Социальное отношение к психически больным. Отрицание алкоголизма

Добавил пользователь Дмитрий К.
Обновлено: 14.12.2024

В мире около 15 % людей нуждаются в психиатрической помощи, в России — 25 %. При этом каждый пятый психиатрический больной прерывает лечение слишком рано, а каждый двенадцатый — отказывается лечиться вовсе. Отсутствие критики к состоянию своего здоровья в медицине называется анозогнозия. Больные отрицают свои проблемы и необходимость лечения, обрекая свое окружение на страдания, а себя — на еще большее ухудшение здоровья. Разбираемся, почему люди не хотят лечиться, как им помочь и что делать, если лечиться не хотите вы.

Почему лечиться не хочется, но отказ от медикаментов делает только хуже

Зачастую люди с выраженными нарушениями психики не следуют рекомендациям врача, не принимают препараты и не соблюдают рекомендованный режим. Это происходит, во-первых, из-за недооценки своего состояния: кажется, что если ничего не болит — то всё будто бы и хорошо. Во-вторых, у ряда лекарств есть побочные эффекты: сонливость, тенденция к набору веса тела и другие неприятности — это действительно мешает полноценной жизни, поэтому многие склонны отказываться от медикаментов. В-третьих, никто не хочет принимать лекарства пожизненно или продолжительное время: это не только вызывает экзистенциальную печаль, но еще и дорого и неудобно.

Кроме того, большое значение играет стигматизация психических расстройств в России: люди обращаются за психиатрической помощью только в самых крайних случаях, поэтому огромное количество больных остается без обследования и лечения.

Больше 11 % нуждающихся в психиатрической помощи людей в течение первых двух лет заболевания не получают ее, потому что безуспешно «лечатся» у других специалистов.

При психических заболеваниях анозогнозия приводит к плачевным последствиям в первую очередь для самого страдающего: ухудшению состояния здоровья, несвоевременности лечения и осложнениям. При этом тяжелое состояние очень медленно и трудно корректируется, а каждый срыв приводит к снижению адаптации и к ухудшению качества жизни, а родственникам зачастую приходится «расхлебывать» непростые ситуации: взятые в состоянии обострения кредиты, тяжелые конфликты с окружающими.


Самое опасное следствие отказа от лечения — суицид. Страдающий человек поглощен болезненными переживаниями и без помощи медикаментов нередко приходит к самоповреждению или попытке самоубийства.

Самая большая проблема в том, что больной человек может отгораживаться от мира, уходить в самоизоляцию и недооценивать свое состояние: ему может казаться, что он сильный и справится сам — но болезнь нередко оказывается сильнее.

В каком положении оказываются родственники больного

Непросто приходится и родственникам. Есть два типичных полюса переживаний, на которых оказываются его близкие.

Один полюс — это вина за поведение больного, стыд за то, что происходит в семье, и — как следствие этой вины — полное подстраивание под болезнь. Именно в этом причина гиперопеки, особенно характерной для семей алкоголиков и наркоманов.

Другой полюс — это, наоборот, отстранение. Люди выбирают игнорировать проблему не потому, что они жестокие, а из-за непонимания, растерянности и страха. В обоих случаях родственники часто стараются скрывать факт наличия в семье заболевания и боятся, что кто-то об этом прознает.

Из-за этого вся семья может постепенно оказаться в социальной изоляции, которая также может быть следствием стигматизации — негативного отношения общества к психически больным.

У людей отсутствуют четкие представления о том, что конкретно нужно предпринять, если тяжело больной человек отказывается лечиться. Многие в бессилии обращаются на форумы, медицинские сайты: «помогите, моя мама злоупотребляет алкоголем и не хочет идти к врачу…», «как быть в ситуации, когда дочь страдает шизофренией и не хочет принимать препараты, назначенные врачом…», «с ней трудно жить, но к врачу идти она не хочет….»

Эти вопросы могут ставить в тупик, ведь нельзя же взять уже взрослого человека за руку и отвести к врачу насильно, если он этого не хочет.


Что закон говорит о принудительной госпитализации

«Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:

а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи».

— Федеральный закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 № 3185-1 ст 29 (ред. от 19.07.2018), статья 29: «Jснования для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке»

Только в указанных случаях можно госпитализировать человека принудительно: по решению суда или прокуратуры. В других ситуациях госпитализация проводится только с согласия человека, по рекомендации врача.

Принудительная госпитализация — всегда не лучший вариант. Любое насилие сопровождается психической травматизацией.

В итоге больной потеряет доверие к родственникам, их отношения приобретут враждебный характер, что никак не поможет страдающему, а только усугубит его состояние.

Как вести себя с человеком, страдающим от психического расстройства

По словам главного внештатного специалиста-психиатра Департамента здравоохранения города Москвы и главврача Психиатрической клинической больницы № 1 Г. П. Костюка, с больными, которые не поддаются на уговоры, «главное — не спорить, но и не соглашаться…»

Ни в коем случае родственникам не следует угрожать человеку, шантажировать, критиковать, запугивать. Важно сохранять спокойствие и доброту по отношению к страдающему, набраться терпения.

Больной может быть переменчив: то нуждаться в другом человеке, в его любви и теплоте, то быть замкнутым, отталкивать и требовать, чтобы его не беспокоили. Не стоит обижаться на больного человека. Ведь мы же не обижаемся на людей, которые не могут говорить в силу их заболевания.

Если у больного есть бредовые фантазии, то рекомендуется спокойно их выслушать и не показывать, что вы расстроены или огорчены, встревожены чем-то, можно даже и подыграть в такой ситуации.

Чтобы родственники психически больных могли чувствовать себя более уверенно, им необходима информация о болезни близкого, методах лечения, формах помощи непосредственно в сообществе людей с аналогичной проблемой. Эти сведения они могут получить на специальных курсах психообразования, которые регулярно проводятся в ПНД.

Какое отношение к происходящему стоит выработать

Родственникам больного следует осознавать, что, если психическое заболевание лечить, своевременно обращаться за помощью к специалистам, не стесняться говорить об этом с людьми, которых постигла похожая участь и комплексно подходить к вопросам лечения и реабилитации, то можно добиться хороших результатов.

Важно понимать, что острое состояние — не навсегда, его можно пережить, перетерпеть, лечить. Главное — верить в лучшее и искать помощи.

Естественно, негативных впечатлений и пугающих эмоций не избежать. Всё дело в том, что помощь в такой ситуации требуется не только больному, но и его окружению. Используйте релаксацию, прослушивайте спокойную любимую музыки, урвите возможность погулять в одиночестве, медитируйте.


О своей тревоге тоже важно говорить с врачом и согласиться на поддерживающую терапию: обстановка в семье, где проживает больной человек, может быть психотравмирующей для других ее членов.

Обязательно нужно дать всем время, особенно после острой фазы заболевания. Не дожидайтесь с нетерпением «быстрого скачка вперед», а содействуйте малым шагам вашего близкого с психическим расстройством — и радуйтесь им.

Как помочь человеку с психическим расстройством принять необходимость лечения

Если человек упрямо не идет на контакт и не хочет лечиться, можно поискать информацию о частных клиниках, вместе с врачом обсудить ситуацию и придумать грамотный выход.

Огорошивать человека тем, что ему нужно срочно лечь в больницу, не стоит. Если человек дееспособен, то отчасти он понимает, что с ним происходит что-то неладное, но, возможно, боится попадать в психиатрическую больницу, насмотревшись страшных фильмов или наслушавшись рассказов. Да и сама по себе тема психиатрии очень стигматизирована в России, что снижает доверие больных к психиатрам.

Врача можно вызвать на дом или представить больному как психолога или психотерапевта, который «просто поговорит», — это будет восприниматься страдающим не так болезненно.

Врач-психиатр поможет убедить человека начать принимать лекарства.

Если душевнобольной никак не соглашается на госпитализацию, а она ему действительно необходима, то можно пойти на хитрость и сказать, что в больницу нужно лечь на обследование, чтобы доказать, что он (она) абсолютно здоров и диагноз врача неверный. Или объяснить, что необходимо сдать анализы для отмены диагноза, а сделать это можно только в больнице.

Современная психиатрия потихоньку переходит на амбулаторную форму на «западный манер», когда не требуется госпитализация.

Лечение происходит дома, а не в стационаре, что способствует адаптации людей с психическими расстройствами и не стигматизирует их. Это в итоге позитивно влияет на быстрое восстановление и социализацию.

Чего нельзя говорить больному

По словам врача-психотерапевта Михаила Бурдина, при разговоре с больным нельзя употреблять фразы-прогнозы, предсказания:

«Ты сопьешься!»

«Тебя уволят с работы!»

«Ты посадишь печень!»

«Дети не будут тебя уважать!»

«Ты закончишь как твой отец!»

«Ты нас в гроб загонишь!»

Всё это прогнозы. Они могут быть сколько угодно справедливыми, однако эти слова не будут иметь никакой пользы: больной сразу начнет защищаться. Нужно уметь отделять реальные события от своих обобщений.

Что можно говорить больному

Люди с самыми различными психическими расстройствами (алкоголизм, шизофрения, депрессия) могут быть очень чувствительны к поведению окружающих.

Поведение близких таких людей должно быть основано на заботе и желании помочь. Не для всех подходят стандартные фразы: «успокойся…», «всё будет тип-топ..», «возьми себя в руки…» — они вообще зачастую не работают.

Психически больной живет в своем мире, и здесь нужна чуткость родственников к его состоянию. Можно осторожно поинтересоваться: «Как ты себя чувствуешь?» Стараться задавать открытые вопросы в ненавязчивой форме: «Расскажи… Что ты ел (ела) на завтрак? О чем думаешь?» Важно стимулировать больного рассказывать, развернуто отвечать — это поможет лучше его понять. Если он не хочет разговаривать, то заставлять нет смысла, лучше попробовать немного позже опять возобновить разговор.


Ваша собственная открытость, рассказ о себе поможет раскрыться и больному человеку.

Старайтесь сохранять спокойствие и доброжелательность.

Что, если родственники ошибаются

К сожалению, родственники не всегда понимают странности близкого человека и могут напрасно паниковать. Паника — часто проецирование на другого своих трудностей или проблем (тревога, злость, агрессия). Такой человек может не принимать наличие проблем у себя, отрицать их, подавлять и сваливать на другого.

Ситуации необоснованной тревоги в семье бывают достаточно разнообразные.

Молодому человеку родители могут заявлять, что что он псих и они хотят сдать его в психиатрическую больницу. Тогда как он просто художник, которому не повезло родиться в провинции, где не понимают его странностей, его картин, замкнутости или чудаковатого поведения. Защищает ли его закон в такой ситуации?

Да, закон о психиатрической помощи его защищает: он имеет право отказаться от лечения — в таком случае оснований для принудительной госпитализации нет, и никто его никуда не заберет.

Как самому проверить, всё ли в порядке

Если вы отказываетесь от еды, плохо спите, видите во сне кошмары, чувствуете разбитость, замечаете странные вещи, мысли быстро текут в голове или, наоборот, ощущается вялость, медлительность; не можете ходить на работу или учебу, чувствуете душевную боль и безнадежность, слышите в голове какой-то голос; если люди кажутся вам преследующими и враждебными, если вы подозреваете, что вас хотят отравить, чувствуете сильную тревогу, и всё это мешает вашей нормальной полноценной жизни — то и правда пора к доктору.

Если же вы вполне довольны своей жизнью и только конфликты в семье и на работе ее портят, то можно попробовать обратиться к психологу для решения трудностей в межличностных отношениях — расстройства у вас, скорее всего, никакого нет.


Всем: от ревнивцев до меланхоликов и от творческих личностей до обыкновенных мудаков — вариант обращения к врачу-психиатру не подходит!

Возможно, кому-то и нужна коррекция поведения, но для этого достаточно психолога или психотерапевта.

Отношение к людям, страдающим психическими расстройствами, как показатель психического здоровья общества

Определенную роль тут играет негативное общественное мнение по отношению к душевно больным и врачам, которые занимаются их излечением. Общественное сознание сформировалось таким образом, что принято опасаться и тех и других. Людей, страдающих душевными болезнями, ? за то, что они «странные», «непредсказуемые», с ними трудно общаться, могут проявлять агрессию по отношению к окружающим, часто ведут асоциальный образ жизни, не принимают и не понимают сложившиеся в обществе алгоритмы поведения. Врачей-психиатров - за то, что пытаются помочь таким людям, с точки зрения общественного сознания, никчемным и ненужным для общества.

К сожалению, такие стереотипы укоренились достаточно глубоко. Определенную роль в их поддержании играют средства массовой информации, которые часто в негативном контексте представляют врача-психиатра и его пациента. Сформировавшееся в обществе отношение к психически больным является отражением низкого когнитивного уровня общественного сознания, которое отгораживается от всего того, что кажется странным и непонятным, вместо того, чтобы сделать попытку понять таких людей, осознать их проблемы, выразить сочувствие, предложить помощь.

Люди, страдающие психическими расстройствами, ? это «другие» люди. Они живут в своем особом мире, но зачастую тонко чувствуют окружающих, обладают выраженной интуицией, детской непосредственностью и незащищенностью. Часто такие люди имеют незаурядные творческие способности. Социальная дезадаптация, негативизм, нежелание общаться с окружающими, агрессивность обычно проявляются в период обострения, а также при тяжелом течении и значительном прогрессировании заболевания. В этот период пациенты нуждаются в стационарном лечении и наблюдении. Раннее начало лечения под контролем врача-психиатра, адекватно подобранная терапия минимизируют негативные последствия болезни.

Вместе с тем научными исследованиями доказано, что примерно четвертая часть всех пациентов, заболевших шизофреноподобными расстройствами, полностью выздоравливает и возвращается к прежнему образу жизни. У другой четверти - в результате заболевания формируются легкие дефекты социального функционирования, которые не являются препятствием для общественно полезной деятельности при создании благоприятных условий и поддержке со стороны психически здоровых членов общества. Социальная поддержка, общение, общественно полезный труд позволяют такому человеку почувствовать себя полноценным членом общества, что обычно позитивно сказывается на течении болезни, способствует удлинению периодов вне ее обострения.

Таким образом, само общество при благоприятном и разумном отношении к своим членам, имеющим проблемы с душевным здоровьем, в состоянии уменьшить негативные проявления и последствия эпидемии психических расстройств, запустить процесс оздоровления общественного сознания. Во многих странах мира эта концепция принята к действию, и отношение к психически больному постепенно меняется - от боязни общения и неприятия как источника проблем до осознания его как личности и принятия как равноправного члена общества и гражданина.

Первые шаги на пути изменения отношения общества к людям, страдающим психическими расстройствами, сделаны и в нашей республике. Это, в частности, создание Республиканского научно-практического центра психического здоровья на базе Республиканской клинической психиатрической больницы. Само наименование нашего учреждения предполагает его активное участие в охране душевного здоровья путем научно обоснованной разработки и организационно-методического сопровождения программ по сохранению и укреплению психического здоровья граждан Республики Беларусь, а не только проведение диагностики и лечения психических расстройств.

Изменение стереотипов в общественном сознании по отношению к людям, страдающим психическими расстройствами, потребует объединения усилий многих общественных структур, как государственных, так и негосударственных, участия различных ведомств, учреждений, общественных организаций в создании наиболее оптимальных условий для их жизнедеятельности и реинтеграции в общество.

Бороться со стереотипами, сложившимися в обществе, непросто, но это возможно. Для этого просто нужно действовать сообща и это в наших силах!

Как жить в сегодняшнем обществе с психическим заболеванием

Общество к психическим больным испытывает чувство, балансирующее между дискомфортом и страхом. Такая реакция связана лишь с недостатком информации. Наш французский корреспондент рассказывает, как научились преодолевать страхи в Европе

Общество к психическим больным испытывает чувство, балансирующее между дискомфортом и страхом. Такая реакция связана лишь с недостатком информации. Наш французский корреспондент рассказывает, как научились преодолевать страхи в Европе.

Плакат ассоциации «Земля радуг»; сделан в ателье арт-терапии

Недавно во Франции завершилась неделя, посвященная информации о психических заболеваниях. Это мероприятие организуется на национальном уровне каждый год на протяжении уже 25 лет. Цель акции - изменить взгляд общества на психические заболевания и способствовать социализации и профессиональной реабилитации больных.

К этой цели организаторы стремятся через многопрофильные мероприятия, среди которых: конференции, фильмы, выставки, «дни открытых дверей» в общественных ассоциациях, работающих в этой сфере, выступления в телевизионных программах. Работа с журналистами и с ведущими программ сыграла немалую роль в формировании понимания этого вопроса.

Не так давно передачи на эту тему, главным образом, рассказывали о негативных сторонах. Теперь, наряду с рассказом о тяжелых случаях, выступают больные или их семьи, судьбы которых сложились благополучно. Вложенная энергия и усилия постепенно дают результаты.

Несколько цифр о психических заболеваниях и о психиатрии во Франции

- 18% французского населения, то есть каждый пятый житель, страдает какой-либо формой психического заболевания.

- Среди 44 миллионов взрослого населения, проживающего у себя дома, 18,5% страдают психиатрическими расстройствами, среди которых 15% выражаются в острой форме.

- В тюрьмах, где заключены 58251 мужчин и 2152 женщин, процент психических заболеваний доходит до 76,5% среди мужчин и 73,7% среди женщин.

- Во Франции примерно 600 000 больных шизофренией; столько же примерно страдающих биполярным заболеванием. При этих видах заболеваний риск суицида значительно выше, чем у остального населения. Он провоцирован не столько желанием покончить с жизнью, сколько желанием избавиться от страданий.

- Среди населения без места жительства (бездомные) от 30% до 50% страдают шизофренией или острым биполярным расстройством. Отсутствие лечения, десоцицализация, потребление алкоголя и наркотиков умножают риск правонарушений и преступности в 8 раз. Бригады психиатров стараются обслуживать таких больных на месте их проживания, то есть на улице. Они знают места, где больной любит находиться, и стараются его там найти, выдают ему лекарства, беседуют.

- Третье место после рака и сердечно-сосудистых заболеваний во Франции занимают патологии, связанные с психическими расстройствами.

- 2/3 опрошенного населения Франции считают, что информации о психических заболеваниях недостаточно.

- 47% всего населения Франции характеризует психического больного негативными словами, такими как: «дебил», «отсталый», «безумный», «псих».

- 75 % психических расстройств у взрослого населения и 95% у детей и подростков лечатся амбулаторно, больные никогда не госпитализировались.

- Психические заболевания - основная причина инвалидности и долгосрочной болезни, изолирующая больного и радикально изменяющая его социально-экономическую действительность.

- От 40 до 50 тысяч психических больных, госпитализированных в разных регионах Франции в период с 1940 по 1945 г., были обречены на смерть от голода.

Отношение общества к психическим больным

Во Франции психиатрические расстройства (шизофрения, биполярность, острая депрессия и прочее) напрямую или через родственников и друзей касаются примерно 12-ти миллионов из 65-миллионного населения. Несмотря на шок, растерянность и беспомощность перед поставленным диагнозом, далеко не все семьи обращаются за поддержкой в общественные организации, созданные для этой цели. В большинстве случаев не обращаются из-за отрицания болезни, ощущения безвыходности, а также из-за боязни посторонего осуждения и отчуждения.

Дело в том, что общество к психическим больным испытывает чувство, балансирующее между дискомфортом и страхом. В основном такая реакция - от недостатка информации о заболевании, неправильного подхода СМИ к болезням, а при несчастных случаях их сенсационно-раздутое освещение, и, наконец, от разных старых негативных стереотипов. В итоге стигматизация изолирует больного и тормозит его восстановление и социализацию.

Причем, стигматизация касается не только самого больного, но затрагивает и его семью. Своим молчанием семья хочет защитить себя и больного от отрицательного взгляда общества. На деле же она лишается психологической, педагогическо-психологической и информационной поддержки, необходимой как для равновесия самой семьи, так и для стабилизации больного. Оставшись в изоляции, семья углубляется в депрессивное состояние, теряет ориентиры и возможность быть опорой больному.

Откровение христианского психиатра

Среди разных пресс-конференций, прошедших в течение информационой недели, выделяется выступление психиатра Мари Жоел Безансон, профиль которой весьма отличатестя от класического профиля французского психиатра.

На конференции. Доктор Безансон посередине, за букетом

«Я росла в католической семье и всегда была верующей. Однажды количество одиноких людей по воскресным дням особо привлекло мое внимание. Ведь человек не сотворен для одиночества, в нем всегда есть потребность любви, понимания, дружбы и общения с себе подобными. В праздники одиночество ощущается еще острее для больных и без того уязвимых психическим расстройством», - рассказывает М. Ж. Безансон, вспоминая путь, который ее привел через создание ассоциации к альтернативе госпитализации и социализации психических больных.

«Большую роль, - продолжает доктор, - сыграла также неприемлемая, бесчеловечная действительность, в которой пребывали больные психиатрического отделения, где я работала. С каждым днем росло мое желание организовать альтернативу психиатрической госпитализации и место, где больных будут встречать по человечески, где они ощутят внимание, понимание, сочувствие, и равенство во имя Христа, братство, и любовь.

Я только и мечтала о способе заменить ежедневное ужасное состояние больных и госпитальное гетто другой действительностью, но меня тормозила боязнь прыжка в неизвестность и незнание с чего начать и что делать. Это стремление сопровождалось основным, как мне кажется, вопросом в жизни человека о своей миссии на земле, о том, кто я, что от меня ожидает Господь и как лучше осмыслить свою жизнь?

Постепенно мне становилось совершенно очевидно, что пора мне переходить к действиям в пользу психических больных, и что в первую очередь с ними я хочу разделить безграничную Божью любовь, которую испытываю на себе.

С этого момента весь мой страх исчез, и, шаг за шагом, я продвигалась к цели; все поэтапно разрешалось, находило свое место без особенных трудностей. Конечно, препятствия были, ведь проект был пилотный. Образно говоря, я плыла по волне, встречая людей, готовых помогать в оформлении ассоциации, в поисках финансирования и развития программ. Сегодня я могу сравнить этот период с духовным посвящением.

Это происходило 20 лет назад и совпало с периодом во Франции, называемым “антипсихиатрия”, то есть периодом всесторонней критики (со стороны СМИ, общественных ассоциаций, семей больных) методов лечения, которые часто ограничивались госпитализацией. Причем госпитализация часто была связана с плохими условиями и с пичканием лекарствами, превращающими больного в “овощ”.

Подобное движение наблюдалось в Италии, где содержание в психических госпиталях заменилось лечениями в дневных стационарах, и в Канаде, где по сведениям Института психического здоровья Квебека, за 20 лет сократилось количество госпитализаций с 5000 коек до 300.

Мою ассоциацию я назвала “Гости Пира”. Она начала работать с открытия воскресного приема, где больной мог просто придти и молча выпить чашку чая или пообщаться с другими, или поделится чем-то очень личным с человеком, который окажет ему нужное внимание, или сыграть в скрабель вместе с другими. Одним словом, ассоциация стала местом, где больного встречают открыто, с улыбкой, с радостью, любовью и по-дружески, как равного, как брата во Христе, вне зависимости от того, верующий он или нет.

В результате, чувства отчуждения, стеснительности, неуклюжести постепенно заменялись доверием. Важно, что в ассоциации больным было возможно общатся не только с другими больными, но и с волонтерами, которые разделяли с ними время и разные занятия. Больные радовались этим встречам и расставались в ожидания следующих.

В итоге, воскресный прием расширился и стал проводиться в другие дни недели, а позже, после приобретения адекватного помещения и получения субсидий (частично государственных и частных), - деятельность ассоциации развилась до открытия места проживания для больных “Дом Источник”.

Вот уже более десяти лет как примерно два десятка психических больных проживают в нем. В течение дня продолжаются дневные приемы и ряд занятий (арт- и глинотерапия, музыкотерапия). В них участвуют и больные, и волонтеры, и служащие. Больные разделяют свое время между дневным стационаром, куда они приходят кто каждый день, кто один раз в неделю для получения лекарств; беседами с психологом; работой с логопедом, психиатром; личным временем в независимой студии при доме, и общественной жизни Дома.

Жизнь в Доме регулируется законом, который напоминает, что у каждого есть права, но также и обязанности. К примеру, больные по очереди выполняют ряд обязанностей типа уборки помещения, поддержания порядка в столовой и в зале, садоводства, цветоводства. Правила совместного проживания основываются на трех принципах: свобода, равенство, братство. На основе опыта и результатов нашего подхода открылись 9 новых центров, расположенных в разных регионах Франции, в Бельгии и Уганде».

Психические заболевания признаны государством «особенно важной национальной темой 2014 года»

Для противостояния стигматизации больных и их семьей, коллективом общественных организаций, действующих в сфере восстановления психических больных и поддержки их семей, разработана программа, получившая государственную поддержку. Тема признана «особенно важной национальной темой 2014 года».

Работа общественных ассоциаций - это, во-первых, прямой контакт с журналистами и организация многопрофильных культурно-информационных мероприятий, широко рекламирующих тему среди общественности; во-вторых, это разнообразная деятельность, совмещающая терапию и социализацию психических больных, большинство которых стабилизированы и автономно живут у себя или в семье.

К примеру, «Земля радуг», одна из ассоциаций, работающая под лозунгом «Вместе создадим новые взаимоотношения и новый взгляд общества на психические болезни», проводит ряд программ арт-терапии по работе с глиной, папье-маше и т.п. В ателье не только больные, но и здоровые, а также волонтеры. Участие смешанных коллективов позволяет расширить общение между больными и остальными членами общества. Несколько раз в год организуются художественные выставки с работами ателье. Реклама о выставках попадает к широкой общественности. В некоторых выставках картины представляются и продаются самими больными, что значительно поднимает их уверенность в себе.

«К гражданскому восприятию психических заболеваний и социализации больных» - кредо общественной ассоциации «Евр Фальре», созданной французским психиатром 170 лет назад. Ассоциация работает на протяжении всего этого времени для гуманизации лечения психических больных и развития общественного взгляда на психиатрию. Она тоже преследует цель изменить стереотипы широкой общественности по отношению к психическим расстройствам. Для этого она как можно шире освещает вопрос о том, что такое психическое расстройства, делится опытом больных и их семей не только об испытанных трудностях, но и об их преодолении и успехах, что дедраматизует тему и дает надежду.

У ассоциации в пригороде Парижа и в самой столице 30 учреждений. Одни ориентированы на дневной прием больных, другие на их проживание; некоторые учреждения концентрируются на социализации больных или их профессиональную реабилитацию.

Один из способов профессиональной реабилитации дает возможность специализироватся в кулинарии. В ассоциации расположены профессионально оборудованные ателье с разными кулинарными отделами: одно готовит закуски, второе - основное блюда, третье - десерт. При ателье есть офис, который обеспечивает доставку, тоже порученную больным. Директор отвечает за развитие клиентуры, заключение договоров с офисами, фирмами или частными клиентами.

Ателье кулинарии

Коммерческое предложение оформляется как минимум на три меню в течение недели; помимо меню предлагается организация бизнес-ланчей, банкетов. Работа организуется в специальных рамках контракта, защищающего права больных. Количество часов работы, уровни зарплаты фиксируются законом.

В профессиональную реабилитацию также входят: садоводство, цведоводство, уборка помещений, швейные мастерские. А при госпитале «Святая Анна» (Париж), специализирующемся на психических заболеваниях, работает общественная ассоциация, созданная медицинскими братьями по психической специальности с целью терапии, социализации, и профессиональной реабилитацией больных.

Ремонт квартир - тоже может стать реабилитацией. После оценки спектра работ и стоимости, при согласии клиента, больной с участием медицинского брата - или, если нужно, бригада из нескольких человек - начинает мыть потолок, стены, белить, красить, клеить обои и выполнять разные другие ремонтные работы. Ремонт, осуществленный через эту ассоциацию, обходится на 50% дешевле, чем через обычную фирму.

Помимо всего этого, ассоциации устраивают и периодические поездки за границу со встречами с организациями, действующими в этой сфере, и общением с больными других стран.

Социальное отношение к психически больным. Отрицание алкоголизма

- «Я не так уж много пью. Могу завязать в любой момент». - «Я пью исключительно из-за проблем на работе. Решу проблемы и перестану пить». -«Я чист и трезв уже пять дней. Значит я могу не пить вообще». Знакомые фразы? Их очень часто говорят зависимые от алкоголя люди, которым надо чем-то оправдать свое пьянство, перерастающее в алкоголизм. Возможно даже кто-то из близких вам людей. В психологии такая манера поведения называется отрицание зависимости.

О том какие формы отрицания своей зависимости придумывают пьющие люди, как убедить их начать бороться со своей зависимостью рассказывает психолог Благотворительного Фонда «НИКА» Роман Валентинович Смирнов

Отрицание - это способ, с помощью которого зависимый человек не позволяет себе осознать реальность. Это способ защитить себя от боли и страдания. Отрицание используется, чтобы не встречаться с болезненными чувствами и переживаниями, чтобы не видеть горя близких, не осознавать «дно», на котором оказывается употребляющий человек.

Отрицание зависимости - это серьезная преграда на пути к выздоровлению, которую необходимо преодолеть. Поэтому одной из первых задач в выздоровлении от зависимости является преодоление отрицания. Как же это сделать?

Для начала приведу достаточно длинный (хотя и не полный список) видов отрицания. Вы удивитесь что многие из фраз, которые вам удавалось слышать от зависимых людей, на самом деле просто психологическая защита своего пьянства.


1. Абсолютное отрицание. «У меня нет проблем. У меня не может быть зависимости».

2. Минимизация. «Я не так уж много употребляю. Я знаю, что это проблема, но она не настолько серьезная, как думают другие».

3. Уход с помощью отказа. «Я не буду об этом говорить. Я готов говорить, о чем угодно, только не о моей зависимости».

4. Уход с помощью «забалтывания». «Я буду говорить, о чем угодно, только не о моей зависимости, у меня есть более интересные темы для разговора. Я могу заговорить тебя «до смерти»».

5. Уход с помощью скандала. «Ты горько пожалеешь, что заговорил(-а) со мною о зависимости. Я испорчу тебе не только настроение, но всю жизнь, если ты сейчас же не заткнешься».

6. Поиск козла отпущения. «Я употребляю исключительно из-за моей жены (отца, матери, брата, сестры и т.д.). Если бы вы были женаты на такой женщине как моя, (имели такую работу, как у меня), вы бы тоже употребляли и не меньше моего».

7. Рационализация. «Когда мне указывают на мое употребление, я могу «развести» кого угодно, приводя доводы в пользу употребления».

8. Интеллектуализация. «Проблема нарко потребления неразрывно связана с утверждением ценностей молодежной субкультуры, так же как вино питие уходит корнями в наши социокультурные традиции…».

9. Ссылка на авторитет. «Многие великие люди употребляли наркотики, многие гении были алкоголиками, употребление даже стимулировало их вдохновение».

10. Сравнение. «Я пью не столько, сколько мой начальник, а у него нет проблемы. Я знал человека, который колется уже 30 лет и ничего, живет».

11. Установка безнадежного диагноза для себя. «Я слишком далеко зашел, чтобы мне что-то помогло. Как можно ожидать от немощного человека, вроде меня, что он сможет изменить свои привычки?»

12. Прыжок в трезвость. «Я чист и трезв уже пять дней, понимаю, в чем моя проблема и чувствую, что она решена. Я достаточно многое понял и пережил, чтобы когда-либо вернуться к употреблению».

13. Обусловленная трезвость. «Я никогда снова не смогу употреблять, потому, что я заболею и умру. Эти последствия пугают меня и удерживают в трезвости. Поскольку я знаю, какой ужасной будет моя жизнь, если продолжу употреблять, то я уже никогда не буду употреблять, а поскольку я не буду употреблять никогда, то и не нуждаюсь в лечении».

14. Уступчивость. «Я сделаю то, что ты хочешь, лишь бы ты от меня отстал».

15. Манипуляция. «Я позволю тебе помочь мне решить проблему зависимости, пойду тебе навстречу, но только на определенных условиях, если ты кое-что сделаешь для меня. Но только не заставляй меня делать то, что я не хочу, иначе я продолжу употреблять».

16. Демократическая поддержка болезни. «Я имею право употреблять так долго, как сам пожелаю, даже если я и зависимый, и даже если я от этого умру».

17. Надежда на помощь «свыше». «Я буду употреблять, пока мне не надоест, а когда надоест, родители (друзья)смогут организовать мне сто процентное излечение в самом дорогом центре».

18. Позиция «профессионала в реабилитации». «Я сам много лет работал с проблемой зависимости и многих вывел в устойчивую ремиссию. Если надо будет - выведу и себя, когда захочу…».

Это далеко не полный список. Нужно понимать, что отрицание зависимости со временем не уйдет само по себе. Оно будет только менять формы, подстраиваясь под обстоятельства. Отрицание позволяет употреблять человеку, чувствуя себя в безопасности - комфортно. «ловит» человека и пытается вернуть его назад к употреблению, да так, чтобы он сам этого не заметил. Мышление же зависимого человека искажено отрицанием, что заставляет его «быть слепым» по отношению к своей зависимости.

Что необходимо сделать, чтобы преодолеть отрицание и, хотя бы начать бороться со своей зависимостью.

Зависимы от алкоголя

1. Познакомиться с отрицанием, «узнать в лицо»: для этого необходимо изучать природу алкоголизма.

2. Научиться осознавать отрицание: необходимо научиться обращать внимание на отрицание. В этом помогает общение с людьми, которые имеют такой опыт. Для этого нужно обращаться к ним за помощью.

3. Узнать свои собственные формы отрицания: это происходит в процессе работы с заданиями.

4. Взять на себя ответственность за свое выздоровление от зависимости.

5. Научиться преодолевать отрицание: здесь необходимо принятие страданий и боли как неотъемлемой части жизни и решение справляться с ними здоровым образом, а не с помощью ПАВ.

Вера никогда не приведет к шизофрении

Наступает осень - «унылая пора», время сезонного обострения у психически нестабильных людей. Является ли депрессия грехом? А почему самоубийство грех, если суицид - симптом душевной болезни? Можно ли быть истериком в одиночестве? Надо ли вести сумасшедшего на отчитку, особенно, если он «видит духов»? Обо всем этом - беседа с известным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым

Наступает осень - «унылая пора», время сезонного обострения у психически нестабильных людей. Является ли депрессия грехом? А почему самоубийство грех, если суицид - симптом душевной болезни? Можно ли быть истериком в одиночестве? Надо ли вести сумасшедшего на отчитку, особенно, если он «видит духов»? Обо всем этом - беседа с известным врачом-психиатром, кандидатом медицинских наук Дмитрием Авдеевым.

— «Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений греховной поврежденности человеческой природы», — сказано в «Основах социальной концепции РПЦ». Какой должна быть последовательность медицинской и духовной помощи при психических расстройствах? Чему уделять большее внимание?
— Если мы говорим о психозах (расстройствах, сопровождающихся бредом, галлюцинациями, иллюзиями и проч. — ред.), то на первом этапе должна быть, конечно, врачебная помощь. Она должна снять основные симптомы заболевания, вернуть больному сознание, критику, адекватное поведение. По мере выздоровления должна преобладать уже психологическая и духовная помощь, а медицинская будет сокращаться. Динамика именно такая.

Есть три главные причины развития психических заболеваний. Причина первая: от естества человека. Действительно, индивидуальные биологические, генетические факторы играют здесь решающую роль. Бывают болезни как следствие поработивших душу греховных страстей — алкоголизм, наркомания, игромания и прочее. А бывают психические расстройства как следствие демонического воздействия. Нужно знать причины развития душевных недугов, и в зависимости от причины применять нужное врачевство.

— Излечимы ли психические заболевания?
— Пограничные расстройства принципиально обратимы. Но бывают варианты. Профессора Киселев и Сочнева наблюдали, как ведут себя невротики. И что интересно: один вид невроза уходит, а на его место приходит другой вид. То есть, если человек склонен к тому, чтобы реагировать на жизнь невротично, он всегда и пребывает в состоянии невроза.

Большие психозы, к которым относятся шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, считаются принципиально неизлечимыми, но здесь важно понимать, что такое ремиссия (исчезновение признаков болезни — ред.), и не ставить знак равенства между понятиями «неизлечимость» и «тяжесть». Мы, врачи, стремимся к длительным ремиссиям, чтобы человек, если это возможно, восстановил какую-то трудоспособность, полноценно жил в семье, трудился, посещал храм.

Например, шизофрения — это хроническое психическое заболевание. И, в данном случае, что понимать под излечимостью? Состояние, когда ушли явления галлюцинаций, бреда? Скажем, если человек страдает гипертонией, принимает лекарства, соблюдает режим, ведет здоровый образ жизни, то, большей частью, цифра его артериального давления на хорошем уровне. Когда у человека зарубцевалась язва, врач пишет: «язвенная болезнь: состояние ремиссии». Эта болезнь может и не развиться дальше, если человек ведет правильный образ жизни, правильно питается.

Недавно ко мне пришел один больной и сказал: «Доктор, я — алкоголик, и 20 лет уже не пью». Какой правильный подход! Но если он ослабит самоконтроль, если перестанет молиться, если начнет хотя бы немножко употреблять спиртное, риск того, что он сорвется и опять разовьется стойкая алкогольная зависимость, — огромный.

Главная проблема — адаптация психически больных в обществе, доброе отношение к ним, духовная реабилитация. Важно, чтобы человек нашел свое место в жизни. И здесь велико значение близких, окружения. Важно не паниковать, не нагнетать атмосферу нервозности, помогать. В конце концов, мы живем в потоке святого промысла Божьего.

— Многим кажется, что душевнобольному можно помочь без лекарств. Вообще, люди боятся психиатрических больниц. Насколько опасно откладывать лечение или избегать его?
— Порой приходит мама и говорит: «Я ни за что не сдам своего сына в психиатрическую больницу!» Какое выражение она употребляет: «не сдам»! Она оказывает своему сыну медвежью услугу.

Вот когда мама ведет трехлетнего малыша к стоматологу, а тот упирается ножками, кричит и плачет, то она берет на себя всю полноту ответственности, потому что знает: от кариеса зубки ее ребенка развалятся.

Что касается психиатрии, эта линия поведения особенно актуальна, потому что часто в случае эндогенных заболеваний у больного теряется критическое отношение к своему состоянию. Нет четкого понимания того, что он заболел, что с ним творится что-то неладное.

Вот в Америке человек без психоаналитика чихнуть не может, а у нас порой человек страдает долгое время и никак не обратится к врачу. Нужен какой-то срединный путь. Не нужно никаких шараханий, никаких противопоставлений. Ведь и лекарства, и усилия врача тоже благословляются Богом.

— Что говорит медицина о влиянии нервных расстройств на состояние всего организма человека? Что такое соматизация?
— Вообще, это отдельное направление в психиатрии. Называется оно «психосоматика». Согласно статистике, 80% всех заболеваний развивается на нервной почве. Так, в 30-х годах ХХ века ученые стали говорить о личностных особенностях людей, которые страдают теми или иными заболеваниями. Появились понятия «артритическая личность», «язвенная личность», «коронарная личность». Последних называют «амбициозные персоны» и пишут о них, что они любят заседать в президиуме, сидеть в первых рядах, невероятно волнуются, если, например, их машина застревает в уличной пробке или они проигрывают в шахматы ребенку. У таких людей, как выяснилось, кровь сворачивается в несколько раз быстрее, у них чаще бывают сбои сердечной деятельности.

В связи с этим можно нарисовать такую схему: характер — болезнь. Но, судя по моему опыту, схема эта неполная. Откуда у человека берется такой характер? Я думаю, вследствие греховных страстей, которые долгое время хозяйничают в его душе, в его теле. А если человек не знает благодати Таинств, не знает Бога, то живет с этими страстями и не может осознать причинно-следственной связи. Схема, на мой взгляд, будет выглядеть так: греховная страсть — характер — болезнь.

Врачи утверждают, что психосоматические заболевания развиваются потому, что человек не проговаривает какие-то конфликты. Смотрите, какое верное наблюдение. Только давайте дополним его: человек не исповедует эти конфликты. Здоровье души и здоровье тела, как показали наблюдения ученых, находятся в неразрывной связи.

— Ритм нашей жизни кардинально отличается от неторопливого распорядка дня прежних поколений. Может быть, именно он виноват в том, что у современных людей часто наблюдаются «синдром хронической усталости»?
— Практически на все вопросы в отношении душевных заболеваний напрашивается один и тот же ответ: безблагодатная, безбожная жизнь. Говорю это без всякого упрека. Молодой человек тешит себя перспективами, он молод, здоров, у него множество планов. Пожилой оказывается в более сложной ситуации: здоровье подорвано, дети выросли, может быть, материальных ценностей он не накопил или они обесценились в ходе реформ. И что? Остается злость, раздраженность, ненависть.

А возможен ли такой вид хвори, например, у преподобного Серафима Саровского? «Радость моя, Христос воскресе!» — встречал каждого батюшка. Или преподобный Амвросий Оптинский, который, вообще, долгие годы лежал на своем диванчике и хворал. Все-таки мы опять и опять говорим о духовных факторах.

Безусловно, я не отрицаю таких факторов, как «депрессия истощения», усталость, экологические факторы. Это тоже очень важно: здоровый образ жизни, правильное питание, свежий воздух. Но почитайте письма отца Иоанна Крестьянкина из ГУЛАГа, где он просидел несколько лет. Уж какое там питание, какой отдых! Но сколько людей стремилось к отцу Иоанну за поддержкой! И так же было с другими подвижниками благочестия. То есть, прежде всего, человеку надо быть с Богом, со Христом.

— Между понятиями «уныние» и «депрессия» можно ли поставить знак равенства?
— Нет, нельзя. Уныние — это греховная страсть, а депрессия — это болезнь. Видов депрессии множество, но я укажу два самых главных: невротические и эндогенные.

Невротические депрессии всегда связаны с конфликтом, с тем, что в сознании человека сталкиваются разнонаправленные мотивы. И от этого в душе возникает тяжелая психотравмирующая ситуация. Здесь нужен поиск выхода. Решение часто приходит через молитву, через смирение. В этом корень лечения невротических состояний.
Появление эндогенных депрессий связано с тем, что в какой-то степени меняется обмен веществ в мозге. Есть такие вещества как серотонин, дофамин, норадреналин. При такой форме депрессии содержание этих веществ в мозговых структурах либо резко сокращается, либо падает до нуля. И в этом случае, конечно, нужна терапия, нужны лекарства.

— Что такое истерия? Какова ее природа?
— Я много думал: грех это или болезнь? А потом понял, что в данном случае грех настолько изменяет естество человека, что потом формируется и болезнь.

Истерия — это делание дел напоказ. Истерику нужны два условия: выгода и зритель. Вот мама кормит малыша, а он не хочет есть. Тогда он падает на пол и бьется в конвульсиях… А что делает мама? «Успокойся, сыночек, возьми конфетку, только не плачь!» У ребенка типичная истерическая реакция. А как повела себя мама? Она удовлетворила реакцию малыша. Можно не сомневаться, что в будущем он еще много, много раз поведет себя так же.

Можно задаться вопросом: могла ли развиться истерия у Робинзона Крузо? Наверное, нет. Некому было это демонстрировать.

Как реагировать на истерическое поведение? Строго и спокойно.
Мы часто видим на манифестациях людей, которым очень важно самолюбование. И у некоторых политиков заметны черты истерического поведения. А современная поп-культура? Это какой-то истерический апофеоз. Увы, вся наша жизнь от детского сада до пенсии учит человека истеричности. Давайте не учиться этому. Гордость, тщеславие, позерство, самолюбование, делание дел на показ — вот духовная составляющая истерического поведения.

— В вашей практике вам приходилось встречаться со случаями одержимости?
— Я уже двадцать лет веду прием. И приходилось часто наблюдать, как верующие родственники психически тяжело больного человека стремились в первую очередь вести его на отчитку. Это неверное поведение.

Я сам не дерзаю ставить какие-то духовные диагнозы, но если вижу, что передо мной больной человек, нуждающийся в срочной квалифицированной психиатрической помощи, то однозначно говорю его родственникам: на отчитку вести его не надо.

В «Основах социальной концепции РПЦ» четко сказано о разграничении сфер деятельности верующего психотерапевта и священнослужителя. Там говорится о том, что врач-психотерапевт предшествует встрече со священником. Он готовит человека к этой встрече.

— Порой состояние психически больных, которые разговаривают с «невидимыми духами», агрессивны, вызывает у окружающих мистический страх или отвращение. Каким должно быть отношение христианина к душевнобольному?
— Да, бывают психические заболевания, когда человек начинает слышать голоса, видеть галлюцинации. Если больной человек верующий, то, естественно, в фабуле его переживаний будут находиться религиозные образы. И это может дать повод его неверующим родственникам сказать: «Домолился!». Но нет — Церковь никогда не приведет к шизофрении.

Когда 16 лет назад я начинал изучать эту проблему, не было ясной точки зрения: психические болезни — что это? Беснование, одержимость или только компетенция психиатров? А «Социальная концепция» расставила все точки.
Мои исследования шли в этом же русле. Болезни психические — это Господом возложенный крест, который нужно претерпеть, безропотно нести. Это важно. Психическая болезнь — это частный случай греховного повреждения. И эти больные нуждаются в сострадании. Я порой получаю письма с благодарностью, где больные пишут: «Спасибо вам, доктор, что вы из года в год повышаете наш статус в Церкви».

Дмитрий Евгеньевич Мелехов

Раньше в духовных школах был предмет, который назывался « пастырская психиатрия ». И есть прекрасные работы известного психиатра, сына священника Рязанской епархии, глубоко верующего человека Дмитрия Евгеньевича Мелехова . Его работы были интересны не только мирянам, но и священнослужителям. Он расписывал по пунктам, как пастырь может распознать, что его подопечный психически болен.

Мне кажется, что надо развивать общую культуру, медицинскую культуру, духовную, доброе христианское отношение, не пленяться страхом, не уходить в панику, не думать, будто бы Бог покинул нас. Нет, нужно относиться к психически больным с христианским милосердием, любовью и состраданием.

Одна моя знакомая выполнила частное исследование и посмотрела, как ведут себя закодированные. Многие пить, действительно, прекращают. Но она составила таблицу, где был приведен перечень психических расстройств, которые наблюдаются у людей, прошедших эту «процедуру»: стойкая бессонница, психосоматические заболевания, психопатизация характера. Жены закодированных иногда жалуются: раньше муж выпивал, но был помягче, а теперь это какой-то нелюдь, который курит по две пачки в день, не может устроиться на работу, ни с кем не разговаривает. Разве это исцеление?!

Мы знаем, что пьянство — это недуг также и греховный, тяжелейшая греховная страсть. Без покаяния, личной решимости этот грех никак не уврачуется. То же касается и наркомании.
Наркология пришла в какой-то тупик. Врачи умеют только хорошо снимать явление абстиненции (от лат. abstinens (abstinentis) воздерживающийся - комплекс психических и физических расстройств, возникающих в первое время после отказа от употребления наркотических препаратов, «ломка» — ред.). И все наркологические центры разнятся лишь сервисом, больше ничем! Лечение, зачастую, не приносит желаемого результата. Стремясь исцелить грех, Церковь зрит в корень этой проблемы.

Никогда не забуду одного юношу, который сказал: «Я пришел в православный реабилитационный центр исцелиться от наркомании, а обрел веру, обрел смысл жизни».

- «Я знаю, что Бога надо бояться. А вот другие страхи, например, боязнь темноты, что это такое? Иногда, особенно у детей, их связывают с испугом. Как от них избавиться?»
- Да, фобий огромное количество. Кто-то боится замкнутых пространств, кто-то открытых, кто-то еще чего-то боится…

Сразу вспоминаются слова праведного Иоанна Кронштадтского о том, что величайшим заблуждением нашего сердца является тайный помысел, что хоть одну минуту, одно мгновение мы можем жить без Бога и вне Бога. Нет такого мгновения. То есть каждый человек живет в потоке святого промысла Божьего. В общем-то, это главное лекарство от всех фобий. Нужна вера. Однако следует не забывать, что мы порой недооцениваем действие демонических сил.

Святые отцы четко описали, как развивается помысел в душе, когда человек сочетается с вражескими прилогами, потом пленяется ими и, в конце концов, в сознании возникает устойчивая мысль. А дальше вступают в силу законы психофизиологии, развивается доминанта, то есть в мозге доминирует какая-то идея, и все мысли кружатся по кругу.

Какие методы борьбы со страхами? Первое: нужно не верить содержанию этого страха. Потому что сказано: «по вере вашей да будет вам». Если верить в то, что я выключу сейчас свет — и будет очень плохо, если я на это настроен, то так и случится.
И второе: с этими страхами не нужно сочетаться, так как они могут иметь демоническое происхождение. Главное, помнить о силе благодати Божией.

- «Слышал, что самоубийство совершают те, у кого, как говорится, крыша поехала. Правда ли это? Почему же это считается тяжким грехом?»
- Вообще, проблема суицидов перестает быть только медицинской. Это проблема — социальная, государственная. В России, например, ежегодно 70 000 самоубийств — 39-40 человек на каждые 100 000 населения страны. Это целый город самоубийц ежегодно! Но, по данным исследователей, лишь 10% людей, которые совершают этот страшный, непоправимый шаг, действительно психически больны. То есть это люди, которые страдали неизлечимой болезнью, и их рассудок был помрачен. А 90% — это душевно здоровые, но духовно глубоко поврежденные люди. Они не знают Бога и, оказавшись в тисках обстоятельств, полагают, что самоубийство решит все проблемы.

Вдумайтесь в эти цифры — 10% и 90%. То есть, еще вчера человек жил спокойно, а сегодня какая-то боль, клевета, предательство… — и он считает, что жизнь закончилась, выхода нет.

Конечно, есть телефоны доверия, есть срочная психологическая помощь, но ведь надо еще захотеть в нее позвонить, надо знать номер телефона… Те факты и те цифры, которые я сегодня назвал, разве они широко известны? Разве люди об этом знают? Все привыкли, что если человек совершил самоубийство, то он психически больной. А очень часто это не так.

А проблема детских суицидов? Ведь их количество увеличивается. А у детей есть особенность: у них нет концепции смерти. Совершает школьница попытку суицида и думает: я буду лежать в гробу в белом платьице, а одноклассник будет переживать и думать о том, как он меня обижал, дергал за косичку и вел себя непристойно.

Есть незавершенные суициды. Их примерно в 10-20 раз больше, чем завершенных. Когда я беседую с людьми, которые совершали эти попытки, то говорю, что нет принципиального уничтожения — человек живет вечно…

Душа человека свободна. Человек решает сам — принять совет священника или нет, обратиться за помощью к врачу или нет. Здесь как в школе: не все зависит от педагога. Учитель объясняет всем одинаково, но один ученик решает контрольную на «отлично», а другой — еле-еле или совсем не может ее решить.

- «Один мой друг очень азартный, он за один день может проиграть огромные деньги. Это болезнь или грех? Чем ему можно помочь?»
- И в прессе порой сообщают о каких-то леденящих душу фактах: то пенсионер проигрывает всю пенсию, то какую-то бабушку с инфарктом увозят на скорой из зала игровых автоматов, то почтальон в деревне не выдал старикам пенсию, а всю ее проиграл на игральных автоматах. Этот недуг явно можно назвать греховным. Это страсть, тяжелейшая страсть!

В некоторых очень тяжелых случаях пациенту рекомендуют госпитализацию, чтобы как-то оградить его от предмета пристрастия. Но госпитализация, кроме изоляции, ничего не дает. Есть люди, которые наиболее подвержены формированию этой страсти. Но таблеток от игры нет, точно так же, как нет таблеток от скупости… Здесь нужны личная решимость и помощь Божия — больше ничего.

Беседовала Елена НАСЛЕДЫШЕВА

Читайте также: