Нейроаллергия. Методы диагностики нейроаллергии
Добавил пользователь Alex Обновлено: 21.12.2024
Нейроаллергия. Методы диагностики нейроаллергии
В организме может возникнуть сенсибилизация к различным компонентам собственных и чужеродных клеток с появлением антител и аутоантител и гиперчувствительности замедленного типа, что может привести к аутоаллергии. Действие же антигенов самой нервной ткани вызывает ответ нммунокомпетеитной системы и включает преимущественно аутоаллергичсские и в меньшей степени аллергические реакции (И. В. Ганиушкина, Т. М. Царегородцева, 1971; М. Б. Штарк, 1978).
Ю. А. Малашхия (1974) и И. Э. Детлава (1976) показали, что противомозговые антитела появляются в спинномозговой жидкости раньше, чем в крови, и на 3—5-й день только диффундируют в кровяное русло через ослабленный гемато-энцефалический барьер (острый инфаркт мозга и черепно-мозговые травмы). Авторы установили, что между тяжестью клинической картины заболевания и содержанием комплементсвязывающих аутоантител существует определенная корреляция: чем более выражена неврологическая симптоматика, тем выше содержание соответствующих противомозговых антител.
Проведенные нами исследования у 34 больных с вялотекущими нейроинфекциями с аллергическим синдромом в стадии затянувшегося обострения показали высокие титры ПМА до 40—50%, коррелировавшие с низким титром комплемента до 0,15, снижением функциональной активности (по РБТ с ФГА до 35%, Е-РОК до 30%) и частично В-систем лимфоцитов (уменьшением иммуноглобулинов G до 12 г/л и ЕАС-РОК до 10%).
Наличие аутоаллергического (нейроаллергического) процесса можно подтвердить следующими иммунологическими пробами: ППН по Фрадкину с мозговыми антигенами, реакцией потребления комплемента (РПК) по Кондрашовой с мозговым антигеном (МАГ), непрямым методом Веллера — Кунса (метод люминесцирующих антител), реакцией пассивной гемагглютинации по Бойдену и другими методами, которые применяются для оценки Т- и В-систем (в частности, РБТЛ, Е- и ЕАС-РОК), но с введением в реакции мозговых антигенов.
Метод ППН применяется для выявления нейроаллергии, но он проводится с МАГ. Наличие высоких показателей (0,21—0,44) говорит о выраженной сенсибилизации лимфоцитов циркулирующими противомозговыми антителами и подтверждает интенсивность антигенного стимула, возможно, за счет нарастающей деструкции мозговой ткани.
Наиболее показательной реакцией, свидетельствующей о наличии ПМА, является РПК по Кондрашовой. При постановке ее использовались противомозговые антигены (МАГ) из различных участков головного (кора большого мозга, белое вещество, ствол, подбугорная область) и спинного мозга, при необходимости из межпозвонкового диска, корешком спинного мозга, менингорадикулярного комплекса, мышц. Контролем служил антиген из печени МАГ готовили из мозга человека (в возрасте до 40 лет с первой (0) группой крови, резус-отрицательной), погибшего от травмы.
В основе РПК лежит определение потребления комплемента на реакцию антигена с антителом. Учет происходит путем сравнения опытной и контрольной проб с рядом стандартных разведений солянокислого гематина, каждое из которых соответствует 10—100% гемолизу. Норма РПК, по нашим данным, составила (5,8±0,28)%. До 10% результат считается сомнительным, 20%—положительным, 40% и выше резко положительным. При показателях РПК выше 30% есть основание говорить о высоком уровне синтеза противомозговых антител, что подтверждает текущий нейроиммунопатологический процесс.
Достаточно веским основанием для диагностики нейроаллергического процесса является обнаружение противомозговых аутоантител при помощи непрямого метода иммунофлуоресценции Веллера — Кунса (НМИФ).
Норма НМИФ крови, по данным Р. В. Петрова (1979), для здоровых в возрасте от 17 до 30 лет составляет (30,5±2,4) %, а в спинномозговой жидкости, по Ю. А. Малашхия (1974),— (8,2± ±0,6)%. При выраженном нейроиммунопатологическом процессе показатель люминесцирующих противомозговых антител возрастает. При улучшении неврологической симптоматики он имеет тенденцию к снижению. Однако в случае, когда процент люминесцирующих ПМА падает ниже нормы, можно говорить о наступающей гипореактивности организма и вторичного иммунодефицитного состояния.
- Вернуться в оглавление раздела "Неврология."
Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.
Оценка Т-системы иммунитета. Нейроаллергопатии
Развитие Т-лимфоцитов происходит в центральном органе иммунитета — вилочковой железе (Ф. Бернет, 1971). Среди тимоцитов выделяют три самостоятельные популяции: Т-хелперы (помощники), Т-супрессоры (подавители) и Т-эффекторы. Четвертый тип тимоцитов — киллеров (убийц) накапливается под влиянием антигенной стимуляции Т-эффекторов и завершает тем самым иммунные реакции клеточного типа. Особое значение в настоящее время придается взаимоотношению Т-хелперов и Т-супрессоров, которые обладают способностью тормозить и останавливать антителопродукцию, обеспечивая иммунологическую толерантность (Л. Н. Фонталин, Л. А. Певницкий, 1978, и др.).
Для определения функциональной активности Т-системы применяются следующие методы: подсчет циркулирующих Т-лимфоцитов, реакция бластной трансформации лимфоцитов (РБТЛ), реакция ингибиции миграции лимфоцитов (РИМЛ), спонтанное розеткообразование клеток (Е РОК), чувствительность лимфоцитов к кортизолу, цитотоксические тесты при использовании антисывороток к Т-лимфоцитам, определение функциональной активности Т-супрессоров и др. (А. Н. Чередеев, 1976, и др.). Наиболее информативными методами являются РБТЛ и Е-РОК.
Метод РБТЛ основан на том, что Т-лимфоциты в питательной среде под влиянием стимулятора фотогемагглютинина (ФГА) могут превращаться (трансформироваться) в недифференцированные зародышевые клетки (бласты). Допускается, что это происходит за счет освобождения лизосомальных ферментов и разрушения РНК- Чем интереснее происходит превращение лимфоцитов в бласты, тем активнее и полноценнее Т-система (О. И. Епифанова с соавт., 1977).
Существует два метода определения РБТЛ: морфологический и изотопный. Наиболее перспективным методом является изотопный, основанный на определении блаеттрансформацин по включению меченого тимидина (Из) в ДНК лимфоцитов (И. Н. Брауде, 1969; П. Г. Назаров, В. И. Пуринь, 1975, и др). Результаты выражаются в индексах стимуляции.
По данным С. К. Евтушенко (1980), у доноров норма РБТЛ с ФГА составила 61,71 ±9,72 (размах индекса стимуляции после 72 ч инкубации составил от 18,36 до 231,24), что близко к данным литературы (А И. Евсеева с соавт., 1976). Для оценки спецификой сенсибилизации противомозговыми антителами Т-лимфоцитов вместо ФГА в инкубируемую смесь мы добавляли по 1 капле водно-солевого экстракта мозгового антигена (МАГ), приготовленного из различных участков мозга, предварительно определив его митогенпую активность (то есть находили минимальное количество антигена, которое вызывало бластн>ю трансформацию лимфоцитов). Параллельно проводится контроль без ФГА, МАГ и других антигенов.
Реакция спонтанного розеткообразования Т-клеток основана на образовании розеток из Т-лимфоцитов и эритроцитов барана (Е-РОК), которые являются индикаторами (маркерами) Т-лимфоцитов (М Jondal с соавт., 1972). В ограниченном препарате среди всех типов лейкоцитов подсчитывается процент розеткообразующих лимфоцитов. Норма Е-РОК, по нашим данным, составила (51,0+9,7)%, что также близко к данным литературы (С. И. Донское с соавт., 1975, и др.).
Низкий процент розеткообразования лимфоцитов говорит о пониженной активности Т-лимфоцитов, а если он резко снижен, то это указывает на иммунодефицитное состояние (R. Hong, 1977, и др.), требующее соответствующей иммуностимулирующей коррекции.
Проводятся попытки классифицировать поражения нервной системы при аллергии (С. И. Каплаи, 1967; Я. В. Медведев, 1968; W. Wilson, 1967, и др.). В частности, F. Speer (1967) предлагает многообразие всех клинических форм этой патологии объединить в общее понятие «нейроаллергия». Ряд авторов рассматривают нарушения нервной системы при аллергии как часть общего аллергического процесса (Н. К. Боголепов, С. И. Каплан, 1971; Б. С. Агте, С. К. Евтушенко, 1974; J. Blamantier, S. Denimal, 1966, и др.).
Наши последующие исследования (Б. С. Агте, С. К. Евтушенко, 1976, 1980) также подтверждают эти выводы, в связи с чем неврологические проявления аллергии в клинической практике мы условно называем нейроаллергопатией.
Исследования липопротеидов, углеводного обмена в неврологии. Анализ гликемических кривых
Исследования липопротеидов сыворотки крови производятся методом электрофореза на бумаге. В норме содержание а-липопротеидов составляет 30%, р-липопротеидов— 70% (Ф. И. Комаров, Б. Ф. Коровкин, В. В. Меньшиков, 1976). Повышение уровня бета-липопротеидов отмечено при общем н церебральном атеросклерозе, гепато-церебральных синдромах, обусловленных механической желтухой, жировой дистрофией печени, эпидемическим гепатитом и др.
Понижение содержания бета-липопротеидов наблюдается при гипофункции гипофизарно-адреналовой системы. Нередко выраженные изменения показателей белково-липидного обмена — обычно увеличение содержания р-липопротеидов — наблюдаются при инсульте (Т. Н. Лобкова, Ю. Т. Пономарев, 1975).
Исследование углеводного обмена. Для диагностики целого ряда заболеваний и патологических состояний (сахарный диабет, недостаточность функции печени и почек, эндокринные заболевания, гипоталамические синдромы воспалительного, опухолевого, сосудистого или токсического генеза, заболевания поджелудочной, надпочечных желез, гиповитаминоз B1.
Наряду с глюкозой в крови содержатся также фруктоза, гликоген и связанные с белками полисахариды, однако концентрации других Сахаров и гликогена исследуют значительно реже. Определенную диагностическую ценность представляет также исследование молочной и пировиноградной кислот, активности ряда ферментов углеводного обмена и др.
Для определения содержания глюкозы пользуются редуктометрическими и ферментативными методами, а также методами, основанными на конденсации глюкозы с теми или иными соединениями. Ф. И. Комаров с соавторами (1976) наиболее перспективным считает энзиматическии метод определения глюкозы в модификации В. К. Городецкого (1961).
Одним из употребительных методов являетсоя также титрометрический метод Хагедорна—Иенсена.
У здорового человека суточные изменения содержания сахара в крови находятся в пределах 0,55—0,83 ммоль/л. Более резкие отклонения обычно наблюдаются при чрезмерно лабильном состоянии вегетативной системы и должны рассматриваться как проявление нарушения ее тонуса. Если в результате исследований обнаружено повышение концентрации сахара в крови, а также наличие его и кетоновых тел в моче, то этого достаточно для подтверждения диагноза сахарного диабета.
При заболеваниях других органов триады — гипергликемии, глюкозурии и кетонурии — не наблюдается, так как последняя свидетельствует о грубых нарушениях не только углеводного, но и жирового обмена, что бывает при патологии поджелудочной железы.
Анализ гликемических кривых. У здорового человека через 15 мин после приема глюкозы наблюдается увеличение концентрации сахара в крови, которое достигает максимума между 30 и 60 мин. После этого начинается снижение содержания сахара, которое через 120 мин наблюдения может у здорового снизиться до исходного уровня, остаться повышенным или же быть ниже исходного. Через 3 ч при всех трех описанных вариантах уровень сахара в крови достигает исходного.
При гиперфункции передней доли гипофиза (болезнь Иценко— Кушинга, акромегалия) и коры надпочечных желез, феохромоцитоме, поражении подбугорной области и других вегетативных синдромах, инфекционных заболеваниях, анемии и токсикозе (токсикоз беременности, тиреотоксикоз и др.) наблюдаются гликемические кривые со значительным подъемом и замедленным возвращением к норме.
Гипергликемия может сопровождаться глюкозурией, особенно в тех -случаях, когда содержание сахара в крови превышает почечный порог (при упомянутых выше патологических состояниях почечный порог для глюкозы может и снизиться).
При геморрагическом инсульте часто наблюдается повышенное содержание сахара в крови, доходящее до 11,1 —16,6 ммоль/л (Т. Н. Лобкова, 10. Т. Пономарева, 1975). Гипергликемия при ише-мическом инсульте заставляет предположить у больного диабет, часто сочетающийся с церебральным атеросклерозом.
Методы диагностики нейроаллергопатии. Лабораторные диагностики нейроаллергологии
С целью диагностики аллергических заболеваний (обычно эти обследования проводятся в аллергологическом кабинете) рекомендуется ряд методов, которые можно разделить на четыре группы: аллергический анамнез; кожные пробы (скарификационные, внутрикожные, аппликационные) с обязательным контролем на другой руке без аллергена, но с растворителем (изотонический раствор натрия хлорида, дистиллированная вода); провокационные тесты (назальные, конъюктнвальные, ингаляционные, пероральные, лейкопенические, тромбоцитопенические); иммунологические пробы: реакция лизиса лейкоцитов (РЛЛ) по Фавору, показатель повреждения лейкоцитов (ППЛ) по Фрадкину, тест дегрануляции базофильиых лейкоцитов (ТДБЛ) по Шелли или тучных клеток (ТДТК) но Шварцману, иммуноглобулины Е, реакция пассивной гемагглюгинащш по Бойдену (РПГА), реакция бластной трансформации (РБТ), тест розеткообразовання.
Аллергический генез неврологических проявлений устанавливается в результате тщательного изучения общего аллергического анамнеза в сопоставлении с неврологическими проявлениями
Многие иммунологические тесты для диагностики аллергии затруднительны и трудоемки. Мы убедились в практической ценности трех методов: РЛЛ, ТДТК и ППН.
РЛЛ основана на взаимодействии гепаринизированной крози больного с соответствующей концентрацией аллергена (лекарства, бактерии и др.). После инкубирования в термостате подсчитывается количество лейкоцитов и процент лизированных клеток. Проба считается положительной, если число лейкоцитов снизилось более чем на 10% по сравнению с исходным уровнем.
Для ТДТК используются тучные клетки крысы. Результат учитывается путем подсчета деграпулированных клеток. Отрицательная реакция разрушения клеток не превышает 10%, слабоположительная — 10—15%, положительная—16—25%, резко положительная— 26% и более. Нами (С. К. Евтушенко с соавт., 1976) эта методика применена не только с целью диагностики аллергии, но и контроля за проводимым лечением
При определении теста ППН по Фрадкину учитывается то, что в сенсибилизированном организме нептрофилы проявляют повышенную чувствительность к аллергену (пыльца, бактерии, лекарства) и антигену (мозг, печень и т. д.). Готовят смесь крови с натрия цитратом и аллергеном (антигеном), мазки крови и по формуле ведут подсчет теста повреждаемости нейтрофилов. В норме ППН равен 0,024 0,002. Повышение показателей (0,15—0,3) говорит о высокой специфической сенсибилизации организма.
Благодаря введению в невропатологию вышеуказанных исследований удается диагностировать еще малоизвестные клинические формы аллергии (Б. С. Агте, С. К Евтушенко, 1974, 1980): периферические нейроаллергопатии (полипевропатии, ангиодистонии конечностей, симпаталгии, солярный синдром и др), церебральные аллергопатии (ангиодистонии, мигрень, васкулиты, энцефалопатии, менингоэнцефальный аллергический отек Квинке и др.); спинальные аллергопатии (миелопатии); смешанные формы; аллергопатии на фоне текущих или ранее перенесенных церебральных нейроинфекций, травм; другие неуточненные формы нейроаллергопатий.
При лечении и реабилитации больных с нейроаллергопатиями важно проводить исследования в динамике.
Исследование кислотно-щелочного равновесия в неврологии. Алкалозы и ацидозы в неврологии
Нарушения кислотно-щелочного равновесия наблюдаются не только при ряде заболеваний нервной системы, но и при многих сомато-неврологических синдромах, обусловленных сердечной недостаточностью, нарушениями деятельности органов дыхания, поражением почек, патологией пищевого канала и эндокринной системы. Исследование нарушений КЩР необходимо при проведении лечения в палатах интенсивной терапии.
Под КЩР понижается соотношение концентрации ионов водорода (Н+) и гидроксильных (ОН-) ионов. В практической деятельности пользоваться этими показателями неудобно, в связи с этим широкое распространение приобрело определение рН крови. В поддержании постоянства рН крови и тканей принимают участие многие органы и системы Главные из них — буферные системы крови и тканей, легкие и почки.
В норме значение рН крови — 7,32—7,4. При патологии сдвиги рН могут наблюдаться как в сторону уменьшения (при ацидозе), так и увеличения (при алкалозе). Показатели рН ниже 7,1 и выше 7,8 несовместимы с жизнью.
В настоящее время наиболее удобным для клинических исследований КЩР с точки зрения быстроты определения (5—10 мин) и надежности результатов являются приборы «Микро-Аструп» датской фирмы «Радиометр», модернизированные его модели АВС-1, ABL; приборы отечественного производства АЗИВ-1, АЗИВ-2. Эти приборы позволяют оценивать состояние КЩР с помощью ряда величин, довольно точно характеризующих дыхательные и метаболические процессы: актуальная рH артериальной (капиллярной) крови, актуальное рСО2 артериальной (капиллярной) крови, BE — избыток или недостаток буферных оснований крови; ВВ — буферные основания крови; В — стандартный бикарбонат; АВ — актуальный (истинный) бикарбонат; Н2СО3 — общая углекислота. Приведенные показатели предложены Аструпом и Зиггаард-Андерсеном (1960, 1966; цит по М. И. Маркелову, 1976).
Щелочной резерв понижен при метаболическом ацидозе, Дыхательном алкалозе, повышен при метаболическом алкалозе и дыхательном ацидозе.
Развивающийся в условиях патологии дыхательный ацидоз (следствие задержки в организме СО2) может быть вызван депрессией центральной регуляции дыхания (тяжелые формы нейроинфекций, инсульт, опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы, медикаментозная депрессия); легочными факторами (нарушение легочной вентиляции при воспалительных процессах в легких, нарушение проходимости дыхательного тракта); гемодинамическими нарушениями, обусловленными сердечно-легочной недостаточностью.
Метаболический ацидоз является следствием избыточного накопления фиксированных кислот (диабетическая энцефалопатия, неврологические синдромы, обусловленные почечной недостаточностью и др.) и потери оснований (бикарбоната) с пищеварительными соками или через почки (при канальцевой недостаточности нарушается реабсорбция бикарбонатов).
Дыхательный алкалоз, как правило,— результат гипервентиляцип и недостатка СО2 вследствие возбуждения дыхательного центра при заболеваниях головного мозга, лихорадочных состояниях, интоксикациях (медикаментозное возбуждение). Нередко наблюдаются комбинированные формы нарушений КЩР, патогенез которых изучен недостаточно и диагностика сложна (например, сочетание метаболического ацидоза и дыхательного алкалоза при черепно-мозговых травмах, при рвоте и пневмонии и т. д.).
Читайте также: