Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
Добавил пользователь Владимир З. Обновлено: 14.12.2024
1. Не тренируйте дыхание в душной, пыльной или сырой комнате.
2. Не делайте упражнения после еды.
3. Занятия проводите в свободной одежде.
4. Воздух вдыхайте через нос. Выдох делайте через рот.
5. Вдох делайте бесшумно.
6. При вдохе не набирайте слишком много воздуха. Вдохнуть надо столько, чтобы осталось место еще «добрать».
7. Дышите свободно, равномерно.
8. Не переутомляйтесь. Не делайте упражнения через силу. При недомогании отложите занятия.
9. Следите за тем, чтобы плечи и ключица при вдохе не поднимались и при выдохе не опускались.
10. Стойте прямо, плечи слегка отведите назад. Голову держите прямо, ноги расставьте на ширину плеч.
Следующее упражнение поможет ощутить работу резонаторов. Встаньте в исходное положение. Выдохните воздух, затем вдохните. На выдохе протяжно произносите:
МММИ — МММЭ — МММА — МММО — МММУ — МММЫ
Делайте это на одной ноте. Звук отражается в груди, когда берете низкую ноту. Если же звучит высокая нота, резонирует голова, а звук ощущается в носовой полости.
Тоже сочетание звуков произнесите на разных нотах, переходите постепенно от низких к высоким. Теперь вернитесь обратно — от самых высоких нот к самым низким. Это упражнение рекомендуется выполнять с музыкальным инструментом, чтобы убедиться в правильности звучания голоса. Воспользуйтесь пианино, а если его нет, скачайте приложение.
Для Андроида — Perfect piano, для Айфона — Симулятор фортепиано.
Теперь приступим к выполнению текстовых упражнений. Для тренировки возьмите длинное стихотворение. Короткий вдох сочетайте с долгим выдохом. Постепенно ослабевайте, а затем усиливайте голос. От низких нот переходите к высоким. Звук при этом посылайте в грудной и головной резонаторы.
Цель тренировок — всестороннее развитие природных голосовых данных.
1. Ни в коем случае нельзя переутомлять голосовой аппарат. На первых порах делайте упражнения 5 минут в день. Затем постепенно увеличивайте время до 10 минут в день, но систематически, ежедневно.
2. В обычной речи старайтесь не кричать, не напрягать голос.
3. Не откашливайтесь. Выпейте теплой воды, если в горле «першит». Затем проделайте первое голосовое упражнение.
4. Алкоголь и никотин травмируют связки.
5. Избегайте резкой перемены температуры.
6. При малейшем недомогании голосового и дыхательного аппарата сразу обратитесь к врачу.
Нетренированный речевой аппарат работает вяло и как бы лениво. Речь становится «смазанной».
Кстати, у меня в блоге есть отдельная статья о дикции: упражнения, скороговорки, советы по улучшению артикуляции. К каждому упражнению я записал видео и аудио пример.
2. Теперь вперед, вправо и влево. Челюсти сжаты.
3. Движение сомкнутых губ вперед, вправо, вниз, влево, вверх. Челюсти сжаты.
4. Движение сомкнутых губ вперед и затем по кругу. Упражнение делайте медленно, потом постепенно увеличивайте темп. Сначала в правую сторону, затем в левую.
5. Верхняя губа поднимается вверх, но не слишком высоко, чтобы не обнажать десен.
6. Нижняя губа опускается вниз при неподвижной нижней челюсти. В начале, если сложно удерживать челюсть неподвижной, придерживайте рукой.
Эти упражнения тренируют подвижность губ. В результате при любом темпе речи проще произносить звуки четко.
1. Раскройте рот на 3 см. Язык плашмя, кончик у корней передних зубов, спинка слегка углублена. Корень языка опустите, как при зевке. Это исходное положение для правильного звукотечения.
2. Выдвижение нижней челюсти вперед.
3. Круговое движение нижней челюстью вправо и влево. Упражнение выполняйте осторожно, чтобы не повредить челюстного сустава.
Цель — размять мышцы.
1. Язык высуньте и опустите вниз. Затем выдвиньте вперед, поднимите вверх и уберите за зубы.
2. Кончиком языка двигайте у углов рта вправо и влево.
3. Язык заверните вверх и назад, к гладнам. Затем вернитесь в исходное положение.
Гимнастикой языка достигается эластичность перепонки под языком, вырабатывается подвижность и гибкость. Язык становится эластичным и подвижным.
Выполняйте упражнения ежедневно утром. В начале каждого занятия уделите время технике речи и художественному чтению. Полезно делать по нескольку упражнений несколько раз в день. На это будет уходить каждый раз 2 — 3 минуты. Важно, чтобы работали нужные мышцы, следите за собой в зеркале.
1. При отработке звуков в первую очередь обратите внимание на положение частей речевого аппарата. Если язык слишком высоко поднят или губы слишком сильно раздвинуты, приведите их в нужное положение. Постоянно контролируйте себя.
2. Отрабатывайте звуки в слогах и сочетаниях с другими звуками. Полезно делать дополнительные упражнения. При отработке определенного звука придумывайте слова, в которых этот звук находится в начале, в середине и в конце. На звуки п — б: поп, баба, барабан, палуба, бензобак, баобаб, пупок, бибабо. Желательно подбирать слова со звуками, которые изучили, чтобы лишний раз повторить и их. При отработке согласного звука полезно проделывать упражнения на сочетания согласных. Речевой аппарат становится подвижным. Например, можно сочетать звуки П-Т и Б-Д: ПТИ—ПТЭ—ПТА, БДИ—БДЭ—БДА, ТПИ—ТПЭ—ТПА, ДБИ—ДБЭ—ДБА.
3. Каждый звук отрабатывайте до тех пор, пока не достигните четкости и беглости произношения.
4. При отработке звуков обратите внимание на те, которые произносите неправильно. Во время занятий и в бытовой речи следите за произнесением таких звуков.
5. Теперь переходите к тренировке звуков на небольших фразах и стихотворных текстах.
6. Не произносите отдельные слова, фразы, скороговорки и тексты механически. Произнесите скороговорку «Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши» с задачей: подшутить над Ромашей; пожаловаться; посплетничать; сообщить страшную новость; похвастаться; заинтриговать.
Типы постановки голоса. Мягкая, твердая и предыхательная постановка голоса
Регистры голоса. Ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания, называют регистром. Различают три регистра голоса: грудной, головной и смешанный (микст). Грудной регистр получил свое название вследствие того, что при нем резонирует грудная клетка, стенки которой дают ясно ощутимую рукой вибрацию. Грудной голос богат обертонами. При грудном голосе связки плотно смыкаются, колеблются всей своей массой в направлении, перпендикулярном току воздушной струи, т. е. в поперечном направлении. К грудному регистру относят низкие тоны голоса.
Головной регистр характеризуется головным резонансом, который можно обнаружить в виде вибрации черепа, положив руку на темя. Типичным образцом головного регистра является фальцетный голос. Он отличается бедностью обертонов. Механизм образования фальцета был уже описан ранее. Головным регистром пользуются на верхних тонах диапазона.
В пении используются все три регистра голоса, в разговорной же речи (у взрослых) — преимущественно микст. У детей до периода полового созревания функционирует только фальцетный голос.
Атака звука. Образным термином «атака» обозначают способ, которым пользуется говорящий или поющий, чтобы привести в действие голосовые связки, находящиеся в покое. Атаку звука называют иногда «взятием» звука, «приступом», «голосоначалом». Различают три вида атак: твердую, мягкую, придыхательную.
При твердой атаке голосовые связки плотно смыкаются до начала звука, затем выдыхаемый воздух с усилием прорывается через замкнутую голосовую щель и приводит связки в колебание. Для твердой атаки характерно наличие в самом начале звучания ясно слышимого призвука. Примером твердой атаки может служить произнесение междометий, обозначающих досаду, недовольство, возмущение: «Ах, какая досада!»
Кроме правильного дыхания, диктору требуется мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которое необходимо развить. Существует два типа резонаторов: верхний (головной), нижний (грудной). Головной резонатор - это полости, которые расположены выше нёбного свода, в лицевой части головы. Грудной резонатор - это трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощущения в груди и в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок так, что тембр голоса диктора, будет содержать обертоны, которые будут вызывать резонанс в головном и грудном резонаторах. Звонкость, полётность, яркость, качество голоса диктора достижима только тогда, когда правильно сформирован исходный тембр, на который отвечает головной резонатор. Для этого диктору необходимо выполнять упражнения для постановки голоса, которые помогали бы свободному рождению звука голоса с ощущением резонанса этого звука в лицевой части головы.
Итак, диктору требуется научиться расслаблять мышцы, а начинать надо с общего, а именно - научиться расслаблять всё тело. Для этого лягте и поочерёдно расслабьте все мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом проследите за руками. Далее расслабьте мышцы шеи и челюстей. И в завершении проконтролируйте мышцы живота и спины. В таком положении полежите несколько минут. Затем встаньте, сохраняя тело свободным. Проследите, чтоб ни одна группа мышц не была в напряжении. Чтоб голос свободно рождался и "пел", нужно выработать чувство свободы мышц фонационных путей. Для этого есть упражнение "стон".
Упражнение "стон"
Чтобы вы по лнить это упражнение сядьте на стул, сохраняя полож ени е тела "на колок", не откидывайтесь, держите спину пр ив ычно в прямом положении. Это поможет работе дыха те льного аппарата. Представьте, что у вас болит го ло ва или горло. И начинайте негромко стонать, ч то б "успокоить боль". Но, не кряхтите. Т.к. при кряхтении голос п олу чается глухой, звук короткий, связки напряжены. Вс ё свободно: мышцы шеи, лица, рук, ног. Плечи опу ще ны. Шея так свободна, что голова накло ни лась в сторону или вниз.
Теперь начи на йте двигать головой влево, вниз, в пр аво… Двигайте медленно, проверяйте свободу мышц. Продолжайте сто нать. Голос не зажимайте. Свободный стон, на "с ред ней ноте" вашего голоса. Рот при этом - закрыт, губы сомкнуты не пло тно, а соединены слегка. Как при пр ои знесении "м". После того, как добьётесь точности выполнения упра жне ния, ощутите свободное звукотечение. С то н - это звук, беспрепятственно выходящий из го рт ани. Продолжая стонать, сохраняя по ложение тела, медленно, без напряжения сл егка опускаете нижнюю челюсть: "Мма…" - и тут же закр ыв аете рот:
"А" произн оси тся мягко, мышцы губ и нижней челюсти своб од ные. Ровный выдох, который не ослабевает в момент открытия рта. Это упражн ен ие проделайте несколько раз. Самое гла вн ое - это мышечная свобода. Работать должен только ды ха тельный аппарат. А теперь, про дол жая стонать, слитно, как одно слово, п ро изнесите голосом фразу "Мам, мёду нам". Открывая рот, сейчас ж е мягко возвращайте его в исходное полож ени е на стон. Т.к. фраза произносится на стоне, то согл ас ные звуки "м", "н" удваиваются:
мамм-м ёд унн-намм…
Далее упр аж нение "стон" сопровождайте тренировкой в прои зн есении сонорных согласных, т.к. они придают голосу звонкость, усиливая ре зо наторную функцию носовой п ол ости. На стоне тр ен ируйте различные сочетания сонорных с огл асных с гласными:
Мм-мУ-м м- мО-мм-мА-мм-мЭ-мм-мИ-мм-мЫ-мм…
Мм-нУ-мм-мнО-мм-мнА-мм -мн Э-мм-мнИ-мм-мнЫ-мм…
Мм-нУли-мм-мнОли-мм-м н Али-мм-мнЭли-мм-мнИли-мм-мнЫли-мм…
РлУрм-мм-РлОрм-мм-РлАрм-м м- РлЭрм-мм-РлИрм-мм-РлЫрм-мм…
Соно рн ые - это согласные, наиболее звучные - м, н, л, р. Стон и те монотонно, слитно, негромко. Не тревожьте горло. Рот при звучании глас ны х свободно открывается, но не ш и роко. Внимание направлено на сонорные согласные "н", "м", "р ", "л". Далее, достигнув сво бо ды звучания, постепенно переходите к повы ш ению, а потом и к понижению голоса на каждой строчке. Но не бо ле е как на два-три тона от средней ноты. С ох раняйте свободу фонационных путей. В упражнение на со но рные согласные постепенно вводим эле менты речевого способа произношения с опорой. Вначале произнесите с лит но на стоне, полунапевно: м
мам ма ммаммамм…
Потом три раза сли тн о на стоне, а четвёртый разговорно - зовём маму:
Ммамма мм ам-мАм!
В речевом апп ар ате ничего не меняется. Так же свободно, мягко в о бласти глотки. Только диафрагма на "мам" вздрогнула - оп ёрл а звук. Следует доб ив аться, чтоб характер звучания голоса изменял и ха р актер дыхания. Чтоб была верная опора голоса, зависимость д ых ания от звучания. На стоне произнесите зн ако мую фразу:
Ммам мё дуннамм
И здесь же - каждое сло во отрывисто:
мАм! мЁ ду! нАм!
Проследите, чтоб пр и речевом произнесении не было чрезмерной активности, ч то б сохранялась свобода и лёгкость, как и при стоне. Трени ру йте знакомые сочетания:
ммУ! м м О! ммА! ммЭ! ммИ! ммЫ!
мнУли! мнОли! мнАл и ! мнЭли! мнИли! мнЫли!
РлУрм! Рл Орм! РлАрм! РлЭрм! РлИрм! РлЫрм!
Упражнения "произнесение гласных"
После того как вы прод е лали упражнения на сочетания сонорных соглас ны х с гласными, переходим к работе по достижению свобод ы ф онационных путей и во время произн ош ения каждого гласного отдельно от согласных. Тут важно учесть, ч т о именно гласные, которые создают мелодию голоса, являются основой звучности, столь необходимой диктору. Вначале разберём сущность атаки звука - начала звучания голоса диктора. Атака звука - это момент, когда голосовые связки устан ав ливаются на определённую ноту звучания пр и их смыкании в соответствии с силой воздушной струи. Разл ич ают твёрдую, придыха тел ьную и мягкую атаку звука.
Твёрдая атака - это к огд а голосовые связки до начала выд ох а плотно смыкаются и только под сильным давлением воздушной ст руи размыкаются. Это как п рор ыв воздуха через плотно сомкнутые губы. При этом часто происходит пер ес мыкание связок, т.е. когда с в язки находят одна на одну. При очень твёрдом их смыкании и резком то лч ке воздушной струи голос будет звучать з в учит жёстко, резко, и потеряет интонационную подвижность.
Придыхательная атака - это когда ча сть воздуха, которая не принимает уча стия в голосообразовании, выходит до момента см ык ания связок и далее присоединяется к г ол осу как призвук сипоты.
Диктор должен с тре миться к мягкой атаки, которая наиболее ха рак терна для естественного формирования голоса. При этом с мы кание связок совпадает с началом вы до ха, и связки сближаются так, что обеспечивается сво бо дное колебание. При мягкой атаке голос буд ет наилучшего тембра. Он будет рождаться плавно, без тол чк а и придыхания. Нужно науч ить ся распознавать и ощущать, какой атакой рождён голос. И до тех пор, пока атака зву ка не освоена, пока вы не чувствуете мышечно м яг кого начала звука и не ощущаете отражения атаки в го ло се, нельзя идти дальше в воспитании голоса. Достичь мягкой атаки, пом ога ет известное нам упражнение "стон" с его вариантами.
Упражнения по технике речи помогут диктору в постановке речевого дыхания, голоса, в овладении резонаторами, расширении диапазона голоса, в укреплении силы голоса и его выносливости, в обогащении интонации, в произношении гласных и согласных звуков, в отработке темпа речи .. .
Труднопроизносимые, сложные слова для дикторов - предмет особый. Появление их в тексте, особенно в прямом телеэфире, вызывает дополнительное напряжение, неуверенность. И в конечном счёте может привести к "спотыканию", ритмической "сбивке", а иногда и к заиканию.
Для исправления неправильно произносимого звука прежде всего необходимо усвоить правильную установку частей артик. аппарата, и не только усвоить, но и перестроиться, овладеть ею, органически к ней привыкнуть. Этот процесс трудный. Человек уже в течении своей жизни привык к неправильному оформлению звука, и отвыкнуть от него не так просто.
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
Упражнение "колыбельная"
Представьте, что вы ук а чиваете ребёнка и мягко напевайте знакомую фразу колыбельной мелодии:
м-м- м- м-м-м.
Эту мелодию напевайте на всех гл асных. Добивайтесь мягкой атаки звука:
а-а-а- а- а-а-а.
о-о- о- о-о-о-о.
у-у -у- у-у-у-у.
э-э-э- э-э -э-э-э.
Запомните сост оя ние мышечной свободы в области глотки и о щу щение, как-будто качаешь гласные диафрагмой. Раскрытие рта по мо гает лучшему выведению наружу звуковой энергии. Поэ т ому нужно добиваться свободы мышц нижней че лю сти, и избегать положения, когда некоторые д ик торы говорят не разжимая зубов. Такая манера делает голос сдав лен ным, не летящим.
Следует заметить, что нет е дин ого для всех раствора рта. Всё зависит от р еч евого аппарата и характера голоса каждого диктора. С те пень открывания рта определяется на иболее качественным звучанием и наиболее чётким и яс ны м произнесением звуков. Чтобы выработать умение расс ла блять нижнюю челюсть и снимать с ко ванность речевого аппарата необходимо выполнять упр аж нения, где используются тексты с частым пов то рением звука "а". Вот два из них:
Упражнение "хочу молока"
Ах, больной я. Ай-ай-ай! Молока мне, мама, дай!
Рот раскрываете хорошо, но не очень. В сё естественно. Челюсть опускается м я гко и вниз, не в сторону. Текст звучит слитно на пр от яжном голосе. Поищите лёгк ое звучание на различных высотах:
Ахбольной яа йайаймолокамнемамадай
Голос не заниж ай те, не садитесь на горло. Также, не завышайте ег о, чтоб не потерялась свобода мышц и крепость опоры. Пок а р азвивайте центр своего голоса, три- чет ыре тона.
Упражнение "диктовка"
На ато м, на атом, на атом
В атаку идёт атак ую щий класс.
Он ато м, он атом, он атом
Заставил раб от ать на нас.
Первый раз - по сл овам, чтоб "успели записать". Несите точный и н тонационно-смысловой рисунок знаков препинания. Второй раз уже ди ктуйте по фразам, которую произносите бе з пауз, слитно. При произнесении гласного "а" следите за с во бодой нижней челюсти. Спокойный посыл з ву ка при диктовке снимает зажатость в гло тке, убирает заниженность голоса, чем злоупотребляют дикторы, и ме ющие низкие голоса. Не посылайте голос д ал еко вперёд. Это вызовет напряжение голосового ап пар ата. Наоборот, вырабатывайте ощ у щение того, что говоришь, посылая звук "к себе". Как это дост ига ется? Поставьте задачу привлечь к себе вн имание аудитории. Перед тем, как говорить, мысленно скажите: "В ним ание, начинаю!" И голос зазвучит заз ывн о, спокойно, речь будет приковывать внимание слуша те лей. Ощущением сво бо ды гортани обеспечивается прав ил ьное звучание голоса. Низкое, более спокойное положение гортани тренируется пр и помощи упражнений на про изнесение звука "у", а также "а" и "о".
Трижды произнесите: "Ау-у". Пе рвый раз - зовите. Второй раз - "ау" з в учит, как отдалённое эхо. Третий раз - откликайтесь на эхо. Посл ед ите, что в это время происходит с м ыш цами губ и щёк, как звучит голос. При звучании гол ос а на эхо щёки и губы будут расслабле н ы, звук резонирует где-то в затылке. Когда откликаетесь на эхо, уг ол ки губ и щёки становятся напряжён ны ми, и звук резонирует ближе, в вытянутых губах. Делайте это упр ажн ение, следите за напряжением и рас слаблением мышц губ и щёк.
Различные упраж не ния со звуком "у" помогут убрать пест ро ту звучания гласных, когда "а" вылетает из живота, "е" - из голо со вой щели, "и" - протискивается из сдав ле нного горла, "о" - гудит, точно в бочке, а "у", "ы", "ю" попадают в та кие места из которых их не как не в ыт ащишь.
Упражнение "гудок"
"Постановке голоса" по мо жет такое упражнение: тяните "у" слитно, как гудок:
уу уу уу…
А теперь, слив в одну линию все ше сть гласных, гудите:
уууОуууАу уу ЭуууИуууЫууу…
При этом старайтесь дер жа ть губы в положении "у". Это помогает д об иться единого качества других гласных.
Следите за качеством зву чан ия и при активном произнесении отде л ьных слогов. Чтоб не был пестроты:
Уо! У а ! Уэ! Уи! Уы.
Звуки "а", "о", "э", "и", "ы" б уд то бы держатся на губах. Если "а" звучит далеко, приблизить зву ча ние поможет гласный "о". Т.к. при п р оизнесении этого звука губы имеют овальную фо рму и задерживают звук в губах. Для трени ро вки мягкой атаки при произнесении гласных "а" и "о" пр оч тите:
Не по тропе,
а около к ат илось "о"
и о ха ло.
"О" - оха ло,
"о" - о ка ло,
не по тр оп е, а около!
Металлические звуки
Есть одна осо бе нность у гласных. Их можно пропеть. Иначе г ов оря, они имеют высоту, силу и продолжит ел ьность звучания. Каждый из гласных звуков можно произнести т иш е или громче, ниже или выше, дли нн ее или короче. Согласные дел ят ся на "шумные", те, которые состоят или из одн ого шума, или из шума и голоса, и "сонорные", в кот орых голос преобладает над шумом. К сонорным отн осят М, Н, Л, Р. Эти звуки также имеют длину, силу и вы со ту, и их также можно пропеть. Длиной, силой и высотой зв учан ия обладают и звонкие шумные согл ас ные: В, З, Ж. Эти звуки назовем "металли че скими".
Глухие согласные С, Ш, Щ, Х, Ф не имеют высоты, а согласные П, Б, Т, Д, К, Г, Ч, Ц - длины з вуч ания, хотя звонкие из них - Б, Д, Г им еют высоту. Эта группа согласных в упражн ен иях "на металл", с которыми мы сейчас познаком им ся, использована быть не может, т ак как эти согласные либо не имеют звучности, либо, как взрывные, не м ог ут быть слиты с соседними звуками. Приступая к упраж не ниям "на металл", необходимо вспомнить о з вук овых волнах. Слияние, сплетение таких волн придает человече ск ому голосу "металлическое" звучание, кот ор ое напоминает колокол.
Первое упраж не ние начнем со звука А. Произнесем его сн ач ала тихо, а затем постепенно, мягко расширим звучание, оп ят ь приведем к тихому и соединим А со зв уком У. Со звуком У повторим тоже самое. Сначала - тихое звучание У, п ото м - расширение, снова тихое з ву чание и слияние У со звуком О. Графически это в ыгл ядит так: А-У-О-У-Э-У. Для упражнения испо ль зуются такие пары звуков:
Упражнение 1
АУ, ОУ , ЭУ - взять дыхание- ЫУ, ИУ
АЫ, О Ы , УЫ - >>> - ЭЫ, ЫЫ
АИ, О И, УИ - >>> - ЭИ, ЫИ
АО, УО , ЭО - >>> - ЫО, ИО
АЭ, О Э , УЭ - >>> - ЫЭ, ИЭ
Делая это уп ра жнение, необходимо добиться непрерывности звучания. По эт ому дыхание в середине строчки берется очень б ыст ро. Через некоторое время всю строчку сле ду ет проработать на едином дыхании. Упражнение делается н а о дной, удобной для голоса высоте.
Упражнение 2
АМ, ОМ , УМ - дыхание - ЭМ, ЫМ, ИМ
АН, О Н, УН - >>> - ЭН, ЫН, ИН
АЛ, О Л, УЛ - >>> - ЭЛ, ЫЛ, ИЛ
АР, О Р, УР - >>> - ЭР, ЫР, ИР
АВ, О В , УВ - >>> - ЭВ, ЫВ, ИВ
АЗ, ОЗ , УЗ - >>> - ЭЗ, ЫЗ, ИЗ
АЖ, ОЖ , УЖ - >>> - ЭЖ, ЫЖ, ИЖ
В таком же по ря дке это упражнение прорабатывается с м ягкими гласными и мягкими металлическими согласными.
Упражнение 3
ЯМЬ, Е М Ь, ЮМЬ - дыхание - ЕМЬ, ИМЬ
ЯНЬ, Ё Н Ь, ЮНЬ - >>> - ЕНЬ, ИНЬ
ЯЛЬ, ЁЛЬ, Ю Л Ь - >>> - ЕЛЬ, ИЛЬ и так далее.
После того, как эти упражне ни я помогут выработать мягкую подачу зв ук а и плавность произношения, не оставляя работы над ними, можно п ер ейти к новым упражнениям. Теперь первое уп ра жнение на металлическое звучание делае м не в одном тоне, а переводим звучание из нижнего резонатора в в ер хний и наоборот, по примеру то го , как мы перебрасывали каждый звук отдельно. Упражнение де ла ем по следующей схеме:
Пер в ая строчка - переход снизу вверх:
Ау Оу Э - д ых ание Ыу Иу
Вторая ст роч ка - переход сверху вниз:
Аы Оы Уы - д ых ание - Эы Иы
Третья строчка - оп ять переход снизу вверх:
Аи Ои Уи - дых ан ие Эи Ыи и так далее
Переходы из н иж него резонатора в верхний и обратно чере ду йте и в двух других упражнениях на металлическое зву ча ние голоса. Если при перебрасывании от де льных звуков самым важным было попадание в ре зо наторы, то сейчас не забывайте и о мягкой п од аче звука, и о плавности и о непрерывности звукотечения.
Следу ющ ее упражнение назовем "упражнением на м ета ллические ударения". Начнем с наиболее закры т ого звука У. Возьм ё м дыхание и, п ос тепенно расширяя звук, от тихого доводим его до громкого, а от гр ом кого постепенно снова к тихому. Так н а одном дыхании по три раза заставим звучать каждый гласный и м ета ллический согласный звук:
У, Ы, И, О, Э, А, М, Н, Л, Р, В, З, Ж
Отработав упр аж нение и постоянно повторяя его, перейдем к уп ра жнению на длину металлического звука. На полном дых ан ии берем У, начиная с тихого звучания и все вр емя усиливаем его до конца полного выдоха. Звук должен быт ь мягкий, плавный, ровный, без колебаний и тол чк ов, на одной высоте. Аналогично п ост упим со всеми остальными металлическими гл ас ными и согласными. Когда они правильно зазвучат, мо ж но упражняться в двух резо нат орах: грудном и головном.
Освоив ме тал лическое ударение и длину металлич е ского звучания, займемся силой металлического звука. Звук должен быть легким, кор отк им и округленным. Работа ведется по т ом у же принципу, как и в других упражнениях на металл, на у до бной для голоса высоте. Развитию голосового диапазона служ и т упражнение с гласными А, О, У, Э, Ы, И, ко торые вначале повышаются, а затем пониж аю тся на октаву. Поначалу уп ра жнение проделывается медленно, дыхание берется на каждую строчку. Да лее темп ускоряется и при быстр о м исполнении дыхания уже должно хватать на целую о кт аву.
Далее к металлическим гла с ным можно присоединить дикционные комбинации, начи н ая с легких и переходя к более трудным. Напри м ер: пра-пря, про-прё, пру-прю и та к далее. Или: мрма-мрмя, мрмо-мрмё, мрму-мрмю и так да лее. После длительных з ан ятий это упражнение должно звучать мягко, л е гко и плавно. Последним уп ра жнением может быть слияние гл ас ных, с металлическими согласными, с выделением каждого звука:
МА Н УЛОР - дыхание - ЭЖЫЗИВ
Сначала всю с т рочку проделать пиано, затем форте, потом согла сны е форте, а гласные пиано и наоборот. Закончит громким звучанием.
Методический доклад "Важнейшие аспекты постановки голоса эстрадного вокалиста"
Методическая работа «Важнейшие аспекты постановки голоса эстрадного вокалиста» предназначена для руководителей вокальных эстрадных коллективов учреждений культуры и преподавателей ДШИ направления «Эстрадно-джазовый вокал». Работа содержит основные данные постановки голоса эстрадного вокалиста и способы вокального обучения с учетом особенностей их применения на различных этапах. Наряду с освещением отдельных сторон певческого голосообразования в работе отражены практические рекомендации вокальной работы с детьми на различных этапах.
Успех вокалиста-эстрадника находится в прямой зависимости от уровня усвоения основных элементов, которые составляют базу исполнительской деятельности: работа над постановкой голоса, артикуляцией, дыханием, совершенствованием навыков чувства ритма, звуковедения, интонирования; подбор репертуара и связанного с ним художественного образа; формирование навыков работы с микрофоном, навыков сценической культуры и поведения на сцене.
Постановкой голоса называется развитие координации голоса и слуха, овладение навыками певческого дыхания, выработка ровности звучания голоса на всем диапазоне его звучания, формирование резонаторных ощущений, овладение основными видами атаки звука, совершенствование артикуляции и дикции, развитие силы и подвижности голоса, расширение звукового и динамического диапазона. Постановка голоса является сложным педагогическим процессом, который имеет свои особенности в связи с индивидуальным подходом руководителя к вокалисту.
Начинать обучение вокалу следует в среднем, с 4-7 лет. На этом этапе обучения основная задача педагога - помочь учащемуся овладеть элементарными приемами вокала, постоянно поддерживать любовь к музыке, творчеству, тягу к самореализации формирующейся личности.
Для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимо все упражнения давать в творческой форме, а занятия одним видом деятельности проводить не более 30 минут. К практическим задачам на первом этапе относится диагностика педагогом базовых музыкальных данных ребенка (чувство ритма, музыкальность, звуковысотный слух и память, чувство лада, чистота интонации) и развитие недостающих путем подбора упражнений-игр индивидуально для каждого учащегося. Особое внимание важно уделить репертуару, песенки должны быть простыми, разными, смешными или грустными, со знакомыми детям персонажами.
Правильно организованный процесс способствует благоприятному дальнейшему обучению.
Получив первые навыки пения примерно в течение одного-двух лет, ребенок переходит ко второму этапу обучения (9-12 лет), целью которого является закрепление и развитие способностей ребенка. Таким образом, к 7-9 годам ребенок переходит от сугубо эмоционального восприятия музыки к образовательному процессу.
Главным отличием от первоначального этапа является превращение ребенка в союзника, который способен осознанно совершенствовать свои навыки. Педагог может в доступной форме ознакомить ребенка со строением голосового аппарата, расположением органов дыхания, резонаторами, объяснить меры предосторожности (гигиены голоса). Ученик должен почувствовать работу своего голосового аппарата и научиться им управлять.
Как правило, у начинающих певцов не развито чувство опоры, дыхание ключичное. Даже после освоения на первом этапе верных принципов дыхания преподаватель должен постоянно следить за постановкой корпуса, свободными, опущенными плечами, движением диафрагмы до тех пор, пока верное дыхание не войдет в привычку.
На втором этапе задача педагога - постановка правильного звукоизвлечения. Главная проблема здесь обычно - убедить ребенка «открыть рот». Распространен зажим мышц нижней челюсти, имеющий, в основном, психологическую природу. Собственный пример педагога, работа с зеркалом, постановка рта для единообразного звучания гласных, короткое и активное произношение согласных, ощущение свободной гортани. Только после постановки всех звуков можно перейти к усвоению особенностей эстрадной манеры звучания.
Распевая учащегося, необходимо разъяснить ребенку понятия регистров певческого голоса. Детям знакомо звучание головного регистра, с него логичнее начинать объяснения. Педагогу необходимо определить переходные ноты и работать над их «микстованием».
Самым сложным в постановке верного звукоизвлечения являются так называемые «пограничные звуки». Некоторые педагоги советуют не поднимать тему регистров, другие выделяют их в особый регистр («речевой») середину диапазона и особую работу ведут над микстованием именно этого участка (от «ми бемоль» до «ля бемоль» первой октавы).
Итак, определив индивидуальные границы «переключения», следует мягко, внимательно исследуя ощущения, добиваться плавного незаметного перехода, что в конечном итоге, является критерием профессионально звучащего голоса.
Одновременно с упражнениями на дыхание, выравнивание регистров следует постоянно и кропотливо работать над точной интонацией. Для этого на первом этапе обучения желательно, а на втором - обязательно пение ученика в ансамбле.
Также, следует дать ученику понятие атаки звука - это мягкая, твердая и придыхательная. Основными являются: мягкая атака, твердая и придыхательная - вспомогательная. Для совершенствования мягкой атаки даются упражнения на дыхание при спокойно, без напряжения сомкнутых связках.
К концу второго этапа обучения необходимо сосредоточить внимание педагога и учащегося на выработке собственной, неповторимой манеры исполнения. Критерием успешного обучения здесь будет пение без явных дефектов, физиологически приятное ученику и эстетически приятное слушателю. В этот период ученик должен иметь репертуар из 5-10 разнохарактерных, а возможно, и разножанровых произведений и активно концертировать.
Третьим этапом обучения вокалу (от 12-13 лет и старше) является совершенствование вокальных навыков, окончательное формирование голосового аппарата и становление певца как самостоятельного исполнителя.
Основой его репертуара будут полюбившиеся песни определенного стиля. Но тем не менее следует все равно продолжать расширять кругозор ученика и давать разножанровые произведения.
Также, особое внимание надо уделять знакомству с джазовой музыкой. Начните с просмотра видеоконцертов, прослушивания записей и исполнения несложных джазовых стандартов. Не зависимо от возможностей голоса, пение джаза дает свободу ритма, ощущение неровных ритмических рисунков и развивает внутреннюю свободу певца.
С интересом учащиеся воспринимают обучение приемам звукоподражания. Полезно слушать и подражать духовым инструментам (саксофон, труба) как наиболее близким к человеческому голосу. Такая практика помогает освоить инструментально-джазовые приемы (вибрато, субтон, прямой звук). Начинайте осваивать скэт-специфическую слоговую технику, дающую возможность использовать голос как виртуозный инструмент.
Следует постепенно переносить акцент обучения с овладения техническими приемами на творческое художественное восприятие учеником каждого музыкального произведения. Активизируйте работу над словом, выявлением стилистических особенностей, «изюминок» произведения. На заключительном этапе обучения ученик должен владеть беглой дикцией, четкой артикуляцией и основами сценической речи [1.24].
Задача педагога к конечном итоге - не количество поющих нот, а формирование творческой, думающей личности, которая впоследствии способна самостоятельно решать исполнительские задачи.
Список используемой литературы.
1. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста: методические рекомендации для руководителей и педагогов студии эстрадного вокала/И.Б. Бархатова.-Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2008.-36с.
2. Бархатова И.Б. Постановка голоса эстрадного вокалиста. Метод диагностики проблем: Учебное пособие.- СПб.: Издательство «Планета музыки:,2015.-64с.
3. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учеб.пособие для студентов пед.ин-тов,-М.: Просвещение,1987.-96с.
4. Морозов В.П. Вокальный слух и голос.-М. 1965 .-86с.
5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики/ Л. Дмитриев.-М.: Музыка,2007.-368с.
Хорошо сказанное слово — уже пение, а хорошо спетая фраза — уже речь.
Голос — уникальный и могущественный инструмент, с помощью которого человек существует и проявляется в обществе.
С помощью голоса Вы можете говорить и петь, выражать мысли и эмоции, силу или слабость, любовь или ненависть, управлять желаниями и чувствами, намерениями и действиями людей. Качество Вашего голоса влияет на все аспекты Вашей жизни. В любой ситуации — от приватной беседы до публичного выступления, Ваш успех во многом определяется качеством Вашего голоса.
Если Вы поете, выступаете публично, то чтобы наилучшим образом донести до людей свои эмоции и чувства, откровения и мысли, Ваш голос должен звучать красноречиво и откровенно, внятно и проникновенно, красиво и музыкально.
Постановка и совершенствование голоса для пения и публичных выступлений — цель этого руководства.
В чем различия между певческим голосом и речью? В пении используется весь имеющийся диапазон голоса, а в речи — только его часть. Независимо от диапазона, говорящий человек пользуется средним отрезком своего голоса, так как здесь говорить удобнее, и он не устает. Певческий голос отличается от разговорного не только диапазоном и силой, но и тембром — более богатой окраской звука.
Развитие певческого голоса важно не только для хорошего вокала, но и для публичных речевых выступлений. Во многом для речи и для вокала применяются одни и те же механизмы звукоизвлечения, поэтому рекомендуем Вам внимательно и всесторонне пользоваться руководством.
1. Свойства звука
С точки зрения физики звук — это волна, возникающая в воздушной среде в результате колебаний. Физические параметры звука: период колебаний, длина звуковой волны, амплитуда и частота колебаний.
По характеру колебательных движений звуки можно разделить на чистые тоны, сложные тоны и шумы. В природе мы практически не встречаемся с чистыми тонами, они подобны дистиллированной воде лабораторий, нас же окружает вода ручейков, речек, озер, прудов. Чистые тоны можно воспроизвести только с помощью камертона, или электроакустическим методом. Окружающие нас звуки — сложные. Помимо основного тона, имеется масса добавочных тонов, или обертонов. Звуки, состоящие из смеси тонов самых разных частот, в которых невозможно выделить основной тон, называются шумами.
Мы живем в мире шумов, шумы и шорохи доминируют в окружающем нас звуковом фоне. В лесу это — шелест листьев, в поле — шум ветра, на берегу моря — плеск волн. В природе абсолютной тишины не бывает. Тем более не бывает тишины в городе, здесь мы можем говорить только о большем или меньшем уровне шума. Поэтому известный исследователь свойств звука Лангенбек писал: «Человек с детства должен тренироваться, чтобы слышать определенные звуки, несмотря на шум».
Распространению звуковой волны мешают препятствия, встречающиеся на ее пути. Способность звуковой волны огибать препятствия называется дифракцией. Низкие звуки обладают лучшей дифракцией, чем высокие. Этим, например, объясняется тот факт, что когда группа поющих людей сворачивает за угол, то сначала перестают быть слышны высокие голоса, а затем уже низкие.
Волна может отражаться от большой поверхности, оказавшейся на ее пути. При этом возникает явление, называемое эхом. Каждый из нас встречался с ним в лесу, в горах, где отражающими поверхностями являются деревья, скалы.
Эхо может наблюдаться и в закрытых помещениях, где звук будет отражаться от стен, потолка, мебели. Такое многократное отражение звука в закрытых помещениях от различных предметов носит название реверберации. Реверберация может быть сильной, и тогда мы говорим о «гулкости» помещения. Зодчие Древней Руси, хотя и не знали законов современной физики, строили храмы, уникальные по своим акустическим свойствам. Например, в Георгиевском соборе Юрьева монастыря под Новгородом, построенном еще в XII веке, можно слышать слова, произнесенные даже шепотом в любом из углов собора. Во многих старинных соборах (Знаменский собор в Новгороде, Софийский в Полоцке, Домский в Риге) открыты концертные залы с великолепными акустическими свойствами.
Некоторые тайны древних зодчих удается раскрыть. Когда будете в старых церквах Киева, Владимира, Пскова, обратите внимание на круглые отверстия, расположенные по основанию купола. Это голосники — горлышки глиняных горшков, вделанных мастерами в толщу каменного купола при строительстве. Они значительно усиливают эффект реверберации. Для этой цели создаются специальные формы помещений с «направленным звуком» — концертные залы, эстрадные «раковины». Типичный пример такого сооружения — знаменитая эстрада Певческого поля в Таллинне, вмещающая одновременно несколько тысяч певцов.
Реверберацию можно ослабить путем изоляции отражающих поверхностей пористыми или губчатыми материалами, занавесями, коврами.
Электронная реверберация, наряду с другими эффектами, широко применяется для обработки звука при воспроизведении и записи музыки и вокала.
Объективные физические признаки звука, воздействуя на слуховые органы человека, вызывают в нем появление субъективных физиологических ощущений: высоты, громкости и тембра звука.
Оценка высоты звука производится в герцах (Гц) по имени немецкого физика Генриха Герца. Эта величина означает число колебаний в 1 секунду.
Диапазон воспринимаемых человеческим ухом частот находится в пределах от 15…16 до 20 000…22 000 герц. Звуки с частотой выше 20 000…22 000 герц относят к ультразвукам, ниже 15…16 — к инфразвукам. Воздействие этих частот на слуховые органы человека не воспринимается как звуковое ощущение, хотя и не остается для него бесследным.
Различные части диапазона воспринимаются ухом неравномерно. Лучше всего слышны тоны средних частот и особенно в зоне 800…2000 герц, хуже — крайние части диапазона: ниже 50 и выше 10 000 герц.
Собственно частота колебаний барабанной перепонки равна приблизительно 1000 герц. Эту частоту с полным основанием можно назвать «собственным тоном» барабанной перепонки, при воздействии звуковых колебаний этой частоты отмечается наилучший ее резонанс. В большинстве окружающих человека «приятных» звуков — шум леса, дождя, моря и т. д. — определяющей является частота в 1000 Гц.
С древности известно о целебных свойствах звуков. До наших дней дошли монотонные, тихие напевы колыбельных песен, которыми матери убаюкивали своих детей. Археологические раскопки сообщили нам о существовании в древности многочисленных лечебниц для нервных больных, в которых единственным методом лечения была постоянно журчащая вода протекающих ручейков.
В средние века высоту звука обозначали не частотной характеристикой, а октавой. Понятие «октава» существует столько же, сколько существует музыкальная грамота. Октава, как известно, состоит из 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Самый низкий звук нашего диапазона, равный 16 герцам, представляет собой «до» субконтроктавы, самый высокий — «ре-ми» седьмой октавы. Диапазон нашего слуха охватывает около 16 октав. Частотный интервал октавы, соответствует увеличению частоты звуковых колебаний ровно в два раза. (Так до — 131 герц, до 1 — 262, до 2 — 524, до 3 — 1048).
Основными частотами, при помощи которых люди общаются друг с другом, используя речь, являются 500…4000 герц. Частотный спектр «голосов» многих представителей животного мира располагается в диапазоне слуха человека. Так, например, слоны «разговаривают» в зоне 95…380 герц, земноводные — 1000… 3000, цикады — 3000…8000, жуки — 5000…8000, саранча — 3000…15 000 герц.
Еще одна характеристика звука — сила звука. Она измеряется в единицах, получивших название белл — в честь Александра Грехема Белла, изобретателя телефона. Однако на практике оказалось более удобным использовать десятые доли бела, то есть децибелы. Введение такой единицы при акустических измерениях дало возможность выразить интенсивность всех звуков области слухового восприятия в относительных единицах от 0 до 140 децибел. Для сравнения мы приведем цифры, где показаны уровни интенсивности звуковой активности, выраженные в децибелах:
Читайте также: