Взаимосвязь философии культуры и науки шпора
ФИЛОСОФИЯ (греч. phileo — люблю, sophia — мудрость; любовь к мудрости) — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.
НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объек-тивных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиоз-ным, мифологическим, философским постижением мира.
Ф. возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемых мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. Произошедшее в этот исторический период усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений и многообразия новых видов деятельности потребовало выработки новых мировоззренческих ориентаций. Как ответ на этот исторический вызов появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции. Последующее развитие Ф. было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древних восточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Здесь была относительно слабо развитая рационально-логическая компонента и связь с наукой, но зато довольно детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания, принципы и технология житейской мудрости, нравственного воспитания и духовного самоконтроля. Все эти мировоззренческие ориентации естественно включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций с характерными для них ориентациями на воспроизводство существующего социального уклада жизни, кастово-клановой иерархии и закрепления индивидов в системе строго определенных корпоративных связей.
Иной тип философствования возник в лоне античной культуры. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на торгово-ремесленных отношениях, демократии и характеризующаяся наибольшим динамизмом по сравнению с других видами традиционных обществ. Здесь складывалась Ф., ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знания. В античной Ф. в зародышевой форме обозначились основные исследовательские программы развития будущей западной Ф. Античность была начальным этапом этого развития.
Последующими основными этапами стали: Ф. европейского Средневековья, развивавшаяся в системе христианской культуры; ее синтез с античной философской традицией в эпоху Возрождения; Ф. Нового времени и эпохи Просвещения; Ф. 19 в., определившая переход от доминирования классических философских систем (немецкая классическая Ф. была завершающим этапом господства этого типа философствования) к первым неклассическим философским учениям второй половины 19- начала 20 вв. (марксизм, эмпириокритицизм, Ф. жизни, ранний фрейдизм); новейшая (современная) западная Ф. 20 в. сочетает неклассические философские направления (экзистенциализм, феноменология, Ф. психоанализа, философская антропология, философская герменевтика и др.) с сохранением классической традиции (неотомизм, неогегельянство и др.).
Н. ставит своей целью выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Поскольку в деятельности могут пре-образовываться любые объекты — фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состояния человеческого сознания и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследования. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиеся по своим естественным законам. Она может изучать и человека как субъекта деятельности, но тоже в качестве особого объекта.
Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для Н., отличает ее от иных способов познания.
Признак предметности и объективности знания выступает важнейшей характеристикой Н., но он еще недостаточен для определения ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знания может давать и обыденное познание. Но в отличие от него Н. не ограничивается отражением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации.
Постоянное стремление Н. к расширению поля изучаемых объектов безотносительно к сегодняшним возможностям их массового практического освоения, выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики Н., отличающие ее от обыденного познания . Прежде всего — это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого связаны между собой. Истинность знаний проверяется здесь непосредственно в наличной практике, так как знания строятся относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку Н. постоянно выходит за эти рамки, она лишь частично может опереться на наличные формы массового практического освоения объектов. Ей нужна особая практика, с помощью которой проверяется истинность ее знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте. Остальные связываются между собой логическими связями, что обеспечивает перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие Н. характеристики: системная организация, обоснованность и доказанность знания.
Далее, Н., в отличие от обыденного познания, предполагает применение особых средств и методов деятельности. Она не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике. Кроме них ей необходимы особые средства деятельности — специальный язык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы. Именно эти средства обеспечивают исследование все новых объектов, в том числе и тех, которые выходят за рамки возможностей наличной производственной и социальной практики. С этим же связаны потребности Н. в постоянной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения. Метод в Н. часто служит условием фиксации и воспроизводства объекта исследования; наряду со знанием об объектах, Н. систематически развивает знание о методах.
Наконец, существуют специфические особенности субъекта научной деятельности. Субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации. Для Н. же этого недостаточно — требуется особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применять свойственные Н. средства и методы при решении ее задач и проблем. Кроме того, систематические занятия Н. предполагают усвоение особой системы ценностей. Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научного исследования. Эти ценностные установки составляют основание этики Н., запрещающей умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требующей постоянной инновационной деятельности, вводя запреты на плагиат. Фундаментальные ценностные установки соответствуют двум фундаментальным и определяющим признакам Н: предметности и объективности научного познания и ее интенции на изучение все новых объектов, безотносительно к наличным возможностям их массового практического освоения.
В эту шпаргалку по философии входят лекции, отвечающие на следующие вопросы:
1. Предмет философии. Специфика философского знания.
2. Мировоззренческое содержание философии. Философия, мировоззрение, медицина.
3. Научное содержание философии. Философия, наука, медицина.
4. Проблемы философии, их роль в медицине,
5. Функции философии в культуре общества, медицине, личности врача.
6. Становление философии в цивилизациях Древней Индии и Древнего Китая: специфика, достижения, современное значение.
7. Классические философские системы античности (Платон, Аристотель): достижения, современное значение.
8. Натурфилософия и антропологические учения античной философии: достижения, современное значение.
9. Средневековая философия: специфика, основные учения, достижения, значение в культуре и медицине.
10. Философия эпохи Возрождения: специфика, учения, значение в культуре и медицине.
11. Эмпирическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
12. Рационалистическая западноевропейская философия 17 - нач. 18 в.: учения, достижения, значение в культуре и медицине.
13. Немецкая классическая философия: специфика, достижения, значение в культуре и медицине.
14. Неклассическая философия 19 вв. специфика, учения, значение в культуре и медицине.
15. Зарубежной философии 20 в.: основные направления, достижения, значение в культуре и медицине.
16. Русская философия: специфика, основные учения, значение в культуре и медицине.
17. Проблема бытия и его атрибутов в философии: содержание, место в структуре философского знания.
18. Философская, научная, религиозная модели бытия: содержание, значение для медицины.
19. Современная философия и наука о составе, типах, строении бытия.
20. Содержание проблемы сознания и парадигмы её решения. Проблема сознания в медицине.
21. Генезис сознания как проблема философии.
22. Содержание проблемы жизни и парадигмы её решения. Проблема жизни и медицина.
23. Аксиологические проблемы понимания жизни и медицина.
24. Диалектика; её исторические формы, принципы и функции, значение для медицины.
25. Развитие как атрибут бытия, основные законы развития. Методологическая роль законов диалектики в медицине.
26. Категории детерминизма: причина и следствие необходимость и случайность, возможность и действительность - их методологическое значение в медицине.
27. Категории состава: сущность и явление, содержание и форма, система и структура - их методологическое значение в медицине.
28. Общество как система бытия. Теоретические модели философского познания общества.
29. Природа и общество: основы взаимодействия. Традиционная и техногенная цивилизации, их влияние на природу.
30. Содержание проблемы человека и парадигмы её исследования. Человек в системе медицинского знания.
31. Сущность и качества человека в контексте современной науки, философии, медицины.
32. Антропогенез как проблема философии и науки.
33. Человек и здоровье: гуманитарный и медицинский аспекты.
34. Культура: проблема сущности и типологии. Человек как творец и творение культуры.
35. Мораль и нравственность в системе культуры общества и личности.
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
37. Личность и её ценностные ориентации.
38. Содержание глобальных проблем современной цивилизации. Роль медицины в их решении.
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
40. Познания как система. Творчество в познании и практика.
41. Истина, вера, интуиция в системе познавательной деятельности и в медицине.
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
44. Структура научного познания, методы и формы.
45. Биоэтика и философско-этические проблемы в медицине.
46. Философско-методологические основания медицины.
47. Человек как биосистема и проблема здоровья в техногенной цивилизации.
48. Научные революции и смена типов рациональности.
49. Социальная философия об экономической системе общества: содержание, функции.
50. Социальная философия о социальной системе общества: содержание, функции.
51. Социальная философия о политической системе общества: содержание, функции.
52. Социальная философия об идеационной системе общества: содержание, функции.
53. Общественная динамика: общественный прогресс и его движущие силы.
54. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека.
Вопросы и ответы
Ответы на вопросы:
1. ПРЕДМЕТ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ НАУКИ. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
2. Логико-эпистемологический, социологический и культурный подходы к исследованию науки.
3. Особенности научного познания. Ценность научной рациональности.
Особенность науч. познан.- объективность науки при изучении объектов (учитываются законы их функционирования и развития). Это отличает от других форм познавательной деятельности. Так, например, в процессе художественного освоения действительности много субъективного. Любое отражение предметов объективного мира в искусстве одновременно выражает отношение человека к предмету. Рациональность — тип мышления. Эффективная деятельность по достижению поставленных целей, то есть соответствие намерений целям. Различают закрытую и открытую рациональность: 1) закрытая реализуется в режиме заданных целеориентиров, но является универсальной. Рациональное в закрытой рациональности м. не быть таковым в открытой. Например, решение производственных проблем не всегда рационально в экологическом контексте; 2) открытая позволяет проводить рефлексивный анализ альтернативных познавательных практик, предполагает внимательное и уважительное отношение к альтернативным картинам мира. Её связывают с антидогматизмом. Н. рациональность — специфический вид рациональности, характерный для н. Отличается более точным объяснением всех основных св-в и максимально достижимой определенностью.
4. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ. ЛОГИКА И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ.
Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике. Философию интересует мир в целом. Нау́ка – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Свои выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки личностное, эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания. Функцией науки является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Цель науки – описание, объяснение процессов и явлений действительности. Если определенная наука может развиваться, не учитывая опыт другой науки (физика, например, может существовать без опыта истории искусства), то в философии все иначе. В ней принимается совокупный опыт: науки, искусства, религии, права и др. В философии ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая, французская и греческая. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики. К основным разделам философии относятся логика и методология. Методология – система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Метод – совокупности определенных правил, приемов, способов познания и действия. Главное предназначение метода – решение познавательных и практических проблем. Логика, главное внимание направляет на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.
5. Роль науки в современном образовании и формировании личности.
Нау́ка —вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Образование – это процесс развития личности, который осуществляется как педагогами, так и личностью самостоятельно. Наука есть во всех сферах человеческой деятельности. Особенно значима ее роль в образовании. Наука оказывает большое влияние на образовательный процесс и может изменить всю структуру обучения. Процесс образования служит интересам общества и личности. Формирование современного типа личности не просто передача знаний, но и процесс обработки, окультуривания личности учащегося. Образование – непрерывный процесс, который проходит в рамках учебных заведений и в процессе всей жизнедеятельности людей. Процесс образования объединяет в себе обучение и воспитание. Без повышения качества образования невозможно эффективное применение современной техники. Наука формирует убеждения и отношение человека к миру. Наука составляет одно из приоритетных направлений деятельности любого цивилизованного государства.
6. Функции науки в жизни общества.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.Наука всегда опирается на сложившиеся в обществе культурные традиции, нормы и ценности. Основная функция науки – производство новых знаний об окружающем мире. Эти знания необходимы, чтобы объяснить факты, с которыми приходится встречаться. Предсказательная функция позволяет предвидеть новые явления и события. Функция понимания событий и явлений. Культурная функция науки обнаруживает себя как процесс формирования человека в качестве субъекта деятельности и познания. Проблема, связанная с классификацией функций науки, до сих пор остается спорной потому, что наука, развиваясь, возлагает на себя новые и новые функции. В настоящее время выделяются 2 общие для образования и науки функции. Во-первых, это функция направлена на выживание человечества и заключается в передаче накопленных знаний последующим поколениям. Вторая, тесно связанная с ней экологическая функция направлена на сохранение природы для существования человека.
7. Генезис науки. Понятие преднауки.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Генезис, в науке – описание происхождения, возникновения, развития объектов. Генезис науки – процесс, растянутый во времени на тысячелетия. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. (Преднаука появляется в ответ на простейшие, но настоятельно необходимые запросы хозяйственной жизни людей: счет предметов, измерение площадей земельных участков, объемов те) Античная наука — формирование первых научных теорий : астрономия, ботаника, геометрия. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна.
8. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Генезис, в науке – описание происхождения, возникновения, развития объектов. Генезис науки – процесс, растянутый во времени на тысячелетия. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. Античная наука — формирование первых научных теорий: геометрия и др. Условиями возникновения первой теоретической науки, как геометрия, стало введение абстрактных объектов (точки, прямые и плоскости). Переход от преднаучной к научной стадии развития в античной геометрии был связан с отказом от эмпирического изучения предметов и обращением к теоретическому исследованию их геометрической формы. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна.
9. Средневековая наука
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Периоды развития науки: Преднаука – зарождение науки в цивилизациях Древнего Востока: астрологии, геометрия, грамоты. Античная наука — формирование первых научных теорий: геометрия и др. Средневековая магическая наука — формирование экспериментальной науки на примере алхимии. Особенности С.Н. являются: 1. Рациональность – постижение явлений на основе разума и чувственного опыта. 2. Объяснение явлений с точки зрения религии. 3. Экспериментальность – утверждение, что мир создан для человека, который имеет право его переделывать. 4. Явления природы делаются символами церкви, например, Луна – это образ Церкви, отражающая божественный свет; ветер – символ Духа и т. д. 5. Знания о природе познаются через познание Бога. Основные черты С.Н.: – Всякая деятельность человека, противоречащая догматам церкви, запрещалась. С помощью пыток и сожжения на костре инквизиция жестоко пресекала всякое инакомыслие. Открытия законов природы, противоречащие церкви, стоили средневековым ученым жизни. Это привело к застою научного познания. Развивались арифметика, астрономия, необходимые для вычисления религиозных праздников. Новые взгляды на мир и человека сделали научные открытия, новые теории и подготовили базу последующей научной революции. Были сделаны открытия идея бесконечности Вселенной. Научная революция и классическая наука — формирование науки в современном смысле. Неклассическая наука — наука эпохи кризиса классической рациональности: теория эволюции Дарвина, теория относительности Эйнштейна
10. Становление опытной науки в новоевропейской культуре.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Эпоха нового времени в западноевропейской истории знаменуется быстрым развитием естественных наук: физики, химии, астрономии, математики, среди которых ведущей становится физика. Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии – проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеологическая проблематика становится центром философствования в XVII в. Новое время провозглашает науку наиболее важной деятельностью человека, способной избавить его от всех бед и страданий. В период Нового времени происходит разложение феодализма происходит зарождение и развитие капитализма, что связано с прогрессом в науке и технике, увеличением производительности труда. Меняется сознание людей и мировоззрение в целом. Бурно развивается наука, в особенности экспериментальное естествознание, основы которого заложил Г. Галилей. Основные результаты новоевропейского мышления, выразившие революционизацию духовной сферы: 1) происходит освобождение науки от влияния Святого Писания, анализ святых писаний считается уделом монастырей, а не университетов. 2) Демократизация и эффективация научного поиска. 3) Натурализация мышления, которое опирается теперь на основу законосообразности, объектно-сущей природы.
11. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно-организованной науки.
Научная дисциплина понимается как систематизации научного знания, связанная с осознанием общих норм и идеалов научного исследования, с формированием научного сообщества, научной литературы, с созданием автономных организаций, ответственных за образование и подготовку кадров. Дисциплинарная организация науки обеспечивает доведение результатов научной работы до людей, превращает их в образцы на основании которых создаются учебники и излагаются знания. Дисциплинарно организованное знание возникает, когда накопленное знание передается другим поколениям. Для обучающегося знание это дисциплина, а для обучающего – доктрина (т.е. учение, принцип). Стремление все организовывать, систематизировать, приводить в порядок, приводит к тому, что все знания преподносятся как дисциплины, которые делятся на научную и учебную. В средних веках были созданы университеты, которые выполняли 2 функции: учебного заведения и научных лабораторий. Дисциплинарная организация учеб. процесса, основана на палочной дисциплине. Подчинение учащихся определенным нормам. Уставы университетов определяли порядок чтения книг Библии и т. д. Была введена оплата труда преподавателей. Формами обучения в это время были лекции и диспуты (спор сознаний). У истоков науки как профессиональной деятельности стоит Френсис Бэкон, утверждавший, что наука нуждается в обновлении. Для этого нужно создать сообщества ученых, в которых разделить труд: одни собирают сведения из книг, другие проводят опыты, третьи делают выводы.
12. НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ КАК СЛОЖНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное знание – система знаний о законах природы, общества, мышления. Научное знание составляет основу научной картины мира. Основа научной картины мира эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент. Эмпиризм придает значение фактам и недооценивает мышление, которым невозможно выявить объективные законы. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание). При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений.
13. ОСОБЕННОСТИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов, опирающийся на непосредственное наблюдение, эксперимент. Эмпиризм придает значение фактам и недооценивает мышление, которым невозможно выявить объективные законы. Единственным источником познания считается опыт, чувственное познание (живое созерцание). При этом содержание знания сводится к описанию этого опыта. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Сбор фактов, описание наблюдений, их систематизация, классификация – характерные признаки эмпирического познания. Эмпирическое, опытное исследование направлено на объект (описание, сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент), а его важнейшим элементом является факт. Любое научное исследование начинается со сбора и систематизации фактов (фрагментов действительности, объективные события и др.).
14. СПЕЦИФИКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ И ЕГО ФОРМЫ
Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них имеет свою специфику. Эмпирический – основанный на опыте, изучении фактов. Эмпирический уровень выступает в качестве основы, фундамента теоретического. Теоретические представления возникают на основе обобщения эмпирических данных. В то же время они влияют на обогащение и изменение эмпирических знаний. Теоретический уровень научного знания – установление законов, на основании которых описываются и объясняются эмпирические ситуации, то есть познания сущности явлений. Результатами теоретического познания становятся гипотезы, теории, законы. На теоретической стадии науки преобладающим является мышление – процесс отражения действительности, раскрывающий на основе чувственных данных ее закономерных связей, понятий, категорий и др. Формы теоретического познания – проблема, гипотеза, теория и закон. Проблема – то, что не познано человеком и нужно познать. Гипотеза – предположение, которое нуждается в доказательстве. Теория – отображение закономерности действительности. Например классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина и др.
15. Основания науки и их структура. Идеалы и нормы научного исследования.
Наука – вид человеческой познавательной деятельности, направленный на получение объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении. Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два уровня – эмпирический (опыты) и теоретический (мышление). Истина — основная цель и ценность науки. Основания научных знаний: – научная картина мира; идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи. Научная картины мира, его основа эксперимент, который позволяет подтвердить достоверность суждений. В основе религиозной картины мира лежит вера. Идеал – наглядно созерцаемый образ цели. Идеал перестает существовать при достижении цели. Нормы познания – регулирует, указывает границы своего применения. Проблемы оснований науки в том, что научный прогресс развивается непрерывно.
ВОПРОС 1. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА. ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ
Философия и наука.
Решение проблемы "наука ли философия?" зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию. Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение. Во-первых, основания любой науки (той же математики – символа научной строгости) являются весьма неопределенными, только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанными в этом своем качестве. Они могут быть разными и даже альтернативными.
Во-вторых, и на "верхних этажах" науки есть свои неоднородности: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования. В-третьих, наука - это общественный институт, т. е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в котором находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.
Философия в наше время тоже институционализирована. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, т.е. непротиворечивость, интерсубъективность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, – это доказательность. В философии, считают многие, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду (reductio ad absurdum), но никогда – доказать[1].
Можно согласиться в данной связи с У. Джемсом, видевшего в философии "коллективное имя для вопросов, на которые не получены ответы к удовлетворению тех, кто их поставил"[2]. Ядро научного знания, несомненно, составляет знание истинное, т. е. доказанное или принципиально (через конечное число шагов) доказуемое. Без доказательства, хотя бы принципиального, та или иная сумма знаний может быть названа наукой лишь "из чувства вежливости".
Философия, разумеется, не беспочвенна – она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли доказывать философии, если сама она никаких конкретных проблем не решает? Задача у нее иная – предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска таких решений и доказательств.
Вообще, связь между философией и наукой, на первый взгляд, довольно странная: как только что-то созревает для действительно научного, доказательного освещения, оно тотчас же выпадает из философии. Куда? В конкретную или специальную науку. Философия, таким образом, выступает в качестве прагипотезы (первой, изначальной гипотезы) человеческого мышления. Ее работа всегда пионерская, первопроходческая. Это первый и потому, наверно, такой несовершенный познавательный зондаж мира.
Исторически данная тенденция просматривается достаточно четко. Когда-то, скажем, психология была частью философии, философской дисциплиной. Но как только у нее появились свои конкретно-эмпирические методы исследования, она стала вполне самостоятельной наукой, притом не только содержательно, но и организационно. Аналогичная ситуация и с логикой. Традиционная, аристотелевская, логика – область традиционного философского исследования. Современная же, или символическая, логика – это уже раздел математики, математическая дисциплина (с философскими вопросами логики)[3].
Странной рассматриваемая связь является еще и потому, что она неоднозначна: различным философским школам и направлениям она представляется по-разному. Одни, как, например, экзистенциалисты, занимают откровенно антинаучную позицию. Для Хайдеггера, в частности, "измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа"[4]. Другие же, например, позитивисты, прямо-таки преклоняются перед наукой, ее нормами и идеалами. Ныне такая позиция называется также сциентизмом.
Разумно, по всей видимости, было бы настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически и с мировоззренческой целью обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя, вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру. Слишком резкие противопоставления философии и науки ни к чему хорошему нас не приведут. Можно и поспорить тут с Бердяевым, настаивающим на том, что "философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной".
Пусть философия и не наука, но научной (ориентирующейся на науку, ее достижения, "гносеологические уроки") она может быть вполне. Не очень неправильно будет и сказать, что философия – это особая, или весьма специфическая, наука.
Взаимосвязь философии и науки.
Философия (в силу своей синтезирующей, интегрирующей роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного сознания. В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру. С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования.
В тесной взаимосвязи философии со всеми другими формами общественного сознания коренятся как причины ее духовной силы, предсказательных возможностей, так и противоречия ее исторического развития. Исторические судьбы философии складывались так, что неоднократно (в разные эпохи развития общества) в различных исторических ситуациях осуществлялись попытки избавиться от философии (прежде всего по причине ее критического отношения к действительности), "растворив" ее в других формах общественного сознания[5].
В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.
Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука ("наука наук"). Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.
И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия – это философия. Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений. Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии.
Вместе с тем было бы неправильно, подчеркивая специфичность философии как формы общественного сознания, отрывать философию и науку, противопоставлять философское познание науке, научному познанию мира. Сущность познания (именно как познания, а не оценки мира) реализовывается, прежде всего, в науке. Но и для философии характерна значительная познавательная функция. Философию роднит с наукой общая установка на рациональное обоснование знания, на доказательность формулируемых ими положений. На этой основе философия и наука теснейшим образом взаимодействуют. Рационально обосновывая достижения различных форм общественного сознания, философия обогащается таким содержанием, которое отсутствует в науке, но оказывается ей полезным, помогает вырабатывать методологические и мировоззренческие ориентиры научного познания[6].
Такие общие ориентиры познания наука заимствует у философии. Так было, например, в ХVII в., когда зарождалось классическое естествознание. Генезис классического естествознания опирался на достижения материалистической философии в разработке метода (метафизического) познания приводы. Такая же связь имеет место в настоящее время в условиях современной научно-технической революции.
Только характер ее стал более сложным, многообразным. Сформировались новые структуры в системе сознания, которые обеспечивают взаимосвязь философии и науки. В качестве таких структур выступают: научная картина мира, мировоззренческие ориентиры и идеалы познания, методологические установки познания, стиль мышления и др.
Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.). Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека. Философия как бы "достраивает" науку до человека[7].
Теснейшим образом связано с философией естествознание как отрасль науки. Эта связь двойственная. С одной стороны, естествознание вместе с философией принимает участие в разработки научной картины мира, стиля мышления и др. С другой стороны, философия оказывает воздействие на разработку методологии естественнонаучного познания, мировоззренческих ориентиров и идеалов естествознания.
Особенно важно иметь в виду исторический характер взаимосвязи философии и естествознания. Взаимосвязь философии и науки в античности совсем не такая, какой она была в эпоху Средневековья, или в эпоху Нового времени, и тем более не такая, как в настоящее время, в эпоху НТР.
Читайте также: