Смысл жизни человека как проблема философии шпора
Важным аспектом философской антропологии является размышление о смысле жизни человека. Проблема смысла жизни возникает в ответ на размышления о смертности человека. Существуют различные трактовки смысла жизни. Религиозная философия определяет смысл жизни человека как путь к Богу. Смысл жизни заключается в служении Богу, путь земного совершенствования представляет собой средства вечной жизни в потустороннем мире. Земная жизнь, с этой точки зрения, испытание для жизни вечной. Цель жизни человек - спасение его души.
Смысл жизни, как его трактует философия, не связан с жизнь в потустороннем мире. Смысл жизни понимается на пути познания мира, на пути активного деятельностного к нему отношения. В философии сформировались следующие концепции, обосновывающие смысл жизни:
1) Гедонизм. Гедонизм - (от греч. hdouh - наслаждение). Этическое учение, согласно которому наслаждение является высшим благом в жизни человека. Наслаждение – движущее начало жизни человека. Стремление к наслаждению заложено в природе человека. Последовательное рассмотрение гедонизм получил у Эпикура.
2) Аскетизм. Аскетизм - (от греч.aschthz - упражняющийся в чем-либо, отшельник, монах). Религиозный принцип, направленный на подавление чувственных желаний человека. Аскетизм присущ некоторым философским школам (киникам) и религиям. Аскетизм представляет собой одну из форм практики исповедания той или иной религии. Цель аскетизма - свобода от материальных потребностей и ценностей, развитие сверхъестественных способностей.
3) Эвдемонизм. Эвдемонизм – ( от греч. eudaimonia - счастье, блаженство). Учение сформированное в античной философии, согласно которому счастье представляет собой высшую цель жизни человека. В отличии от гедонизма, в эвдемонизме счастье достигается в результате преодоления чувственных наслаждений. Человек должен отрешиться от привязанности к внешнему миру, вести борьбу со своими страстями. Одним из проявление эвдемонизма является стоицизм. Человек покоряясь судьбе обретает истинную свободу. Для человека имеет значение внешние обстоятельства жизни, которые человек должен принимать как данность.
5) Перфекционализм. Согласно перфекционализму - совершенствование, это та цель, к которой должен стремиться человек. Он должен развивать присущие ему способности и таланты. Совершенствование человека – смысл человеческой истории.
6) Гуманизм. Представители гуманизма (Э. Роттердамский, М. Монтень, Петрарка, Ж.-П. Сартр) утверждают, что человек - высшая ценность. Гуманисты на первое место ставят достоинство и права человека. Ренессансные гуманисты полагали, что человека нужно изучать таким каков он есть.
Человек обладает свободой выбора. Однако, свободу нельзя соотносить с произволом, со своеволием. Свобода выбора человека как личности связана с осознанием ответственности. Человек должен отвечать с найденный и реализованный им смысл жизни, поскольку его осуществление затрагивает жизнь других людей. Ответственность за реализацию своего предназначения человек осознает только в связи с признанием существования другого человека.
В истории философии можно выделить несколько ведущих положений, раскрывающих суть смысла жизни:
1. Смысл жизни трансцендентен самой жизни. Это означает, что смысл жизни находится за пределами жизни. Человеческая жизнь приобретает смысл,, если человек живет ради других людей, служит интересам семьи, нации, общества. Человек воплощает себя в своих потомках, передает им результаты своей деятельности.
2. Смысл жизни творит сам человек. Это положение развивает в своей философии Эпикур. Он утверждает, что человек должен наслаждаться своей жизнью, получать от жизни удовольствие. Значение позиции Эпикура в том, что поиск смысла жизни, Эпикур ведет с учетом, ценности жизни как таковой. Жизнь - ценность, человек должен с благодарностью принимать этот дар. Жизнь любого человека является неповторимой и уникальной.
На каждый этапе развития культуры формируется своя позиция в решении вопроса о смысле жизни. Особенно остро вопрос о смысле жизни звучит в эпохи кризисов, в переходные эпохи. Возникает осознание того, что не существует заранее заданного образца смысла жизни, который указывал бы человеку верную тенденции самореализации.
Человек должен развивать свои способности посредством творческой деятельности. Творчество должно получить признание со стороны общества. При этом, творческая деятельность должна приносить личностное удовлетворение. В вопросе о творчестве возникает некий парадокс. Каким содержанием должен быть наполнен смысл жизни, если человек понимает, что он смертен? С конца CC века в философии формируются такие течения как философия жизни, экзистенциализм, которые рассматривают вопросы о ничтожности человека перед смертью, о предопределенности человеческой жизни и деятельности.
Традиционные религии: иудаизм, христианство, ислам утверждают, что человек бессмертен. Путь духовного совершенствования позволяет человеку преодолеть, победить смерть. В христианстве человек наделен способностью к воскрешению. Достигнув высокого духовного развития, человек способен выйти за пределы природно-космического бытия. Смерть - начало новой жизни. В Исламе умершие должны воскреснуть. Они предстанут перед судом Аллаха, который знает обо всем содеянном каждым человеком. Он вынесет каждому приговор по его делам и заслугам. Праведники попадут в рай, а грешники - в ад.
1) человек - часть космоса, которая не исчезает бесследно. Человек после смерти входит в вечный круговорот жизни, он сохраняет свое бессмертие;
2) человек - человек не только часть общества, но и часть человечества. Человек оставляет свой вклад для жизни будущих поколений.
Подведем итоги
1. Проблема человека относится к числу важнейших проблем философии. Проблема человека разрабатывается философской антропологией. Философская антропология отвечает на вопрос: какова сущность человека, каков смысл его жизни.
2. Человек одновременно включен в сферу биологического и социального. Человек - часть природы. С этой точки зрения, человек принадлежит к высшим млекопитающим, представляя вид Homo sapiens. Отличительная черта биологической составляющей в человеке, в том что человек существует в сфере социального. Жизнедеятельность человека непосредственным образом связана с другими людьми. Жизнедеятельность человека неразрывна связана с обществом, историей, культурой.
3. Человек - субъект культурно-исторического процесса. Овладевая окружающим миром, человек производит орудия труда и инструменты. Деятельность - сущностная характеристика человека. Деятельность представляет собой форму человеческой активности, направленной на преобразование окружающего мира. Человек творит окружающий мир.
4. Человек соотносит свою деятельность, поступки с системой общественных ценностей. Возникает вопрос оправдания своей деятельности, соизмерение ее с деятельностью другого человека. Человек задается вопросом о смысле жизни, осознавая его как соотношение свободы и необходимости.
Проблеме смысла жизни ужемного веков. Эту тему
изучают социологи, психологи,этики, эстетики и философы. Но однозначного ответа на этот вопрос нет и поныне.Отсюда совершенно правомерен вывод о невозможности умозрительного ответа навопрос о смысле жизни, так как это вопрос не столько теоретический, сколькожизненно-практический.
Проблема смысла жизни внауке.
Размышления над проблемамисмысла жизни, нельзя игнорировать ту первоначальную сферу, в которой она какпроблема может не осознаваться, но в которой она назревает именно как проблема.Сфера эта-повседневность.
Человек и только он самопределяет своё предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основемысль о ценности человеческой жизни, причём ценности не только для самогочеловека, но и для общества, для других людей.
Признавая значение проблемыпоиска смысла жизни для каждого индивида, ряд современных философов ипсихологов категорически отрицают возможность постановки этой проблемы вобщетеоретическом плане, философском аспекте. Существует только смыслконкретной человеческой жизни. Утрата его равносильна смерти.
Представления о смысле жизниу каждого человека своё. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежноприсутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которымпринадлежит человек.
Вопрос о смысле жизничеловека – ключевая мировоззренческая проблема. От её решения зависитнаправленность его социальной деятельности. Не случайно религия и идеализм сдревнейших времён боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни.Раз Бог вдохнул в человека жизнь, значит, смысл жизни, и назначение человеказаключается в том, чтобы жить ради прославления своего творца, — таков исходныйпункт любой религии при всем различии вероучений и догм.
Атеисты всегда вели борьбу срелигиозными представлениями о смысле жизни.
Человек сам, а не по велениюсудьбы определяет свое назначение, строит свою жизнь. Это назначение, однако,никакое иное, чем — то, какое человек сам избрал для себя, исходя из своейприроды, своих способностей и стремлений, писал Л. Фейербах.
Смысл жизни человека нельзяискать вне самой его жизни. Это отмечал еще Гегель. “Всё что я хочу, — писалон, — самое благородное, самое святое, есть моя цель; я должен в этомналичествовать, я должен это одобрять, я должен находить это хорошим. Со всемисамо пожертвованиями всегда связано чувство удовлетворения, всегда связанонекое нахождение себя”. Правильно определить смысл своей жизни – это и значитнайти самого себя.
Проблемы смысла жизни.
Проблема смысла жизни имеетряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный,социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрываетзависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включёнсоциальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают просторили, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.
Смысл человеческой жизнинельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий,ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельностипо изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель изнание человека.
Смысл и цель человеказаключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей,это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и своюсобственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.
Этапы развития личности.
Исследую процессы развитияличности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни (“назначения”)человека:
развитие как смысл жизни, каксамоцель
всестороннее развитие каксмысл жизни нового типа личности
самореализация человека какдеятельное выполнение, осуществление им
Смысл жизни выступаетнаиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потребностей. Вконечном счёте, сама система потребностей определяется смыслом жизни: еслитаковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ведёт к гипертрофированномуразвитию материальных потребностей. И, наоборот, ставшее целью жизни духовноеразвитие господствует в структуре личности соответствующих духовныхпотребностей.
Смысл жизни определяется,прежде всего, конкретными историческими условиями, интересами и потребностями,общими историческими задачами данного класса. В конечном счёте, смысл жизниопределяется объективно существующей системой общественных отношений.
Личностное понимание смыслажизни.
Никто и ни что не избавитчеловека от необходимости строить смысл своей жизни, как строят дом, как сажаютдеревья вокруг него.
Подлинное понимание смыслажизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Здесьлюди не только понимают свой субъективный мир и не только и не столько познаютсвою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познаютобъективные общественные отношения.
Подлинное понимание смыслажизни предполагает предвидение; предвосхищение событий жизни. Оно оказываетнепосредственное влияние на весь ход жизни. В деятельности носителей подлинногопонимания смысла жизни наличествует нерасторжимая связь времён. Для нихпрошедшее – это не прошлое, безвозвратно ушедшее в небытие, а свой собственныйопыт, продолжающий воздействовать на течение всей их жизни.
Всё это говорит о том, чтолюди становятся носителями подлинного понимания смысла жизни в результатеосмысления своего социального бытия и действительности.
Роль человека в формированииценностных ориентаций.
Человек, преследующий высокиеидеалы и цели, энергично вмешивается в жизненные процессы, ускоряя их,сознательно вносит в действительность красоту, гармонию добра, становясь, самипри этом нравственно красивыми. Научное понимание смысла жизни сохраняетнепосредственную наглядность жизненных явлений, становясь, сродни чувствупрекрасного.
Смысл человеческой жизни (всамом широком понимании) состоит, следовательно, в социальной деятельности, вкоторой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и котораянаправлена не на потребление, а на преобразование. Удовлетворяя своипотребности, человек тем самым развивает их, что лежит в основе развитиясодержания жизни. Однако цели сами по себе не могут наполнять жизнь человекасмыслом и счастьем, ибо делать – это ещё не действительность, а всего лишьвозможность.
Она имеет объективнуюзначимость, смысл лишь постольку, поскольку выражает закономерности реальнойжизни, должна быть превращена в нечто реальное, материальное, т.е. воплотитьсяв процессе деятельности в определённый результат. До тех пор, пока цели нереализована в конкретной жизнедеятельности людей, она останется тольковозможностью, целью-мечтой, далеко от объективной действительности.
Доклад Н.А. Бердяева
“Судьба человека всовременном мире”.
Сейчас история нашей страны,да и всего мира протекает под знаком нестабильности, шаткости мира. В такойситуации человек теряется, его жизнь которую он строил годами, рушится, аидеалы меняются, меняются и цели и сам смысл жизни. Как известно история иногдаповторяется, о чём свидетельствует Доклад Бердяева, зачитанный на Съезделидеров Мировой Христианской Федерации в 1931г.
Всё в современном миренаходится под знаком кризиса, не только социального и экономического, но такжеи культурного, но и духовного кризиса, всё стало проблематическим. Мир пришёл вжидкое состояние, в нём не осталось твёрдых тел, он переживает революционнуюэпоху и внешне и внутренне, эпоху духовной анархии. Человек живёт в страхеболее чем когда- либо, под вечной угрозой, весит над бездной. Современныйевропейский человек потерял веру, которой он пытался в прошлом веке заменитьхристианскую веру. Он не верит больше в прогресс в гуманизм, спасительностьнауки, спасительность демократии, он сознаёт неправду капиталистического строяи изверился в утопии совершенного социального строя. Вся Европа потрясенаневероятными событиями в советской России, охваченной новой верой, новойрелигией, враждебной религии христианской.
Но в одном современныйчеловек оптимистичен и полон веры, у него есть кумир, которому все приносятжертву. Тут мы подходим к очень важному моменту в современном состояниидуховного мира. Современный человек верит в могущество техники, машины, иногдакажется, что это единственное, во что ещё верит. Для его оптимизма в этомотношении есть, казалось бы, очень серьёзные основания. Головокружительныеуспехи в нашу эпоху есть настоящее чудо греховного природного падения мира.Человек потрясён и подавлен могуществом техники, перевернувшей всю его жизнь.Человек сам её создал, она продукт его гения его разума, его изобретательности,она детище человеческого духа. Человеку удалось расковать скрытые силы природыи использовать их для своих целей, внести теологический принцип в действие силмеханико-физико-химических. Но овладеть результатами своего дела человеку неудалось. Техника оказалась сильнее самого человека, она подчинила его себе.Техника есть единственная сфера оптимистической веры современного человека,самое большое его увлечение. Но она же приносит человеку много горечи иразочарований, она порабощает человека, ослабляет его духовность, грозит емугибелью. Кризис нашего времени в значительной мере порождён техникой, с которойчеловек не в силах справиться. И это кризис прежде всего духовный. Природныймир, в котором в прошлом привык жить человек, уже не представляется вечнымпорядком.
Этот доклад был зачитан в1931 году, сейчас 1999, но проблемы практически теже. Только теперь они гораздоглубже и серьёзнее, на пороге нового тысячелетия человек с головой ушёл втехнический мир, мир виртуальной реальности, придумал себе другой мир. Тогдакак реальный мир находится на пороге гибели. Смогут ли современные наукипредотвратить эту гибель? Это вопрос скорее риторический, время покажет.
Вопрос смысла жизни иценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука трактует его по-своему, нонеоспоримо влияние на формирование этих понятий исторических, социальных,экономических и политических процессов. Каждый человек должен определить цельсвоей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современноммире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходномматериалом в “машине” социальных преобразований, нужно найти своё место в жизнии обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или егопотеря равносильно гибели.
Вопрос 14. Проблема смысла жизни в философии.
Вопрос 15. Проблема смерти в философии.
Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. От всех других живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении всей своей индивидуальной жизни он никогда не достигает "целей" жизни родовой, исторической; в этом смысле он постоянно не реализуемое адекватное существо. Человек не удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность содержит в себе причины творческой деятельности, не заключенные в непосредственных ее мотивах. Поэтому призвание, задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.
Буддизм: человек живет для того, чтобы прервать цепь перерождений и никогда больше не возрождаться. Христианство - восхождением человека к богу. Основная миссия человека характеризуется как спасительная, испытательная, и назидательная. Ислам: человек живет для того, чтобы потом воскреснуть. Средневековая Ф. - теоцентризм, в библии одна из главных проблем жизнь после смерти. Жизнь человека мука. Затем эпоха рационализма - человек механизм - смертен. Задача не умереть раньше времени, выработать максимально свой ресурс; а затем эпоха просвещения - смертен - руководствуйся всеми ценностями(!) - побуждает к активности. Ф. существования главная проблема смерти и бессмертия. Практический смысл проблемы: определяет систему ценностей и направления поведения.
В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступит момент, когда он задастся вопросом о конечности своего индивидуального существования. (а если лучше об этом не думать?). Человек единственное существо которое осознает свою смертность (так ли?). Первой реакцией, следующей за осознанием своей смертности, может быть чувство безнадежности и растерянности. Преодолевая это чувство человек существует отягощенный знанием о грядущей смерти, которое становится основополагающим в последующем духовном развитии человека. Наличием такого знания в духовном опыте человека и объясняется острота, с которой перед ним встает вопрос о смысле и цели жизни. В связи с этим на страницах философской литературы часто фигурируют вопросы: имеет ли жизнь человека какой либо смысл и ценность? Стоит ли жизнь того чтобы жить? При положительном ответе бытую следующие точки зрения: смысл жизни – в согласии с собственной природой и удовлетворении потребностей, в получении наслаждения и радости, в развитии творческих способностей и труде на благо общества. И наконец можно встретить взгляд, согласно которому смысл жизни – в самом существовании. Это многообразие взглядов свидетельствует о том, на сколько противоречивы оценки цели жизни.
Смерть - естественный конец всего живого. Жизнь - форма существования материи, возникающая при определенных условиях в момент ее образования. Задача каждого человека - всесторонне развивать все свои способности и по мере возможностей вносить свой личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. В этом и заключается смысл жизни отдельной личности, который она реализует через общество, но таков же и смысл жизни общества и человечества в целом.
Вопрос 16. Мировоззрение. Особенности философского мировоззрения.
Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д.
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях — повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.
2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. жизнь — это главная ценность человека, безопасность человека — это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. 3. Эмоционально-волевой компонент.
Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение.
Практический компонент. Мировоззрение — это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.
По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида.
Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии.
Вопрос 17. Категории материи и сознания.
Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: "какой смысл жизни человека?", но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.
Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.
Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.
Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому индивид может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.
Смысл жизни человека: философия
Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.
Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.
Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.
Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.
Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.
Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.
В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.
Смысл и ценность жизни человека , соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.
Смысл жизни человека - философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.
Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.
Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, саморегуляция и самообладание. Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.
Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.
Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.
Цель и смысл жизни человека
Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.
По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.
Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.
Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.
Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.
Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включённость в общественную жизнь.
Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.
Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.
Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.
Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.
Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.
Смысл жизни и предназначение человека
Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.
Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.
Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.
Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.
Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.
Читайте также: