Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса

Добавил пользователь Владимир З.
Обновлено: 14.12.2024

Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса Oertel указывает, что при пении фальцетом голосовые связки делятся на два колеблющихся отрезка, разделенных в середине длины каждой связки, где возникают неподвижные узловые пункты, находящиеся в состоянии покоя. Rethi считает типичным для фальцета процесс образования косых волн, которые никогда не возникают при низких голосах. В среднем диапазон голоса у необученных певцов составляет полторы октавы, в процессе обучения диапазон голоса удается расширить до двух, а иногда и трёх с половиной октав. Диапазон голоса зависит также и от вида голоса. Очень большим объемом голоса обладает колоратурное сопрано, самый малый объём голоса имеют баритоны и меццосопрано. Для басов и альтов является характерным широкий диапазон голоса. Согласно Tarneaud нормальный диапазон голоса певца имеет следующие границы: 1) бас от С до е1, 2) баритон от А до а1, 3) тенор от Н до с2, 4) альт от е до а2, 5) меццосопрано от а до А2, 6) сопрано от с1 до с3. Согласно Reinick диапазон голосов профессиональных певцов является следующим: Автор подчёркивает при этом, что верхняя граница голоса после специальной подготовки бывает иногда более высокой. Фомичев предлагает несколько иную схему диапазонов голосов, а именно: бас Е—f1 альт F—f2 баритон G — g1 меццосопрано А — а2 тенор С — с2 сопрано с1 — е3 Анализ приведенных схем показывает, что диапазоны одного и того же вида голосов у певцов различных национальностей отличаются друг от друга, а индивидуальные различия бывают иногда очень значительными. Грудной, головной регистры голоса Понятие регистров легче всего объяснить на основании особенности строения, органа. В органе под названием „регистра" подразумевают комплекс труб, издающих одинаковые по тембру звуки и отличающихся от иного комплекса труб, издающих звуки иного тембра. В вокальном искусстве термином „регистр" определяют ряд звуков одного и того же тембра. Принято различать два регистра: грудной регистр и головной регистр. Выше головного регистра имеется еще свистковый регистр. Этот регистр первым описал Leopold Mozart (отец знаменитого W. A. Mozart). Границы этого регистра начинаются от d3, е3,/3 и доходят до с4, e4g4, с5, а иногда и выше. Свистковый регистр обычно можно услышать в детских голосах. Фомичев считает, что кроме грудного и головного регистра, существует еще и смешанный регистр, характеризующийся особенностями двух основных. Тембр голоса грудного регистра точно так же, как и тембр голоса головного регистра зависит от целого ряда моментов: амплитуды дыхания, положения гортани, функции резонаторных полостей, а не только от того, как колеблются голосовые связки: полностью или только их края. Пение в детских хорах без соответствующего наблюдения специалистов, чрезмерная перегрузка голосового аппарата в период полового созревания, а также форсирование голоса при заболеваниях голосового аппарата — всё это является частыми причинами разрывов регистров. Описанные явления не имеют специального значения для людей, не занимающихся профессионально пением, однако, голос людей, обладающих двумя регистрами, имеет большую выразительность, что особенно важно для лекторов и учителей. В голосе необученных певцов во время пения forte звучит прежде всего грудной регистр, голос имеет „тёмную" окраску. При переходе на piano окраска голоса меняется на „светлую" и одновременно начинает звучать головной регистр, о чём свидетельствует вибрация спинки носа, костей черепа и т.д. Особенно ценным считается такой натуральный голос, в образовании которого берут участие, как головные, так и грудные резонаторы. Ученик, обладающий таким голосом, будет делать большие успехи в изучении пения, т.к. ему не нужно тратить времени на выработку умения пользоваться головными резонаторами. Резонаторная функция и характер звучания голоса в отдельных частях диапазона зависят от особенностей анатомического строения голосового аппарата и деятельности мышечной системы. В ходе подготовки данной статьи для пользователей сайта MedUniver.com использованы труды Воячека В.Ю., Arnold'а G.E., Ундрица В.Ф., Majewska Z., Темкина Я.С., Seeman'а M., Мельниковой З.Ю., A.Mitrinowicz-Modrzejewska - Читать далее "Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса - forte, piano" Оглавление темы "Физиология голоса в норме": Гортань как голосовой инструмент. Хрящи и полость гортани Двигательный аппарат гортани. Участие мышц гортани в формировании голоса Иннервация гортани. Участие нервов гортани в формировании голоса Фонационная функция гортани. Развитие голоса у ребенка Голосовая функция гортани. Рефлексы формирования голоса у человека Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса Дыхание при пении в разных регистрах. Напряжение голоса - forte, piano Техника звукообразования при закрытии. Гортань и характер голоса при закрытии Вибрация голосовых связок. Хорошая и плохая вибрация у певцов

Диапазон голоса певца. Грудной, головной регистры голоса

Виды голосов в пении картинка

Контральто, тенор, бас - многие слышали об этих и других видах голосов в пении, но мало кто знает, чем они отличаются. А ведь красиво петь можно, только развив природные вокальные данные. В статье будет подробно расcказано о классификации голосов, а также о том, как определить свой тембр.

Классификация голосов

  • Мужские (от самого низкого до высокого) - бас, баритон, тенор.
  • Женские (от высокого до низкого) - сопрано, меццо-сопрано, альт или контральто.
  • Нижний или грудной. Считается самым обиходным. Низкие, более грубые звуки произносятся с вибрацией в грудной клетке.
  • Верхний, фальцетный, головной или тональный. Вибрации при произнесении тонких, звенящих звуков сосредоточены в области носа, головы и лица. В таком регистре темп колебания голосовых связок увеличивается, они сильно натягиваются.
  • Свистковый или флейтовый. Этот регистр лежит выше фальцета, напоминает по звучанию свисток.
  • Не тональный или шумный. В переводе с немецкого означает: «соломенный бас». Для понимания, что это такое, можно вспомнить пение Высоцкого или Лепса.

Мужские голоса в пении

Мужские голоса в пении картинка

Их официально по высоте делят на тенор, баритон и бас. В свою очередь, каждый из них делится на 5-6 подвидов. Ниже подробнее рассмотрим, какие виды голосов мужчин есть в пении.

Тенор

  1. Лирический. Подвижный, певучий, немного женственный с легкими колоратурами тенор с нотами до первой октавы - до «до» третьей. Примеры певцов: Беньямино Джильи и Хоссе Каррерас.
  2. Альтино. Светлый, легкий, звонкий тенор с серебристыми нотками, относительно редкий тип. Регистр доходит до фа второй октавы. Певцы с альтино: Геннадий Пищаев и Иван Козловский.
  3. Характерный. Специфический тенор применяется, в основном, для исполнения коротких, островыразительных партий.
  4. Контр-тенор. Редчайший и очень высокий мужской голос, его высота сопоставима с женским контральто или меццо-сопрано. Певец с таким вокалом (например, Альфред Деллер, Франко Фаджоли) исполняет партии развитым фальцетом и берет ноты от до и ре первой октавы до третьей.
  5. Драматический. Сильный, объемный и с широким динамическим размахом тенор. «Рабочие» ноты: от ля малой октавы, до си и до третьей. Роли в партиях под драматический тенор: Отелло, Хозе из «Кармен» и Герман из «Пиковой дамы».
  6. Лирико-драматический. Не обладает такой силой и насыщенностью как драматический, но в тоже не время не настолько легкий и женственный как лирический. Пример: пение Градского.

Баритон

  1. Тенор-баритон и лирический. Объединены в одну категорию, поскольку различия между ними поймет только профессионал, оно слишком невелико. У этих двух типов баритона легкий тембр, немного высокий. Чем-то напоминает тенор, а диапазон может доходить до си второй октавы. У Юрия Гуляева и Муслима Магомаева как раз тенор-баритон.
  2. Драматический. Звучит на верхнем и центральном участках диапазона (от соль большой октавы до соль первой) сильно, мощно и объемно, но не всегда может долгое время выдерживать высокую тесситуру. Примеры певцов: Этторе Бастианани и Титта Руффо.
  3. Лирико-драматический. Отличается многогранностью, ярким и светлым тембром, подходит для исполнения как лирических, так и драматических партий. Диапазон: от соль и ля большой октавы до ля первой.
  4. Бас-баритон. Промежуточный голос с массивными нижними нотами, доходящими до фа большой октавы.
  1. Низкий (Basso Profundo). Самый редкий вид, его еще называют «Бас-октавист». Отличает густое, мощное звучание, часто применялся в церковных хорах. Мужчина с таким вокалом может брать ноты фа-соль контроктавы. Пример: в «Князе Игоре» исполнение М.Д.Михайловым партии «Кончака».
  2. Высокий или певучий (Basso Contante). Его средний рабочий диапазон: от соль большой октавы до средней. Немного похож на баритон и отличат его от него, скорее всего, только специалисты. Яркие представители - Борис Гмыря и Борис Христов.
  3. Центральный. Бас с широким диапазоном с твердым, грозным, властным звучанием. В головном резонаторе теряет тембральную окраску, поэтому чаще используется в грудном. Диапазон: ми большой - ми первый. Николай Гяуров пел как лирически, так и драматически в виду своего мягкого баса. У Феруччо Фурланетто также центральный бас.
  4. Баритональный. Музыкальный голос с чертами, как баса, так и баритона. По сути, тот же высокий бас, но иногда в опере его классифицируют отдельно.
  5. Комический или буффо. Больше относится к амплуа, чем к типу вокала.

Женские голоса в пении

  • Сопрано с 5 подтипами.
  • Меццо-сопрано с 2 подвидами.
  • Альт или контральто (точное название зависит от того, где употребляется термин - в хоре или в опере).

Сопрано

Звонкость, открытость, полет, подвижность звучания и высота голоса - это все о сопрано. Исполняются ноты от первой (ля малой) до третьей октавы (до, ре).

Существует 5 подвидов сопрано:

  1. Лирическое. Его характеризует мягкость, красивый и богатый тембр, а также большой и динамический диапазон (от среднего си до среднего до). Певицы с лирическим сопрано: Анна Моффо, Мирелла Френи и Виолетта Валери.
  2. Колоратурное. Самый высокий женский оперный голос с преобладающим головным диапазоном. Отличается изяществом, легкостью и даже какой-то хрупкостью. Певицы ( Эдита Груберова и Евгения Мирошниченко и др.) могут брать ноты от первой октавы до, достигая ми в третьей, некоторые же доходят и до соль.
  3. Лирико-драматическое. Используемые ноты: ля малой октавы - ре в третьей. Отличается насыщенным грудным, но в тоже время мягким тембром. У голоса легкие верхние ноты, но при этом исполнение драматических кульминаций происходит без напряжения.
  4. Лирико-колоратурное. Нежный, светлый и высокий тембр голоса - все об этом подвиде сопрано, который был у Рут Энн Свенсон, Бэлы Руденко и Лючии Попп. Диапазон: до первой октавы - ми и фа третьей.
  5. Драматическое. Редкий вид со звучным верхом и наполненным центром, с густым и насыщенным тембром. Немного похож на меццо-сопрано. Диапазон: ля малой октавы - до и ре в третьей.

Меццо-сопрано

  1. Колоратурное. Такой тип редко встречается, он наделен не только глубиной и густотой, но и гибкостью, подвижностью и яркостью.
  2. Высокое. Звук менее насыщен в низком и среднем регистре. Находится посередине между драматическим и меццо-сопрано.
  • В «Свадьбе Фигаро» - Керубино.
  • В «Фаусте» - Зибель.
  • В «Каменном госте» - Лаура.

Альт или контральто

  • «Орфей» - Сигрид Онегина.
  • «Слепая» - Ева Подлес.
  • «Эрда» - Лили Чукасян.

Как определить свой тембр голоса

Самостоятельно дома определить вид голоса невозможно. Можно лишь условно и примерно, исполнив несколько нот, понять, к какому тембру и тональности он относится. Тоже касается и песен, пропев, нужно определить, какая тональность звучит сильнее и ярче. Без музыкального образования это сделать практически невозможно. Для точного понимания нужен профессиональный прибор, который называется спектрометр, поэтому лучше записаться на уроки вокала к преподавателю для прослушивания, который также поможет развить природные данные. Как видно, человеческий голос (как мужской, так и женский) отличается уникальностью и богатством красок. Каждый из певцов - уникальный штрих в картине хора или оперы. Чтобы в полной мере насладиться красотой звучания собственного тембра, лучше обратиться в школу вокала в Москве, где усилят природные данные, раскроют их глубину.

Что значит петь выше? Регистры голоса у вокалиста.

На пробном уроке вокала меня часто спрашивают: «А что значит петь выше или ниже?» Людям без музыкальной подготовки сложно понять, как управлять голосом и менять его высоту. Да и что такое «высота голоса»? Некоторым кажется, что петь выше — означает петь громче . Однако, эти слова НЕ синонимы! Мы можем петь громко и высокие, и низкие ноты.

Почему голос звучит то ниже, то выше — зависит от того, в каком певческом регистре голоса вы берете ноту. В этой статье мы поговорим кратко, какие бывают регистры голоса. Если вам уже известна данная тема и интересует практика, то советую упражнения на развитие певческих регистров и диапазон в разделе OVOCALE «Лайфхаки для голоса».

Какие регистры голоса есть у человека?

3 певческих голосовых регистра у вокалистов:

  • верхний регистр, который многие методики называют «головным» голосом
  • средний регистр - разговорный голос, в котором много средних частот.
  • нижний регистр, так называемый «грудной» голос.

Регистры у вокалиста — это то, какой отрезок голосового диапазона он использует, верхний или нижний. Насколько сильно натянуты голосовые связки при пении, настолько выше будет певческий регистр. Регистры есть у каждого музыкального инструмента. Голос — это тоже музыкальный инструмент.

Представьте струны на гитаре. Самая толстая струна звучит низко, она натянута менее упруго. Самая тонкая струна звучит выше, потому что натянута сильнее. Так же сильно натягиваются и голосовые связки у певца на верхних нотах. Поэтому звук становится тоньше и выше. Нижняя и верхняя струны звучат в разных регистрах — верхнем и нижнем. Вместе они составляют музыкальный диапазон гитары — от самой высокой ноты до самой низкой. То же происходит и с голосом. Об этом мы говорили в статье «Как петь высокие ноты» .

Как понять, в каком регистре звучит голос?

Певческие регистры голоса отличаются на слух по тембру, имеют разную окраску при пении. Например, когда вы переходите в высокий регистр голоса, звук меняет окраску, становится тоньше. Вы совсем не замечаете, что голосовые связки натягиваются и начинают колебаться быстрее. Звуковая волна набирает более высокую частоту. Кажется, что верхние ноты звенят (резонируют) в голове. У некоторых голос ощущается в макушке, у некоторых в затылке, во лбу или в переносице. В нижнем регистре связки укорачиваются, становятся толще, а звук плотнее и грубее. В голосе появляются низкие частоты. Вибрации звука ощущаются в горле и в груди. Отсюда и название - «грудной».

Если ваш музыкальный слух не развит, но вы хотите понять — ниже или выше вы поете, ориентируйтесь на ощущения в собственном теле. Где возникают вибрации при верхних и нижних нотах? Пытайтесь оценить окраску звука: звучит ли голос тонко, пискляво (верхние ноты) или грубо, плотно (внизу).

У вокалистов часто возникает такая проблема: верхний и нижний регистры не связаны между собой. Только что вы пели плотным красивым голосом, а потом словно что-то ломается, и вы переходите в пустой и тонкий звук (который часто зовут фальцетом).

Начальная постановка голоса у вокалистов «с нуля» часто сводится к тому, чтобы соединить верхний и нижний регистры голоса и избежать переходных нот на их стыке — переломов. Помогают в этом средние частоты, о которых поговорим ниже.

Микст в пении - средний регистр голоса

Средний регистр голоса, так называемый «микст», вызывает больше всего вопросов у новичков. Некоторые методики вокала выделяют средний регистр не как самостоятельный отрезок диапазона, а как участок голоса, где верхний и нижний регистры накладываются друг на друга и смешиваются. Отсюда и происходит название«микст».

Микст добавляет средних частот в вокал -

Микст — это не верх и не низ, а нечто среднее. Представьте себе, что вы открываете воду в кране, одновременно холодную и горячую. В итоге они смешиваются, и поток воды становится теплым. Вот таким же теплым тембром окрашивается ваш голос, когда вы поете не одной «головой» или «грудью», а стремитесь их «перемешать».

Мы используем микст каждый день — в повседневной речи. Он же vocal speech. Разговорный голос насыщен средними частотами. Он кажется естественным, приятным по тембру. Поэтому многие педагоги советуют не петь, а «говорить» во время пения, чтобы показать естественную окраску голоса. Как и поступает большинство современных вокалистов.

Благодаря миксту у профессиональных вокалистов можно не услышать чисто головных нот и «переломов» голоса, так как они умело их маскируют. Голос звучит насыщенно и богато даже вверху.

Границы регистров у женского и мужского голоса

регистры голоса у женщин, женские певческие регистры, регистры голоса у человека, певческие регистры, регистры вокал, статьи о вокале, блог о вокале

За счет того, что связки у мужчин плотнее и толще женских, грудной регистр у мужчин занимает бОльшую часть диапазона и резко переходит в верхний регистр (в так называемый «мужской фальцет»). Конечно, все приведенные на рисунках пределы регистров голоса у мужчин условны и индивидуальны у каждого человека. Данный пример относится больше к эстрадному вокалу.

регистры голоса, мужские регистры пение, регистры голоса у мужчин с низким голосом, баритон, границы мужского голоса, пределы голоса регистры, грудной и головной регистры

регистры голоса, мужские регистры пение, регистры голоса у мужчин с высокими голосами, границы мужского голоса, пределы голоса регистры, грудной и головной регистры

Как использовать голосовые регистры в пении?

Вот несколько советов, как развить вокальные регистры голоса:

  • Найдите свою самую высокую и самую низкую ноту. Сделать это можно с помощью тюнера. Через приложение или онлайн. Так вы определите ваш диапазон голоса и его тип, границы голосовых певческих регистров. А значит, вы будете понимать, какие песни и стиль музыки вам удобны.
  • При пении используйте все регистры, не избегайте нижних и верхних нот! Работа с верхним и нижним регистрами развивает диапазон, слух и силу звука. Для этого и существуют распевки. Они охватывают ВЕСЬ ваш диапазон, вы касаетесь крайних точек голоса сверху и снизу. Полезна также растяжка голоса на глиссандо, где вы соединяете оба регистра.
  • Не путайте головной и грудной регистр голоса с головным и грудным резонатором! Это разные вещи! Голосовой регистр - это окраска звука, его высотная частота. В то время, как резонатор - это физиологическая полость, пустота в организме, куда попадает звук и становится объемнее. Такие пустоты есть во рту, в ротоглотке, в носу.
  • Перед тем, как петь песню, устройте разбор ее мелодии. Можно вместе с педагогом на уроке вокала. Выделите слова песни, на которые приходятся самые высокие ноты в мелодии и подчеркните их. А затем пойте, глядя в выделенный текст. Зная о высоких нотах заранее, вы будете машинально «подтягивать» голос повыше, звучать в верхнем регистре. На первое время этого достаточно, чтобы натренировать координацию голоса.
  • Не стоит бояться верхних нот - берите их как получается. Начинающие вокалисты привыкли петь только в пределах своего разговорного регистра голоса, не выходить за его рамки. Поэтому любая песня больше трех нот, у новичков вызывает ужас: «Это слишком высоко, я не смогу это спеть!». Брать песни с непривычными высокими или нижними нотами нужно для разработки регистров, диапазона и слуха. А значит, для новых красивых красок в вашем голосе.
  • Не слушайте песни для фона - анализируйте! Обращайте внимание, в каком регистре звучат голоса любимых исполнителей. Ориентируйтесь на то, где голос певца становится тоньше и звонче (словно звучит в голове), это будет верхний регистр. А где голос становится грубее, в груди - нижний регистр. Когда научитесь отслеживать смену окраски в чужом голосе, понимать, где звучат высокие и низкие ноты у других, вы удивитесь, что вам стало легче управлять собственным вокалом.

Какие регистры бывают в эстрадном вокале?

Разные методики эстрадного вокала упоминают свистковый (флейтовый, фистульный) регистр голоса, фальцетный, модальный (речевой) регистр, шумовой и штро-бас. Но, несмотря на различия, все школы вокала говорят о певческих регистрах делят их на три типа, которые мы уже обсуждали — высокий, средний и низкий.

  • Высокочастотные: свистковый, фистульный, фальцетный регистры.
  • Средние частоты: Модальный, речевой, микстовый регистр, speech voice
  • Низкочастотные: шумовой и штро-бас

К сожалению, данные названия регистров часто употребляют в отрыве от контекста, без упоминаний откуда этот термин появился. Это вызывает путаницу у новичков. А среди педагогов по вокалу — ожесточенные споры, как назвать тот или иной регистр пения. Я советую не увлекаться терминами.

Они хороши, только если вы изучаете определенную методику вокала. Например, метод «речевого пения» (Speech Level Singing) Сета Риггза или метод Джо Эстилл (Estill Voice Training) используют разные терминологии, и имеют на это право. Если вы учитесь петь именно по какой-то системе, то вам важно понимать ее «вокальный язык». Но смешивать термины разных вокальных методик лучше не стоит. Я не ярый сторонник какой-то одной методики.

Работает не сама методика, а человек ее применяющий. Нужно изучать не только термины, но и свой голос в практике. Моя практика показывает, что ученикам легче различать регистры, отталкиваясь от «верхнего» и «нижнего». Так они понимают, что переходят к верхним и нижним нотам. Главная задача — научиться различать высоту звука, понимать, выше или ниже вы поете. А «голова» с «грудью», и вибрации в них, могут служить ориентирами.

Изучать и развивать певческие регистры важно для любого вокалиста, который хочет стать профессионалом. В блоге OVOCALE есть ряд упражнений из моей практики, которые помогут познакомиться с регистрами голоса и в короткие сроки расширить диапазон. Также их полезно применять в качестве разогрева голоса перед занятиями пением.

Так что бегом тренироваться!

Для любопытных. Пару слов о том, в чем различие названий певческих регистров. Шумовой регистр является частью нижнего, мы слышим его, когда говорим шепотом. В голосе много воздуха, но мало звука. Голосовые связки практически не смыкаются.

А вот если их немного сомкнуть на том же низком шепоте, включив в работу ложные связки, можно получить — штро-бас . Штро-бас напоминает неприятный скрежет, и часто зовется «fry» — прием пения на низких нотах, который так любят Britney Spears и Sia .

В западных методиках пения признается лишь два регистра — модальный (речевой) , он же « modal voice» или «chest voice». И фальцет — «head voice», «falsetto». Однако, в нашей отечественной методике вокала «фальцет» и «речевой» голос — это приемы пения! При фальцете, в понимании российского вокалиста, в голос добавляется придыхание. Звук берется на мягкой атаке. В то время как на западе — все высокие ноты зовутся фальцетными, даже те, которые звучат плотно.

То же касается и модульного речевого регистра, который заменяет на западе полноценный грудной голос. В России «речевое пение» — это не самостоятельный отрезок диапазона, а добавление в голос средних частот, микст.

Свистковый же регистр признается всеми странами мира. И располагается в самом верхнем отрезке вашего диапазона, где звук становится очень высоким и напоминает свист, а у суперпрофессиональных вокалистов переходит в ультразвук. Часто используется в экстремальном пении.

Разработать такие ноты возможно даже мужчинам, у них фальцет может легко перейти в необъятный запас верхних свистковых звуков. Яркий пример использования — пение Mariah Carey у женщин и Adam Levin у мужчин. Вокальный свисток — явление уникальное с точки зрения работы голосовых связок, и мы еще поговорим о нем в других статьях.

Как петь громко? Голосовые резонаторы и вокальный резонанс.

Если хотя бы один пункт из этого процесса нарушается, вся система перестает работать. Например, вокалист слишком много выдыхает. От этого связки смыкаются не плотно, и звуковая волна получается слабой. Такой вокал звучит тихо и зажато, а человек считает, что не умеет петь. Хотя в большинстве случаев, у таких людей прекрасные вокальные данные —

они просто не знают, где допускают ошибку! Поэтому, если вы хотите петь громко, первым шагом — научитесь распределять воздух при пении. Чтобы связкам было комфортно смыкаться и создавать ровную волну звука. Вторым шагом — разберитесь, как работают резонаторы, ведь именно они усиливают голос, которые рождают связки.

О дыхании мы говорили статьях на тему певческого вдоха и парадоксального дыхания . Сегодня мы разберем, что такое голосовые резонаторы у человека и как они помогают петь громче. Резонанс — это волшебная таблетка для любого вокалиста. В считанные секунды он делает голос звонким и объемным.

Почему резонанс делает голос громче?

Резонанс при пении появляется благодаря отражению звука. Представьте, что вы что-то сказали в пустой комнате. Произнесенные слова отразятся от стен и будут громкими. Но вы даже не приложите к этому усилий.Пустая комната и голые стены создадут эффект резонанса. По тому же принципу работает резонансное пение. Роль пустой комнаты в нашем теле играют полости - пустые пространства. Это глотка, носовые ходы, рот - в них мы чувствуем вибрации при пении, когда звуковая волна начинает резонировать.



Голос попадает в резонаторы (полости) и звук отражается в них десятки раз. Из-за отражения в вокале возникает много высоких и средних частот. Именно к высоким частотам очень чувствителен наш слух. Это не значит, что вы начали петь громче. Просто в тембре голоса у вас появилось много "цепляющих" нот (усиленных средних и высоких частот). И такое изменение в тембре ухо воспринимает как повышение громкости.

Какие голосовые резонаторы существуют?

Посмотрим, какие резонаторы используются в вокальном искусстве. Ранее считалось, что основных резонаторов два — головной и грудной. Высокие звуки резонируют в голове и ее пустотах, выше голосовых связок. А низкие звуки резонируют в груди — трахее и бронхах, ниже голосовых связок.

В последние десятилетия проводится много исследований резонаторов голосового аппарата у человека. Появились научные доказательства, что в груди звук не резонирует, а лишь вибрирует. Так как звуковая волна, рожденная на связках, поднимается под давлением воздуха вверх. А не спускается вниз, в грудную клетку. В легких, трахее и бронхах мы чувствуем лишь отголоски резонирования. То же происходит и с «головным» резонатором.

Многие педагоги вокала советуют направлять звук в лобные пазухи на верхних нотах для лучшего резонирования. Однако, лоб и его пустоты не имеют прямого воздушного соединения с горлом. Значит, колебания воздуха и звука не могут напрямую туда попасть! При пении вокалист чувствует лишь вибрации в лицевых костях, зоне лба и в затылке, которые возникают от резонанса в глоточном и носовом резонаторах.

голосовые резонаторы, резонирование звука при пении, резонанс в вокале, носовой резонатор, головной резонатор, гортань, глотка, гортаноглотка, глоточный резонатор, как петь громко, вокал

Какие резонаторы голосового аппарата есть:

  • рот, где образуется резонирующее пространство между челюстью и твердым небом,
  • носоглотка, где мы можем влиять на резонанс с помощью мягкого неба,
  • носовые пазухи, в которых наиболее четко ощущаются вибрации резонанса
  • глотка и гортань - вернее ротоглотка и гортаноглотка

Каких резонаторов в пении нет:

  • головной резонатор
  • грудной резонатор

Резонирующие полости, которые мы перечислили, составляют вокальный тракт — ваш голосовой аппарат. Влияя на одну часть вокального тракта, вы управляете голосом целиком и лучше контролируете свое пение. Как научиться управлять резонированием звука при пении мы поговорим в следующей статье .

Как получить резонанс при пении?

Чтобы возник резонанс нужны три вещи (вспоминаем курс физики!):

Источник энергии, которая вызывает резонанс.

В организме певца источником резонирования будет дыхание - движущая сила для голоса. Если нет выдоха, то нет и звука. Дыхание cоздаёт давление под и над голосовыми связками. Если при пении выдыхать ровным потоком воздуха, то связки смыкаются плотно и равномерно. Тогда звуковая волна будет ровной и сильной, а резонанс качественным.

Движущееся тело, которое колеблется и создает резонанс.

В вокале - это голосовые связки. Они колеблются и создают звуковую волну. Если связки смыкаются плотно, то резонирование будет ярче, и вы сможете петь громче. Многие проблемы с голосом решаются, когда вы понимаете, как управлять смыканием голосовых связок.

Пустота, резонирующая полость.

Для резонирования звуку нужно пространство, где он будет отражаться. В организме человека много пустот. Например, широко открытый рот. Поэтому педагог вокала заставляет вас расслаблять челюсть и опускать ее пониже - так вы освобождаете пространство для резонирования. Свободная глотка у вокалиста также создает необходимую голосу пустоту.

Итого — для резонанса голоса важны три компонента: ровный выдох при пении, правильное смыкание голосовых связок, широко открытый рот и свободные от зажимов челюсть и горло . Вся техника, как петь громко, сводится, по сути, к трем базовым вещам, которым учатся новички «с нуля» на уроках вокала.

Весь секрет громкого пения!

как петь громко, как петь звонко, как научиться громко петь, что такое разонанс, резонаторы певца, как раскрыть голос, как изменить голос для пения, как изменить тембр голоса, принципы пения, основы вокала, вокальная техника, вокал с нуля, блог о вокале, блог вокал, блог елена дорнгоф, блог педагог вокала, ovocale, Блог педагога по вокалу

Не путайте голосовые регистры и резонаторы!

Начинающие вокалисты путают головной регистр и головной резонатор. Или грудной регистр и грудной резонатор. Это большая ошибка!

Голосовой регистр - всего лишь отрезок вашего диапазона. Голос переходит в разные регистры при пении из-за изменения длины голосовых связок. Регистр воспринимается на слух как высота звука. То есть голос меняет высоту в разных регистрах.

Голосовой резонатор - это физическая пустота в теле. Его можно почувствовать физически. Например, откройте шире рот или поднимите мягкое нёбо, и голос будет звучать громче. Высота звука не меняется, когда вы используете разные резонаторы. Но меняется наличие частот в тембре - например, больше высоких или средних, которые "цепляют", "режут" слух.

Зачем певцу знать, какой у него диапазон голоса?

Диапазон голоса — это количество нот, которое способен спеть вокалист. От самого низкого звука до самого высокого. Точнее, насколько голосовые связки певца могут растягиваться, чтобы сомкнуться наверху и внизу. Хороший вокалист знает возможности своего голоса — сколько нот он способен спеть. Когда вы верно оцениваете свой диапазон, вы можете подобрать к нему правильный репертуар. Те песни, на которых вы не будете давиться высокими нотами.

На пробном уроке вокала педагог в первую очередь оценивает ваш певческий диапазон, чтобы понять, какие упражнения подобрать для развития ваших вокальных данных. Информация о диапазоне — говорит о ваших природных задатках. Широкий голосовой диапазон говорит о больших способностях в пении. Как определить вокальный диапазон, зачем его развивать и у кого самый большой диапазон голоса из современных певцов — читайте ниже!

Типы и диапазоны голосов в академическом пении

В академическом пении придумали систему, как различать певческие диапазоны разных людей. Она делит женские и мужские голоса на низкие и высокие. А дальше формирует диапазон по количеству нот, которые певцы могут охватить. Вот примерные границы певческих диапазонов в академическом вокале:

диапазон вокал, определить диапазон, определить диапазон вокал, диапазон голоса, какие бывают типы голосов, какие диапазоны голосов, какой тип голоса пение, какой тип голоса вокал, тип голоса пение, тип голоса вокал, певческий диапазон, вокальный диапазон, Типы голосов по диапазону, баритон, тенор, сопрано, контральтино, как понять сопрано, примеры сопрано, примеры тенор вокал, голоса в опере, вокальный голос опера, какие оперные голоса, голос академический вокал, вокальный диапазон академической вокал,

Когда мы говорим о диапазоне голоса — то имеем ввиду физиологию певца . Насколько хорошо тянутся его голосовые связки и насколько они «толстые». Так девушка с тонкими эластичными связками, скорее всего, окажется сопрано. А у мужчины с толстыми «мясистыми» связками, которые плохо тянутся, будет низкий голос — бас.

Тип вашего голоса поможет определить фониатр. У него на приёме можно увидеть, как смыкаются ваши голосовые связки на экране монитора и понять, насколько они тонкие и эластичные. Чем больше тянутся связки, тем больше нот вы можете спеть, а значит — тем больше ваш диапазон.

Зачем в опере делят голоса на типы?

У каждого голоса есть свой тембр. Для академического певца - тембр определяет его судьбу на вокальном поприще. Тембр может быть лирическим - нежным и мягким, или драматическим - глубоким, "грудным". В опере голоса делятся не только по диапазону, но и по окраске, по тембру голоса.

Высокими лирическими голосами часто поют главные герои. Низкие голоса предназначены для злодеев. У каждого персонажа в сюжете оперы есть свой характер. Зная характер персонажа, композитор сочиняет оперные арии отдельно для каждого типа голоса. Так баритон никогда не будет петь за тенора. Во-первых, ему будет неудобно брать высокие ноты, которые не подходят его физиологии. Во-вторых, баритональный тембр не передаст всех оттенков в голосе, которые нужны для персонажа-тенора. В опере все должно быть на своих местах, "по классике":

  • Лирическое сопрано чаще всего поет "приму", главную героиню, страдающую от любви.
  • Тенор - ее мечтательный возлюбленный.
  • Бас - злодей, который хочет их разлучить.
  • Баритон - друг тенора, который тайно влюблен в сопрано.
  • Меццо-сопрано - антогонист, соперница "примы", обязательно с драматичной судьбой.
  • Контральтино - юный "паж", помощник тенора, который помогает выпутываться из передряг.
  • Колоратуре чаще отдают мифических персонажей (вспомните арию Царицы Ночи Моцарта).

Какие диапазоны голоса есть в эстрадном вокале?

В эстрадном и джазовом пении нет четкой классификации голоса по диапазону. Потому что в современной поп, рок и соул музыке нет никаких границ и канонов, как в опере. Да, голоса поп и рок-певцов все равно разделяют по тембру, по краскам голоса и по физическим возможностям - сколько нот может спеть вокалист. Так легче подбирать репертуар. Но вариантов и градаций голоса меньше, чем в «академе». Принято выделять всего 2 женских типа голоса и 3 мужских:

как научиться петь, развитие вокальных данных, как петь песни, какой у меня голос, какой голос, как узнать свой голос, как найти голос для пения, женский диапазон голоса, диапазон певческий женский голос, вокальный женский диапазон, женский певческий диапазон,

Диапазоны голосов в пении, вокальный диапазон певческого голоса, мужские голоса пение, мужские голоса диапазон, диапазон мужчины вокал, какие бывают мужские голоса, типы мужских певческих голосов, типы вокальный голос у мужчин, эстрадные типы голосов,

Диапазоны у эстрадных певцов не таке широкие, как у «классиков». Да и сам диапазон вокалиста не сильно влияет на его выбор песен. Так, баритон может петь композиции для тенора. Возможно, он будет давиться на высоких нотах, но все-таки умудрится их спеть. Потому что в эстрадном и джазовом вокале много приемов и «лайфхаков», которые в опере недопустимы.

В современной эстраде вокальный диапазон не всегда соответствует музыке, которую вы поете. Можно менять тембр и характер звука, независимо от того, какой у вас тип голоса. А также владеть певческим диапазоном в четыре октавы, но исполнять поп-песенки из трех нот.

Диапазон и тип голоса в поп, рок и джазе больше зависит от манеры пения и приемов певца.

Как определить свой диапазон голоса?

Узнать диапазон голоса и подобрать песни, которые походят вам по высоте, сможет педагог по вокалу . Однако, вы в силах сделать это сами. Определить с помощью тюнера онлайн , либо с инструментом, если знаете ноты. Спойте самую высокую ноту, на которой можете сомкнуть голосовые связки и издать хоть какой-то звук. А затем — самую низкую ноту. Крайние верхние и нижние ноты, которые вы способны извлечь, будут границами общего голосового диапазона .

Зафиксируйте, какие обозначения показал тюнер и найдите свой диапазон по картинкам выше — где показаны ноты у разных типов голосов. Важно понять, насколько широкий у вас диапазон . Лучше измерять диапазон в октавах. 1 октава = 8 нот. Спойте все ноты от самой нижней до верхней и посмотрите, сколько октав покажет тюнер. Вот небольшая шкала, чтобы вы понимали, о чем речь:

  • 1 октава - рабочий диапазон среднего начинающего вокалиста, у которого еще не разработан голос.
  • 1,5 - 2 октавы - певческий диапазон, с которым можно брать сложные красивые песни. У многих людей с гибким от природы голосом бывает диапазон в две октавы и без занятий вокалом.
  • 2,5 - 3 октавы - диапазон профессионального певца. Кстати, к певцам, которые работают в мюзиклах и поют в опере, есть требование иметь диапазон не меньше двух октав!
  • 4 октавы и выше- редкость среди вокалистов. Однако, все певцы стремятся к отметке в четыре октавы, и правдами-неправдами прибавляют себе пару нот на словах.
  • 5 с половиной октав и выше - большая редкость, голоса таких людей считают уникальными и частенько заносят в Книгу рекордов Гиннеса.

Чем отличается рабочий и общий диапазон голоса?

Кроме тембра и высоты звука голосовой диапазон включает еще три параметра. Он делится на разговорный, рабочий и общий.

Разговорный диапазон

Это небольшой отрезок в пять-шесть нот. Его вы используете в повседневной речи. Разговорный диапазон называют "примарным". Голос звучит естественно и насыщенно в примарных нотах. Поэтому большинство певцов не поет, а как бы говорит под музыку, не напрягаясь. Есть вокальные техники по увеличению диапазона за счет примарных нот.

Рабочий певческий диапазон

Это отрезок голоса, где вокалист использует разработанные упражнениями ноты. Он гораздо шире разговорного, но тоже ограничен. Рабочий диапазон легко развить упражнениями и распевками. Чаще всего, когда педагог по вокалу обещает увеличить ваш диапазон голоса, речь идет именно о рабочем диапазоне, а не о том, что заложен в вас природой.

Общий диапазон голоса

То количество звуков, которые вы способны извлечь, но которыми не пользуетесь в пении. От крайних нот наверху, близких к писку, и до грудных самых низких нот. Общий диапазон зависит от физиологии, данной от природы, и различается у большинства людей.

Узнайте, какой у вас диапазон голоса
Запишитесь на бесплатное прослушивание!

Зачем знать, какой певческий диапазон у вас?

В каком стиле музыки, ваш голос будет звучать наиболее гармонично. Например, для соула и рока необходимы голоса с высокими нотами, а значит, с широким вокальным диапазоном. Джаз и блюз — для голосов с плотными низкими нотами. А фанк и поп-музыка подойдут голосам с небольшим диапазоном со звонким тембром.

Переходные ноты находятся на стыке двух голосовых регистров. Там, где голос «ломается», переходит от плотного звука к тонкому. У широкого диапазона таких «порогов» может быть больше двух.

Вообще, правильно подобрать распевки под ваш вокальный диапазон — это задача педагога по вокалу. Но если вы занимаетесь пением самостоятельно, то информация о вашем певческом диапазоне пригодится, чтобы найти распевки для высокого или низкого голоса. И развивать свой вокальный уровень в комфортных условиях.

Как увеличить вокальный диапазон?

Развить общий диапазон голоса удается профессионалам при каждодневных тренировках и распевках. В среднем на полтона за полгода . Ну, и интересная особенность — когда вы работаете над крайними нотами общего диапазона, над самыми верхними нотами, средний регистр голоса укрепляется, начинает звучать лучше и плотнее. Рабочий диапазон можно и нужно расширять. Мои советы по развитию диапазона:

  • Пропевайте звуки за пределами разговорного регистра. Пойте больше распевок на неудобные верхние и нижние ноты, чтобы приучать голос работать иначе.
  • Меняйте тональность. Пойте песню на полтона ниже и на полтона выше. А потом возвращайтесь в исходную тональность. Голосовой диапазон будет увеличиваться.
  • Берите сложные песни. Те, где мелодия выше или ниже рабочего диапазона. Тренируясь на таких композициях, можно быстро развить певческий диапазон.

Зачем развивать голосовой диапазон?

Чтобы петь больше красивых песен и обладать большими красками голоса! При неразвитом диапазоне песни у вокалиста будут однообразными, в пределах двух-трех нот.

эстрадно-джазовое пение диапазон, эстрадное пение тип голоса, классификация вокальных голосов, типы вокальных голосов, типы певческих голосов, диапазон голоса знаменитых певцов, диапазон селин дион, диапазон димаш, диапазон адель, диапазон хьюстон, как петь лучше,

диапазоны голосов современных певцов:

Ну, теперь понятно, зачем развивать диапазон голоса, чтобы стать профессионалом? Тогда открывайте мой лайфхак на увеличение диапазона. Это простое и эффективное упражнение для голоса мы используем с учениками уже много лет.

Пишите в комментариях, какой диапазон голоса у вас, задавайте вопросы. А также подписывайтесь на новые статьи блога о вокале!

26 комментариев

Елена, спасибо, очень интересно и доступно объясняете:) А откуда информация про диапазоны известных певиц и певцов?

Данные с англоязычного ресурса DevaDevotee
Спасибо большое за Ваш интерес!

Даже не думала, что у Мадонны и Уитни Хьюстон одинаковый диапазон… Так и не скажешь. Для меня Хьюстон — богиня и эталон западной музыки, вокала. А Мадонна… ну она тоже молодец, но все же не дотягивает по голосу. Было интересно почитать, спасибо что просветили.

Селин дион ,майкл джексон ,винти Хьюстон 5 октав . (Силин дион 3 октавы))

Нати, на основании чего сделали такие выводы, откуда черпали информацию?)

тоже хотела бы узнать в каких песнях можно услышать такой разлет диапазона . а если это нерабочий диапазон ,какой в этом смысл. 5 октав!! это и бас и сопрано в одном флаконе.

Это немного не так работает, у человека с 5 может и не быть баса вовсе

Полная чепуха. У Джексона и 3 вряд ли наберётся

Укажите, пожалуйста, источник, откуда Вы взяли информацию.

Пою с детства дар от Бога,сопрано 2:октавы.

Ах да, пора добавить в статью инфу про Димаша, у него почти 6 октав ))

Растёт! Спасибо за комментарий)

Здравствуйте, Елена! Я пела несколько лет чисто для себя и немного играла на гитаре. Решила пойти на сеанс к учителю вокала, она проверяла мой голос и на второе занятие вокалом у меня было 4 октавы. Только сейчас узнала, что это очень много, она мне сказала то же самое, но я что-то не восприняла это особо в серьёз. Сейчас понимаю и думаю: что делать дальше? Как учиться? Как это развивать? Спасибо за вашу статью))) очень жду ответа

Ольга, спасибо, что поделились своей историей!

4 октавы это действительно хороший диапазон. Важно определить, какой диапазон рабочий, а какой общий. Например, из 4-х октав у Вас может быть рабочим диапазоном только одна октава. Значит, нужно работать в сторону того, чтобы расширять эту область диапазона и задействовать постепенно соседние тона, нота за нотой. Есть убеждение среди вокалистов, что хорошим показателем является, если за полгода прибавляется одна-две ноты рабочего диапазона. Определить, как он расширяется вы можете и самостоятельно — замечайте на какой ноте ваш голос перестает звучать уверенно и комфортно, затем начинайте работать именно над этой нотой, над переходом от рабочего диапазона к общему. Когда данная нота «встанет» на место и будет вам удобной, беритесь за соседнюю выше по диапазону.

Здравствуйте, занимаюсь вокалом с нуля 2 месяца, по типу голоса тенор. Вначале был диапазон 1октава, сейчас 2 октавы и 3 ноты(до). Возможно ли поднять до 3-4 октавы? Курю 10лет, слышал что снижает диапазон, мог ли я прокурить октаву за 10 лет? и можно ли вернуть если бросить курить?

Курение влияет на слизистые поверхности связок и гортани, вы верно подметили. Из-за этого связки могут неплотно смыкаться и пропускать воздух или теряют эластичность. Можно ли восстановить их до первоначального состояния? Боюсь, на этот вопрос лучше ответит доктор — фониатр — который посмотрит на ваши связки и даст рекомендации к вашему индивидуальному случаю. Берегите себя!

У Уитни Хьюстон и у Мадонны одинаковый диапазон голоса. Уитни, в самые лучшие годы своего пения брала пять октав (весь диапазон со всеми крайнеми нотами). Я вообще, это не сам придумал, я об этом слышал в разные годы от разных авторитетных источников.

Сергей, благодарю за отзыв. Вся информация из открытых зарубежных источников.

Подскажите в вопросе: в меня диапазон около 3 х октав. Я актриса. Но: у меня плохой слух. Я плохо слышу свое сопрано…потому Что я всегда чувствовала стыд. И стыдилась петь. Без чистоты я беру трели 6 соль. Но…все сухо. И плохо себя слышу. Забить на пение? или это можна решить? спасибо наперед.

Светлана, понимаю Ваше беспокойство. Голос и качество вокала напрямую зависят от уверенности исполнителя в своих силах. Часто психологические нюансы у вокалистов (боязнь сцены, стыд своего голоса) лечатся только одним — практикой и усердными тренировками. Найдите педагога, который готовил бы Вас к выступлениям и занимайтесь-занимайтесь-занимайтесь! Через несколько месяцев и стыд и сложности в пении могут исчезнуть.

Добрый день) Подскажите диапазон голоса Тины Кароль. Заранее благодарю.

Вопрос. Почему Кудайберген еще не в Книге Гиннеса? Его нет даже как обладателя самого высокого мужского голоса. Возможно ли, что диапазон Кудайбергена не соответствует заявленному?

Вы правы! Такие ошибочные определения диапазона у звезд случаются часто.

Итог : Если будете петь в своей тесситуре , связанно , и на хорошей опоре дыхания + вам будет нравится делится песней с окружающими = успех в ваших руках. К этому только стоит добавить щепотку труда , усердия , целеустремленности.
Удачи вам !

Понимаю Вас, сложно не обидеться на педагога, который обучал неправильно и из-за которого появляются проблемы с голосом. Наверное, потом по отношению к педагогам рождаются такие ложные убеждения, о которых Вы упомянули: «Статья написана человеком который далек от реалий голосов».

Читайте также: