ф. стала реально претендовать на замещение центр. места религии. Марксизм: религия - остаточная форма обществ. сознания. Значит. часть идеалист течений ф. стремится к синтезу религии и ф. 2 причины такого стремления: гносеологическую и аксиологическую.
Г. причины: трудности истолкования фундамент. достижений естеств. наук конца 20в. Основн. причина – аксиологическая: кризисы нашего века с мировыми войнами, опасность ядерной войны, и истощения ресурсов, непредсказуемые проявления массовой психологии, потерявшей твердую систему дух. ценностей - все это не могло не сказаться на фил. исканиях. Идеалистич. ф. 20в стремится восполнить эту эмоционально-душевную пустоту, восстановить свойственную религии устойчивое психолог. равновесие. Таковы фил жизни (А.Бергсон), экзистенциализм (М.Хайдегер, К.Ясперс). Именно в 20 в. начала бурно развиваться аксиология - учение о ценностях. (М.Шелер, М.Вебер), т.е. фил. направление, специально посвященное обоснованию в составе фил. знания дух. абсолютов и норм.
Как и ф., религиозное мировоззрение предлагает чел. систему ценностей – норм, идеалов и целей деятельности, в соответствии с которыми он может планировать свое поведение в мире, совершать акты оценки и самооценки. Религия также предлагает свою универсальную картину мира, в основе которой лежит акт божеств. творчества. Ценностный и универсальный характер религиозного мировоззрения сближают его с ф., однако между двумя этими важнейшими сферами дух. культуры сущ. принцип. отличия. Религиозные идеи и ценности принимаются актом религиозной веры – сердцем, а не разумом; личным и внерациональным опытом, а не на основе рац. аргументов, как это свойственно ф. Система религиозных ценностей носит трансцендентный, т.е. сверхчеловеческий хар-р, исходя от Бога. Верующий может при этом рационально не обосновывать своего мировоззрения, в то время как процедура логического обоснования своих идей обязательна для чел., претендующего на фил. хар-р мировоззрения.
Возможна собственно религиозная ф., как свободная от догматических церковных правил, рац. попытка построения целостного религиозного мировоззрения (Соловьев). Раздел ф., к-рый занимается изучением природы религиозного опыта, его места в культуре и чел. бытии, - ф. религии. Взаимоотношения между философией и религией меняются от эпохи к эпохе. В настоящее время набирает силу тенденция к диалогу между ф., религией и наукой с целью формирования синтетического мировоззрения.
47. Философское понимание искусства. Эстетика.
Искусство - специфическая форма обществ. сознания и чел. деятельности, отражение действит-ти в худож. образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Искусство многое сближает с ф. Фундамент. фил. идеи зачастую высказываются в худож. форме (изобразительной, словесной, музыкальной и т.д.). Однако несмотря на всю близость, между ф. и искусством все же есть различия. Язык ф. – язык фил. категорий и по возможности строгих доказательств. Эмоции, апелляции к личному опыту, фантазии и воображение –черты подлинного искусства. Его стихия – личностное переживание и сопереживание, полет фантазии. Ф. искусства - отрасль ф., к-рая исследует сущность и смысл искусства на основе науки об искусстве, литературе, музыке, учитывая при этом функции искусства внутри культуры и всей сферы ценностей. 2 основ. области: 1) объяснение видов искусства и методов худож. изображения и действия; 2) изучение отношений искусства к этике, религии, метафизике и мировоззрению.
Эстетика – ф. искусства, философско-теоретическое постижение, истолкование художественного. Эстетика мыслителя или направления – 2 смысла: 'широкий' и 'узкий'. Так э. Платона в широком смысле - весь платоновский космос, вся явленность мира в платоновской философии; в узком смысле - отношение Платона к искусству, истолкование его роли и места в 'идеальном государстве' и т. д. Первостепенно важным явл. понимание искусства как одного из двух, наряду с ф., главных путей человека к истине. Средневековье: божественность эстетического, его принадлежность к двум мирам. Новое время: романтики продемонстрировали верховенство художественного, его особое положение среди способов постижения мира. Гегель: пытается понять художественное с точки зрения метафизики, верит в возможность универсального языка, внутри к-рого могут быть описаны все культ. феномены. Русские символисты: представление о художественном как внутр. пласте реальности, потаенном, несказанном.
48. Осмысление духовно-нравственных проблем в философии. Этика.
Современная система образования в своих основ. чертах сложилась под влиянием опред. фил. идей. Ф. с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить сущ-е системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы образования. Платон, Аристотель, Августин: осознание культурно-исторической ценности образования. Эпоха Просвещения. Немецкая ф. 19 в. (Кант, Гегель): идея гуманистич. образования личности и ее самосознания. 20 в. (К. Ясперс): золотой фонд ф. образования. Хотя проблемы образования всегда занимали важное место в фил. концепциях, но выделение ф. образования в качестве особого исследовательского направления началось лишь в 40-х годах 20 века. Колумбийский университет (США) - общество, цели: исследование фил. проблем образования, налаживание сотрудничества между философами и теоретиками педагогики, подготовка учебных курсов по ф. образования. Ф. образования занимает важное место в преподавании ф. во всех западноевропейских странах. Однако до сих пор сущ. сложности в выяснении статуса ф. образования, ее взаимоотношении с общей ф., с одной стороны, и с пед. теорией и практикой - с другой. Представители разных философских направлений, конечно, по-разному трактуют содержание и задачи ф. образования. Проблемы: неактуальность классич. системы образования (нужен новый комплекс пед. и фил. идей), связь образования с окр. действительностью, проблема выбора. Влияние системы образования и ф. всегда было взаимным. Система образования всегда предполагает определенное влияние науки.
Ф. образования, интегрируя и конкретизируя теоретико-методологический аппарат общей ф. и используя знания, накопленные спец. науками, вырабатывает отношение к пед. действительности, ее проблемам и противоречиям, наделяя эту действительность определенными смыслами и выдвигая возможные концептуальные варианты ее преобразования.
Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального. Вопрос о соотношении в человеке природного и социального решался по-разному. Здесь существуют два односторонних подхода. Первый - это натуралистический подход к человеку, преувеличивающий значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуралистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям. Другая крайность при рассмотрении проблемы человека - это признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек - это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле. Человек - это явле- ние природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духов- но-культурном отношении, человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Но понимание сущности человека очень большое влияние оказывала и оказывает в настоящее время не только фи- лософия, как религия. Большинство современных ученых считает, что сущность человека в том, что он отличает ценностное от прагматичного. Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир - вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности. Период становления человека (антропогенез) и становления общества (социогенез) - это неразрывно связанные стороны единого процесса - антропосоциогенеза, который продолжался в течение более 3 млн. лет. Человек - это органическое противоречивое единство природного и общественного, однако его сущность социальна. С понятием человек тесно связано понятие индивид. Под индивидом мы понимаем отдельного представителя человеческого рода. Понятия человек и индивид соотносятся как общее и единичное. Индивид соединяет в себе общее, которое в то же время характеризуется специфическими чертами. Индивид - это понятие, фиксирующее единичный, и в то же время родовой признак - принадлежность субъекта к человеческому роду. Индивид означает отдельного человека, данную личность, наделенную неповторимыми, индивидуальными свойствами, отличающими ее от других. Индивид уникален, единичен. Индивид - это социальное явление, и чтобы понять, как он возникает, развивается и выражает себя, нужно исследовать те общественные отношения и ту социально-практическую деятельность, в которых он существует. Индивидуальность - это уникальное воплощение общечеловеческого в личности, это то самобытное, неповторимое в человеке, что отличает его от других людей. Индивидуальность - это особенности характера и психического развития, это неповторимая совокупность человеческих свойств, хотя мера индивидуальности может быть различной. Индивидуальность определяется, во-первых, спецификой наследственности, физиологической основы, а во-вторых, особенностями той социальной среды, в которой человек формируется, той конкретной системы взаимодействующих между собой индивидов, которая и делает каждого из них тем, что он есть. Одним из условий успешного развития общества является сосуществование в нем многообразия индивидуальностей. Личность - это результат исторического и индивидуального развития в конкретных социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Сущность личности определяется развитостью общества. Личность несет в себе черты цивилизации, исторической эпохи и определенного образа жизни. Но человек и общество не тождественны, и личность не простая сумма об- щественных отношений, а уникальная, органическая само реализующаяся система с ансамблем всех общественных отношений, который неповторим в каждом человеке, Индивид не только изменяется сам, но изменяет и само общество. Личность - это выражение общественных отношений и функций человека, как субъекта деятельности, познания и совершенствования мира. Она формируется в процессе деятельности и общения. Саморазвитие личности - это развитие преимущественно самой личностью трудовых, мировоззренческих, физических, нравственных, эстетических качеств. Самореализация представляет собой реализацию творческих возможностей личности собственными усилиями. Самоутверждение - это утверждение себя как личности. Мировоззрение связывает личность со всем окружающим миром. Благодаря силе воли мировоззрение личности и ее деятельность становятся устойчивыми и цельными. Личность обладает самосознанием, мировоззрением, волей, характером, нравственными и эстетическими установками. Формирование личности - это процесс социализации индивида, преобразовании человеком в деятельности и общении целого комплекса социальных качеств. Личность развивается в процессе деятельности, и чем разнооб- разнее виды деятельности, в которые она включена, тем более всесторонне она развивается. Формирование личности изначально детерминируется средой, в которой человек живет и развивается. Социальная среда, а также природные условия представляют собой факторы, влияющие на формирование личности. Каждой общественно-экономической формации присущи определенные типы личностей.
Читайте также: