Классификация правовых систем шпора
Выделяются десять правовых семей: романо-германская (континентальная), англосаксонская (общего, или прецедентного права), славянская, латиноамериканская, скандинавская, мусульманская, индуистского права, обычного (адатного, традиционного) права, дальневосточная, социалистическая.,
Каждая из названных правовых семей отличается своеобразием и в, то же время, общими чертами, которые можно обнаружить у отдельных групп правовых семей.
Романо-германская правовая система.
Данная правовая семья сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в XII-XVI вв. и получила распространение в континентальной Европе и в некоторых других регионах. Особенности этой семьи состоят в следующем:
1) основным источником права служит нормативный правовой акт – закон;
2) существует единая иерархическая система источников права;
3) признается деление права на публичное и частное;
4) преобладает законодательство кодифицированного характера;
5) имеется общий понятийный фонд, т. е. сходство основных правовых понятий и категорий;
6) сложилась относительно единая система правовых принципов;
7) ведущую роль играет конституция.
Правовой прецедент в качестве источника права не характерен. Правовая доктрина играет важную роль в процессе правотворчества, а в правоприменении она используется лишь при толковании норм права. Серьезное значение придается международному праву. Присущ этой семье и конституционный контроль. Обычай имеет ограниченное действие, но применение его допускается в сфере частного права и нередко в дополнение к закону или вместо закона, если закон не регулирует ту или иную ситуацию.
Основой возникновения романо-германской правовой семьи послужило римское право, в ее развитии можно выделитьтри главных этапа:
1) эпоха Древнего Рима – зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476т. н.э.), господство в Европе архаических способов решения споров – поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права;
2) XIII-XVII вв. – возрождение (ренессанс) римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независимости права от королевской власти;
3) XVIII в.– наши дни – кодификация права, появление конституций (в США, Польше, Франции и т.п.), отраслевых кодексов (Гражданский кодекс Франции 1804 г., Гражданское уложение Германии 1896 г.), создание национальных правовых систем.
3) придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств;
4) автономия судебной власти по отношению к другим ветвям власти, что выражается не только в правотворческих полномочиях судебной власти, но и в отсутствии прокуратуры и административной юстиции;
5) некодифицированный характер законодательства.
В структуре общего права можно выделить группу английского права (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия и др.) и право США, которое имеет своим источником английское право, но отличается большим своеобразием, заключающимся в следующем:
а) в наличии в США в отличие от Великобритании федеральной конституции;
6) в дуализме правовой системы, так как наряду с прецедентным правом действует система законодательства;
в) в существенной самостоятельности штатов в США, суды одного штата не должны обязательно ссылаться на судебные решения другого штата, они могут принять иные решения;
г) в значительной маневренности, гибкости приспособленности права к изменяющимся условиям;
д) в кодифицированном характере законодательства штатов, которые, имеют свои кодексы;
е) в наличии судебного контроля за законностью федеральных законов и законов штатов.
Латиноамериканская правовая семья.
Латиноамериканская правовая семья характеризуется дуализмом. Это выражается в, том, что данная семья восприняла, с одной стороны, романо-германскую правовую модель, а с другой – правовую систему CША.
Особенность рассматриваемой правовой семьи состоит также в том, что у США заимствована президентская форма правления, конституция и некоторые конституционные институты. В целом сфера публичного права государств Латинской Америки сформировалась под воздействием США как наиболее близко расположенного государства.
В латиноамериканской правовой семье большое место занимает делегированное законодательство, т. е. издание правительственных актов в форме законов, что объясняется длительными периодами правления военных в странах и функционированием парламентов.
В федеративных государствах – Аргентине, Бразилии, Венесуэле и Мексике – правовая система носит федеративный характер, но основную массу составляет федеральное законодательство.
Обычай как источник права играет разную роль в отдельных странах: в Аргентине его роль значительно велика, а в Уругвае – меньше. Серьезное внимание уделяется институту судебного контроля за конституционностью законов.
Латинская Америка, заимствовав у США судебную систему, серьезно изменила её и не рассматривает судебную практику в качестве источника права. Латиноамериканские государства используют институты местного, национального происхождения.
Cкандинавская правовая семья.
В данную правовую семью входят следующие государства – Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания и Исландия. Несмотря на близость к континентальной Европе, названная правовая семья не восприняла в полной мере романо-германскую модель права. Например, судебная система и судебная практика играют в скандинавских государствах более важную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье.
Для скандинавского права характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех скандинавских государствах. Это объясняется сходством их языка, культуры, исторического развития, географическим положением, отсутствием в целом политических различий.
Для скандинавской правовой семьи характерно развитие унифицированного законодательства, этой семье не присущ прецедент как источник права, не придается, как в английском праве, большое значение процедуре, процессуальным нормам.
Мусульманская правовая семья.
Мусульманское (шариатское) право относится к религиозным правовым системам, так как основано на исламе. Оно отличается сложностью, большим своеобразием, необычностью источников, структуры, терминов, понятий и т. д. Оно включает в себя не только юридические нормы, но и религиозные, нравственные регуляторы, обычаи.
Особенности мусульманской правовой семьи состоят в следующем:
1) норма права воспринимается как правило, адресованное всем мусульманам Аллахом, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда.
В силу божественного происхождения эти правила не подлежат изменению, но нуждаются в разъяснении и толковании для практического использования. По содержанию нормы мусульманского права не носят предписывающего или запрещающего характера, а представляют собой обязанность, долг совершать те или иные поступки. Так, мусульманское право определяет посты, которые каждый мусульманин должен соблюдать, милостыни, которые необходимо подавать, паломничества, которые надо совершать, и т. д.;
2) выделяются четыре главных источника мусульманского права:
а) Коран – священная книга мусульман, где собраны изречения и проповеди пророка Мухаммеда. Она посвящена вопросам религии, нравственности и лишь незначительно затрагивает вопросы правовых отношений мусульман;
б) Сунна – сборник преданий о жизни пророка, его образе мыслей и действий. В Сунне доминируют нравственно-религиозные положения;
в) иджма – согласие исламского сообщества об обязанностях мусульманина. Правовые нормы трех первых источников в совокупности образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права;
г) фетва – толкования шариата, данные крупнейшими мусульманскими законоведами и духовными деятелями.
Существует также принцип права кыяс (кийяс) – суждение по аналогии, применение к новым сходным случаям правил, установленных шариатом, т. е. Кораном, Сунной и иджмой.
К второстепенным источникам относятся закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине, а также адат (обычай);
3) в структуре мусульманского права отсутствует публичное и частное право, однако в современный период в качестве основных отраслей выделяются уголовное, судебное, семейное право. Мусульманское право различает наказания, установленные законом (за воровство, убийство, прелюбодеяние и др.), и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушение закона.
Индуистская правовая семья.
Данная правовая семья основана на своеобразном религиозном комплексе – индуизме и составляет одну из религиозно-традиционных семей права. Она сформировалась более двух тысячелетий назад, пройдя сложный путь развития, и сохранила свое регулирующее значение до сих пор.
Для этой правовой семьи характерно следующее.
1. Связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на социальные иерархические группы – касты, каждая из которых имеет свои права, обязанности, миропонимание, мораль.
2. Источником права и религии считаются Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих, по существу, правила поведения.
3. Индуистское право основывается на обычаях в регулировании, вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества. Поэтому в период британской колонизации, даже после
введения системы общего права, семейное и наследственное право регулировались главным образом обычаями.
4. Нормативные установления и решения судов не составляли источника индуистского права, которое опиралось на труды и комментарии ученых.
5. После обретения Индией и другими британскими колониями независимости происходит процесс кодификации индуистского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право и приспособивших его к современному мировоззрению, о наследовании, об усыновлении и др.
К семье индуистского права относятся правовые семьи Индии и Непала, его нормами руководствуются также отдельные этнические группы Бангладеш, Гайаны, Бирмы (Мьянмы), Сингапура, Малайзии, Шри-Ланки, некоторых государств восточного побережья Африки – Танзании, Уганды, Кении.
Семья обычного права.
Эта семья включает страны Центральной и Южной Африки и Океании, в том числе Гамбию, Гану, Камерун, Малави, Мадагаскар, Сенегал, Того и др.
Для данной правовой семьи характерно регулирование жизни обычаями (адатом). Эти обычаи многочисленны, и каждая община, племя, этническая группа имеет свои обычай и традиции. Повиновение обычаю – добровольное из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил, так как нарушение обычая может повлечь их негативную реакцию. Другая особенность обычного права состоит в том, что это право групп, сообществ, а не право индивидов, не право отдельной личности. В традиционной среде считается справедливым то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимодействие между ее членами.
Еще одна особенность традиционного права – идея примирения сторон, заинтересованных лиц.
В соответствии с обычным правом брачный договор есть соглашение двух семейных групп, а не союз двух людей, поэтому и развод возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит всей социальной группе, по наследству имущество переходит, не к отдельному лицу, а к семье или иной группе. Отсюда и компенсация ущерба, причиненного одному из членов клана, выплачивается всей семье или клану. Таким образом, в обычном праве регулирование сводится преимущественно к сфере частного права (семейных отношений, обязательств гражданского характера, наследования, отношений земельной собственности).
В результате колонизации Африки возникла дуалистическая система права, включающая в себя право метрополии и обычное право.Метрополии стремились запретить некоторые варварские обычаи и урегулировали административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Была осуществлена реформа судов: наряду с европейскими судами действовали и туземные суды, которые разбирали споры на основе обычного права.
После обретения, африканскими государствами независимости существование в одном государстве двух видов юстиции оказалось неприемлемым. Поэтому в одних государствах туземные суды были упразднены (Сенегал, Мали, Бурунди), в других – временно сохранены. Некоторые государства приняли решение о кодификации обычаев (Мадагаскар, Нигерия, Танганьика). Но само обычное право переживает эволюцию, поскольку африканские государства расширяют международные связи, возросли контакты с европейцами, появился рынок рабочей силы и т. д. В то же время следует отметить, что элементы обычного права сохранились в быту многих народов всех континентов Земли.
Дальневосточная правовая семья.
Для данной правовой семьи характерны:
1) отрицательное отношение к праву вообще; например, японцы традиционно отождествляют право исключительно с уголовным законодательством, которое ассоциируется с тюрьмой;
2) господство идеи примирения спорящих сторон – конфликты предпочитают решать внесудебным путем, и даже судебные дела завершаются чаще всего примирением участников спорам
3) традиционный взгляд на общественный порядок как гармонию между человеком и природой, между самими людьми. Поэтому охрана порядка должна осуществляться методами убеждения, посредничества, самокритичными оценками поведения;
4) модернизация правовой системы после Второй мировой войны.
Семья социалистического права.
Ее отличительные особенности состоят в том, что она:
а) является идеологизированным типом права, поскольку основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как права высшего типа;
б) носит ярко выраженный классовый характер, так как имеет своей направленностью воплощение в законах интересов классов, стоящих у власти, – пролетариата и крестьянства, но в действительности выражается в закреплении интересов партийно-государственной верхушки
в) придерживается узконормативного понимания права, отождествляющего право и закон, исходящий исключительно от государства;
г) считает основным источником права нормативные правовые акты;
д) использует главным образом запреты и обязанности для регулирования общественных отношений, а ее нормативно-правовые предписания и установления имеют императивный характер;
е) отрицает судебный прецедент как источник права, не признает деления права на частное и публичное, в стране отсутствует конституционный контроль;
ж) провозглашает приоритет государственных, интересов перед личными;
з) основывается на централизации в регламентировании договорных отношений, нормировании трудовой деятельности и распределении социальных благ;
и) отрицает свою преемственность от других правовых систем, в том числе и от предшествующей. В настоящее время к социалистической правовой семье могут быть отнесены Куба, Вьетнам, Северная Корея, Китай.
Преемственность означает использование в правовой системе предыдущих форм права при обновлении их содержания. Этот процесс имеет место при сменах общественно-экономических, государственных строев. Форма права является весьма устойчивой по отношению к переменам в экономике, в политике, в духовной жизни общества.
Не менее значимым становится и использование, сохранение организационно-технического опыта, который складывался в прошлом при создании форм правовой системы. Так, в России является бесценным опыт создания и поддержания в актуальном состоянии Свода законов Российской империи.
Рецепция права – заимствование содержания и некоторых форм права из правовых систем других стран или из прошлого опыта.
Такая рецепция осуществляется в некоторых странах. Так, сохраняя свои своеобразные национальные и регулятивные правовые и моральные системы, Япония в XIX веке рецепировала Германское гражданское уложение, которое удачно послужило формированию и обеспечению капиталистических товарно-денежных отношений, способствовало расцвету во многих областях жизни японского общества.
Разумеется, рецепция не означает механического заимствования содержания и форм права. Этот процесс восприятие, адаптации рецепцированного права к конкретным условиям того государства, которое в этом нуждается. Но это реальный процесс формирования некоторых национальных правовых систем.
Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
- собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках;
-правовая идеология - активная сторона правосознания;
- судебная (юридическая) практика;
Виды:
Выделяются основных четыре правовые семьи:
5. Континентальная (роман-германская правовая система).
Другие специалисты выделяют восемь правовых систем:
9. Романская (Франция, Италия, Испания, Бельгия, Нидерланды, Люксембург)
10. Германская (Германия, Австрия, Польша, Швейцария и др.)
11. Скандинавская (относятся страны Скандинавского полуострова - Финляндия, Швеция, Норвегия, Исландия, Дания)
12. Англоамериканская (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия)
13. Мусульманская (Иран, Ирак, ОАЭ, Саудовская Аравия, Иордания и др.)
14. Индусская (Индия, Пакистан, Малайзия, Бангладеш)
15. Дальневосточная (Китай, Япония, Вьетнам, Сингапур)
16. Социалистическая, если принимать во внимание экономико-правовой критерий, как отношение к частной собственности, а именно запрет или существенное ограничение частной собственности, то к странам этого блока можно отнести - Китай, Вьетнам, Северную Корею, Кубу, Ливию.
Одна из самых популярных - классификация правовых семей, данная Рене Давидом. Она основана на сочетании двух критериев: идеологии, включающую религию, философию, экономические и социальные структуры, и юридической техники, включающие в качестве основной составляющей источники права.
Р.Давид выдвинул идею трихотомии - выделения трех основных семей: романо-германской, англо-саксонской, и социалистической. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название "религиозные и традиционные системы".
Основные правовые системы современности:
а) романо-германского типа;
б) англосаксонского типа;
в) заидеологизированного, религиозно-традиционного типа.
г) социалистического типа.
Романо-германский, англо-американский, религиозно-традиционный тип правовых систем (общая характеристика)
Правовая система романо-германского типа (Германия, Франция, Италия, Россия, Украина ) характеризуется делением права на частное и публичное, материальное и процессуальное, отрасли права. Основной субъект правотворчества - государственные органы. Подчеркивается различие правотворческих и правоприменительных (правоисполнительных) органов государства. Право имеет преимущественно писаный характер, т.е. основная форма права - законодательство. Главное в содержании права - права человека и гражданина ,защищаемые судом.
Правовая система англо-американского типа (Англия, США, Канада и др.) характеризуется отсутствием деления права на частное и публичное, Процессуальное право по отношению к материальному имеет доминирующее значение. Основной субъект правотворчества - суды. Основной источник права - судебный прецедент. Главное в содержании права - права человека и гражданина, защищаемые судом.
Господствует узкое нормативное понимание права. Частное право уступает место праву публичному. Право носит императивный характер, теснейшим образом связанное с государственной политикой, является ее аспектом, обеспечивающим партийную власть и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.
В теории исключается возможность для судебной практики выступать в роли создателя норм права. Ей отводится лишь роль строгого толкования права. Несмотря на конституционный принцип независимости судей и подчинения их только закону, суд остается инструментом в руках господствующего класса (группы), обеспечивает его господство и охраняет прежде всего его интересы.
76.Полит. система общества: понятие, структура, виды.
Политическая система общества или политическая организация общества– организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений – государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие "политическая система" обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы полит. процесса.
· Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:
· организационный (институциональный) компонент – политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.
· культурный компонент – политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).
· нормативный компонент – социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.
· коммуникативный компонент – информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.
· функциональный компонент – политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.
· Структура – важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.
· Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования – демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).
· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).
· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организ. работы, людских, мат-ных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).
· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).
· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распре-деления сталкиваются интересы разнообр. общностей людей).
· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).
· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).
· Легитимация политической власти (т. е. достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).
· Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:
· Политическая социализация – приобретение человеком полит знаний, ценностей, следование стандартам полит поведения в обществе и т д.
· Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.
· Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.
· Экстракционная функция – черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.
· Дистрибутивная функция – согласование интересов различных групп внутри общества.
· Регулирующая функция – управленческие действия
Практическое значение классификаций политических систем состоит в определении достаточности условий, которые позволяют политическим институтам эффективно функционировать и выполнять свои политические роли.
Классификация (типология), исходящая из характера взаимоотношения с внешней средой. Политические системы подразделяются на закрытые иоткрытые.
Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.
Классификация по политическому режиму на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. Выделяютсятоталитарные, авторитарныеидемократические политические системы.
Черты тоталитарной политической системы:
- отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;
- стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;
- ломка всесильным политическим механизмом автономии всех общественных отношений;
- радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государстве иной машины в решении практически всех политических проблем.
Черты авторитарной политической системы:
- использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности властей; ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;
- централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;
- сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.
Черты демократической системы:
- свобода критики и оппозиции правительству;
- защита меньшинства и его лояльность политическому сообществу; право народа на участие в решении государственных дел, уважение и охрана прав человека.
В зависимости от исторического опыта и традиций выделяютнациональные типы политических систем.
По господствующим способам управления и разрешения политических противоречий системы подразделяют на:
›командную (ориентированную на использование принудительных методов управления),
›соревновательную (управленческие задачи решаются в ходе противоборства различных политических сил)
›социопримирительную (нацеленную на поддержание социального согласия и преодоление конфликтов).
Одним из важнейших приемов научного познания, применяемого в рамках сравнительного правоведения, является юридическая классификация (типология). Она представляет собой распределение правовых явлений по классам (типам) в зависимости от различных критериев. Как отмечает один из авторитетнейших отечественных специалистов по сравнительному правоведению А.Х. Саидов, юридическая типология “выступает необходимой предпосылкой многоаспектного, разносторонне дифференцированного анализа правовой карты мира” [41] . В этом смысле классификация (типология) – важный способ научного познания, позволяющий раскрыть не только внутренние (структурные) взаимосвязи права, “но его отношения с более широким социальным контекстом, что открывает новые возможности в изучении юридических явлений” [42] . Результатом применения сравнительного метода к анализу различных национальных правовых систем является группировка их по различным признакам, распределение их по типам, семьям, структурным общностям.
Основным вопросом юридической типологии является вопрос о выборе критериев для построения классификационных групп (типов) правовых систем. В качестве таковых выступают типологические признаки. Выбор типологических критериев определяется позицией исследователя по вопросу природы права, его социальной сущности, юридического своеобразия. Иными словами, он обусловлен философско-мировоззренческой позицией той или иной школы правоведения, в рамках которой осуществляется классификация правовых явлений. Отсюда – множество различных подходов к типологии правовых систем, сторонники которых используют различные идеологические, этические, расовые, религиозные и специально-юридические факторы права. Эти факторы в той или иной мере учитываются во всех типологических подходах, и сочетаясь в определенных комбинациях, составляют типологические критерии.
В отечественной юридической науке долгое время доминировал классовый подход к изучению явлений правовой действительности, основывающийся на марксистском экономическом учении. Основополагающим тезисом этого учения является тезис о первичности экономического базиса и детерминированности социально-политической надстройки типом экономических отношений.
В рамках марксистско-ленинской теории права сравнительно-правовой метод исследования правовых систем сводился главным образом к определению принадлежности конкретной правовой системы к тому или иному историческому типу права.
Исторический тип права – это совокупность сущностных признаков, свойственных всем без исключения правовым системам в рамках одной общественно-экономической формации.
В данном случае в основу классификации правовых систем положены социально-экономические критерии: тип производственных отношений, господствующий способ производства, характер собственности, социальная структура общества, классовая сущность права.
Такой подход к классификации правовых систем принято именовать глобальной типологией.
Вместе с тем в рамках исторического типа производилась и внутритиповая классификация, посредством которой определялась принадлежность конкретной национальной правовой системы к той или иной структурной правовой общности (правовой системе). На основе последней выделялись главным образом две основные правовые системы буржуазного права: романо-германская (континентальная правовая система) и англо-саксонская, а также правовая система мусульманского права.
Следует учитывать, что понятия “типология” и “классификация” далеко не тождественны. А.Х. Саидов отмечает, что по сравнению с классификацией, типология характеризуется более высоким порядком абстракции – она принимает во внимание лишь качественно однородную совокупность, все единицы которой имеют общую закономерность развития [43] . В сущности, типология – это несколько иной, более общий, нежели юридическая классификация, срез сравнительно-правовых исследований. Соотношение между этими двумя явлениями может быть выражено как соотношение общего (глобальная типология) и особенного (юридическая классификация).
98. Романо-германская правовая семья
Эту семью образуют главным образом правовые системы государств континентальной (центральной) Европы: Германия, Франция, Испания, Португалия, Италия, Австрия, Швейцария, Бельгия. Кроме того, в эту семью входят также и правовые системы тех европейских государств, которые рецепировали романо-германское право после развала социалистического лагеря: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Россия, Украина, Беларусь и др. Последние до недавнего времени относились к правовой семье социалистического права (по классификациям Р. Давида, К. Цвайгерта).
Романо-германская правовая семья включает национальные правовые системы, которые, несмотря на общность многих элементов, определенным образом отличаются друг от друга. В связи с этим выделяют внутри этой семьи две внутрисемейные группы: группу романского и группу германского права. Группа романского (латинского) права объединяет правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга, Португалии. Для правовых систем, входящих в эту группу, характерно большее влияние латинского права, выраженного во французском праве.
В группе германского права – правовые системы тех государств, на формирование которых большее влияние оказало право германских университетов Германии, Швейцарии, Австрии, а также правовые системы Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Польши (государств, ранее входивших в семью социалистического права). Три последних хотя и являются славянскими государствами, но в своем юридическом развитии тяготеют к германскому праву.
Читайте также: