Каждый мусульманин умерший от чумы является шахидом
Сайт СТУДОПЕДИЯ проводит ОПРОС! Прими участие :) - нам важно ваше мнение.
1 Это выражение можно перевести также как “которые уже умерли”. Речь идёт о тех, кто в день битвы при Бадре поклялся победить или умереть.
2 Имеются в виду те, кто ожидает конца своих дней, продолжая сражаться и надеясь пасть в войне за веру и оказаться в раю.
3 То есть в отличие от лицемеров, не отступившись от того, что они пообещали Аллаху.
1156 (2805). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
(2806). (Сообщается также, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах,) сказал:
1 Здесь имеется в виду бегство мусульман с поля боя, причиной чего послужили действия пятидесяти лучников, которых пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поставил на горе ‘Айнайн для защиты от кавалерии мекканцев, велев им ни в коем случае не покидать своих позиций, и которые в большинстве своём не выполнили этого приказа. В результате мусульмане остались без прикрытия и потерпели поражение.
2 Имеется в виду благоухание рая.
3 То есть уже после боя.
4 Речь идёт о сестре Анаса бин ан-Надра, да будет доволен им Аллах, погибшего в битве при Ухуде.
5 Имеются в виду особо отмеченные Аллахом за их искренность и близкие к Нему люди.
1157 (2807). Сообщается, что Зайд бин Сабит 1 , да будет доволен им Аллах, сказал:
1 Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, (ок.615 — ок. 665) был писцом пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и составителем письменного текста Корана в период правления Абу Бакра, да будет доволен им Аллах. При ‘Усмане Зайду и троим другим людям, да будет доволен всеми ими Аллах, было поручено составить официальный письменный текст Корана, который используется и по сей день.
Глава 950: Совершение праведного дела перед боем.
1158 (2808). Сообщается, что аль-Бара, да будет доволен им Аллах, сказал:
1 Имеется в виду, что на этом человеке были железные доспехи.
Глава 951: О том, кто был убит стрелой, пущенной неизвестным человеком.
1159 (2809). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
1 Это было сказано до запрещения громко причитать по покойным.
2 Иначе говоря, лучшее место в раю.
Глава 952: О сражающемся ради того, чтобы превыше всего было слово Аллаха.
Глава 953: Совершение полного омовения после войны и боя.
1 Во время битвы у рва иудейское племя бану курайза сначала выступило как союзник мусульман, но в ходе сражений иудеев удалось склонить к нарушению союзнического договора, за что они и были наказаны впоследствии.
Глава 954: (О том случае, когда) неверный убивает мусульманина, а потом сам принимает ислам и начинает совершать благие дела, после чего убивают и его.
1162 (2826). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
1 То есть останется доволен ими.
2 Имеется в виду мусульманин.
3 Подразумевается, что этот человек также примет ислам.
1163 (2827). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
1 Речь идёт о том, что, когда этот человек был многобожником, он убил Ибн Каукаля, да будет доволен им Аллах, который был мусульманином.
2 В тексте “вабр” — даман; жиряк (lapin hyrax). Имеется в виду небольшое животное размером с кролика.
3 Иначе говоря, ввёл его в рай как шахида, погибшего во время джихада.
4 То есть Аллах не дал ему убить меня, когда я был идолопоклонником, а если бы это случилось, то я бы оказался в аду.
Глава 955: О том, кто предпочитал джихад посту. 1
1 Здесь речь идёт о добровольных, а не об обязательных постах.
1164 (2828). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
Глава 956: Помимо погибших во время джихада шахидами станут семеро (других). 1
1 Иначе говоря, они будут приравнены к павшим за веру мусульманам, которым Аллах обещал рай. Всего к числу шахидов относятся восемь категорий людей: умершие от чумы, болезней живота, воспаления лёгких и родов, погибшие на пожаре, утонувшие, погребённые под развалинами рухнувших зданий и, наконец, павшие в сражениях за веру. См. хадис № 371.
1165 (2830). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
1 Имеются в виду такие физические недостатки или увечья, которые не позволяют человеку принимать участие в военных действиях.
3 Здесь речь идёт о более высоком положении в раю.
1166 (2832). Передают со слов Сахля бин Са‘да ас-Са‘иди, да будет доволен им Аллах, что Зайд бин Сабит, да будет доволен им Аллах, сказал:
1 Имеется в виду, что эти слова были добавлены к ниспосланному раньше айату и поставлены после слов “которые отсиживаются (дома)”.
1167 (2834). Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал:
(Однажды) холодным утром посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, направился ко рву 1 и увидел, что мухаджиры и ансары сами копают землю, (так как) у них не было рабов, которые сделали бы это за них. Заметив, что они страдают от усталости и голода, (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) воскликнул:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
2532. Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
Пояснение: Известно, что чума, эпидемия всегда в любом обществе вызывала тревогу. Всех постоянно беспокоила мысль о мерах противостояния ей. Неоспоримым фактом является и то, что в местах распространения эпидемии погибает много людей. К тому же чума — очень быстро передаваемая болезнь, и самый эффективный метод упреждения ее распространения — это изоляция больных от здоровых.
Человек, находящийся в очаге распространения эпидемии, подвергается опасности заболеть смертоносной болезнью, испытывает неудобства от необходимости не покидать свое место даже под угрозой заражения болезнью. Следование человеком таким требованиям служит целям предотвращения распространения смертельного недуга. Именно поэтому люди, находившиеся в очаге и умершие от эпидемической болезни, приравнивались к шахидам (мученикам). То есть человек, проявивший терпение ко всем страданиям от болезни и не ушедший в другие места из своего места пребывания, подчинившись религиозному повелению, получит статус мученика. В этом поучении, наряду с призывом больных к терпению, есть большое утешение для его родных и близких, оставшихся в живых. Они пребудут во мнении, что их близкий человек, заразившись чумой, соблюдал хадис и умер, проявляя терпение, а посему обрел статус мученика.
Эти значения и присущие им понятия прояснятся еще больше в процессе изучения последующих хадисов.
2533. Передается от Аиши радияллаху анха,
«Она спросила Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о чуме (эпидемии), и он известил ее об этом так:
Оба хадиса передал Бухари.
Пояснение: В этом хадисе вновь становится очевидным, насколько Всевышний Аллах милосерден к мусульманам. Эта истина явственно исходит из возвещения в хадисе о том, с какой целью насылалась эпидемическая болезнь на других и с какой иной целью она насылается на правоверных.
В самом деле, известно, что многие народы в истории были уничтожены различными болезнями, в том числе и тотальной чумой (пандемией). Всевышний Аллах сделал чуму милосердием для мусульман, тогда как для других она насылалась как мучение. Если мусульмане будут делать то, что повелевает Всевышний Аллах, то в случае смерти они покинут этот мир мучениками.
Слова Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
Ислам, заботясь об интересах масс, именно так награждает тех людей, которые жертвуют собой ради упреждения распространения эпидемии за пределы ее очага. Этот смысл еще больше проясняется в последующем ривайате.
2534. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
Передали Бухари, Муслим и Тирмизи.
Мы сначала узнали, что эпидемия является для иных мучением, а для мусульман — милосердием. Теперь излагается, как мусульманская община должна относиться к этой болезни при ее появлении.
Ибо если отправитесь туда, есть вероятность заразиться этой болезнью. И если, упаси Аллах, все же что-то случится с вами, тогда будете сожалеть, что напрасно вы туда пошли.
Потому что если вы покинете пределы этого места, эпидемия может распространиться и на другие края.
Это и есть санитарные меры предотвращения распространения заболевания (то есть меры карантина), установленные религией Ислам еще тысячу пятьсот лет назад. Здесь ясно просматривается, как эта защитная мера устанавливалась не посредством административного бюрократизма, а повышением медицинской культуры среди населения.
2535. Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:
«Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в Шам (Левант). Когда он достиг Сарга, его встретили жители Аджнада: Абу Убайда ибн Джаррах и его товарищи. Они сообщили о том, что в Шаме возникла чума (эпидемия). Тогда Умар сказал Ибн Аббасу:
— Позови ко мне первых мухаджиров.
Я позвал их. Он посоветовался с ними. Они впали в разногласия. Некоторые из них сказали:
— Ты вышел (в путь) ради конкретного дела. Мы не советуем тебе отказываться от него.
Другие же сказали:
— Вместе с тобой идут остальные люди и сподвижники Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы не советуем тебе вести их к этой чуме (эпидемии).
— Уйдите прочь от меня! — сказал (им) Умар. Затем он попросил:
— Позови ко мне ансаров.
Я позвал их. Так, он посоветовался и с ними. Они также последовали по пути мухаджиров, впадая в разногласия.
Им он также сказал:
— Уйдите прочь от меня!
А потом он сказал:
— Позови ко мне вон с того места мухаджиров фатха из числа шейхов (здесь: старейшин) Курайша.
Я позвал их. Никто из них не стал разногласить в этом вопросе. Они сказали:
— Советуем тебе не вести их к чуме (эпидемии) и возвратиться обратно.
Умар через глашатая объявил среди людей:
— Поистине, на рассвете я сяду на свое верховое животное!
Тогда Абу Убайда сказал:
— Неужто убегая от предустановления Аллаха?!
Умар сказал:
— Разве не мог сказать это кто-то другой, кроме тебя?!
Умар не любил перечить ему. Умар сказал:
— Да, убежим от предустановления Аллаха к предустановлению Аллаха. Скажи, если бы у тебя были верблюды и они спустились бы в долину, разделенную надвое. Одна часть была бы плодородной, а другая безводной. Если станешь пасти их на плодородной половине, то эта пастьба состоится по предустановлению Аллаха, а если станешь пасти на сухой стороне, то это тоже будет по предустановлению Аллаха. Не так ли?!
В это время подошел Абдуррахман ибн Авф. Он был в отлучке по некоторым своим делам. Он сказал:
— Я обладаю знанием по этому вопросу. Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Когда вы услышите о том, что она (чума-эпидемия) существует в каком-либо месте, не идите туда. Когда она случается на месте, где находитесь вы, не выходите (оттуда), убегая от нее”.
Передали Бухари и Муслим.
Пояснение: Из этого ривайата можно извлечь множество полезных сведений. Поэтому будет лучше рассмотреть и проанализировать содержание этого хадиса обстоятельно, детально.
Эта поездка была осуществлена во время халифства почтенного Умара. Он вышел в путь, взяв с собой нескольких сахабийев, чтобы ознакомиться с положением мусульман в Шаме. Известие о том, что Умар ибн Хаттаб радияллаху анху отправился в путь в сторону Шама, разошлось повсюду. В том числе это известие достигло и до Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху, который был в то время наместником Шама. Он вышел в путь со своими людьми, чтобы встретить халифа.
Сарг — название первого из расположенных на пути из Хиджаза селений Шама.
Аджнад — так именовались пять знаменитых городов Шама того времени. Это — Палестина, Иордания, Дамаск, Химс и Кунсурайн.
Тогда правители данных пяти городов вместе с Абу Убайдой ибн Джаррахом радияллаху анху вышли встречать почтенного Умара.
Обычно вышедшие встречать главу государства после приветствий заводят речь о самых важных и актуальных вопросах. Абу Убайда ибн Джаррах радияллаху анху и его товарищи поступили таким же образом. Они сообщили почтенному Умару о самой актуальной проблеме своей страны — о распространении эпидемии.
«Тогда Умар сказал Ибн Аббасу:
— Позови ко мне первых мухаджиров.
Почтенный Умар стал советоваться с людьми по поводу чумы, так как был в неведении насчет благородного хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам об этом. Если бы почтенный Умар знал хадис, он ни с кем не стал бы советоваться, а сразу последовал бы ему. Как нарочно, и призванные для совета тоже не знали о таком хадисе.
Тогда среди первых мухаджиров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, возникли разногласия по этому вопросу.
«Некоторые из них сказали:
То есть, о Умар, ты вышел, чтобы справиться о положении мусульман в Шаме. Об этом стало известно всем. Друзья и недруги пристально наблюдают за тобой. Если, прознав о чуме, ты повернешь отсюда вспять, это станет неприглядным поступком. Друзья опечалятся, а недруги возрадуются.
«Другие же сказали:
Они тоже выставили доводы в пользу своего мнения. Они не хотели вести здоровых и почитаемых людей в опасные места.
Эти их разногласия не понравились халифу.
— Уйдите прочь от меня! — сказал (им) Умар. Затем он попросил:
Следовательно, сначала — мухаджиры, то есть они стоят на первом месте, а потом следуют ансары — жители Медины. Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху продолжает рассказывать.
Как видно, среди ансаров, вышедших в путь вместе с почтенным Умаром, тоже не было человека, кто слышал хадис о чуме. Поэтому и они разошлись во мнении касательно этого вопроса.
«Им он также сказал:
— Уйдите прочь от меня!
А потом он сказал:
Это были уважаемые старейшины племени Курайш, ставшие мусульманами только в день фатха Благородной Мекки. Поэтому с ними стали советоваться в последнюю, третью очередь.
«Я позвал их. Никто из них не стал разногласить в этом вопросе. Они сказали:
Как оказалось, они тоже не знали о хадисе. Вероятно, они извлекли поучительный пример из действий предыдущих советчиков и не стали расходиться во мнении перед халифом, а высказали единое мнение. Они посоветовали не входить в земли, где свирепствует чума, и возвратиться назад. Этот совет понравился почтенному Умару. Он решил вернуться.
«Умар через глашатая объявил среди людей:
Под этим подразумевалось, что Умар намеревается вернуться в Медину. Безусловно, хотя это решение и понравилось многим, но сирийцам (жителям Шама), ожидающим уважаемых гостей, оно пришлось не по душе.
«Тогда Абу Убайда сказал:
Подобные тяжкие слова наместника в Шаме, великого сподвижника, Абу Убайды ибн Джарраха радияллаху анху свидетельствуют о его негодовании. Он был великим человеком, который смел говорить с почтенным Умаром в таком тоне.
«Умар сказал:
Для того, чтобы объяснить, зачем почтенный Умар сказал так, Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху добавляет в повествование свои поясняющие слова:
Почтенный Умар из уважения к Абу Убайде ибн Джарраху радияллаху анху сдерживался от высказываний, которые могли противоречить его словам. Теперь же он вынужден был вступить с ним в спор на виду у многих. В продолжение своего ответа Абу Убайде радияллаху анху он сказал еще следующее:
Или если, по-твоему, пасти на одной стороне — это по предустановлению Аллаха, а пастьба на другой — вне предустановления Аллаха, тогда скажи так. Ведь все происходит по предустановлению Аллаха. То, что мы делаем сейчас, тоже походит на это. На это ты не обижайся.
Поэтому он не знал о том, что произошло до этого. Узнав же о сущности проблемы,
«Он сказал:
Все, вопрос решен. Не осталось места ни для излишних советов, ни для споров.
Эта история весьма знаменита. Она приводится во многих книгах в связи с рассмотрением в них разных тем. Среди них имеются такие, как вопросы совета и совещания, акийды (вероубеждения) и предустановления, взаимоотношений между главой общества и наместниками, а также эмирами и другие подобные им вопросы.
Здесь нам необходимо напомнить о том, что следует знать при изучении благородного хадиса:
1. Необязательно, чтобы все сахабийи слышали все хадисы Пророка саллаллаху алайхи всаллам.
2. Допустимо, что некоторые хадисы слышали считанные люди. Например, хадис с повелением не входить туда, где есть вспышка эпидемии, и не выходить оттуда. Оказывается, даже выдающиеся авторитетные сподвижники не слышали о нем. Из стольких людей слышал об этом только один человек — Абдуррахман ибн Авф радияллаху анху.
3. В случае надобности, можно найти хадисы, подобные этому, касающиеся случаев, которые происходят время от времени. Безусловно, вспышка эпидемической болезни случается не каждый год. Это происходит несколько реже. Поэтому когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил хадис, касающийся этого вопроса, его слышали только присутствовавшие на той беседе, и поскольку не было необходимости, к этому никто больше не возвращался. Чумы не было и во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам, и в период халифства Абу Бакра Сиддика радияллаху анху, а также и в начале халифства Умара радияллаху анху.
И вот, во время путешествия почтенного Умара радияллаху анху в Шам люди столкнулись с этой проблемой. С этого момента начинается применение хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам по этому вопросу. Теперь был установлен порядок: если в каком-то регионе исламского государства появлялась заразная инфекционная болезнь, никто туда не входил и никто не выходил оттуда.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
Вероубеждение ахлю-Сунна уаль-джама’а состоит в том, что они не свидетельствуют ни о ком из умерших, что он из числа обитателей Рая или Ада, кроме тех, о ком поведали Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха). И в этом вопросе среди праведных предшественников (ас-саляфу-ссалих) не было разногласий.
Имам Ахмад сказал: “И мы не свидетельствуем ни для кого из людей Киблы, судя по его делам, в Раю он или в Аду. Мы надеемся, что праведник попадет в Рай, и в то же время боимся за него; и мы опасаемся за грешного мусульманина, но надеемся, что Аллах проявит к нему милость [1] ”. См. “Усулю-Ссунна” 35.
Имам Ибн Батта сказал: “Свидетельство (шахада) является нововведением (бид’а)! А это значит свидетельствовать о ком-то определенном, в отношении которого нет указания ни в Коране, ни в Сунне, что он в Аду или в Раю!” См. “аш-Шарх уаль-ибана” 1/82.
Свидетельствовать Раем можно только о пророках и сподвижниках нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха), которым еще при жизни был обещан Рай. И свидетельствовать Адом можно только в отношении тех, о ком сообщили Аллах и Его пророк (мир ему и благословение Аллаха), что они в Огне, как фараон, Хаман, Амр ибн Люхай [2] , Абу Талиб, Абу Ляхаб со своей женой и прочие, о которых сказано, что они обитатели Ада.
То, куда попадет определенный человек после смерти, относится к сокровенным вещам, о которых дозволено говорить только при наличии откровения от Аллаха. А что касается того, кто говорит о сокровенных вещах, не опираясь на текст Корана или Сунны, тот совершает великий грех и возводит ложь на Аллаха, поскольку только Он ведает о сокровенном!
Если разговоры о том, что не касалось человека и его жадность могут стать препятствием для вхождения в Рай, то что можно сказать о более тяжких грехах, чем эти?!
В этих хадисах содержится ясное указание на запрет свидетельствования об определенных людей Раем, будь то при их жизни или же после их смерти! К этому же относится и обратное, а это свидетельство Адом.
Свидетельствовать же о людях Адом или Раем можно лишь обобщенно, говоря, что тот, кто умер мусульманином, будет в Раю, а тот, кто умер неверным, будет в Огне, не утверждая этого о конкретных людях! См. “Шарх Люм’а аль-и’тикъад” 98.
Имам Ибн Абиль-‘Изз сказал: “Мы не говорим об определенном умершем мусульманине в Огне он или в Раю, поскольку это скрыто от нас. Однако, мы надеемся, что праведный попадет в Рай и опасаемся за грешника”. См. “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” 378.
Есть мнение, что запрет говорить о конкретном человеке в Аду он или в Раю, касается только мусульман, а к неверным это не имеет никакого отношения, поскольку известно, что умерший неверным будет в Огне. Но ведь точно так же известно, что и любой умерший мусульманин в Раю. Но, несмотря на это нам запрещено говорить об этом в отношении умершего мусульманина.
Однако то, что кто-то из неверных может быть прощен в Судный день из-за незнания, не говорит о том, что мы не можем говорить о том, кто умер неверным, что он неверный в мире этом! Он является неверным, как для мусульман, так и перед Аллахом, а что касается его участи, то это между ним и Аллахом. И если он действительно не знал об Исламе и имел оправдание, после чего выдержит испытание, то Аллах его простит.
Во многих достоверных хадисах пришло, что умерший при определенных обстоятельствах является шахидом, как например, умерший на пути Аллаха в сражении; умерший от чумы; утонувший; сгоревший; умерший от болезней живота; погибший по причине обвала; женщина, умершая по причине беременности или родов и т.д. См. “Ахкамуль-джанаиз” 48-59.
Смысл слов ‘Умара состоит в том, что следует говорить обобщенно, что тот, кто был убит на пути Аллаха, тот шахид, не утверждая этого о конкретном человеке.
Таким образом, у нас есть слова пророка (мир ему и благословение Аллаха), запретившего говорить об определенном человеке, что он шахид, и понимание этого вопроса сподвижниками, также запрещавшими говорить подобное.
Имам ан-Науауи говорил: “Знай, что шахиды бывают трех видов: первый – это тот, кто был убит на войне в сражении с неверными. Он имеет положение шахида в мире ином по награде, как имеет положение шахида и в мире этом, ибо его не купают и не совершают по нему молитву. [3] Второй вид шахидов – это те, кто имеет положения шахидов в мире ином, но не в мире этом. Это такие, как умерший от болезней живота, от чумы, умерший при защите своего имущества и прочие из тех, о ком сказано в достоверных хадисах, что он шахид. Такие люди омываются, и по ним совершается молитва джаназа, однако они имеют награду шахидов в мире ином, но не в мире этом. Третий вид – это тот, кто украл из трофеев или был убит, убегая с поля боя. Такой человек имеет положение шахида в мире этом, его не омывают и над ним не совершается джаназа, однако в мире ином он не получает полноценную награду!” См. “Шарх Сахих Муслим” 2/324.
Ниспосланным же от Аллаха является только Коран и Сунна, а подобное не имеет никакой силы в шариате Аллаха!
Порицания в адрес грешника, которые делал этот несчастный муджтахид, являлись правильными, и это является обязательным в шариате нашего пророка (мир ему и благословение Аллаха). Однако этого человека погубили слова, сказанные от имени Аллаха без знания!
И как же богобоязненному мусульманину не обратить внимания на эти устрашающие хадисы и не задуматься над ними?! Как часто в наши дни можно слышать заявления от имени Аллаха, и даже не от муджтахидов, в отличие от того, о ком говорилось в хадисе. Страшно представить участь таких людей, если они не покаются и не станут беречь свои языки!
Каждый мусульманин обязан уберегать свой язык от произнесения того, о чем у него нет знания и не свидетельствовать ни о ком, что он в Аду или в Раю или шахид, кроме тех, о ком сообщили нам Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха)!
[1] Любой человек, который умер, свидетельствуя искренне о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и что Мухаммад раб Его и посланник, даже если и войдет в Огонь за свои грехи, рано или поздно выйдет из Огня и войдет в Рай. Никто из единобожников не останется в Огне навечно! И это является вероубеждением ахлю-Сунна уаль-джама’а. См. “Шарх ‘акъида ат-Тахауия” 318.
[3] Те, кто утверждает о том, что над шахидами не совершается молитва-джаназа, опираются на следующий хадис Анаса ибн Малика, который сказал: “Шахидов, павших в битве при Ухуде, не омывали, и хоронили их окровавленными, не совершая над ними молитву-джаназа”. Абу Дауд 3135. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.
Однако есть хадисы, в которых сообщается о том, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву-джаназа и над шахидами тоже. Ибн Мас’уд рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершил молитву-джаназа над Хамзой и некоторыми сподвижниками, которые были убиты в день битвы при Ухуде”. Ахмад 1/463. Шейх аль-Альбани, шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шу’айб аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.
На основании достоверных хадисов следует, что совершать молитву джаназа за каждого умершего мусульманина является обязательным (уаджиб), однако за шахидов и детей ее совершать необязательно, но можно, и это лучше. И нет такого положения в Исламе, что над шахидами молитва-джаназа не совершается вообще. Шейх аль-Альбани сказал: “Нет сомнения в том, что совершить молитву над ними, если есть возможность, лучше, чем оставлять ее, так как она – мольба и поклонение”. См. “Ахкамуль-джанаиз” 108.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Глава 1392: Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления.
1870 (5678). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Глава 1393: Исцеление — в трёх (вещах).
1871 (5680). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими (, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
1 Здесь имеется в виду нежелательность, а не абсолютный запрет.
Глава 1395: Чёрный тмин.
1873 (5687). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Глава 1396: Вдыхание курений индийского и морского ладана.
1874 (5692, 5693). Сообщается, что Умм Кайс бинт Михсан, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Глава 1397: Кровопускание (как средство) лечения болезни.
1875 (5696). Сообщается, что, когда Анасу, да будет доволен им Аллах, задали вопрос о вознаграждении цирюльнику, 1 он сказал:
И (Анас, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
1 Помимо прочего цирюльники ставили больным банки и делали им кровопускания.
2 См. хадис № 953 и примечание к нему.
Глава 1398: О том, кто делает прижигания себе или другому, и о достоинстве того, кто прижиганий себе не делает.
1876 (5705). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
1 Речь идёт о количестве от трёх до десяти человек.
2 То есть не отказываются от намеченного, усматривая дурное предзнаменование в направлении полёта птиц.
Глава 1399: Проказа.
1877 (5707). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
(На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
1 В доисламские времена среди арабов был распространён обычай гадания об успехе задуманного дела по полёту птиц.
2 Увидеть сову считалось дурным знаком.
3 Эти слова были сказаны для того, чтобы люди не считали, что основной причиной болезни является непосредственный контакт с больным. См. хадис № (5717).
Глава 1400: Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха).
1877 (5707). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
(На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:
1 В доисламские времена среди арабов был распространён обычай гадания об успехе задуманного дела по полёту птиц.
2 Увидеть сову считалось дурным знаком.
3 Эти слова были сказаны для того, чтобы люди не считали, что основной причиной болезни является непосредственный контакт с больным. См. хадис № (5717).
Глава 1401: Плеврит.
1878 (5719 — 5721). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:
Глава 1402: Горячка вызывается жаром геенны.
1879 (5724). Сообщается, что, когда к Асме бинт Абу Бакр, да будет доволен Аллах ими обоими, приносили женщину, страдавшую от горячки, она всегда обращалась к Аллаху с мольбой за неё, а потом лила воду ей на грудь и говорила:
1 То есть горячку или же лихорадку.
Глава 1403: О том, что было сказано о чуме.
1880 (5732). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
1 Иначе говоря, войдёт в рай, как и любой из тех, кто погиб за веру.
Глава 1404: Заговор от дурного глаза.
1881 (5738). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
1882 (5739). Передают со слов Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что, когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, увидел в её доме девушку, на лице которой появилось тёмное пятно, он сказал:
Глава 1405: Заговор от укуса змеи или скорпиона.
1883 (5741). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
Глава 1406: Заговор пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
1884 (5745, 5746). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что обычно пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил больному:
1 Произнося эти слова, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, смачивал слюной указательный палец, касался им земли, а потом наносил получавшуюся смесь слюны и почвы на больное место.
Глава 1407: Дурное предзнаменование.
1885 (5754). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
1 Имеется в виду попытка усмотреть доброе или дурное предзнаменование по полёту птиц.
2 То есть слышит и считает его для себя хорошим знаком.
Глава 1408: Прорицания. 1
1 Прорицателем /кахин/ в доисламской Аравии называли человека, утверждавшего, что в состоянии транса он может общаться либо с божеством, либо с его посланниками — ангелами и джиннами. Во время транса кахины часто говорили рифмованной прозой /садж‘/.
1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал так ввиду того, что этот человек говорил рифмованной прозой.
Глава 1409: Красноречие может оказывать такое же воздействие, как и колдовство.
Глава 1410: Не (передаётся) зараза (иначе как по воле Аллаха).
1888 (5774). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
1 В данном случае речь идёт как о животных, так и о людях.
Глава 1411: Отравление ядом и лечение им. Чего при этом следует опасаться и что является мерзким.
1889 (5778). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Глава 1412: О том случае, когда муха попадает в сосуд.
1890 (5782). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
Читайте также: