Структура и функции культуры шпора по
Культура– это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а так же в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Культура- это культурное обобщение всего (А.Ф. Лосев).
Структура культуры – так же не простое дело. С одной стороны, она вобрала в себя материальные и духовные ценности, с другой, включает в себя деятельность людей, нынешних поколений, опирающуюся на оставленное им наследство предшествовавших поколений.
Культура - явление многоплановое и многоуровневое. Принято делить культуру на 2 формы: материальную и духовную.
Материальная культура – совокупность материальных ценностей, созданных человеком или вовлеченных им из природного окружения в сферу своей деятельности. Она охватывает всю сферу материально-производственной деятельности человека и её результаты (орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.).
Духовная культура – связана с духовными ценностями. Она охватывает сферу духовного производства и его результаты, т.е. сферу сознания (познания, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).
При рассмотрении данного вопроса следует обратить внимание, что подобное деление культуры на материальную и духовную достаточно условно, потому что мы определяем структуру в процессе теоретического анализа культуры.
Вся культура подразделяется на мировую, являющейся синтезом лучшем достижением всех национальных культур, и на национальную, которая в свою очередь выступает синтезом культур различных классов, социальных слоев и групп соответствующего общества, своеобразие и оригинальность которой проявляется как в духовной (язык, литература, живопись, музыка, религия), так и в материальной (особенности экономического труда, традиции труда и производства) сферы жизни и деятельности.
Функции культуры
Многоуровневый характер структуры культуры предполагает и разнообразие её функций. Возможный вариант, в котором выделяется следующие функции:
1. Возделывание, взращивание духа. Её ещё называют человекотворческой или гуманистической. С ней связаны все остальные и вытекают из нее.
2. Трансляции (передачи) социального опыта, исторической преемственности. Её называют еще информационной функцией, т.к. культура является фактически единственным механизмом сохранения, приумножения, распространения и передачи знаний, опыта, накопленного человечеством.
3. Познавательная или гносеологическая. Она находит свое выражение в науке и в научном поиске.
4. Регулятивная или нормативная. Она проявляется в системе зафиксированных в морали и праве, обычаях и обрядах, норм и требований общества ко всем своим членам общества.
5. Коммуникативная или семиотическая, или знаковая, носителями которой являются словесный язык, язык науки, а так же специфические языки музыки, кино и т.п.
6. Ценностная или аксиологическая, которая отражает качественное состояние культуры.
Выделяются так же функции разграниченияиинтеграции человеческих групп, имеется в виду, что культура всегда предстает перед нами в какой-то определенной национальной исторической форме, в многообразии, которое составляет богатство мировой цивилизации, социализации (человекотворческая), которая выполняет важную задачу, делая из первобытной биологической особи разумного общественного человека.
Типология культуры
Очень важным является вопрос о социальной типологии культуры, т.е. классификация культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.
Основой построения типологии культуры является ведущий признак. Он позволяет выделить отдельные культуры, различать и объединять их в группы по наличию или отсутствию данного признака.
Помимо социальной типологии культуры, не менее важное значение имеет историческая типология, которая отражает динамику культуры, т.е. ее развитие. В Европейской традиции XIX-XX вв. существует два направления, две модели теоритического осмысления культурно-исторического процесса:
1. Линейная модель трактует культурно-исторический процесс как поступательное движение.
2. Циклическая модель (или круговая) – рассматривает культурно-исторический процесс как смену локальных обособленных культур.
Линейная схема в понимании исторического развития культуры утвердилась во второй половине XIX в. в рамках этнографической школы эволюционистов (Л. Морган, Э. Тайлор). Культура здесь рассматривается, как процесс развертывающийся лишь по восходящей прямой.
В 20 веке идею единого происхождения человечества и единой истории культуры отстаивал немецкий философ К. Ясперс.
В Мировой истории он выделяет 4 эпохи:
Культура предстает здесь как круговорот локальных цивилизаций, которые практически не связаны между собой.
Ход истории выражается в смене вытекающих друг из друга культурно-исторических типов.
Данилевский насчитывает 10 самобытных типов культур (греческая, римская, индийская, китайская и т.д.), целиком или частично исчерпавших возможности своего развития.
2. Идеациональный тип культуры. Характеризуется преобладанием рационального мышления, понимания реальности как нематериальной, не чувственной, имеет духовные потребности, обладает высокой степенью их удовлетворения. Как своим содержанием, так и своей формой, данное искусство выражает основную посылку идеациональной культуры – основная реальность, ценность – Бог. Поэтому тема идеационального искусства сверх чувственные царства Бога. Его герои – Бог, ангелы, святые и грешники, а так же душа во всех ее проявлениях – спасение, воплощение, искупление. Искусство полностью религиозно. Цель его не развлекать, не веселить, не доставлять удовольствие, а приблизить верующего к Богу.
3. Идеалистический тип культуры. Основан на интуитивном виде познания, в котором как бы соединены два первых типа и который выступает посредником между идеациональной и чувственной формами искусства. Культура 13-14 веков в Западной Европе, так же как и греческая культура 5-4 веков до н. э. были преимущественно идеалистическими культурами.
Современное понятие культуры - очень многозначно. С его помощью пытаются охватить весь спектр человеческой деятельности и человеческих отношений, что само по себе вряд ли выполнимо. Считается, что в научной и философской литературе существует более 400 определений культуры. Хотя кто их считал – не известно. Однако, можно говорить об основных подходах к исследованию культуры. Отметим самые распространенные: ценностный (культура как совокупность ценностей); деятельностный (совокупность форм деятельности); поведенческий (совокупность форм поведения); релятивный (человеческие отношения); нормативный; (совокупность норм); знаковый (совокупность знаков); когнитивный (деятельность сознания); игровой (совокупность игр); информационный (культура как информация).
В самом широком смысле слова под культурой понимают совокупность АРТЕФАКТОВ, то есть всех искусственных предметов, производимых человеком, в отличиеот предметов и явлений, существующих в природе. В узком смысле КУЛЬТУРА – совокупность всех форм жизнедеятельности людей и результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях.
Основные функции культуры. Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Все остальные функции подчинены ей. Назовем основные их них: информационная функция (накопления знаний и опыта); коммуникативная (диалог, общение между людьми); регулятивная (регулирует поведение людей); креативная (создание артефактов, идей, норм); функция отбора (отборценностей); функция передачи социального опыта; интегрирующая функция (объединяет людей одной культуры); дезинтегрирующая (разъединяет людей разных культур) и др.
Структура культуры.Культура – сложное социальное образование, имеющее свою развернутую структуру. Во-первых, в культуре принято различать: материальную и духовную стороны. Хотя такое деление весьма условно, так как эти стороны тесно между собой взаимосвязаны.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА– совокупность всех видов материальной производственной деятельности и материальных ценностей.
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА –духовная деятельность людей и духовные ценности. По творцам и субъектам культуру делят на индивидуальную групповую и культуру общества в целом. Можно различать: этническую, национальную, классовую, общечеловеческую культуру. В историческом плане вполне оправдано выделяют: первобытную культуру, а также культуру рабовладельческого, феодального и буржуазного и др. общества.
Формы культуры. В большинстве европейских стран к началу ХХ века сложились две формы культуры: высокая культура и народная культура.
ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА (элитарная) –это профессиональная деятельность представителей науки, философии, литературы, искусства и лучшие образцы результатов этой деятельности (изящное искусство, классическая музыка и литература). Она создавалась и воспринималась элитой общества.
Массовая культура, как правило, носит коммерческий характер. Для нее характерны примитивизация отношений, между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса.
Кроме того, в любом обществе существует множество подгрупп, потребляющих различные культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих отдельную группу от большинства общества, называют СУБКУЛЬТУРОЙ. Примерами могут служить молодежная субкультура, субкультура, врачей, ученых, военных др. Наличие субкультуры вовсе не означает, что та или иная группа выступает против господствующей в обществе культуры, хотя общество может относиться к некоторым субкультурам с неодобрением и недоверием. В свою очередь, отдельные группы могут вырабатывать нормы и ценности, которые противоречат господствующей в обществе культуре. На основе таких норм и ценностей формируется КОНТРКУЛЬТУРА. Это может служить причиной непониманий и конфликтов в обществе.
По сферам деятельности можно выделить: производственную культуру (культура труда; нравственную; религиозную; правовую; политическую; экономическую; экологическую;, философскую; художественную культуры.
Если рассматривать культуру изнутри, то можно обнаружить те элементы, из которых она состоит. Таких элементов может быть множество, но среди них всегда имеются главные, определяющие или фундаментальные элементы культуры.По мнениюантропологов, культура состоит из четырех элементов: 1) понятия (концепты). Они содержаться, главным образом, в языке. Следовательно, язык так же, как и понятие, важнейший элемент культуры 2) Отношения, то есть взаимосвязи между понятиями. 3) Ценности (материальные или духовные). 4) правила, нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.
ЦЕННОСТИ – это предметы или качества человеческой жизни, которые являются значимыми для человека и могут носить как материальный, так и духовный характер. Ценности формируют ценностные ориентации, которые выражают личную зависимость человека, направленность его духовных устремлений и практической деятельности. Изучение ценностей человека представляет большой практический интерес. Этим занимается особый раздел философии аксиология.
Шпоры по культорогии
Культурология.doc
1. Сущность культуры, ее структура и функции.
Также под культурой понимают:
- результаты деятельности человечества
- степень совершенства способов деятельности
- степень духовной развитости личности.
Духовная культура включает в себя науку, мораль, нравственность, право, религию, искусство, образование. Материальная – орудия и средства труда, технику и сооружения, производство, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.
Структурно культура включает в себя:
систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию.
Также изучаются следующие аспекты культуры:
- статика и динамика культуры
-материальная и духовная культура
-мировая и национальная культура
-передача накопленного опыта, -репродуктивная функция, -социализация личности, -познавательная функция, -ценностная функция, -нормативная функция, -коммуникативная функция,-творческая функция
2. Сущность, структура и функции материальной культуры. Техника как составная часть современной материальной культуры.
Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Материальная культура включает в себя орудия и средства труда, технику и сооружения, производство и технологии, пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта и т. д.
-культура труда и материального производства
-культура места жительства (дома, деревни, города)
-физическая культура человека.
-удовлетворение материальных и духовных потребностей
-реализация мыслей, творчество
-материальное закрепление накопленного опыта.
Техника – это средство преобразования среды, природы и самого человека, а также посредник между человеком и природой, задающий тип отношений между ними.
Как культурная ценность техника рассматривается в 3 аспектах:
-как объект – это приборы, инструменты, машины
-как знание (техническое) — умения, правила, теории
-как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования
Человек развивает технику, воплощая в ней свои мысли, преобразуя природу. При этом человек сам становится частью созданного им технического мира. Достижения техники дают много новых возможностей, однако неправильное использование техники может привести к экологическим, ядерным или социальным катастрофам.
3. Динамика культуры. Типы культурных изменений. Источники и факторы культурной динамики.
Динамика культуры описывает изменения или модификацию черт культуры во времени и пространстве. К ней относятся средства, механизмы и процессы, которые описывают изменение культуры.
Культурная динамика бывает:
-интеграционной или дезинтеграционной
-восходящей или нисходящей
-эволюционной или революционной.
Также культурные изменения различаются по месту и длительности:
-крупномасштабные (период до 1000 лет)
-микромасштабные (до 100 лет)
-быстропроходящие (несколько лет).
Источниками культурной динамики являются:
-инновации (открытие нового)
-обращение к культурному наследию (переоценка и использование культурного опыта)
-культурные заимствования (целенаправленное подражание)
-культурная диффузия (стихийное распространение).
Каналами распространения культурного опыта являются, например, торговый обмен, туризм, миграция, колонизация, миссионерство, шпионаж.
Процесс целенаправленного заимствования культурных ценностей носит селективный (избирательный) характер. Перенимаются только те культурные ценности, которые: могут быть поняты и использованы, могут быть полезны, могут удовлетворить потребности.
Также процесс культурного заимствования зависит от характера и интенсивности культурных контактов.
Общество создало систему культурным учреждений, которые сохраняют, передают и аккумулируют культурный опыт. В частности, к таким источникам знаний относятся музеи и библиотеки, школы и университеты.
4. Мифология в разные периоды развития культуры. Познавательная функция мифа. Устойчивость мифологического сознания.
Миф – фантастическая, вымышленная картина мира в целом, места в нем общества и человека.
В первобытном обществе человек не осознавал свою индивидуальность, считал себя частью своего рода и природы. Мифология как коллективное сознание давала человеку опору, надежду и цель, воодушевляла и объясняла смысл жизни.
Мифология первобытного общества стала начальной формой человеческого мышления, источником более развитых форм мышления: религиозного, художественного, философского, научного. Мифы или сказки воспитывают каждого из нас в детстве, они служат источником вдохновения художников и ученых, даже рациональные теории содержат элементы мифологического мышления. Творческая личность сама создает себе мифологию из любого материала. Миф объясняет противоречия действительности, создает благоприятные условия для творчества и познания. Мифология как источник вдохновения является не только достоянием древности, но реально и существующим явлением настоящего. Также устойчивости мифологического сознания способствует одобрение коллектива, закрепление мифа как национальной идеи или идеологии общества.
5. Место религии в системе культуры. Нормативное и ценностное значения мировых религий.
Религии как форма духовного освоения мира осуществляет мысленное преобразование мира, его организацию в сознании. В ходе этого процесса вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие поведение человека, его отношение к миру. Конкретные образцы, ценности и нормы поведения вырабатывают морально-правовая и эстетическая системы. Религия же обосновывает и узаконивает существование самого ценностно-нормативного порядка, придает нормам и ценностям абсолютный характер. В системе религиозного мировоззрения существует особый элемент – сакральный мир, с существованием которого соотносит свою жизнь человек. Религия противопоставляет мирскому, социальному ценности веры, надежды, любви, утверждает приоритет духовного над материальным.
Религия состоит из 3 элементов:
мифология, представления; эмоции, чувства; обряды, действа.
Мировоззренческая, легитимизирующая (узаконивающая), интегративная (сплачивающая), компенсанаторная (утешительная), коммуникативная, регулятивная
Религия является социальным институтом, представляющим собой сложную централизованную и иерархичную систему. Основная ее функция – осуществление нормативного воздействие на членов общества, формирование у них определенных целей, ценностей, идеалов.
6. Наука, ее роль в различных культурах.
Наука – это сфера человеческой деятельности, которая вырабатывает и систематизирует знания о действительности. Цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Объект – предметы и явления природной и социальной среды. Языком науки является мышление в понятиях. Наука состоит из естественных, общественных и технически наук.
Первоначально знания носили практический характер, которые были нужны для руководства конкретными видами человеческой деятельности. В странах Древнего Востока (Вавилоне, Египте, Индии, Китае) было накоплено значительное количество такого рода знаний, которые представляли собой зачатки будущей науки. Предпосылкой развития науки можно считать и мифологию, задачей которой было построение целостной картины мира.
В Древней Греции теоретическое знание отделилось от мифологии, стало комбинацией науки и философии. Такое знание называлось натурфилософским. Древнегреческая наука дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. Греки искали объективные законы действительности, стали использовать при этом систему абстрактных понятий и доказательный способ рассуждения. Древнегреческая наука создала первые теоретические системы в области геометрии , механики , астрономии .
В эпоху Средневековья большой вклад в развитие науки сделали ученые Востока и Средней Азии. Они сохранили древнегреческую традицию и обогатили ее в новых областях науки. На развитие науки в Европе оказала влияние христианская церковь. В Европе зародилась схоластика, алхимия и астрология. Появились новые научные методы: опыт и наблюдение.
В новое время наука служила потребностям капиталистического производства. В эпоху Возрождения наука отделяется от религии. Для проверки новых теорий использовался эксперимент. Большие успехи науки этого времени дали основу идее познаваемости мира. В XVII в. благодаря открытиям в физике, химии, биологии сложилась механистическая картина мира. Развиваются науки о человеке и обществе.
На рубеже XIX-XX веков произошел кризис классической науки. Это было вызвано новыми открытиями и методами, которые не укладывались в существующие концепции. Кризис подтолкнул к совершению новой революции в науке, которая началась в физике и распространилась на все науки.
Во второй половине XX века наука сближается с производством, изменяется организационная форма науки. Усиливается связь науки со всеми сферами общественной жизни. Происходит углубление и интеграция отраслей науки. Комплексное развитие науки дает надежду на решение глобальных проблем человечества, связанных с энергетикой, ростом численности населения, освоением космоса.
7. Художественная культура, ее функции.
Сущность художественной культуры заключается в том, что художник образно познает и моделирует фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Любая область художественной культуры, всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Художественный образ – это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, воплощенное в глине, краске, камне, звуках, фотографии. Виды искусства – это устойчивые формы творческой деятельности, различающиеся по способам его материального воплощения:
изобразительное искусство, литература, музыка, архитектура и прикладное искусство
Искусство оказывает эстетическое воздействие на личность. Автор перерабатывает события и факты, взятые из действительности, воспроизводит новую реальность – художественный мир.
3 основные функции искусства:
Краткий конспект по культурологии
2.1. Понятие "Культура", его эволюция. Сущность культуры
Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.
Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.
В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования.
В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека".
Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком "+".
Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам Н.Бердяева "существующие культуры в форме национального бытия её частей, совсем не означает непременного зоологического и низменного состояния взаимной вражды и истребления." "Всякая национальность - есть богатство единого и братски объединённого чел., а не препятствие на его пути."
Достоевский: "Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через национальное." Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою национальность. Таким образом культура - это единство общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур.
Национальная культура в свою очередь - синтез народной и учённой культуры, культуры различных классов и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык, культура труда, экономическая культура, наука и т.д.). Поэтому классовое в культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к оценке деятельности людей, поступков. нельзя преувеличивать, что может привести к самоизоляции данной культуры от общего развития мировой культуры.
Связь с прошлым, традиция - одна из фундаментальных характеристик культуры. Вопрос о соотношении традиции и новаторства - одна из вечных проблем культуры.
Традиции - формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым - к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.
Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной культуры.
Массовая культура - коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами.
2.2. Структура культуры
Фундаментальные элементы культуры
· Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое.
- Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).
- Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.
2.3. Функции культуры
Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.
- Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).
· Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой
· Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативная функция.
- Информационная функция
- Знаково-символическая (семиотическая) функция
· Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.
· Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.
· Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.
Такое многообразие перечисленных групп определений подтверждает тот факт, что культура является сложным общественным феноменом. Она влияет на труд, быт, досуг, менталитет, образ жизни как всего общества в целом, так и отдельной личности. Развитие культуры тесно связано с прогрессом человечества, его перспективами. Усвоение культуры - важный залог человеческой цивилизации, сохранение общечеловеческих ценностей. Таким образом, культуру можно рассматривать как совокупность достижений в обществе в результате материального и духовного развития.
Культуру как целостную систему принято делить (условно) на две формы: материальную и духовную.
Материальная культура охватывает всю сферу материально–производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, жилище, предметы повседневного обихода, одежду, средства транспорта и т. п.
Духовная культура складывается из ценностного переосмысления всей совокупности полученных человеком знаний, общепринятых вкусов и приоритетов, и использует для этого все формы общественного сознания: философию, науку, мораль, право, искусство. Особая роль духовной культуры состоит в том, что она пробуждает в человеке личность.
К структурным элементам духовной культуры традиционно относят:
- интеллектуальные (наука, образование);
- эстетические (искусство и литература);
- социальные (речь, быт, обычаи, право, политика);
Результаты различных видов деятельности человека, получивших высокое общественное признание, переходят в разряд духовных ценностей. Их принято квалифицировать по двум основным признакам: содержанию и степени распространения. По содержанию они соответствуют трем основным направлениям: науке, нравственности и искусству.
Научные ценности – это проверенные практикой человеческие знания, наиболее объективные и устойчивые во времени.
Нравственные ценности отражаются в нормах, правилах, поступках, обычаях, законах и направлены на усовершенствование человеческих отношений.
Художественные ценности воплощаются в искусстве и отражают посредством творчества социальные устремления и идеалы.
В соответствии с носителями, выделяют мировую и национальную культуры.
Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.
Национальная культура представляет собой достояние культур различных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразие национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и в материальной (традиции производства, труда, ведения хозяйства сферах жизни и деятельности народа). Каждый народ, создавая собственную национальную культуру, вносит вклад в мировую культуру. В результате диалога и общения происходит взаимное культурное обогащение.
Научно-технический прогресс, развитие международных отношений, экономическая интеграция стали факторами, которые влияют на интернационализацию культуры. Они побуждают к усилению и углублению взаимодействия и взаимопроникновения культур, к развитию интеграционных процессов в этой сфере, но и порождают разнообразные противоречия, поскольку характер и последствия процесса взаимодействия культур во многом зависят от социальных условий. Взаимопроникновение и обособление, связи и противопоставления - вот диалектика современного культурного процесса.
В условиях развития независимой Украины одним из основных направлений государственной политики является национальное возрождение украинского народа, всестороннее развитие его культуры, усвоение лучших традиций историко-культурного прошлого, его ценностей, воспитание на этих принципах молодого поколения.
Виды культуры: массовая, элитарная, субкультура, контркультура.
Мир массовой культуры многолик: приключенческая и детективная литература; кинопродукция со сценами убийств, драк, ужасов, эротики, поп-музыка, реклама, спорт и многое другое. Массовая культура не требует от человека размышлений, знаний, так как строится на непосредственных эмоциональных реакциях.
Важное место в массовой культуре принадлежит искусству, предназначенному в ней для удовлетворения простейших эстетических запросов. Оно, в большей своей части, поставлено на поток и превращено в прибыльную сферу бизнеса.
Основными средствами распространения массовой культуры являются СМИ (средства массовой информации): пресса, радио, телевидение, интернет.
Элитарная культура (от фр. Elite – отборное, выбранное, лучшее) – это субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Ее можно рассматривать как главный механизм разрушения сложившихся стереотипов, так как она целенаправленно противостоит культуре большинства.
Различают политические и культурные элиты.
Субкультура – это культура автономных социальных групп внутри господствующей культуры. Они обладают собственными ценностями, обычаями, нормами. Являясь закрытыми образованиями, они не претендуют на то, чтобы заместить собою господствующую культуру.
Контркультура– это зачастую, резкое неприятие или критическое отношение к общепризнанной культуре. Однако не следует контркультуру воспринимать только с негативной точки зрения, как проявление бунтарства со стороны отдельных социальных групп (битники, хиппи, эму, скинхеды и др.). Распад старых форм жизни и появление новых ценностных ориентиров приводит к интенсивному брожению. В данном случае контркультуру можно рассматривать как механизм культурных новаций. Примерами могут служить: движение киников в античности и движение романтиков в конце просветительской эпохи, возникновение христианства в языческом сознании.
Являясь неотъемлемым атрибутом существования человека, культура охватывает все виды человеческой деятельности. Ни одна сфера жизни: экономика и политика, семья и образование, досуг и спорт, искусство и нравственность – не возможны вне культуры.
Будучи сложной и многоуровневой структурой, культура проявляется в следующих функциях:
1. информативная (исторической преемственности). Ее задача заключается в передаче социального опыта от поколения к поколению в пространстве и времени.
2. познавательная (гносеологическая) направлена на систематизацию знаний, познание мира и человека в нем.
3. нормативная (регулятивная) выступает как система норм, определяет выбор ценностей, поддерживает социальное равновесие. Регулятивная функция культуры опирается на мораль и право.
4. ценностная (аксиологическая) отражает качественное состояние культуры. Критериями оценки выступают нравственность и интеллект.
5. знаковая (семиотическая). В результате изучения существующих знаковых систем: письменности, языка, традиций, обрядов происходит овладение достижениями культуры.
6. человекотворческая (социализации). Главной ее целью является формирование всесторонне развитой личности. С этой функцией тесно связана воспитательная.
Читайте также: