Типичные и уникальные формы возникновения государства шпора
Закономерности возникновения государства и права. Типичные и уникальные формы возникновения государства.
3. Военно-политические предпосылки: борьба за территорию, за власть, за подчинение других народов, за иные ресурсы.
1. Возникновение государства - это длительный исторический процесс.
2. Государство возникает объективно, т.е. не возникнуть на определенном папе развития общества оно не может.
3. Государство возникает тогда и там, где и когда возникают антагонизмы - неустранимые противоречие внутри общества (частая собственность и интересы экономически господствующего класса требуют защиты), а также противоречия между обществом и природой (для подчинения водной стихии и возможности жить на берегу Нила древние египтяне были объединены под властью фараона).
4. Общество нуждается в государстве, поэтому государство, возникнув, не исчезнет. Общественные отношения постоянно усложняются, следовательно, усложняются функции государства.
Понятие формы государства. Ее элементы
Форма государства - это способ организации политической власти в государстве, выражающийся в характере политических взаимоотношений между населением и государством, охватывающий политический режим, форму правления и форму государственного устройства. Элементы формы государства:
1.Форма правления - элемент формы государства, который характеризует порядок формирования, структуру и правовое положение высших органов государственной власти (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними.
2.Форма государственно-территориального устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства и представляющий собой территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
3.Политический (государственный) режим – элемент формы государства, представляет собой систему методов, способов и средств осуществления политической власти в государстве.
Понятие формы правления, ее виды.
Цивилизационный подход.
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
2) феодальный (экономически господствующий класс феодалов имеет право собственности на землю, зависимых крестьяне несут обязательные повинности в виде барщины и оброка за право пользоваться землей. Государство имеет классовую сущность; право защищает интересы только феодалов)
Цивилизация - это исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах организации жизни и деятельности людей, характере их взаимоотношений, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
1. У.Ростоу выделяет типы государств в зависимости от уровня экономического развития - доиндустриальное (преобладает сельское хозяйство), индустриальное (промышленность), постиндустриальное (информационные технологии).
2. А.Тойнби выделяет типы государств в зависимости от общности географических признаков (европейские, латиноамериканские, африканские), религиозных признаков (православные, исламские, протестантские)
3. Г.Кельзен: в зависимости от степени участия человека в принятии государственных решений - демократические и автократические.
4. Г.Еллинек: - в зависимости от исторического времени и характера государственного объединения: древневосточные деспотии, древнегреческое и древнеримское (рабовладельческие), средневековые, современные.
12. Монархия как форма правления. Признаки монархии:
1. существование единоличного носителя верховной власти - монарха, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно. 2. наследственный порядок преемственности верховной власти; 3. монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа (чаще всего подчеркивается божественное происхождение монарха); 4. отсутствие юридической ответственности монарха как главы государства; 5. бессрочный характер власти монарха
а) восточно-деспотические; б) античные (рабовладельческие); в) феодальные, которые в свою очередь подразделяются на:
- раннефеодальные, отличавшиеся большой степенью децентрализованности;
- сословно - представительные, в которых власть монарха была ограничена тем или иным сословно-территориальным представительством
- абсолютные (абсолютизм, самодержавие), в которых власть полностью принадлежит одному лицу
д) буржуазные, в которых власть монарха ограничивается конституцией и парламентом и которые подразделяются на:
- дуалистические, когда монарх сохраняет всю полноту исполнительной власти (в частности, назначает министров, ответственных перед ним);
- парламентарные, когда монарх как глава исполнительной власти ограничен в правах, а назначаемые им члены правительства зависят от вотума доверия парламента (например, Япония, Испания, Великобритания, Швеция).
Понятие и признаки права.
Право - система общеобязательных нормативных предписаний, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, выражают баланс индивидуальных и общественных интересов и регулируют социально значимые общественные отношения путем предоставления субъективных прав и возложения юридических обязанностей.
Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера);
Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов);
Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения);
Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей);
Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме, четко и определенно).
Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм).
35. Понятие формы (источника) права. Виды форм права.
Формы права — это способ выражения вовне государственной воли, юридических правил поведения, способ объективирования правовых норм. Под источником права понимаем:
1) Источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества, формы собственности, интересы людей)
2) Источник в идеологическом смысле (правовые учения, доктрины)
3) Источник в формально-юридическом (сам документ, изданный в официальной форме)
Виды форм права:
Нормативно-правовой акт - документ, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение (к их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т. п.);
правовой обычай — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового договора);
Нормативный договор (между государствами) – Конвенции
Закономерности возникновения государства и права. Типичные и уникальные формы возникновения государства.
3. Военно-политические предпосылки: борьба за территорию, за власть, за подчинение других народов, за иные ресурсы.
1. Возникновение государства - это длительный исторический процесс.
2. Государство возникает объективно, т.е. не возникнуть на определенном папе развития общества оно не может.
3. Государство возникает тогда и там, где и когда возникают антагонизмы - неустранимые противоречие внутри общества (частая собственность и интересы экономически господствующего класса требуют защиты), а также противоречия между обществом и природой (для подчинения водной стихии и возможности жить на берегу Нила древние египтяне были объединены под властью фараона).
4. Общество нуждается в государстве, поэтому государство, возникнув, не исчезнет. Общественные отношения постоянно усложняются, следовательно, усложняются функции государства.
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. К достоверно установленным обстоятельствам, связанным с происхождением государства можно отнести то, что:
ü государство существовало не всегда. Первые государственные образования возникли около 5 тыс. лет назад: до этого в течение 1,5 миллионов лет существовала первобытная организация общества;
ü возникло как продукт общественного развития;
ü на определенном отрезке времени;
ü в ходе длительного исторического процесса;
ü под влиянием целого ряда факторов (экологический, религиозный, национальный, психологический, и др.)
ü общество как саморазвивающаяся и самоуправляемая система имеет свои собственные механизмы и стимулы развития.
Налаживание производства в масштабе общества и социальное расслоение шли как два взаимосвязанных процесса, но в общем процессе формирования того или иного государства какой-либо из них мог иметь и имел превалирующее значение.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность тоже постепенно тоже превращалась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияние оказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабных общественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем и др.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичной власти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели много общего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощным чиновничьим аппаратом, экономическую основу их составляла государственная собственность. Здесь не наблюдалось отчетливо выраженной классовой дифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников, и управляло ими, т.е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства на территории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частной собственности на землю, скот, рабов.
1. Уникальная форма характеризуется:
§ европейским стилем типом производства (Рим, Афины, Греция):
§ влияние экономического фактора в форме свободного рынка, который привел к появлению частной собственности, социальному расслоению общества, возникновению городов-государств.
§ Классово-социальное расслоение общества до образования государства.
2. Типичная форма характеризуется:
§ азиатским способом производства, в основе которого общественное земледелие, обмен продуктами жестко контролируется властью,
§ государство возникло до расслоения общества
§ различные формы собственности появились после образования государства
§ классовое расслоение общества также после образования государства.
От форм возникновения государства надо отличать пути формирования механизма (аппарата) государства. Эти пути могли быть присущи и уникальной и типичной форме.
Наука выделяет 3 пути:
1. Аристократический (классический). Он характеризуется сохранением воли представителям родовой власти. Они смогли с учетом изменяющегося общества приспособиться, сохранив свои властные полномочия. (Афины).
2. Олигархический. В раннем классовом обществе родовые органы не смогли сохранить свое влияние и трансформироваться в государственные органы, они постепенно сошли с исторической арены. Их место заняли и сформировали органы публичной власти слои населения, ставшие собственниками больших богатств в рыночном хозяйстве. Этот путь ярко проявился в Риме (плебеи сформировали органы публичной власти).
3. Плутократический (военный). Он по своей природе близок к аристократическому. Но здесь органы власти сформировали военачальники. Они передавали свою власть по наследству.
Общественная власть в первобытном обществе.
Общеизвестно, что государство существовало у народов не всегда, его образованию предшествовал первобытнообщинный строй – древний тип коллективного или кооперативного производства. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится коллективным ,т.е. совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей.
Формой социальной организации в тот период (после первобытного стада) был род, причем не только как объединение людей, связанных узами родства (происходящие от одного прародителя), но и как общественная группа, сложившаяся для совместного ведения хозяйства. В эпохи бронзового и железного веков изменились производственные отношения – коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность .
Стала другой общественная организация – первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Роды объединялись в племена, а последние – в союз племен. Возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества. Хотя принудительная власть уже существовала, но она являлась неполитической, т.к. не была связана с государством.
Власть – древнее и повсеместное, универсальное свойство любой социальной организации, в который элемент властвования и элемент подчинения сказываются во всем, что будучи составлено из нескольких частей, представляет единое целое.
Власть вначале не давала никаких материальных преимуществ, а покоилась только на авторитете. Впоследствии она стала видоизменяться и принимать новые, не свойственные ей изначально формы.
Закономерности возникновения государства. Типичные и уникальные формы возникновения государства.
Вопрос о причинах возникновения государство открыт до сих пор. Важную роль сыграло разделение труда. Первым крупным разделением было отделение земледелия от скотоводства, вторым – появление ремесел. Разделение труда привело к росту производительности и возникновению частной собственности. Родоплеменная власть стала неспособной управлять разделенной на классы общиной. Появилось государство.
По мнению других, родоплеменное образование постепенно привело к государству, сохраняя историческую приемлемость и стадии. Одной из таких стадий была военная демократия (еще сохранились органы родового самоуправления + военные начальники).
В современной науке доминирует мнение, что основным является восточный путь появления государства. Здесь знать, занимавшая общественные должности плавно трансформировалась в органы. Частная собственность не играло роли в восточном пути развития. На этот путь оказали влияние ирригация и ее эксплуатация. Все восточные государства были деспотическими монархиями. Классов в восточном обществе не было. Была иерархия. Высшее положение занимали правители – советники – военные – среднее чиновничество- свободные общинники ( не имели собственных средств производства) Таким образом, государство востока выступало организатором процесса производства и эксплуататором общества.По другому пути развивалась Европа, где главным фактором были классы. Как думали ранее, первобытный строй сменило рабовладельческое государство. Но исследованиями это не подтвердилось. Зависимость общинников не была рабской. Они зависели только от государства, а не от посредников. Таким образом, восточный путь был типичным для возникновения государства.
В качестве примера рабовладельческого государства ссылались на Рим, однако исследования показали, что рабовладельческое государство существовали еще раньше. Таким образом, рабовладельческое государство это не универсальная форма государственного устройства, а уникальная. Типичным был путь раннеклассового государства. §1. Афинская форма возникновения государства
Как развилось государство, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых органов и, в конце концов, полностью заменив их настоящими органами государственной власти; как место подлинного "вооруженного народа", защищавшего себя собственными силами в своих родах, фратриях и племенах, заняла вооруженная "публичная власть", которая была подчинена этим государственным органам, а следовательно, могла быть применена и против народа, - все это, по крайней мере в начальной стадии, мы нигде не можем проследить лучше, чем в Древних Афинах. 7
Одним из первых толчков к государственности в Афинах стали реформы Тезея. Перемена состояла прежде всего в том, что в Афинах было учреждено центральное управление, то есть часть дел, до того находившихся в самостоятельном ведении племен, была объявлена имеющей общее значение и передана в ведение пребывавшего в Афинах общего совета. Благодаря этому нововведению афиняне продвинулись в своем развитии дальше, чем какой-либо из коренных народов Америки: вместо простого союза живущих по соседству племен произошло их слияние в единый народ. В связи с этим возникло общее афинское народное право, возвышавшееся над правовыми обычаями отдельных племен и родов; афинский гражданин, как таковой, получил определенные права и новую правовую защиту также и на той территории, где он был иноплеменником. Второе, приписываемое Тезею, нововведение состояло в разделении всего народа, независимо от рода, фратрии или племени, на три класса: эвпатридов, или благородных, геоморов, или земледельцев, и демиургов, или ремесленников, и в предоставлении благородным исключительного права на замещение должностей. Впрочем, это разделение не привело к каким-либо результатам, кроме замещения должностей благородными, так как оно не устанавливало никаких других правовых различий между классами. 8 Однако исходя из этого можно сделать вывод - первая попытка образования государства состоит в разрыве родовых связей путем разделения членов каждого рода на привилегированных и непривилегированных и разделения последних, в свою очередь, на два класса соответственно роду их занятий, что противопоставляло их, таким образом, один другому. Новые группы, образовавшиеся благодаря разделению труда сначала между городом и деревней, а затем между различными городскими отраслями труда, создали новые органы для защиты своих интересов; были учреждены всякого рода должности. А затем молодому государству для ведения отдельных небольших войн и для охраны торговых судов потребовались, прежде всего, собственные военные силы, которые у занимавшихся мореплаванием афинян могли быть первоначально только морскими силами. Были учреждены навкрарии, небольшие территориальные округа, по двенадцати в каждом племени; каждая навкрария должна была поставить, вооружить и снабдить экипажем одно военное судно и, кроме того, выставляла еще двух всадников. Это учреждение подрывало родовое устройство двояким образом: во-первых, оно создавало публичную власть, которая уже не совпадала просто-напросто с совокупностью вооруженного народа; во-вторых, оно впервые разделяло народ для общественных целей не по родственным группам, а по проживанию на одной территории. 9
Следующим известным реформатором стал Солон. Он разделил граждан на четыре класса (пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты) по размерам землевладения и его доходности; 500, 300 и 150 медимнов зерна (1 медимн = приблизительно 41 литру) были минимальными размерами дохода для первых трех классов; имевшие меньшие доходы или совсем не владевшие земельной собственностью попадали в четвертый класс. Все должности могли замещаться лишь представителями высших трех классов, а самые высокие должности - только представителями первого класса; четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать в народном собрании. Кроме того, деление на четыре класса служило основой для новой организации войска. Первые два класса поставляли кавалерию, третий должен был служить в качестве тяжеловооруженной пехоты, четвертый - в качестве легкой, не имевшей защитных доспехов пехоты или во флоте, и притом получал, вероятно, за свою службу плату. 10 Здесь, таким образом, в организацию управления вводится совсем новый элемент - частная собственность. Права и обязанности граждан государства стали устанавливаться соразмерно величине их земельной собственности, и в той же мере, в какой стали приобретать влияние имущие классы, начали вытесняться старые кровнородственные объединения; родовой строй потерпел новое поражение. При Солоне был принят курс, которого еще долго придерживалось Афинское государство, курс на укрепление государственности.
Принципиально новым стало деление введенное Клисфеном. Если до него классовая природа общества характеризовалась делением граждан на разные сословия, то теперь делили не их, а территорию, на которой проживали эти самые граждане. Вследствие чего вся Аттика была разделена на сто самоуправляющихся общино-кругов, или демов. Живущие в каждом деме граждане (демоты) избирали своего старейшину (демарха) и казначея, а также тридцать судей, которым были подсудны мелкие тяжбы. Демы получали также собственный храм и бога покровителя или героя, для которого они выбирали священнослужителей. Высшая власть в деме принадлежала собранию демотов. По мнению выдающегося американского учёного, этнографа, социолога, историка – Льюиса Генри Моргана: Возникающее государство начало в Афинах с той же самой единицы, к которой приходит современное государство в результате своего высшего развития. 11
Венцом всех этих реформ явилось афинское государство, которое управлялось советом, состоявшим из пятисот избранных представителей десяти племен, а в последней инстанции - народным собранием, куда имел доступ и где пользовался правом голоса каждый афинский гражданин; наряду с этим архонты и другие должностные лица ведали различными отраслями управления и судебными делами. Ко всему прочему, афиняне учредили и полицию, настоящую жандармерию из пеших и конных лучников, то есть существовали правоохранительные органы. 12
Подводя итог Афинской форме возникновения государства можно сделать следующий вывод: возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно, с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, - кратковременная узурпация власти Писистратом не оставила никаких следов, - с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства, демократическая республика, возникает непосредственно из родового общества и, наконец, потому, что нам достаточно известны все существенные подробности образования этого государства.
§2. Древнеримская форма возникновения государства
Для древнеримской формы возникновения государства характерна ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями. Патриции - члены римской родовой общины, составлявшие коренное население Древнего Рима, которое собственно и считалось римским народом. Они сообща владели землей, для решения важных вопросов своей общины собирались по куриям. Плебеи - это население, образовавшиеся из покоренных жителей других латинских общин, а также из чужестранцев. Поэтому они стояли вне родовой организации римской общины патрициев и не могли участвовать в куриатных собраниях, небыли представлены в Сенате, не имели доступа к общинной земле. Входе этой борьбы плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой. В результате этих побед общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью. К примеру, утвердилось равноправие всех свободных граждан, закрепился принцип, согласно которому всякий гражданин был одновременно земледельцем и воином, установилось и весомое социально-политическое значение сельской общины, которая всегда оставалась собственником общинной земли. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства в среде свободных граждан и формирование частной собственности как важного фактора классообразования.
Положение качественно изменилось лишь к концу II в. до н.э. с началом массового обезземеливания крестьян-общинников. С другой стороны, в результате непрекращающихся завоеваний в городах и сельских местностях скапливается такая масса рабов, что римская семья, которая традиционно выполняла децентрализованно функцию подавления и удержания и повиновения несвободных, оказалась не в состоянии ее осуществлять. (Между II в. до н.э. и II в. н.э. из 60-70 миллионов населения всей Римской империи полноправных свободных граждан насчитывалось не более 2 миллионов человек —- около 3%.) В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи и удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы привела во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины. 13
Итак, в главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватила власть, формируя выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения — плебеи. Представители пришлых племен, лично свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возросло. Их длительная борьба против патрициев — родовой римской аристократии, — развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, накладывалась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства. Так и в Риме, еще до упразднения так называемой царской власти, был разрушен древний общественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо него создано было новое, действительно государственное устройство, основанное на территориальном делении и имущественных различиях. Публичная власть сосредоточилась здесь в руках военнообязанных граждан и была направлена не только против рабов, но и против так называемых пролетариев, отстраненных от военной службы и лишенных вооружения. Завоевание франками значительных территорий Римской империи, с одной стороны, со всей очевидностью показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на этих территориях, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа. С другой стороны, это завоевание разрушило рабовладельческие порядки и ускорило переход к феодализму на месте некогда могущественной Римской империи. Так возникло древнегерманское государство.
§4. Азиатская форма возникновения государства
Азиатская (восточная) форма возникновения государства представлял собой плавный переход, перерастание первобытного, родоплеменного общества в государство. В современной археологии и этнографии сформулирован вывод о переходе в рассматриваемых обществах от первобытнообщинного строя к раннеземледельческим, раннеклассовым образованиям, в которых деление общества на различные социальные группы складывалось постепенно, в течение многих веков, сочетаясь с пережитками общинного строя. Для таких обществ характерно становление неравенства высших и низших слоёв населения, основанного на разделении труда внутри общины; четкая фиксация трудовых и управленческих функций разных слоёв населения, как правило, соответствующих земледельческому циклу и закрепляемых в агрокалендарях; выделение аппарата учета и контроля за производством и распределением продуктов при отсутствии развитого продуктообмена внутри общины. 17
Научные поиски в области археологии, этнической и политической антропологии, проведенные в XX столетии, свидетельствуют о том, что первые признаки государственности появились не в Европе, а на Азиатском континенте (нынешний Ирак, Китай и т.д.). Первые государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Янцзы и др., т. е. в зонах поливного земледелия. 18
В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существенно превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом. Вместе с тем все это обусловило сохранение сельскохозяйственных общин и соответственно общественной формы собственности на основное средство производства — землю. Поскольку, как и прежде, все произведенное обобществляется, а затем перераспределяется, и это перераспределение осуществляется вождями и старейшинами (к которым позднее присоединяются служители культа), то именно в их руках оседает и скапливается общественное достояние. 19
Таким образом, азиатский (восточный) вариант возникновения государственности отличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась в государственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная (коллективная) собственность также постепенно превратилась в государственную. Частная собственность тут не имела существенного значения.
§3. Древнегерманская форма возникновения государства
Древнегерманская форма возникновения государства явилась следствием внешнего насилия - завоевания франками Римских территорий. 14
Германцы, по свидетельству Тацита, были очень многочисленным народом. Приблизительное представление о численности отдельных германских народов мы получаем у Цезаря; он определяет число появившихся на левом берегу Рейна узипетов и тенктеров в 180000 человек, включая женщин и детей. Для того, чтобы разместить такое количество людей, необходима огромная территория. Военное наступление германцев по всей линии Рейна, римского пограничного вала и Дуная, от Северного до Черного моря - прямое доказательство все большего роста населения, которое стремилось к расширению своих владений. В конце V века путь в Римскую империю, обессиленную, обескровленную и беспомощную, был открыт для вторгнувшихся германцев. 15 Германские варвары в награду за то, что освободили римлян от их собственного государства, отняли у них две трети всей земли и поделили ее между собой.Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого требовались органы принуждения. Однако невозможно было ни принять массы римлян в родовые объединения, ни господствовать над ними посредством последних. Во главе римских местных органов управления, вначале большей частью продолжавших существовать, надо было поставить вместо римского государства какой-то заменитель, а этим заменителем могло быть лишь другое государство. Органы родового строя должны были поэтому превратиться в органы государства, и притом, под давлением обстоятельств, весьма быстро. Но ближайшим представителем народа-завоевателя был военачальник. Защита завоеванной области от внутренней и внешней опасности требовала усиления его власти. Наступил момент для превращения власти военачальника в королевскую власть, и это превращение совершилось. А следовательно и превращение родоплеменного строя в государственный. 16
Читайте также: